Таким образом, государственное регулирование страховой деятельности ведётся по нескольким основным направлениям.
Во-первых, это определённый государством порядок выдачи лицензии юридическому лицу на право страховой деятельности. При этом необходимо отметить, что при выдаче лицензии государство контролирует юридическое лицо в целом, включая его уставной капитал и тарифы по которым будут предоставляться страховые услуги.
Во- вторых, это государственный надзор, за страховой деятельностью который, состоит в проверке законности и обоснованности страховой деятельности, её соответствие лицензии, соответствие заявленных в лицензии и используемых в жизни тарифов, а также видов страховой деятельности.
В-третьих, государство согласно закону обязано следить за объединениями страховщиков и не допускать монополизации данного сегмента общественных отношений. При этом необходимо отметить, что последние законодательные акты, в частности Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по сути, подвиг страховые организации к выработке и узакониванию чрезвычайно завышенных и примерно одинаковых тарифов, что в итоге можно назвать монополией на автострахование. При этом собранные средства идут не в государственные фонды страхования, а частные. По статистике за период действия закона страховыми организациями было собрано с владельцев транспортных средств 39 млрд. рублей при этом на выплаты по страховым случаям ушло всего 390 млн. рублей. Таким образом, тариф автострахования явно завышен, и в данном случае можно говорить о недостаточном контроле государства в сфере монополизации страхового рынка. Более того, принятие такого рода законов наоборот монополизирует рынок автостраховых услуг.
|
|
Хочется надеяться, что со временем государство более качественно будет контролировать страховую деятельность, защищая потребителей этой услуги.
Список литературы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации части первая, вторая и третья по состоянию на 11 мая 2004 г.
2. Закон РФ N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», по состоянию на 1 июля 2004 г.
3. Федеральный закон N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» по состоянию на 30 июня 2004 г.
4. Федеральный закон N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», по состоянию на 23 июня 2004 г.
5. Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»
|
|
6. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации с изменениями от 27 августа 2003 г.
7. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации утверждены приказом Минфина РФ от 14 мая 2003 г.
N 359
8. Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации, утверждены приказом Минфина РФ от 17 июля 2001 г. N 52н.
9. Серебровский В.И. Страхование. Учебник для ВУЗОВ, М., 2001г.
10.Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству – Москва: Юрист 2004 г.
[1] См.: Серебровский В.И. Страхование. М., 2001г. С. 34-35.
[2] п. 3 ст. 9 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 1 июля 2004 г.
[3] Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству - М.: Юристъ, 2004 г. С. 73
[4] Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству - М.: Юристъ, 2004 г. С. 144
[5] п. 1 ст. 6 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в ред. от 1 июля 2004г.
[6] п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 27, подпункт "г" п. 3 ст. 30 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 1 июля 2004 г.
[7]пп. 31 п. 6 Положения о Министерстве финансов РФ.
[8] Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. приказ Минфина РФ от 14 мая 2003 г. N 359
[9] Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству - М.: Юристъ, 2004 г. С. 120.