Лабораторный практикум

Не предусмотрено.

Практические занятия

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических занятий
  Тема 6 Расчет страхового тарифа.
  Тема 8 Расчет тарифа страхования грузов и эффективности страховых операций.

Самостоятельная работа

Контрольная работа на тему: «Расчет Страхового взноса при страховании грузов, отправляемых по железной дороге» (0,5 п.л.).

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: по состоянию на 10 апреля 2010 г. Ч. 1, 2, 3, 4. - М.: Проспект: КНОРУС, 2011. - 540 с

2. Страхование: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - М.: Кнорус, 2009. - 320 с

3. Основы страхования: учебное пособие / В. Н. Рыбин. - М.: КНОРУС, 2009. - 232 с

Абрамов, В.Ю. Страхование: теория и практика. – М.: Волтерс Клувер, 2007.

2.Архипов А.А. Страхование. Современный курс: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2007.

Дополнительная

17.Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской федерации» от 25.04.2002г.

18.Прейскурант… тарифы…: нормативно-технический материал.-М.:Бизнес-Проект,2003 - № 10-01 …на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами.

19.Жеребко А.Е. Совершенствование финансового менеджмента рисковых видов страхования. – М.: Анкил, 2003.

20.Клоченко Л.Н., Пылов К.И. Основы страхового права. Ярославль, 2002.

21. К. Пфайфер Введение в перестрахование. – М.: Анкил 2000.

23.Юлдашев Р.Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. М., 2002.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА

ЗАДАНИЕ 1

Задание 1 предлагает студенту теоретическую проработку вопросов стра­ховой деятельности в стране в целом и на железнодорожном транспорте в частности по предлагаемому списку литературы. Кроме предложенной литературы, студент может пользоваться любыми другими источниками информации с обязательным включением их в список использованной ли­тературы, который должен быть приложен к реферату.

При выполнении задания № 1 студент должен составить реферат объемом не менее 5-8 печатных листов по одному из предлагаемых ниже контрольных вопросов. Реферат может быть проиллюст­рирован статистическими данными, расчетами, бухгалтерскими данными страховщиков и страхователей и т.д.

Номер контрольного вопроса приведен в табл. 1 и находится на пересечении вертикальной графы, соответствующей последней цифре учебного шифра студента, и горизонтальной графы, соответствующей предпоследней цифре.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. История развития страхового дела в России.

2. Сравнительный анализ, общность и различия в системах стра­хования в России и за рубежом.

3. Страхование как система экономической защиты человека.

4. Роль государства в организации страхового дела, формальный и материальный контроль государства.

5. Организационно - правовые формы страховых организаций.

6. Методологические основы расчета страхового тарифа.

7. Инвестиционная деятельность страховых организаций,

8. Страхование и перестрахование. Организация перестрахования
в России.

9. Маркетинг в страховании.

10. Сравнительный анализ систем страхования на различных видах транспорта.

11. Организация эффективной работы страховой компании.

12. Бизнес-план страховой компании.

13. Стратегическое планирование страховой компании.

14. Роль и место страховых организаций в системе рыночной эко­номики.

15. Виды и условия страхования. Формы страхования, классифика­ция отраслей страховой деятельности.

16. Страхование технических рисков.

17. Характеристика затрат и расходов, включаемых в себестои­мость страховой деятельности.

18. Взаимоотношения сторон по договору страхования при ненаступлении и наступлении страхового случая.

19. Классификация страхования. Виды страхования по объектам страхуемых ценностей.

20. Методика построения тарифов по страхованию имущества и дру­гих рисков.

21. Страхование различных видов ответственности (гражданской ответственности, внутренних и экспортных кредитов).

22. Страхование предпринимательских рисков.

23. Финансовые основы страховой деятельности.

24. Планирование и прогнозирование страховой деятельности.

25. Этапы разработки стратегии развития страхового общества.

26. Оценка риска страховой деятельности на железнодорожном транспорте.

27. Страхование производственной деятельности линейных предпри­ятий железнодорожного транспорта.

28. Экономический анализ страховых операций.

29. Предпринимательский доход страховой компании и направления использования прибыли от страховой деятельности.

30. Организация и финансирование мероприятий по предупреждению страховых случаев.

31. Формирование страховых фондов, объективная необходимость их образования.

32. Страховые системы развитых стран мира.

33. Анализ издержек страховой организации.

34. Теория и практика управления рисками.

35. Экономическая роль государства в стимулировании и надзоре за страховой деятельностью.

36. Организационные формы страховой деятельности.

37. Факторы неопределенности в экономике. Страховые рынки.

38. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности.

39. Конкуренция на рынке страховых услуг.

40. Актуарные расчеты, их сущность, особенности и задачи. Мето­дология расчетов.

41. Виды, особенности страхования на железнодорожном транспорте.

42. Место страхования в системе политической экономии.

43. Основные принципы страховой политики. Возникновение страхо­вых учреждений - явочная и концессионная системы.

44. Страхование жизни: история, техническая организация, расчет ставок страхования, страховой полис и его выкуп.

45. Деятельность страховых обществ. Реклама, агентура. Ликвида­ция страховых убытков компании.

46. Накопление капиталов страховыми обществами. Виды помещения капиталов страховых учреждений в отдельных странах.

47. Понятие риска в страховании и его оценка. Управление риска­ми Критерии страхуемости рисков.

48. Договор страхования. Юридические предпосылки для заключения договора. Порядок заключения договора, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.

49. Имущественное страхование, общие принципы и подходы.

50. Основные виды имущественного страхования.

51. Юридические основы страховых отношений. Страховое законода­тельство.

52. Страхование основных и оборотных фондов предприятий, орга­низаций и других юридических лиц.

53. Транспортное страхование.

54. Определение ущерба и страхового возмещения по страхованию строений и другого имущества.

55. Экономический анализ страховых операций.

56. Страхование внешнеэкономических интересов.

57. Страхование в зарубежных странах.

58. Коммерческая деятельность страховых компаний.

59. Основные этапы развития страхового дела в России.

60. Перестрахование как метод укрепления финансовой устойчивос­ти страховых операций.

Таблица 1

Предпоследняя цифра учебного шифра Вариант контрольной работы (последняя цифра учебного шифра)
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

ЗАДАНИЕ 2

В задании № 2 контрольной работы предлагается выполнить расчет страхового взноса при страховании грузов, отправляемых по железной дороге, согласно методическим указаниям.

Задача

Для решения задачи студенту предлагаются данные, перечисленные в табл. 2. Условия страхования опреде­ляются по табл. 8.

В ходе решения задачи студент должен рассчитать транспортные издержки, определить страховую сумму, страховой платеж, страховые выплаты при различных вариантах наступления страхового случая (полная потеря груза, частичная потеря груза), а также рассчитать эффективность страховых операций.

Методические указания

Страхование грузов - один из наиболее распространенных видов страховых операций на железнодорожном транспорте. Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, как грузоотп­равители, так и грузополучатели.

Для заключения договора страхования страхователь (лицо, желаю­щее осуществить процедуру страхования) представляет страховщику (представителю организации, осуществляющей страхование) письменное заявление по установленной форме, в котором страхователь должен со­общить следующие сведения:

наименование груза, род упаковки, число мест и вес груза,

номер и дату транспортных документов;

вид необходимого подвижного состава;

способ отправки груза (навалом, наливом, в контейнере и т.д.);

регистрационный номер вагона или контейнера;

маршрут перевозки (пункты отправления, перегрузки и назначения груза);

дату отправки груза;

страховую стоимость груза;

условия страхования;

все другие известные страхователю сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска страхо­вания данного груза и его транспортировки.

Договор страхования вступает в силу с момента поступления пер­вого страхового взноса.

Одним из главных вопросов в договоре страхования является оп­ределение страховой стоимости груза, которая включает стоимость не­посредственно груза и величину транспортных издержек.

Транспортные издержки определяются с помощью тарифного руко­водства путём умножения установленного тарифа на расстояние пере­возки с учетом льгот.

Отправитель должен именовать груз в перевозочных документах в соответствии с одним из наименований Алфавитного списка грузов, помеченного в разделе Д Тарифного руководства. При этом необходимо указать его отличительные признаки (в твердом или жидком состоянии, хрупкий или скоропортящийся груз и т.д.), если эти признаки оказыва­ют влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в Алфавите нет, то груз должен обозначаться в перевозочных документах под тем наименованием, под которым он указан в действующих государственных стандартах, Классификаторе промышленной и сельскохозяйственной про­дукции, прейскуранте цен или технических условиях на изготовление продукции. В данной работе принимается произвольно.

Под весом груза для определения провозной платы и сборов пони­мается вес груза, округленный в соответствии с правилами, изложен­ными ниже.

Масса груза, принимаемая для расчета провозных плат, рассчитывается следующим образом:

- если груз сдан в количестве до 10 т. то общая масса округля­ется до величины, кратной 100 кг, считая неполные 100 кг. за полные;

- если груз сдан в количестве более 10 т. то масса округляется до полных тонн, считая неполную тонну за тонну.

Упаковка (тара) груза, поддоны, приспособления, установленные для перевозки груза, входят в общую массу груза.

Кроме того, взимается плата за пробег вагонов и локомотивов предприятий, за пользование транспортерами, а также сборы за хране­ние грузов, взвешивание и проверку веса груза, за дезинфекцию ваго­нов, подачу и уборку вагонов.

Для расчета платежей за перевозку грузов необходимо:

1. Определить по Тарифному руководству №4 тарифное расстояние от станции отправления груза до станции его назначения. В данной контрольной работе расстояние задается в табл.2.

Провозная плата при перевозке грузов по железным дорогам России взимается за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большей скоростью. Минимальное расстояние, за которое взимается провозная плата, принимается равным 50 км.

В общее расстояние перевозки, за которое рассчитывается тариф не включается: протяженность путей необщего пользования, ветвей общего пользования, не имеющих станций, открытых для производства коммер­ческих операций, а также протяженность припортовых ветвей. При пере­возке грузов по этим путям взимается сбор за подачу и уборку ваго­нов.

2. Установить, к какому виду отправки относится предъявленный к перевозке груз – повагонной, контейнерной малотоннажной или мел­кой и при таксировке применить соответствующие правила определения тарифа.

3. Если груз относится к повагонной отправке, то определить, в каком типе вагонов осуществляется перевозка грузов.

4. Определить по табл. 2 минимальные весовые нормы погрузки.


Таблица 2

№ варианта Станция отправления Станция назначения Расстояние, км Наименование груза Масса груза Стоимость 1 ед. груза, тыс. руб. Количество подвижного состава Условия страхования Отношение страхователя к страховщику Наличие охраны груза Стоимость охраны груза Количество уничтоженного ед. груза при крушении
                         
  Агрыз Александров   Бензин 60 т в цистерне   5 цистерн Гибель всего груза или его части Постоянный клиент Охраны нет - 3 цистерны
  Балашов - 1 Анапа-Ейск   Мука 55 т в муковозе   7 муковозов Гибель всего груза или его части Постоянный клиент Охрана есть 150 руб. за 1 т 6 муковозов
  Аткарск Канаш   Трубы из черных металлов 60 т в полувагоне   5 полувагонов Гибель всего груза или его части Разовый клиент Охраны нет - 1 вагон
  Богоявленск Батайск   Початки кукурузы 50 т   9 вагонов Гибель всего груза или его части Разовый клиент Охраны нет - 25 т
 
Продолжение табл. 2
                         
  Балашов Валуйки   Минеральное сырье 65 т в вагоне   3 минераловоза Гибель всего груза или его части Разовый клиент Охраны нет - 2 вагона
  Белгород Буй   стекло строительное 43 т в вагоне   10 вагонов Полная гибель груза или его части Разовый клиент Охрана есть 3000 руб. за 1 т 38 т
  Богоявленск Великие Луки   картофель 30 т   1 вагон Полная гибель груза или его части Постоянный клиент Охрана есть - 25 т
  Балашов Вологда   пшеница 64 т   15 зерновозов Полная гибель груза или его части Постоянный клиент Охрана есть 5000 руб. за 1 тонну 3 вагона
  Белгород Вологда   лекарственные растения 15 т   1 вагон Полная гибель груза или его части Разовый клиент Охраны нет - 12 т
  Богоявленск Воскресенск   фанера 36 т   1 вагон Полная гибель груза или его части Разовый клиент Охраны нет - 33 т
 
Продолжение табл. 2
                         
  Белгород Грязи-Вор.   чугун 70 т в вагоне   8 вагонов Полная гибель груза или его части Постоянный клиент Охраны нет - 2 вагона
  Белгород Железнодорожный   мягкая мебель 10 т   1 контейнер Полная гибель груза или его части Постоянный клиент Охрана есть 20000 руб. за 1 т 5 т
  Красный Хутор Барнаул   автомобиль 20 т (14 машин)   1 двухъярусная платформа для автомобиля Полная гибель груза или его части Постоянный клиент Охрана есть 50000 руб. за 1 т 12 т
  Кузбасс Лев Толстой   кокс каменноугольный 45 т в вагоне 130,5 11 вагонов Полная гибель или его части Разовый клиент Охраны нет - 8 вагонов
  Белгород Москва-Рижская   удобрения минеральные 64 т в вагоне   7 вагонов Все риски Постоянный клиент Охраны нет - 2 вагона
  Владимир Валуйки   Пиломатериалы 50 т   16 вагонов Все риски Разовый клиент Охраны нет - 42 т
  Золотая сопка Каноша   Зерно 64 т в вагоне   15 зерновозов Все риски Постоянный клиент Охрана есть 5000 руб. за 1 вагон 11 вагонов
  Звезда Кочетовка   Трубы керамические 30 т в вагоне   2 полувагона Все риски Разовый клиент Охрана есть 600 руб. за 1 т 50 т
 
Продолжение табл. 2
                         
  Елец Лена   Зерно 64 т в вагоне   9 зерновозов Все риски Постоянный клиент Охрана есть 5000 руб. за 1 вагон 3 вагона
  Елец Лихая   Корма растительные 50 т в вагоне   20 полувагонов Все риски Разовый клиент Охрана есть 150 руб. за 1 т 73 т
  Жигулевское море Лиски   автомобили 50 т в вагоне   2 автомобилевоза Все риски Разовый клиент Охрана есть 50000 руб. за 1 т 87,5 т
  Кочетовка Красноярск   цемент 30 т в вагоне   3 цементовоза Все риски Разовый клиент Охраны нет - 70 т
  Кочетовка Лев Толстой   Тракторы гусеничные 40 т (4 шт.)   1 полувагон Все риски Разовый клиент Охраны нет - 27 т
  Кочетовка Куровская   скот 9 т в вагоне (18 голов)   3 скотовоза Все риски Разовый клиент Охраны нет - 25,2 т
  Лиски Орехово-Зуево   строит. материалы 50 т в вагонах   6 полувагонов Все риски Разовый клиент Охрана есть 10000 руб. за 1 вагон 5 вагонов
  Москва тов.-Ряз. Отрожка   Машины с/х 20 т в вагоне (5 шт.)   6 полувагонов Все риски Разовый клиент Охрана есть 15000 руб. за 1 т 4 вагона
  Москва тов.-Ряз. Ртищево   трубы из черных металлов 70 т в вагоне   3 полувагона Все риски Разовый клиент Охраны нет - 80 т
  Тамбов Мурманск   спирт 55 т в вагоне   2 цистерны Все риски Разовый клиент Охрана есть 5000 руб. за 1 т 70 т
  Тамбов Находка   зерно 74 т в вагоне   5 зерновозов Все риски Разовый клиент Охрана есть 1500 руб. за 1 т 3 вагона
  Находка Улан-Удэ   автомобили 20 т в вагоне   1 двухъярусная платформа для автомобилей Все риски Разовый клиент Охрана есть 50000 за 1 т 5 т
 
Продолжение табл. 2
                         
  Лиски Светогорск   мука 64 т в вагоне   5 муковозов Все риски Разовый клиент Охрана есть 800 руб. за 1 т 3 вагона
  Люберцы Сибирцево   мебель мягкая 5 т в контейнере   12 пятитонных контейнеров Все риски Постоянный клиент Охраны нет - 3 т
  Лосиноостровская Смоленск   автомобили 40 т в вагоне   6 автомобилевозов Все риски Постоянный клиент Охрана есть 61100 руб. за 1 т 110 т
  Ленинград - тов.-Мск. Тихорецкая   металлоконструкции 15 т на платформе   9 платформ Все риски Разовый клиент Охраны нет - 40 т
  Пермь ll Новосибирск-Глав.   Цемент 30 т в цистерне   7 цистерн Все риски Постоянный клиент Охраны нет - 3 цистерны
  Самара Посадниково   Мясо 43 т в рефрижераторе   1 рефрижератор Все риски Разовый клиент Охраны нет - 15 т
  Рыбная Унеча   Стекло строительное 42 т в вагоне   1 вагон Все риски Разовый клиент Охраны нет - 37 т
  Советск Хабаровск   Мебель 8 т   1 пятитонный контейнер 1 трехтонный контейнер Все риски Разовый клиент Охраны нет - 3 т

5. Определить номер тарифной схемы для данного вида отправки. В данной контрольной работе номер тарифной схемы указывается в табл. 3.

6. Установив номер тарифной схемы для данного вида отправки, следует обратиться к расчетным таблицам Тарифного руководства 1, ч.2, которые представлены в табл. 4-7 методических указаний, для определения провозной платы.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: