Не предусмотрено.
Практические занятия
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование практических занятий |
Тема 6 | Расчет страхового тарифа. | |
Тема 8 | Расчет тарифа страхования грузов и эффективности страховых операций. |
Самостоятельная работа
Контрольная работа на тему: «Расчет Страхового взноса при страховании грузов, отправляемых по железной дороге» (0,5 п.л.).
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
6.1. Рекомендуемая литература
Основная
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: по состоянию на 10 апреля 2010 г. Ч. 1, 2, 3, 4. - М.: Проспект: КНОРУС, 2011. - 540 с
2. Страхование: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. - М.: Кнорус, 2009. - 320 с
3. Основы страхования: учебное пособие / В. Н. Рыбин. - М.: КНОРУС, 2009. - 232 с
Абрамов, В.Ю. Страхование: теория и практика. – М.: Волтерс Клувер, 2007.
2.Архипов А.А. Страхование. Современный курс: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2007.
Дополнительная
17.Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской федерации» от 25.04.2002г.
|
|
18.Прейскурант… тарифы…: нормативно-технический материал.-М.:Бизнес-Проект,2003 - № 10-01 …на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами.
19.Жеребко А.Е. Совершенствование финансового менеджмента рисковых видов страхования. – М.: Анкил, 2003.
20.Клоченко Л.Н., Пылов К.И. Основы страхового права. Ярославль, 2002.
21. К. Пфайфер Введение в перестрахование. – М.: Анкил 2000.
23.Юлдашев Р.Т. Организационно-экономические основы страхового бизнеса. М., 2002.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА
ЗАДАНИЕ 1
Задание 1 предлагает студенту теоретическую проработку вопросов страховой деятельности в стране в целом и на железнодорожном транспорте в частности по предлагаемому списку литературы. Кроме предложенной литературы, студент может пользоваться любыми другими источниками информации с обязательным включением их в список использованной литературы, который должен быть приложен к реферату.
При выполнении задания № 1 студент должен составить реферат объемом не менее 5-8 печатных листов по одному из предлагаемых ниже контрольных вопросов. Реферат может быть проиллюстрирован статистическими данными, расчетами, бухгалтерскими данными страховщиков и страхователей и т.д.
Номер контрольного вопроса приведен в табл. 1 и находится на пересечении вертикальной графы, соответствующей последней цифре учебного шифра студента, и горизонтальной графы, соответствующей предпоследней цифре.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. История развития страхового дела в России.
2. Сравнительный анализ, общность и различия в системах страхования в России и за рубежом.
|
|
3. Страхование как система экономической защиты человека.
4. Роль государства в организации страхового дела, формальный и материальный контроль государства.
5. Организационно - правовые формы страховых организаций.
6. Методологические основы расчета страхового тарифа.
7. Инвестиционная деятельность страховых организаций,
8. Страхование и перестрахование. Организация перестрахования
в России.
9. Маркетинг в страховании.
10. Сравнительный анализ систем страхования на различных видах транспорта.
11. Организация эффективной работы страховой компании.
12. Бизнес-план страховой компании.
13. Стратегическое планирование страховой компании.
14. Роль и место страховых организаций в системе рыночной экономики.
15. Виды и условия страхования. Формы страхования, классификация отраслей страховой деятельности.
16. Страхование технических рисков.
17. Характеристика затрат и расходов, включаемых в себестоимость страховой деятельности.
18. Взаимоотношения сторон по договору страхования при ненаступлении и наступлении страхового случая.
19. Классификация страхования. Виды страхования по объектам страхуемых ценностей.
20. Методика построения тарифов по страхованию имущества и других рисков.
21. Страхование различных видов ответственности (гражданской ответственности, внутренних и экспортных кредитов).
22. Страхование предпринимательских рисков.
23. Финансовые основы страховой деятельности.
24. Планирование и прогнозирование страховой деятельности.
25. Этапы разработки стратегии развития страхового общества.
26. Оценка риска страховой деятельности на железнодорожном транспорте.
27. Страхование производственной деятельности линейных предприятий железнодорожного транспорта.
28. Экономический анализ страховых операций.
29. Предпринимательский доход страховой компании и направления использования прибыли от страховой деятельности.
30. Организация и финансирование мероприятий по предупреждению страховых случаев.
31. Формирование страховых фондов, объективная необходимость их образования.
32. Страховые системы развитых стран мира.
33. Анализ издержек страховой организации.
34. Теория и практика управления рисками.
35. Экономическая роль государства в стимулировании и надзоре за страховой деятельностью.
36. Организационные формы страховой деятельности.
37. Факторы неопределенности в экономике. Страховые рынки.
38. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности.
39. Конкуренция на рынке страховых услуг.
40. Актуарные расчеты, их сущность, особенности и задачи. Методология расчетов.
41. Виды, особенности страхования на железнодорожном транспорте.
42. Место страхования в системе политической экономии.
43. Основные принципы страховой политики. Возникновение страховых учреждений - явочная и концессионная системы.
44. Страхование жизни: история, техническая организация, расчет ставок страхования, страховой полис и его выкуп.
45. Деятельность страховых обществ. Реклама, агентура. Ликвидация страховых убытков компании.
46. Накопление капиталов страховыми обществами. Виды помещения капиталов страховых учреждений в отдельных странах.
47. Понятие риска в страховании и его оценка. Управление рисками Критерии страхуемости рисков.
48. Договор страхования. Юридические предпосылки для заключения договора. Порядок заключения договора, права и обязанности сторон, условия расторжения договора.
49. Имущественное страхование, общие принципы и подходы.
50. Основные виды имущественного страхования.
51. Юридические основы страховых отношений. Страховое законодательство.
52. Страхование основных и оборотных фондов предприятий, организаций и других юридических лиц.
|
|
53. Транспортное страхование.
54. Определение ущерба и страхового возмещения по страхованию строений и другого имущества.
55. Экономический анализ страховых операций.
56. Страхование внешнеэкономических интересов.
57. Страхование в зарубежных странах.
58. Коммерческая деятельность страховых компаний.
59. Основные этапы развития страхового дела в России.
60. Перестрахование как метод укрепления финансовой устойчивости страховых операций.
Таблица 1
Предпоследняя цифра учебного шифра | Вариант контрольной работы (последняя цифра учебного шифра) | |||||||||
ЗАДАНИЕ 2
В задании № 2 контрольной работы предлагается выполнить расчет страхового взноса при страховании грузов, отправляемых по железной дороге, согласно методическим указаниям.
Задача
Для решения задачи студенту предлагаются данные, перечисленные в табл. 2. Условия страхования определяются по табл. 8.
В ходе решения задачи студент должен рассчитать транспортные издержки, определить страховую сумму, страховой платеж, страховые выплаты при различных вариантах наступления страхового случая (полная потеря груза, частичная потеря груза), а также рассчитать эффективность страховых операций.
Методические указания
Страхование грузов - один из наиболее распространенных видов страховых операций на железнодорожном транспорте. Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, как грузоотправители, так и грузополучатели.
Для заключения договора страхования страхователь (лицо, желающее осуществить процедуру страхования) представляет страховщику (представителю организации, осуществляющей страхование) письменное заявление по установленной форме, в котором страхователь должен сообщить следующие сведения:
|
|
наименование груза, род упаковки, число мест и вес груза,
номер и дату транспортных документов;
вид необходимого подвижного состава;
способ отправки груза (навалом, наливом, в контейнере и т.д.);
регистрационный номер вагона или контейнера;
маршрут перевозки (пункты отправления, перегрузки и назначения груза);
дату отправки груза;
страховую стоимость груза;
условия страхования;
все другие известные страхователю сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска страхования данного груза и его транспортировки.
Договор страхования вступает в силу с момента поступления первого страхового взноса.
Одним из главных вопросов в договоре страхования является определение страховой стоимости груза, которая включает стоимость непосредственно груза и величину транспортных издержек.
Транспортные издержки определяются с помощью тарифного руководства путём умножения установленного тарифа на расстояние перевозки с учетом льгот.
Отправитель должен именовать груз в перевозочных документах в соответствии с одним из наименований Алфавитного списка грузов, помеченного в разделе Д Тарифного руководства. При этом необходимо указать его отличительные признаки (в твердом или жидком состоянии, хрупкий или скоропортящийся груз и т.д.), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в Алфавите нет, то груз должен обозначаться в перевозочных документах под тем наименованием, под которым он указан в действующих государственных стандартах, Классификаторе промышленной и сельскохозяйственной продукции, прейскуранте цен или технических условиях на изготовление продукции. В данной работе принимается произвольно.
Под весом груза для определения провозной платы и сборов понимается вес груза, округленный в соответствии с правилами, изложенными ниже.
Масса груза, принимаемая для расчета провозных плат, рассчитывается следующим образом:
- если груз сдан в количестве до 10 т. то общая масса округляется до величины, кратной 100 кг, считая неполные 100 кг. за полные;
- если груз сдан в количестве более 10 т. то масса округляется до полных тонн, считая неполную тонну за тонну.
Упаковка (тара) груза, поддоны, приспособления, установленные для перевозки груза, входят в общую массу груза.
Кроме того, взимается плата за пробег вагонов и локомотивов предприятий, за пользование транспортерами, а также сборы за хранение грузов, взвешивание и проверку веса груза, за дезинфекцию вагонов, подачу и уборку вагонов.
Для расчета платежей за перевозку грузов необходимо:
1. Определить по Тарифному руководству №4 тарифное расстояние от станции отправления груза до станции его назначения. В данной контрольной работе расстояние задается в табл.2.
Провозная плата при перевозке грузов по железным дорогам России взимается за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большей скоростью. Минимальное расстояние, за которое взимается провозная плата, принимается равным 50 км.
В общее расстояние перевозки, за которое рассчитывается тариф не включается: протяженность путей необщего пользования, ветвей общего пользования, не имеющих станций, открытых для производства коммерческих операций, а также протяженность припортовых ветвей. При перевозке грузов по этим путям взимается сбор за подачу и уборку вагонов.
2. Установить, к какому виду отправки относится предъявленный к перевозке груз – повагонной, контейнерной малотоннажной или мелкой и при таксировке применить соответствующие правила определения тарифа.
3. Если груз относится к повагонной отправке, то определить, в каком типе вагонов осуществляется перевозка грузов.
4. Определить по табл. 2 минимальные весовые нормы погрузки.
Таблица 2
№ варианта | Станция отправления | Станция назначения | Расстояние, км | Наименование груза | Масса груза | Стоимость 1 ед. груза, тыс. руб. | Количество подвижного состава | Условия страхования | Отношение страхователя к страховщику | Наличие охраны груза | Стоимость охраны груза | Количество уничтоженного ед. груза при крушении |
Агрыз | Александров | Бензин | 60 т в цистерне | 5 цистерн | Гибель всего груза или его части | Постоянный клиент | Охраны нет | - | 3 цистерны | |||
Балашов - 1 | Анапа-Ейск | Мука | 55 т в муковозе | 7 муковозов | Гибель всего груза или его части | Постоянный клиент | Охрана есть | 150 руб. за 1 т | 6 муковозов | |||
Аткарск | Канаш | Трубы из черных металлов | 60 т в полувагоне | 5 полувагонов | Гибель всего груза или его части | Разовый клиент | Охраны нет | - | 1 вагон | |||
Богоявленск | Батайск | Початки кукурузы | 50 т | 9 вагонов | Гибель всего груза или его части | Разовый клиент | Охраны нет | - | 25 т | |||
Продолжение табл. 2 | ||||||||||||
Балашов | Валуйки | Минеральное сырье | 65 т в вагоне | 3 минераловоза | Гибель всего груза или его части | Разовый клиент | Охраны нет | - | 2 вагона | |||
Белгород | Буй | стекло строительное | 43 т в вагоне | 10 вагонов | Полная гибель груза или его части | Разовый клиент | Охрана есть | 3000 руб. за 1 т | 38 т | |||
Богоявленск | Великие Луки | картофель | 30 т | 1 вагон | Полная гибель груза или его части | Постоянный клиент | Охрана есть | - | 25 т | |||
Балашов | Вологда | пшеница | 64 т | 15 зерновозов | Полная гибель груза или его части | Постоянный клиент | Охрана есть | 5000 руб. за 1 тонну | 3 вагона | |||
Белгород | Вологда | лекарственные растения | 15 т | 1 вагон | Полная гибель груза или его части | Разовый клиент | Охраны нет | - | 12 т | |||
Богоявленск | Воскресенск | фанера | 36 т | 1 вагон | Полная гибель груза или его части | Разовый клиент | Охраны нет | - | 33 т | |||
Продолжение табл. 2 | ||||||||||||
Белгород | Грязи-Вор. | чугун | 70 т в вагоне | 8 вагонов | Полная гибель груза или его части | Постоянный клиент | Охраны нет | - | 2 вагона | |||
Белгород | Железнодорожный | мягкая мебель | 10 т | 1 контейнер | Полная гибель груза или его части | Постоянный клиент | Охрана есть | 20000 руб. за 1 т | 5 т | |||
Красный Хутор | Барнаул | автомобиль | 20 т (14 машин) | 1 двухъярусная платформа для автомобиля | Полная гибель груза или его части | Постоянный клиент | Охрана есть | 50000 руб. за 1 т | 12 т | |||
Кузбасс | Лев Толстой | кокс каменноугольный | 45 т в вагоне | 130,5 | 11 вагонов | Полная гибель или его части | Разовый клиент | Охраны нет | - | 8 вагонов | ||
Белгород | Москва-Рижская | удобрения минеральные | 64 т в вагоне | 7 вагонов | Все риски | Постоянный клиент | Охраны нет | - | 2 вагона | |||
Владимир | Валуйки | Пиломатериалы | 50 т | 16 вагонов | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 42 т | |||
Золотая сопка | Каноша | Зерно | 64 т в вагоне | 15 зерновозов | Все риски | Постоянный клиент | Охрана есть | 5000 руб. за 1 вагон | 11 вагонов | |||
Звезда | Кочетовка | Трубы керамические | 30 т в вагоне | 2 полувагона | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 600 руб. за 1 т | 50 т | |||
Продолжение табл. 2 | ||||||||||||
Елец | Лена | Зерно | 64 т в вагоне | 9 зерновозов | Все риски | Постоянный клиент | Охрана есть | 5000 руб. за 1 вагон | 3 вагона | |||
Елец | Лихая | Корма растительные | 50 т в вагоне | 20 полувагонов | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 150 руб. за 1 т | 73 т | |||
Жигулевское море | Лиски | автомобили | 50 т в вагоне | 2 автомобилевоза | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 50000 руб. за 1 т | 87,5 т | |||
Кочетовка | Красноярск | цемент | 30 т в вагоне | 3 цементовоза | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 70 т | |||
Кочетовка | Лев Толстой | Тракторы гусеничные | 40 т (4 шт.) | 1 полувагон | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 27 т | |||
Кочетовка | Куровская | скот | 9 т в вагоне (18 голов) | 3 скотовоза | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 25,2 т | |||
Лиски | Орехово-Зуево | строит. материалы | 50 т в вагонах | 6 полувагонов | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 10000 руб. за 1 вагон | 5 вагонов | |||
Москва тов.-Ряз. | Отрожка | Машины с/х | 20 т в вагоне (5 шт.) | 6 полувагонов | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 15000 руб. за 1 т | 4 вагона | |||
Москва тов.-Ряз. | Ртищево | трубы из черных металлов | 70 т в вагоне | 3 полувагона | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 80 т | |||
Тамбов | Мурманск | спирт | 55 т в вагоне | 2 цистерны | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 5000 руб. за 1 т | 70 т | |||
Тамбов | Находка | зерно | 74 т в вагоне | 5 зерновозов | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 1500 руб. за 1 т | 3 вагона | |||
Находка | Улан-Удэ | автомобили | 20 т в вагоне | 1 двухъярусная платформа для автомобилей | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 50000 за 1 т | 5 т | |||
Продолжение табл. 2 | ||||||||||||
Лиски | Светогорск | мука | 64 т в вагоне | 5 муковозов | Все риски | Разовый клиент | Охрана есть | 800 руб. за 1 т | 3 вагона | |||
Люберцы | Сибирцево | мебель мягкая | 5 т в контейнере | 12 пятитонных контейнеров | Все риски | Постоянный клиент | Охраны нет | - | 3 т | |||
Лосиноостровская | Смоленск | автомобили | 40 т в вагоне | 6 автомобилевозов | Все риски | Постоянный клиент | Охрана есть | 61100 руб. за 1 т | 110 т | |||
Ленинград - тов.-Мск. | Тихорецкая | металлоконструкции | 15 т на платформе | 9 платформ | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 40 т | |||
Пермь ll | Новосибирск-Глав. | Цемент | 30 т в цистерне | 7 цистерн | Все риски | Постоянный клиент | Охраны нет | - | 3 цистерны | |||
Самара | Посадниково | Мясо | 43 т в рефрижераторе | 1 рефрижератор | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 15 т | |||
Рыбная | Унеча | Стекло строительное | 42 т в вагоне | 1 вагон | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 37 т | |||
Советск | Хабаровск | Мебель | 8 т | 1 пятитонный контейнер 1 трехтонный контейнер | Все риски | Разовый клиент | Охраны нет | - | 3 т |
5. Определить номер тарифной схемы для данного вида отправки. В данной контрольной работе номер тарифной схемы указывается в табл. 3.
6. Установив номер тарифной схемы для данного вида отправки, следует обратиться к расчетным таблицам Тарифного руководства 1, ч.2, которые представлены в табл. 4-7 методических указаний, для определения провозной платы.
Таблица 3