Расстояние, км | Контейнеры массой брутто, т | |||||
Номер схемы (см. табл. 3) | ||||||
531,6 | 1041,8 | 960,5 | 1671,1 | 1675,2 | 2412,2 | |
563,5 | 1104,3 | 1021,0 | 1790,6 | 1789,6 | 2651,3 | |
791,3 | 1550,7 | 1452,7 | 2644,3 | 2634.7 | 4358,6 | |
1045,2 | 2048,3 | 1933,8 | 3505,9 | 3495,7 | 6261,7 | |
2875,3 | 5634,6 | 5493,1 | 10634,8 | 10614,4 | 20339,1 | |
5779,7 | 11326,0 | 9996,4 | 19540,6 | 19535.8 | 38150,3 |
7. Определив, руководствуясь вышесказанным, транспортные издержки грузоотправителя, можно рассчитать величину страховых выплат по договору страхования грузов.
Пример 1.
Грузоотправитель Иванов отправляет 5 комплектов мягкой мебели от ст. Москва до ст. Тигей Красноярской железной дороги. Страховая стоимость представляемого их для отправки груза состоит из стоимости самого груза в месте отправки (в момент страхования она составляет 5 * 25 тыс.руб. = 125 тыс. руб.) и добавленных расходов, - связанных с транспортировкой грузов. Груз предполагается к отправке в 2-х 5-тонных контейнерах. Тарифное расстояние перевозки составляет 4030 км.
Транспортные издержки на перевозку груза рассчитываются следующим образом:
|
|
1) определяем прирост тарифа на каждые 1000 км:
(5643,6-2048,3):5=717.26 руб./конт;
2) определяем прирост тарифа, приходящийся на 3000 км:
717,26*3=2151,78 руб./конт;
3) определяем провозную плату за перевозку контейнера на расстояние 4000 км:
2151,78+2048,3=4200,1 руб./конт.;
4) определяем плату за перевозку двух контейнеров на расстояние 4000 километров:
4200,1*2= 8000,16 руб.
Таким образом, суммарные транспортные издержки составят:
провоз груза по железной дороге 8,4 тыс. руб.
охрана груза 19,3 тыс. руб.
НДС 5,54 тыс. руб.
ИТОГО 33,24 тыс. руб.
Страховая стоимость груза в этом случае составляет:
125 + 33,24 = 158,24 тыс. руб.
При проведении расчетов следует учитывать, что величина тарифов на перевозки приведена в ценах 2003 года. Для пересчета тарифов в цены текущего года принимаем уровень их ежегодного прироста равным 10%.
Из договора страхования следует, что страховая сумма (определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты) не может превышать страховой оценки груза (действительной стоимости имущества определяемой для целей страхования) с учетом транспортных издержек на момент заключения договора страхования. В то же время перевозимое имущество может быть застраховано лишь на часть стоимости по усмотрению грузовладельца. В этом случае транспортные издержки включаются в страховую сумму пропорционально доле застрахованной стоимости в общей страховой оценке груза.
Договор страхования вступает в силу с момента внесения страхователем (грузовладельцем) страхового взноса или полной суммы страхового платежа в случае краткосрочного договора на расчетный счет страховщика.
|
|
Для определения страхового взноса пользуются таблицей ставок страховых взносов по транспортному страхованию грузов (включая багаж), перевозимых железнодорожным транспортом (табл. 8).
Таблица 8
Ставки страховых взносов, %
Род груза | Ответственность | |||||
за все риски | за гибель всего груза или его части | |||||
Группа риска | ||||||
Строительные материалы, металлоконструкции | 0,6 | 1,0 | 4,0 | 0,5 | 0,6 | 1,0 |
Сельскохозяйственная продукция, продовольственные товары, товары бытовой химии, товары народного потребления | 0,55 | 0,9 | 4,0 | 0,5 | 0,55 | 2,0 |
Транспортные средства | 0,6 | 1,0 | 4,0 | 0,5 | 0,55 | 2,01 |
Машины и оборудование, мебель | 0,7 | 1,1 | 4,5 | 0,55 | 0,9 | 4,0 |
Оптическая и акустическая аппаратура | 1,0 | 1,5 | 5,0 | 0,75 | 1,2 | 4,5 |
Электронно-вычислительная и множительная техника, аудио- и видеотехника | 1,5 | 2,0 | 5,5 | 0,8 | 1,3 | 4,5 |
Фарфоровые и фаянсовые изделия, изделия из стекла | 1,5 | 2,2 | 6,0 | 0,75 | 1,2 | 4,5 |
Тарифы установлены для стандартных условий перевозки грузов в крытых вагонах и 20-тонных контейнерах на расстояние до 3000 км, свыше 3000 км ставки увеличиваются на 0,1% за каждые 1000 км.
При сопровождении грузов охраной устанавливается скидка в размере 50%.
При перевозках грузов в рефрижераторных секциях предоставляется скидка в размере 10% от указанных ставок
При перевозках грузов в 3- и 5 тонных контейнерах указанные ставки увеличиваются на 25%.
Группа риска 1 (см. табл. 8) применяется постоянными клиентами, с которыми заключены годовые договоры, оплата производится авансовым платежом.
Группа риска 2 применяется для расчетов при разовых обращениях, клиентов.
Группа риска 3 применяется при страховании грузов, направляемых на территории с неблагоприятными погодно-климатическими условиями, криминогенной обстановкой и т.д.
В зависимости от степени конкретного риска ставки, дифференцированные по роду груза, могут повышаться с учетом определенного коэффициента, устанавливаемого страховщиком. Также страховщик присваивает грузу соответствующую группу риска в зависимости от района его следования, вида транспорта, характера и стоимости.
В рассматриваемом примере грузовладельцем принято решение о страховании or гибели всего груза или его части. Согласно таблице ставок страховых взносов данный вид страхования относится к группе риска 2, т к. данный страхователь является разовым клиентом.
В данном случае страховой платеж определяется следующим образом:
а) расстояние, на которое перевозится груз, составляет 4030 км, что дало бы страховщику право увеличить тарифную ставку на 0,1%, т. к. при перевозке грузов на расстояние свыше 3000 км ставки страховых платежей увеличиваются на 0,1% за каждые 1000 км. Однако эта норма распространяется на перевозки грузов в крытых вагонах и 20-тонных контейнерах и неприменима при использовании 5-тонных контейнеров;
б) базовая тарифная ставка страхования составляет 0,9%;
в) груз перевозится в 5-тонных контейнерах, что позволяет увеличить расчетную тарифную ставку на 25%;
г) перевозимый груз сопровождается охраной, что дает возможность снизить рассчитанную тарифную ставку на 50%;
е) с учетом всех льгот и надбавок рассчитывается сумма страхового платежа:
158,24*(0,009 +0,00225 – 0,0045) = 1,07 тыс. руб.
В результате наступления страхового случая страховщик должен выдать страхователю денежную сумму, возмещающую полностью или частично потерю груза в зависимости от степени его разрушения.
Рассмотрим, как на практике осуществляется расчет данного возмещения:
а) при потере груза (или если, по мнению эксперта, произошла полная порча груза) страховое возмещение выплачивается в размере полной страховой суммы по договору страхования, т. е. в этом случае страхователь получает 158,24 тыс. руб.;
|
|
б) при пропаже без вести груза вместе с транспортным средством страховое возмещение производится так же, как в случае полной гибели груза, т. е. в размере 158,24 тыс. руб.;
в) при порче всего или части груза за основу расчета берется
первоначальная стоимость груза и его стоимость в поврежденном состоянии.
Возмещаемый в данном случае убыток исчисляется следующим образом:
1) выводится коэффициент обесценивания груза как отношение стоимости груза в поврежденном состоянии к его первоначальной стоимости. Для упрощения расчетов введем следующие обозначения:
k - коэффициент обесценивания груза или его остаточной стоимости;
П - первоначальная стоимость груза, тыс. руб.;
С - страховая сумма, тыс. руб.;
О - остаточная стоимость (стоимость груза в поврежденном состоянии), тыс. руб.
Таким образом,
k = (1 - О/П).
В результате проверки установлено, что стоимость груза в поврежденном состоянии условно составляет 30 тыс. руб.
Тогда k = (1 – 30:125) = 1 - 0,24 = 0,76, т. е. убытки достигают 64% от стоимости груза, а остаточная стоимость груза составляет лишь 24%;
2) определяется доля страховой суммы, приходящаяся на первоначальную стоимость груза (без расходов на доставку груза до его принятия грузополучателем):
158,24: 125 = 1,27
Тогда возмещаемый в данном случае убыток составляет:
0,64 * 1,27 * П = 0,64 * 1,27 * 125 = 101.6 тыс. руб.
Определяем эффективность страхования вышеперечисленных вариантов потери груза, обусловленных договором.
Эффективность страхования (рентабельность страховых платежей) R для грузоотправителя (страхователя) определяется как отношение страховой выплаты в случае потери или частичной порчи груза к страховому платежу:
а) в случае полной гибели груза
R = 158,24: 1,07 = 147,89 руб./руб.
Отсюда следует, что на каждый рубль страхового платежа страхователь получает 147,9 руб. в результате наступления страхового случая;
б) в случае частичной потери груза или его порчи
|
|
R = 101,6: 1,07 = 94,95 руб./руб.
Пример 2.
Грузоотправитель Петров отправляет строительные материалы на сумму 700 тыс. руб. от станции Москва до станции Владимир Горьковской железной дороги, тарифное расстояние составляет 417 км., масса груза по 50т. В 3-х крытых вагонах.
Стоимость груза, тыс. руб. 700
Транспортные издержки, тыс.руб.:
провозная плата 6461*3=19,38
НДС 143,88
Итого 863,26
Страховая сумма, тыс. руб. 1563,26
Данный вид страхования - с ответственностью за все риски. Этот вид страхования относится к группе риска 1 (см. табл. 8) и применяется при расчетах с постоянными клиентами.
В данном случае страховой платеж определяется следующим образом:
а) расстояние, на которое перевозится груз, составляет 417 км, что позволяет страховые ставки оставить без изменения, т.е. 0,55% от страховой суммы;
б) груз перевозится без ораны.
С учетом отсутствия доплат и льгот страховая сумма составляет:
863,26 * 0,0055 = 4,75 тыс. руб.
Расчет страхового возмещения производится следующим образом:
а) в случае полной гибели груза страхователь получает от страховщика страховое возмещение в размере страховой суммы по договору страхования, которая в денежном выражении составляет 863,26 тыс. руб.;
б) при пропаже груза без вести денежное возмещение также составляет 863,26 тыс. руб.;
в) при повреждении груза страховое возмещение определяется аналогично примеру 1 с учетом остаточной стоимости груза.