Расчетные таблицы плат за перевозку грузов в универсальных контейнерах, руб./контейнер

Расстояние, км Контейнеры массой брутто, т
           
Номер схемы (см. табл. 3)
           
  531,6 1041,8 960,5 1671,1 1675,2 2412,2
  563,5 1104,3 1021,0 1790,6 1789,6 2651,3
  791,3 1550,7 1452,7 2644,3 2634.7 4358,6
  1045,2 2048,3 1933,8 3505,9 3495,7 6261,7
  2875,3 5634,6 5493,1 10634,8 10614,4 20339,1
  5779,7 11326,0 9996,4 19540,6 19535.8 38150,3

7. Определив, руководствуясь вышесказанным, транспортные из­держки грузоотправителя, можно рассчитать величину страховых выплат по договору страхования грузов.

Пример 1.

Грузоотправитель Иванов отправляет 5 комплектов мягкой мебели от ст. Москва до ст. Тигей Красноярской железной дороги. Страховая стоимость представляемого их для отправки груза состоит из стоимос­ти самого груза в месте отправки (в момент страхования она составляет 5 * 25 тыс.руб. = 125 тыс. руб.) и добавленных расходов, - свя­занных с транспортировкой грузов. Груз предполагается к отправке в 2-х 5-тонных контейнерах. Тарифное расстояние перевозки составляет 4030 км.

Транспортные издержки на перевозку груза рассчитываются следующим образом:

1) определяем прирост тарифа на каждые 1000 км:

(5643,6-2048,3):5=717.26 руб./конт;

2) определяем прирост тарифа, приходящийся на 3000 км:

717,26*3=2151,78 руб./конт;

3) определяем провозную плату за перевозку контейнера на расстояние 4000 км:

2151,78+2048,3=4200,1 руб./конт.;

4) определяем плату за перевозку двух контейнеров на расстояние 4000 километров:

4200,1*2= 8000,16 руб.

Таким образом, суммарные транспортные издержки составят:

провоз груза по железной дороге 8,4 тыс. руб.

охрана груза 19,3 тыс. руб.

НДС 5,54 тыс. руб.

ИТОГО 33,24 тыс. руб.

Страховая стоимость груза в этом случае составляет:

125 + 33,24 = 158,24 тыс. руб.

При проведении расчетов следует учитывать, что величина тарифов на перевозки приведена в ценах 2003 года. Для пересчета тарифов в цены текущего года принимаем уровень их ежегодного прироста равным 10%.

Из договора страхования следует, что страховая сумма (опреде­ленная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты) не может превышать страховой оценки груза (действительной стоимости имущества определяемой для целей страхо­вания) с учетом транспортных издержек на момент заключения договора страхования. В то же время перевозимое имущество может быть застра­ховано лишь на часть стоимости по усмотрению грузовладельца. В этом случае транспортные издержки включаются в страховую сумму пропорци­онально доле застрахованной стоимости в общей страховой оценке гру­за.

Договор страхования вступает в силу с момента внесения страхо­вателем (грузовладельцем) страхового взноса или полной суммы стра­хового платежа в случае краткосрочного договора на расчетный счет страховщика.

Для определения страхового взноса пользуются таблицей ставок страховых взносов по транспортному страхованию грузов (включая ба­гаж), перевозимых железнодорожным транспортом (табл. 8).

Таблица 8

Ставки страховых взносов, %

Род груза Ответственность
за все риски за гибель всего груза или его части
Группа риска
           
Строительные материалы, металлоконструкции 0,6 1,0 4,0 0,5 0,6 1,0
Сельскохозяйственная продукция, продовольственные товары, товары бытовой химии, товары народного потребления 0,55 0,9 4,0 0,5 0,55 2,0
Транспортные средства 0,6 1,0 4,0 0,5 0,55 2,01
Машины и оборудование, мебель 0,7 1,1 4,5 0,55 0,9 4,0
Оптическая и акустическая аппаратура 1,0 1,5 5,0 0,75 1,2 4,5
Электронно-вычислительная и множительная техника, аудио- и видеотехника 1,5 2,0 5,5 0,8 1,3 4,5
Фарфоровые и фаянсовые изделия, изделия из стекла 1,5 2,2 6,0 0,75 1,2 4,5

Тарифы установлены для стандартных условий перевозки грузов в крытых вагонах и 20-тонных контейнерах на расстояние до 3000 км, свыше 3000 км ставки увеличиваются на 0,1% за каждые 1000 км.

При сопровождении грузов охраной устанавливается скидка в раз­мере 50%.

При перевозках грузов в рефрижераторных секциях предоставляет­ся скидка в размере 10% от указанных ставок

При перевозках грузов в 3- и 5 тонных контейнерах указанные ставки увеличиваются на 25%.

Группа риска 1 (см. табл. 8) применяется постоянными клиента­ми, с которыми заключены годовые договоры, оплата производится авансовым платежом.

Группа риска 2 применяется для расчетов при ра­зовых обращениях, клиентов.

Группа риска 3 применяется при страховании гру­зов, направляемых на территории с неблагоприятными погодно-климатическими условиями, криминогенной обстановкой и т.д.

В зависимости от степени конкретного риска ставки, дифференци­рованные по роду груза, могут повышаться с учетом определенного ко­эффициента, устанавливаемого страховщиком. Также страховщик присва­ивает грузу соответствующую группу риска в зависимости от района его следования, вида транспорта, характера и стоимости.

В рассматриваемом примере грузовладельцем принято решение о страховании or гибели всего груза или его части. Согласно таблице ставок страховых взносов данный вид страхования относится к группе риска 2, т к. данный страхователь является разовым клиентом.

В данном случае страховой платеж определяется следующим образом:

а) расстояние, на которое перевозится груз, составляет 4030 км, что дало бы страховщику право увеличить тарифную ставку на 0,1%, т. к. при перевозке грузов на расстояние свыше 3000 км ставки страхо­вых платежей увеличиваются на 0,1% за каждые 1000 км. Однако эта норма распространяется на перевозки грузов в крытых вагонах и 20-тонных контейнерах и неприменима при использовании 5-тонных контейнеров;

б) базовая тарифная ставка страхования составляет 0,9%;

в) груз перевозится в 5-тонных контейнерах, что позволяет уве­личить расчетную тарифную ставку на 25%;

г) перевозимый груз сопровождается охраной, что дает возмож­ность снизить рассчитанную тарифную ставку на 50%;

е) с учетом всех льгот и надбавок рассчитывается сумма страхового платежа:

158,24*(0,009 +0,00225 – 0,0045) = 1,07 тыс. руб.

В результате наступления страхового случая страховщик должен выдать страхователю денежную сумму, возмещающую полностью или частично потерю груза в зависимости от степени его разрушения.

Рассмотрим, как на практике осуществляется расчет данного воз­мещения:

а) при потере груза (или если, по мнению эксперта, произошла полная порча груза) страховое возмещение выплачивается в размере полной страховой суммы по договору страхования, т. е. в этом случае страхователь получает 158,24 тыс. руб.;

б) при пропаже без вести груза вместе с транспортным средством страховое возмещение производится так же, как в случае полной гибели груза, т. е. в размере 158,24 тыс. руб.;

в) при порче всего или части груза за основу расчета берется
первоначальная стоимость груза и его стоимость в поврежденном состоянии.

Возмещаемый в данном случае убыток исчисляется следующим обра­зом:

1) выводится коэффициент обесценивания груза как отношение стоимости груза в поврежденном состоянии к его первоначальной стои­мости. Для упрощения расчетов введем следующие обозначения:

k - коэффициент обесценивания груза или его остаточной стоимости;

П - первоначальная стоимость груза, тыс. руб.;

С - страховая сумма, тыс. руб.;

О - остаточная стоимость (стоимость груза в поврежденном состоянии), тыс. руб.

Таким образом,

k = (1 - О/П).

В результате проверки установлено, что стоимость груза в пов­режденном состоянии условно составляет 30 тыс. руб.

Тогда k = (1 – 30:125) = 1 - 0,24 = 0,76, т. е. убытки достигают 64% от стоимости груза, а остаточная стоимость груза составляет лишь 24%;

2) определяется доля страховой суммы, приходящаяся на первоначальную стоимость груза (без расходов на доставку груза до его принятия грузополучателем):

158,24: 125 = 1,27

Тогда возмещаемый в данном случае убыток составляет:

0,64 * 1,27 * П = 0,64 * 1,27 * 125 = 101.6 тыс. руб.

Определяем эффективность страхования вышеперечисленных вариан­тов потери груза, обусловленных договором.

Эффективность страхования (рентабельность страховых платежей) R для грузоотправителя (страхователя) определяется как отношение страховой выплаты в случае потери или частичной порчи груза к стра­ховому платежу:

а) в случае полной гибели груза

R = 158,24: 1,07 = 147,89 руб./руб.

Отсюда следует, что на каждый рубль страхового платежа стра­хователь получает 147,9 руб. в результате наступления страхового случая;

б) в случае частичной потери груза или его порчи

R = 101,6: 1,07 = 94,95 руб./руб.

Пример 2.

Грузоотправитель Петров отправляет строительные материалы на сумму 700 тыс. руб. от станции Москва до станции Владимир Горьковской железной дороги, тарифное расстояние составляет 417 км., масса груза по 50т. В 3-х крытых вагонах.

Стоимость груза, тыс. руб. 700

Транспортные издержки, тыс.руб.:

провозная плата 6461*3=19,38

НДС 143,88

Итого 863,26

Страховая сумма, тыс. руб. 1563,26

Данный вид страхования - с ответственностью за все риски. Этот вид страхования относится к группе риска 1 (см. табл. 8) и применяется при расчетах с постоянными клиентами.

В данном случае страховой платеж определяется следующим образом:

а) расстояние, на которое перевозится груз, составляет 417 км, что позволяет страховые ставки оставить без изменения, т.е. 0,55% от страховой суммы;

б) груз перевозится без ораны.

С учетом отсутствия доплат и льгот страховая сумма составляет:

863,26 * 0,0055 = 4,75 тыс. руб.

Расчет страхового возмещения производится следующим образом:

а) в случае полной гибели груза страхователь получает от стра­ховщика страховое возмещение в размере страховой суммы по договору страхования, которая в денежном выражении составляет 863,26 тыс. руб.;

б) при пропаже груза без вести денежное возмещение также сос­тавляет 863,26 тыс. руб.;

в) при повреждении груза страховое возмещение определяется аналогично примеру 1 с учетом остаточной стоимости груза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: