Глава 1. Истоки 8 страница

Эмоциональная часть эмоционального центра — это место расположения некоторых очень вредных проявлений. Эта та часть нас, которая отождествляется с другими людьми и лишает нас ощущения самоценности, когда мы беспокоимся о том, что другие думают о нас. Это также та часть нас, которая осуждает других. Эмоциональная часть эмоционального центра проявляет огромный интерес к тому, что люди делают, особенно к тому, что они делают в своих эмоциональных и сексуальных взаимоотношениях. И эта наша часть почти никогда не одобряет то, что делают другие люди. Она очень сильно озабочена условной моралью и живут ли другие люди в соответствии с общепринятыми правилами морального поведения. Если нет — а дама червей обычно в этом уверена, — то она хочет, чтобы эти люди были наказаны. Таким образом, она создает постоянную шумиху в общественной жизни, лезет в личную жизнь известных людей, жадно вынюхивают любую возможность скандала и поднимает невообразимый шум, когда находит какой-то недочет или проступок. Таким образом эмоциональная часть эмоционального центра способна мешать эффективному функционированию демократических институтов, а иногда и вообще останавливать его.

Людям, по-видимому, нравятся эти эмоции, особенно когда их можно безопасно направлять на известных людей: яростное возмущение поведением знаменитостей, таких, например, как кинозвезды, члены королевской семьи Великобритании, политики и известные спортсмены, ажиотаж вокруг книг, журналов и телепередач, посвященных их жизни. А когда дама червей не может найти достаточно материала, который мог бы привлечь ее внимание к делам общественности, она обращается к мыльным операм, романам, фильмам ужасов и другим типам развлечений, которые служат ей своего рода эмоциональной мастурбацией, позволяя ей испытать сильные эмоции по отношению к воображаемым вещам.

Но ни публичные скандалы, ни количество энергии, расточаемое на искусственную стимуляцию, не могут сравниться по силе с теми бурями и опустошениями, которые эмоциональная часть эмоционального центра производит в самой личной сфере — семье. Именно здесь имеет место самое сильное отождествление, и часто более всего преобладают чувства осуждения, яростного возмущения, злости, ревности, собственности и другие негативные эмоции. Бытовые скандалы — это наиболее частая причина самоубийств. Плохое обращение с детьми — в этом обычно виноваты родители или ближайшие родственники. Все эти известные факты иллюстрируют проблемы, создаваемые дамой червей.

Но дама червей — это также та часть человеческого эмоционального разума, которая испытывает и такие эмоции, которые мы считаем благородными или альтруистическими. Сюда же относятся религиозные чувства, филантропические и благотворительные порывы. Однако, часто порывы религиозной преданности и благочестия переходят в убийства язычников, неверных или кого угодно, кто не разделяет веру в определенное божество или пророка, овладевшего вниманием верующего. Было бы неплохо, если бы мы внимательно наблюдали за собой, когда нас охватывает сильный порыв к установлению социальной справедливости. Страстное стремление к справедливости имеет обыкновение переходить в несправедливость.

Люди, чей центр тяжести находится в эмоциональной части эмоционального центра, подвержены резким переменам настроения, так как дама червей склонна перескакивать с положительной половины центра на отрицательную и обратно. В эмоциональном центре этот прыжок явно заметен из-за того, что вовлечена большая энергия. Дама червей процветает в крайностях и, переходя от чрезмерного энтузиазма к мрачному отчаянию, редко находит золотую середину.

Как и все люди, центрированные в даме любого из центров, те, чей центр тяжести находится в даме червей, почти не переносят скуку. По сути дела, у них еще меньше терпимости, чем у других дам. Поскольку ее внимание удерживается каким-то объектом, и объект является эмоциональным, дама червей согласится пережить любую эмоцию, даже самую болезненную, чем вообще не испытывать никакой эмоции. Это значит, что эта часть эмоционального центра будет провоцировать на спор или любой другой вид эмоционального обмена просто для того, чтобы испытать эмоцию. У такого человека в его непосредственном окружении всегда есть кто-то, кого он любит, и кто-то, кого он ненавидит. Если человек, которого дама червей избрала объектом ненависти, исчезает из ее повседневной жизни, она вскоре находит кого-нибудь другого, чтобы ненавидеть, даже если она до сих пор его любила. Цель, конечно же, состоит в том, чтобы продолжать испытывать сильные эмоции, — это не связано ни с конкретными людьми, ни с тем, что они делали или не делали в прошлом. Эту смену настроений дама червей также может обратить и внутрь, испытывая колебания между всеподавляющей любовью к себе и темным отчаянием, происходящим из отвращения к себе.

Центрированные в даме червей люди обычно привлекают друзей таких типов, которым трудно самим испытывать эмоции и которые поэтому наслаждаются, поглощая излучаемую этой дамой эмоциональную энергию. Обычно это типы низкого эмоционального реагирования, часто имеющие центр тяжести в механической части двигательного или интеллектуального центра; они обычно пугаются отрицательных проявлений дамы червей. Они не понимают, что невозможно ожидать, что энергия все время будет положительной.

Из всего вышеизложенного может показаться, что не бывает правильного или полезного действия эмоциональной части эмоционального центра, и это верно, если только даму червей не держит под контролем король червей. Дама, однако, располагает огромным количеством энергии, которым она может управлять. Стоит только вспомнить случаи, когда мы влюблялись, чтобы понять, на какие подвиги мы способны, когда находимся в таком состоянии. Мы можем танцевать всю ночь, потерять 20 килограммов, сражаться на дуэлях или сбежать с возлюбленным. А отрицательная половина дамы может использовать ту же дикую энергию, чтобы захватывать самолеты и заложников. (Король треф глубоко презирает даму червей именно за это неумеренное расточительство энергии.) Если что-то ценное из этой энергии и может выйти, то она должна быть поставлена на службу королю червей, то есть интеллектуальной части эмоционального центра.

Льюис Кэррол дал замечательный портрет дамы и короля червей в своем произведении «Алиса в Стране Чудес». Королева (дама червей) находится в ярости по отношению ко всем вокруг и постоянно вопит: «Отрубите им головы!» Мягкий маленький король следует за ней на некотором расстоянии и бормочет: «Вы все помилованы. Вы все помилованы»[24].

В отличие от демонстративных и бросающихся в глаза эмоций дамы червей, эмоции интеллектуальной части эмоционального центра тихи и духовны. Прощение, сострадание, сочувствие и снисхождение — это эмоции короля червей. Эта часть эмоционального центра способна на внешнее учитывание — заботу о том, что лучше для других, — а не на внутреннее учитывание, то есть заботу о том, что думают о нас другие и достаточно ли уважения они нам выказывают. Если дама червей хочет быть понятой, то король червей хочет понять. Если дама хочет быть любимой, то король хочет любить. Эмоции интеллектуальной части центра требуют осознания и направленного внимания.

Король червей — это место правильно сформированного магнетического центра, той части психологического состава человека, которую влекут высшие возможности человека, возможности развития и эволюции. Согласно данной системе, именно магнетический центр начинает узнавать следы высшего разума, то есть уровня сознания, который выше того, что есть у большинства людей. Такие следы встречаются в различных источниках. Они содержатся в великих религиях мира и в их священных писаниях. Они есть в некоторых великих произведениях искусства, литературы и музыки, а также в некоторых работах по философии и метафизике. Интеллектуальная часть эмоционального центра может стать крайне чувствительной к этим остаткам высшего сознания, когда она их встречает, и может начать активно искать их источник. Такой поиск может привести человека в школу, напрямую связанную с высшим разумом через сознательного учителя. Это функция магнетического центра.

Но независимо от того, развивается магнетический центр или нет, интеллектуальная часть эмоционального центра — это средоточие эмоций, связанных с искренней и бескорыстной заботой о других людях. (Инстинктивные эмоции дамы треф связаны с другими людьми, но только в плане, непосредственно касающемся удовольствий или произведения потомства.) Эмоции короля червей требуют усилий — как и функции интеллектуальных частей всех центров — и могут легко опуститься до низших частей эмоционального центра, когда усилия прекращаются. Например, мы можем помочь подруге присмотреть за ее ребенком, когда она болеет, и в это время мы делаем это из сострадания к семье, которая испытывает трудности. Затем, однако, когда трудный период позади, воспоминание об этой нашей помощи ей может вызвать чувство обиды в нас, потому что мы чувствуем, что наша помощь не была достаточно оценена, — другими словами, эмоции дамы червей могут захватить эмоции короля, как только прекратятся намеренные усилия по избеганию этих низших реакций. Дама попытается присвоить себе действия короля.

Король червей — это также местоположение эстетического восприятия, та часть, которая чувствительна к красоте и утонченности впечатлений. Интеллектуальная часть эмоционального центра способна видеть, что существуют более утонченные создания, чем те, которые могут быть привлекательными для низших частей центра. Человеку может нравиться поп-музыка или рок-н-ролл, и все же он может понимать, что фуги Баха — это гораздо более высокая форма музыки. Ему могут нравиться эстампы местного художника, но он знает, что живопись Рембрандта — это искусство другого, высшего порядка. Другими словами, способность короля червей к различению не означает, что он отвергает удовольствия и оценки других частей центра, просто он понимает, что существуют различные уровни утонченности и различные виды энергии, присущие различным типам искусства. Король червей понимает, что пить кофе из пластмассовой чашки, керамической кружки и чашки из тонкого фарфора — это совершенно разные переживания, причем последние гораздо выше, или утонченнее, чем предыдущие. Тем не менее, король понимает и необходимость, и если для ситуации подходит пластмассовая чашка, то он будет пить кофе из нее.

Людей, имеющих центр тяжести в короле червей, может быть, трудно признать эмоционально центрированными. Часто они кажутся холодными и неприступными, и их отрешенную эмоциональность можно принять за отсутствие эмоций. Также из-за стремления короля к эстетике его может раздражать присутствие шумной массы людей. Я помню, как обсуждала это с двумя друзьями у фонтана Треви в Риме. Один из них имел центр тяжести в короле червей, другая — в даме червей. Мы были там во второй половине дня, поэтому площадь была забита туристами и шумными итальянскими семьями, чьи детишки плескались в воде; группы молодых итальянцев строили глазки привлекательным блондинкам из Германии в шортах и с рюкзаками; стоял шум и гам, как у любой туристской достопримечательности. Мой друг — король червей — выразил желание посмотреть на фонтан, когда всей этой толпы здесь не будет. Моя подруга — дама червей — отреагировала мгновенно; она возмутилась и стала страстно защищать окружающую сцену, утверждая, что люди и шум — это часть общего впечатления, которое значительно обеднеет, если фонтан останется без окружающей его жизни. Затем мы втроем обсудили различия в восприятии мира различными частями эмоционального центра, и было ясно, что различия в том, как различные части одного и того же центра воспринимают мир и реагируют на него, могут быть почти такими же большими, как различия между разными центрами.

Одно большое отличие между тремя делениями центров — это связи между центрами. Интеллектуальные части всех четырех центров, — короли, — могут объединяться, чтобы достичь такого понимания переживания или проблемы, которое может возникнуть только тогда, когда все центры работают одновременно и осознают друг друга. Поэтому невозможно, по сути дела, отделить эстетическую чувствительность короля червей от восприятия эффектного дизайна и соразмерных пропорций, присущего королю пик. Чувство шкалы и относительности, свойственные королю бубей, требует способности рассматривать возможности без отождествления, присущего королю червей.

Король червей — это врата к высшим центрам, которые дремлют или неразвиты в человеке в его естественном состоянии. Поскольку этот король — единственная часть в нас, которая способна понять, что есть высшие возможности, чем те, которые предоставляются низшими функциями, а также это единственная часть, способная контролировать другие части центров, не заинтересованных в приобретении большей осведомленности, то любой, серьезно заинтересованный в работе над собой, нуждается в усилении короля червей. Из всех способов увеличения силы короля червей самым важным является усилие по невыражению негативных эмоций. Это усилие требует, чтобы человек был намеренным в отношении своих эмоций, наблюдая их и отслеживая их проявления. Это ослабляет низшие части эмоционального центра и дает энергию королю. Другой способ усилить короля червей — это усилие окружать себя высокими впечатлениями так часто, как это возможно. Это, конечно же, означает поддержание собственного окружения на высочайшем возможном уровне, совершение усилий наслаждаться лучшей музыкой и произведениями искусства на хороших концертах и в музеях, читать хорошие книги и изучать идеи великих умов прошлого.

Все эти усилия нелегки. По сути дела, это самая трудная работа, которой только может заниматься человек. Как только внимание выходит из-под контроля — а контроль над вниманием требует огромного количества энергии, которую инстинктивный центр не хочет отдавать, — эмоциональные и механические части всех четырех центров восстанавливаются. Если короли работают совместно, то дамы так не делают, хотя они, несомненно, оказывают друг на друга сильное влияние. Когда дама треф устала или проголодалась, дама червей с гораздо большей легкостью впадает в ярость по поводу какой-нибудь мелочи. Если даму пик охватил интерес к плаванию с аквалангом, то дама бубей получает стимул начать читать о барьерных рифах и тропических рыбах, а дама треф ищет рецепты приготовления съедобных моллюсков.

Короли работают вместе, дамы влияют друг на друга, но валеты почти совсем не связаны друг с другом. Поскольку механические части функционируют без участия внимания, они работают «в темноте». Нет никакого осознания этой автоматической работы, так что даже если действуют все четыре центра, они не осознают друг друга.

Усилие быть более сознательным — это усилие быть более разумным, а усилие быть более разумным — это усилие быть единым; усилие же быть единым — это усилие обладать волей, быть способным делать — и любить. Эта работа по наблюдению себя, по разделению нашего внимания между нашими внутренними состояниями и впечатлениями, идущими от мира вокруг нас, попытки увидеть, какие наши проявления из каких частей центров исходят, — это не простое дело. Понимание типов, являющихся результатом различных центров тяжести и преобладания разных эндокринных желез, нужно не для того, чтобы более эффективно действовать в повседневной жизни, хотя это может быть дополнительным действием. Понимание типов, того, как они действуют, реагируют, как соотносятся друг с другом, является необходимым шагом к Игре Мастера[25], как один из учителей Четвертого Пути назвал трансформацию четырех естественных типов человеческого разума в высшую форму разума.

Мы обсудили, как наличие центра тяжести в одном из четырех центров влияет на тип человека. Гурджиев и Успенский называли эти типы так: Человек № 1 — тот, у кого преобладает инстинктивный или двигательный центр; Человек № 2 — у которого преобладает эмоциональный центр и Человек № 3 — у которого преобладает интеллектуальный центр. Все они находятся на одном уровне, все «спят», и им очень трудно понимать друг друга, потому что они по-разному воспринимают мир и реагируют на переживания[26]. Теперь обратимся к другому фактору: к типам тела, которые определяются преобладающим функционированием одной из эндокринных желез.

Глава 9. РАСПОЗНАВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ТИПОВ

Мы начнем описание и обсуждение каждого из семи типов человека с физического описания. С этого всегда следует начинать при определении типов тела. Датские доги совсем не похожи на кокер-спаниелей. Английские сеттеры не похожи на бостонских бульдогов. Как не похожи друг на друга породы собак, так и различные типы людей не выглядят одинаково. Те же влияния планет и та же деятельность желез внутренней секреции, которые определяют психологию, привычки и склонности людей, образуют и определенные конфигурации тела. Это видно в классических типах, то есть в людях, которые центрированы близко к одному типу и у которых преобладает одна железа в эндокринной системе, управляющая их развитием. Сатурны не похожи на Венер. Юпитеры не похожи на Меркуриев. Иногда просто по фотографии можно точно определить тип человека.

Помню, я как-то беседовала с учителем, который имел большой опыт в определении человеческих типов. Разговор шел о Шекспире, и учитель заметил: «Да, Шекспир был Юпитером-Луной».

Пораженная, я скептически подумала о глубоком текстуальном анализе шекспировских пьес и поэзии, из которого можно было бы сделать вывод о наклонностях типа Юпитера-Луны, и спросила: «Как вы смогли это определить?»

Учитель ответил просто: «Я видел портреты Шекспира».

Большая часть наших трудностей при наблюдении состоит в том, что мы теряемся в теоретических «сновидениях», в определениях, объяснениях и словах, словах, словах — и забываем просто смотреть своими глазами и видеть то, что. очевидно.

Из-за того, что человеческие существа представляют собой гораздо более сложные личности, чем другие животные, может быть необычайно трудно определить, какие психологические особенности являются частью сущности человека, а какие — частью личности. Личность — сложная комбинация заученных моделей поведения, приобретенных от родителей, учителей, друзей, родственников, вся эта сложная паутина социальных взаимодействий может быть — а может и не быть — похожа на сущность человека. Сатурн может вести себя, как Венера. Юпитер может действовать как Меркурий — и может даже неистово клясться, что эти действия исходят из глубины его существа. Но Сатурн не будет похож на Венеру. И Юпитер не будет смотреться, как Меркурий. Даже сидя на строжайшей диете, часами занимаясь аэробикой и даже убрав некоторые округлости при помощи пластической хирургии, Юпитер не будет похож на Меркурия. Человеческие личности обладают необычайной приспособляемостью и податливостью. Мы почти ненасытны в своем стремлении к привязанности и любви и, соответственно, глубоко боимся того, что нас отвергнут. Мы нуждаемся друг в друге и боимся друг друга — это одна из причин нашей способности воспринимать, и даже достигать в этом совершенства, модели поведения, которые могут не подходить к нашей конкретной сущности и даже быть вредными для нее.

Именно из-за этой приспособляемости и податливости крайне трудно определить те психологические черты, которые являются частью сущности человека. По этой же причине нам жизненно важно знать, кто мы по своей сущности. Есть такие грустные примеры, как «непрожитая» жизнь, жизнь, которая могла бы быть продуктивной и радостной, однако вместо этого человеку приходится терпеть один серый день за другим, с трудом переносить работу, которая не та, какая должна была бы быть, жить с женой, которая тоже не та, заставлять детей делать то, к чему у них нет склонности, — и продолжать год за годом весь этот мрачный ряд потерь.

Для определения своего психологического типа могут потребоваться годы самонаблюдения. Тип вряд ли можно определить по вопроснику в журнале или путем прочтения книг (включая и эту книгу). Не существует мгновенных, заранее подготовленных решений наших проблем. Карл Юнг писал об одной из причин этих затруднений:

«...часто трудно определить, к какому типу человек относится, особенно когда идет речь о своем „я". Суждения по поводу собственной личности, действительно, всегда необычайно туманны. Это субъективное затуманивание суждения является, следовательно, частым, или даже постоянным фактором, потому что в каждом ярко выраженном типе присутствует особая склонность к компенсации односторонности своего типа... В связи с компенсацией возникают вторичные характеры, или типы, так что получающуюся картину необычайно трудно расшифровать — действительно, настолько трудно, что человек даже склонен отрицать существование типов вообще и поверить только в индивидуальные различия»[27].

Процесс определения своего типа и типов членов семьи, друзей, детей, коллег на работе, может быть долгим и трудным. (Хотя иногда это не так. Иногда классический тип может развить вполне здоровую и подходящую ему личность, работать на подходящей работе, жениться на подходящем партнере, и быть тем, кто он есть, — так очевидно и счастливо, что определить его тип легко.)

В древней Греции, в храме Аполлона, где вещал Дельфийский оракул, было написано простое и глубокое поучение: «Познай себя». Как тогда, так и сейчас, именно таким образом закладывается основание, на котором должна строиться любая успешная человеческая жизнь. Это основа самой глубокой мудрости. Это утверждение перекликается со словами Сократа: «Неизученной жизнью не стоит и жить». В Новом Завете это метафорически выражено словами о строительстве дома на скале (сущность), а не на песке (личность), а также о том, чтобы быть, как дети, — которые, конечно, пребывают в своей сущности, — чтобы войти в Царствие Небесное. В шекспировском «Гамлете» та же идея звучит в совете Полония своему сыну: «Всего превыше: верен будь себе. Тогда, как утро следует за ночью, последует за этим верность всем».

Поскольку так важно правильно определить тип, и поскольку иногда трудно отделить характеристики сущности от характеристики личности, то всегда следует начинать с внимательного рассмотрения физических характеристик. Определить тип только на основе физического тела не всегда возможно, но обычно можно исключить из рассмотрения некоторые типы, то есть сузить круг поиска. Разумно начинать с этого метода, то есть с исключения типов, которые не могут быть сущностными типами определенного человека. И, как мы уже упоминали раньше, всегда начинайте с внимательного изучения физических характеристик. В отношении психологических особенностей очень легко обмануть себя или других, даже ненамеренно. Но очень трудно обмануться в оценке размеров рук и ног, в количестве и текстуре волос на теле, в росте, окружности бедер и так далее. Нам могут не нравиться эти характеристики. Мы можем бороться за то, чтобы скрыть или изменить эти особенности при помощи диет, высоких каблуков, упражнений, подкладок, париков, корсетов, поясов, мазей, косметики и т. д. Сколько человеческой энергии тратится на то, чтобы изменить себя, вместо того, чтобы принять себя таким, как есть; и свидетельством этого является огромная индустрия, поддерживаемая нашими усилиями быть не теми, кем мы являемся по сути.

Хотя мы можем достичь гармонии в своих иллюзиях, — а обычно мы выглядим глупо, как лысеющие мужчины, которые зачесывают три длинных пучка волос на свою лысину вместо того, чтобы принять то, что их лысина является и подходящей, и привлекательной для их типа, — факты, о которых говорят наши физические тела, остаются фактом.

Каждое из описаний семи основных типов я начала с описания физических особенностей данного типа. Сравнивая формы своего тела с этими описаниями, вы должны быть способны по крайней мере исключить те типы, которые не могут быть вашим типом сущности. Или, если вы пытаетесь определить тип кого-то другого, вы должны быть способны сказать, каким типом он определенно не является. Поскольку цель состоит в том, чтобы определить факт, прорваться сквозь покров иллюзий и воображения, созданный желаниями и мечтами, предположениями и искусственными социальными или культурными идеалами, лучше всего начать с внимательного рассмотрения тела. Для некоторых это может оказаться сложным. Если вы были жертвой самоосуждения, проходили курс улучшения, в котором ваше тело рассматривалось только с критической точки зрения, прикрывалось, подкрашивалось, морилось голодом, реконструировалось — или, наоборот, полностью игнорировалось, — и формировалась воображаемая картинка, весьма мало похожая на ваше настоящее тело — то в этом случае вам будет трудно просто внимательно и бесстрастно посмотреть на свое тело.

Тем не менее, такая попытка необходима. Если вы не можете обойтись без какой-то доли воображения, то это может оказаться удобным для применения творческого направленного воображения (в противоположность автоматическому самообману, в котором мы обычно пребываем). Представьте себя художником, стоящим перед обнаженной натурой, эскиз которой вы должны сделать, или скульптором, рассматривающим модель для скульптуры. Встаньте голым перед зеркалом в полный рост и обратите ясный, внимательный и наблюдательный взгляд, без суждения и тщеславия, на то, что вы в действительности видите.

Какого вы роста? Если вы — женщина выше 160 см ростом или мужчина выше 180 см, то вы, вероятно, не являетесь одним из активных отрицательных типов, так как оба эти типа, меркурианский и марсианский, склонны быть сравнительно невысокими. Так что при помощи одного этого фактора вы повысили возможность правильного выбора, сузив область поиска с семи до пяти.

Насколько вы худой (или худая)? И трудно ли вам поддержать такую форму? Если вы стройны, то маловероятно, что вы прилагали большие усилия, чтобы набрать вес, так как мы живем в то время, когда идеалы красоты, пропагандируемые центрами моды в Париже, Нью-Йорке и Риме, убеждают нас, что невозможно стать слишком худым. Если вы стройны и остаетесь таким, даже если едите сколько хотите и когда хотите, то вы никак не можете быть одним из пассивных и положительных типов. Оба эти типа — юпитерианский и венерианский — полные и округлые, и им необходимо тщательно следить за своей диетой, чтобы не набрать излишний вес. (Если вы — один из этих типов, то вы можете определить, какой именно, посмотрев, где располагается основная полнота, — у Юпитеров вес располагается высоко, у Венер — низко.) Так что при помощи еще одного факта вы исключили еще две возможности, и вам осталось рассмотреть только три типа. Если вы высоки, то вы вряд ли можете быть Меркурием или Марсом. Если вы от природы худы, то вы не можете быть Юпитером или Венерой. Остается три возможности: вы можете быть Луной, Солнцем или Сатурном.

Теперь настало время более детального исследования. Посмотрите на свои руки и ноги, на выраженность суставов — запястий, лодыжек, локтей и коленей. Отметьте линии подбородка, скул, лба. Выступают ли сравнительно кости; большие ли кисти и ступни; угловатые ли суставы; челюсть скорее выдается вперед, чем покатая? На основании этих фактов вы можете хотя бы условно исключить хрупкий солнечный тип и сравнительно аморфный лунный, у которых скорее был бы срезанный подбородок. На данный момент у вас есть рабочая гипотеза: вы можете быть сатурнианским типом. Конечно, потребуется больше наблюдений и экспериментов, пока вы сможете быть относительно уверены в своем типе. Важно то, чтобы вы всегда начинали исследование с непредвзятого наблюдения структур тела.

Вы не можете, разумеется, так же непосредственно рассматривать тела других людей. Вас могут обмануть их попытки скрыть такие особенности, которые им не нравятся. (Носит ли ваш начальник парик, или это его собственные волосы? Лучше не спрашивать.) С другой стороны, вам, вероятно, будет легче наблюдать других людей, поскольку вы не отождествляетесь с ними и не стремитесь их изменить. К сожалению, люди иногда тратят немало усилий, стараясь изменить внешний вид своих партнеров или детей, но, вероятно, при возросшем понимании типов людей этот ошибочный и крайне разрушительный подход будет исключен.

В последующих главах после описания физического тела каждого из типов будет кратко рассмотрено небесное тело, влияющее на данный тип. Согласно экзотической традиции Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста, один из законов взаимосвязанных космосов гласит: «Как наверху, так и внизу». Это интересная идея: различные системы на различных уровнях являют собой модели друг друга. И соответствия между небесными телами и человеческими типами так много говорят о склонностях и характерных особенностях этих нескольких типов, что подобное обсуждение полезно, хотя у нас и нет способа эмпирически доказать, что существует прямая связь между небесными телами и людьми определенного типа. Рассмотрение желез внутренней секреции, управляющих определенным типом, является гораздо менее теоретическим делом, так как строится на огромном количестве научной информации, собранной эндокринологами, психиатрами и психологами нашего столетия. Информация о том, как различные эндокринные железы влияют на развитие и поведение человека, может дать нам понимание того, почему различные типы выглядят и действуют так, а не иначе, и почему они, по сути дела, не могут быть другими.

Чтобы попытаться понять психологию каждого типа, мы рассмотрим характерные особенности, способ действий, склонности, предпочтения и антипатии типов. Это будет относиться скорее к особенностям сущности, чем личности, что может быть трудно определить без индивидуальной работы и наблюдения. Когда мы начинаем заниматься самонаблюдением, у большинства из нас есть о себе много таких идей, которые просто неточны. Мы можем считать, что любим музыку, потому что музыку очень любили в нашей семье, и многие ее члены были музыкантами. Однако в своей сущности мы, может быть, ценим музыку весьма невысоко. Огромным облегчением для нас может оказаться осознание того факта, что тишину мы предпочитаем больше, чем постоянное звучание музыки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: