Транзит

Транзит - таможенный режим, согласно которому товары и / или транспортные средства коммерческого назначения перемещаются под таможенным контролем между двумя органами государственной фискальной службы Украины или в пределах зоны деятельности одной ГФС без какого-либо использования этих товаров без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ст. 90 ТК).

Институт транзита возник в результате объективных потребностей международного товарооборота и имеет такую же длинную историю как и международная торговля.

В правовом режиме можно определить два типа отношений, которые возникают соответственно при транзите транспортных средств и транзите товаров.

ТК выделяет два вида транзита:

1) транзит товаров;

2) транзит транспортных средств.

Кроме того, в таможенном законодательстве существует также понятие транзит грузов и транзитные услуги.

Понятие транзит грузов включается в понятие транзита.

Транзит товаров, транспортных средств и грузов является объектом транзита.

Транзитные услуги являются объективной стороной транзита, то есть это деятельность участников транзита, осуществляется в рамках договоров (контрактов) перевозки, транспортного экспедирования, поручения, агентских соглашений и тому подобное.

Длительное время товары, провозились транзитом через таможенную территорию, облагались пошлиной, что противоречило экономическим интересам государства. Только в XVII веке большинство государств упростили условия транзита и освободили товары, которые перемещались транзитом по таможенной территории от уплаты большинства сборов и пошлин.

Одновременно с развитием коммуникаций, средств транспорта и увеличением объёма международных товаропотоков начал строиться таможенный режим транзита который отвечал интересам государства и интересам перевозчиков.

Экономический характер транзита определяется его значением для:

- Развития и упрощения международных перевозок (внешний аспект);

- Стимулирования деятельности в сфере услуг по транспортировке и обработке грузов (внутренний аспект).

Развитию режима транзита способствовала разработка различных международно-правовых документов, направленных на унификацию регулирования и упрощения условий транзита товаров. На национальном уровне использование режима транзита, разность его форм основана на специфических внутренних факторах (например, развитие на территории государства транспортной инфраструктуры).

Перемещение товаров и транспортных средств коммерческого назначения в режиме транзита (ст. 91 ТК):

1. Осуществляется как проходной или внутренний транзит, или каботаж.

2. Таможенный режим транзита применяется к товарам, которые перемещаются:

1) проходным транзитом от пункта ввоза (пропуска) на таможенную территорию Украины до пункта вывоза (пропуска) за пределы таможенной территории Украины (в том числе в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины);

2) внутренним транзитом или каботажем:

а) от пункта ввоза (пропуска) на таможенную территорию Украины в таможенный орган, расположенного на таможенной территории Украины;

б) от ГФС, расположенной на таможенной территории Украины, в пункт вывоза (пропуска) за пределы таможенной территории Украины;

в) от одного пункта, расположенного на таможенной территории Украины, в другой пункт, расположенный на таможенной территории Украины, в том числе если часть этого перемещения проходит за пределами таможенной территории Украины;

г) от искусственного острова, установки или сооружения, созданных в исключительной (морской) экономической зоне Украины, на которые распространяется исключительная юрисдикция Украины, к ГФС Украины, расположенной на территории Украины, занятой сушей, и в обратном направлении.

Условия помещения товаров, транспортных средств коммерческого назначения под таможенный режим транзита (ст. 92 ТК):

1. Таможенный режим транзита может быть применён как к товарам, транспортным средствам коммерческого назначения, которые непосредственно ввозятся на таможенную территорию Украины, так и к таким, которые находятся на таможенной территории Украины.

2. В таможенный режим транзита могут быть помещены товары, транспортные средства коммерческого назначения независимо от их таможенного статуса.

3. В таможенный режим транзита могут быть помещены любые товары, кроме запрещенных законодательством для ввоза и / или транзита через таможенную территорию Украины.

4. Для помещения товаров и / или транспортных средств коммерческого назначения под таможенный режим транзита лицо, на которое возлагается соблюдение требований таможенного режима, должно:

1) подать ГФС Украины таможенную декларацию (документ, который в соответствии со статьей 94 ТК используется вместо таможенной декларации), товарно-транспортный документ на перевозку и счёт фактуру (инвойс) или другой документ, который определяет стоимость товара;

2) в случаях, определённых законодательством, предоставить таможенному органу свидетельство на транзит через таможенную территорию Украины, который выдаётся соответствующими уполномоченными органами;

3) в случаях, установленных ТК Украины, обеспечить исполнение обязательства по уплате таможенных платежей в соответствии с разделом X ТК Украины.

5. Для обеспечения идентификации товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые помещаются в таможенный режим транзита.

6. Не требуется применения средств обеспечения идентификации к таре, поддонам и другим подобным товарам, не имеющим индивидуальных идентификационных признаков.

Режим транзита осуществляется при наличии условий которые можно распределить условно на две группы:

1) обязательства, которые принимает бенефициар или которые налагаются на него как условия предоставления ему разрешения на использование режима;

2) способы осуществления контроля, которые используются ГФС для обеспечения соблюдения регламентации таможенного режима.

Согласно общему правилу, при перемещении товаров в режиме транзита:

- Товары должны находиться в неизменном состоянии, кроме естественных потерь и нормальных условий транспортировки. Такие потери контролирует ГФС Украины на основании подзаконных нормативных актов;

- Товары не могут быть использованы на таможенной территории Украины с другой целью, кроме транзита. То есть товар перемещается под одним режимом, не может менять владельца или свои свойства, характеристики.

Но во время транзита товаров на таможенной территории Украины с разрешения и под контролем ГФС Украины могут осуществляться отдельные операции (перегрузка, выгрузка, погрузка, переупаковка) с такими товарами без изменения их свойств и товарного вида. В зависимости от того, перегружается транзитный товар либо нет, транзит может быть прямой или смешанный.

Такие операции с транзитным товаром осуществляются в зонах таможенного контроля исключительно по выбору грузовладельца (уполномоченного им лица) и согласия ГФС.

Согласно общему правилу товары в режиме транзита перемещаются без специального разрешения государственной фискальной службы Украины при наличии надлежащим образом оформленных таможенных и транспортных документов и наложением таможенного обеспечения. Но в случаях, указанных в законодательстве товары могут перемещаться при наличии разрешения на транзит через территорию Украины. Например, это такие товары как: опасные и вредные отходы.

В зависимости от безопасности товаров для населения Украины, естественного положения государства разрешение может выдаваться Кабинетом Министров Украины, государственной фискальной службой Украины или другим уполномоченным органом.

Таможенный транзит товаров через территорию Украины осуществляется по маршрутам, которые определяются перевозчиками по собственному усмотрению, исходя из соображений экономической целесообразности при условии соблюдения требований, которые определяются в соответствии с Таможенным кодексом Украины.

Кабинетом Министров Украины могут устанавливаться ограничения по использованию отдельных путей и направлений транзита на территории Украины, определяться пути или направления движения для определенных видов транспорта или товаров, перемещаемых транзитом через территорию Украины, пункты пропуска для ввоза и вывоза отдельных видов товаров, например для подакцизных товаров.

Предельные сроки проходного таможенного транзита в зависимости от вида транспорта устанавливается Кабинетом Министров Украины. Срок доставки товаров в таможенный орган назначения определяется государственной фискальной службой Украины отправления в соответствии с действующими в Украине нормативами на перевозку грузов исходя из вида транспорта, маршрута, расстояния до конечного пункта и других условий перевозки. В этот срок не включается время хранения товаров на складах в случае перегрузки с одного вида транспорта на другой, а также время, необходимое для осуществления других операций с товарами с разрешения и под контролем государственной фискальной службиУкраины.

Таможенный кодекс Украины не определяет критерии надлежащего оборудования транспортного средства при транзите товаров. Согласно содержанию таможенного законодательства Украины перемещения товаров в режиме транзита через таможенную границу Украины могут осуществлять перевозчики с учетом мер гарантирования доставки товаров, находящихся под таможенным контролем.

Решение о применении мер гарантирования доставки товаров в ГФС Украины назначения принимается в каждом конкретном случае органами государственной фискальной службы Украины, расположенными в местах, где начинается транзит таких товаров, при наличии оснований для применения указанных мер. Меры гарантирования доставки применяются в обязательном порядке к подакцизным товарам (финансовые гарантии).

Вид меры гарантирования доставки товаров избирается собственником или уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом. Меры гарантирования применяются за счёт владельца (уполномоченным им лицом).

К товарам, которые перемещаются транзитом может применяться одна из таких мер гарантирования доставки этих товаров в государственной фискальной службы Украины по назначению:

1. Предоставление владельцем товаров (уполномоченным им лицом) гарантий государственной фискальной службе Украины;

2. Владельцы товаров (уполномоченные ими лица) могут предоставлять государственной фискальной службе Украины гарантии относительно обязательной доставки товаров в ГФС Украины по назначению. Виды, условия и порядок применения гарантий определяются действующим законодательством;

3. Охрана и сопровождение товаров государственной фискальной службой Украины.

Охрана и сопровождение товаров государственной фискальной службой Украины осуществляется как при внутреннем, так и при проходном таможенном транзите. Форма и методы охраны и сопровождение товаров в таможенный орган назначения, а также условия и порядок их применения определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела.

Перевозчики или владельцы товаров, которые перемещаются транзитом через таможенную территорию Украины на условиях Конвенции МДП, имеют право по своему усмотрению выбирать охрану и сопровождение, исходя из соображений безопасности и сохранности товаров. Но в исключительных случаях государственная фискальная служба Украины вправе требовать обязательной охраны сопровождаемого товара подразделениями таможенной стражи в зависимости от степени риска. Это необходимо для получения большей гарантии соблюдения условий транзита.

Таможенный перевозчик – это предприятие, осуществляющее перевозки между органами государственной фискальной службы Украины товаров, находящихся под таможенным контролем, без применения мер гарантирования доставки товаров в орган государственной фискальной службы Украины назначение и имеет соответствующую лицензию.

Перевозчик вправе осуществлять оформление финансовых гарантий при транзитных перевозках подакцизных товаров, предоставляемых таможенным органам и осуществляются независимыми посредниками.

Решение о допуске товаров к перемещению в режиме транзита принимается органом государственной фискальной службы Украины на основании имеющихся документов и при условии выполнения перевозчиком положений ТК и других законов Украины.

Транзит товаров сопровождается документами по перечню указанному в ст. 6 Закона Украины «О транзите грузов» от 20.10.99 г.. (Товарно-транспортной накладной, составленной на языке международного общения, счёт-фактуру или другой документ, указывающий стоимость товара, упаковочный листом (спецификация), грузовая ведомость, книжка МДП).

Должностным лицам специально уполномоченных органов исполнительной власти, которые осуществляют контроль транзитов грузов, запрещается требовать от участников транзита другой документации транзита.

Документы, которые используются для декларирования товаров, транспортных средств коммерческого назначения под таможенный режим транзита (ст. 94 ТК):

1. Для декларирования в таможенный режим транзита товаров, перемещаемых любым видом транспорта, кроме случаев, определённых настоящей статьей ТК, используется таможенная декларация (в том числе предварительная таможенная декларация).

2. В случае транзита в пределах одного пункта пропуска или для декларирования товаров, не являющихся подакцизными, в зависимости от вида транспорта вместо таможенной декларации может использоваться авиационная грузовая накладная (Аir Waybill) или коносамент (Вill of Lading).

3. Для декларирования товаров, не являющихся подакцизными, вместо таможенной декларации в зависимости от вида транспорта может использоваться накладная УМВС (СМГС), накладная ЦИМ (СІМ), накладная ЦИМ / УМВД (СІМ / СМГС, СІМ / SMGS), книжка МДП (Саrnet TIR).

4. Независимо от вида транспорта для декларирования в таможенный режим транзита товаров, транспортных средств коммерческого назначения может использоваться книжка А.Т.А. или книжка СРD.

5. В случаях, предусмотренных международными договорами Украины, заключёнными в соответствии с законом, для декларирования в таможенный режим транзита товаров, транспортных средств коммерческого назначения используются документы, предусмотренные такими договорами.

Устанавливаются следующие сроки транзитных перевозок в зависимости от вида транспорта (ст. 95 ТК):

1) для автомобильного транспорта - 10 суток (в случае перемещения в зоне деятельности одного таможенного органа - 5 суток);

2) для железнодорожного транспорта - 28 суток;

3) для авиационного транспорта - 5 суток;

4) для морского и речного транспорта - 20 суток;

5) для трубопроводного транспорта - 31 сутки;

6) для трубопроводного транспорта (с перегрузкой на другие виды транспорта) - 90 суток.

Каботажные перевозки (ст. 97 ТК):

1. Под каботажем понимается перевозка украинских и иностранных товаров путём загрузки их на морское (речное) судно в одном пункте на таможенной территории Украины и транспортировки в другой пункт территории Украины, где будет осуществляться их выгрузка. При этом товары, которые ввозятся на таможенную территорию Украины морским (речным) судном, допускаются к каботажной перевозке между органами государственной фискальной службы Украины или в пределах одного органа государственной фискальной службы Украины после их перегрузки на другое морское (речное) судно, которое ходит под флагом Украины или, при условии получения на это разрешения центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере транспорта, на иностранное судно.

Иностранные товары находятся под таможенным контролем в течение всего времени каботажа.

Размещение товаров на борту морских (речных) судов для каботажного перевозки (ст. 98 ТК)

Каботажные перевозки иностранных товаров на борту морского (речного) судна вместе с украинскими товарами осуществляются при условии их надёжной идентификации. Если обеспечение надёжной идентификации товаров невозможно, украинские товары размещаются на борту судна отдельно от иностранных товаров.

Нагрузка на суда товаров, перевозимых каботажем, и их выгрузка из этих судов осуществляются в морских (речных) портах по месту расположения ГФС.

Разрешения на погрузку и / или выгрузку товаров предоставляются ГФС безотлагательно после получения соответствующего обращения. В случае отказа в предоставлении разрешения ГФС обязан безотлагательно письменно или в электронной форме сообщить лицу, обратившемуся за получением разрешения, о причинах и основаниях такого отказа. У случае одновременной каботажной перевозки иностранных и украинских товаров ГФС разрешает погрузку или выгрузку украинских товаров в кратчайшие сроки после прибытия судна в место погрузки или разгрузки. По письменному обращению владельца товаров, которые перемещаются каботажем, или уполномоченного им лица ГФС позволяет осуществить под контролем должностных лиц этого органа и на условиях, определённых ТК, погрузку и / или выгрузку указанных товаров в другом пункте, чем это было изначально запланировано, в том числе вне места расположения ГФС, а также вне рабочего времени, установленного для ГФС, с взиманием соответствующей платы, предусмотренной ТК. Если судно осуществляет каботажные перевозки товаров, в результате аварии, стихийного бедствия или других обстоятельств, имеющих характер непреодолимой силы, не в состоянии достичь одного из мест осуществления таможенного контроля на таможенной территории Украины, выгрузка из него товаров допускается в местах, где нет ГФС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: