Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита

Согласно ст. 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий:

  • товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории;
  • в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
  • в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;
  • представлена транзитная декларация;
  • в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со ст. 217 ТК ТС;
  • обеспечена идентификация товаров в соответствии со ст. 109 ТК ТС:
  • идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами;
  • порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза;
  • в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками;
  • средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы;
  • транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

Одним из основных условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум.

Расширен по сравнению с российским законодательством перечень случаев, когда не требуется принятия мер обеспечения соблюдения таможенного транзита.

Если в ТК РФ не требовалось принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком, то в соответствии с положениями главы 32 ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

Таможенный орган отправления вправе принять следующие меры (или одну из указанных мер) по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза при таможенном транзите товаров (ст. 217 ТК ТС):

  • обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС;
  • таможенное сопровождение;
  • установление маршрута перевозки товаров (применяется только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками).

С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в ТК ТС включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и иными организациями в соответствии с законодательством государства-члена ТС.

В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. от 14.06.2011) запрещен транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (веществ, которые могут использоваться при создании наркотических средств и психотропных веществ).

Вместе с тем, Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 679 " О внесении изменений и дополнений в положения о применении ограничений Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами" уточнен порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза прекурсоров наркотических средств, психотропных веществ, а также лекарственных средств, органов и тканей человека, крови и ее компонентов.

Установлено, в частности, что ввоз (вывоз) прекурсоров, используемых в качестве припасов, в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств воздушного, морского (речного), железнодорожного транспортного средства, осуществляется без лицензии с соблюдением требований таможенного законодательства, регулирующего перемещение припасов через таможенную границу.

Ввоз ограниченного количества незарегистрированных лекарственных средств, применяемых в ветеринарии для лечения животных в зоопарках и проведения научно-исследовательских работ, будет осуществляться без лицензии при представлении заключения исполнительного органа государства-члена Таможенного союза, осуществляющего государственную регистрацию лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, о целесообразности ввоза с указанием наименований лекарственных средств, применяемых в ветеринарии, количества, формы, дозы, концентрации, фасовки, названия завода и страны производителя.

Дополнительные условия помещения товаров под рассматриваемую таможенную процедуру также могут быть установлены законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Моментом начала действия таможенной процедуры является выдачи таможенным органом отправления разрешения на таможенный транзит. Таможенным органом отправления является таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Главой 32 ТК ТС установлены особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:

  • товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
  • после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

Согласно ст. 227 обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта:

1) при завершении таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с п. 6 ст. 225 (за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов);

2) в общих случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС.

В связи с тем, что в таможенном транзите товаров по территории Таможенного союза могут участвовать железные дороги нескольких государств-членов таможенного союза, в соответствии с Соглашением (Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан " Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза") регламентирован момент перехода ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов от железной дороги одного государства-члена Таможенного союза к железной дороге другого государства-члена Таможенного союза. Это момент принятия принимающей железной дорогой таможенного союза товаров к перевозке от другой железной дороги Таможенного союза.

В связи с тем, что перевозчики имеют право свободного перемещения по всей территории Таможенного союза, в Соглашении по вопросам обеспечения уплаты (Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан " О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров") урегулированы вопросы внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях, когда выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой " таможенный транзит" осуществляет таможенный орган одного государства-члена Таможенного союза, а обеспечение уплаты предоставлено таможенному органу другого государства-члена Таможенного союза.

В этом же Соглашении установлены особенности взыскания сумм между бюджетами государств-членов Таможенного союза в отношении таких товаров. В соответствии с указанным Соглашением сертификаты, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и выданные таможенным органом одного государства-члена Таможенного союза, принимаются таможенным органом другого государства-члена Таможенного союза, осуществляющим выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Исходя из положений ст. 215 ТК ТС, таможенная процедура таможенного транзита не применяется в случае, если место прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза совпадает с местом их убытия с этой территории.

В указанном случае таможенным органам следует совершать таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза и их убытием с этой территории, в соответствии с положениями глав 23 и 24 ТК ТС.

При этом если товары не убывают с таможенной территории Таможенного союза в течение трех часов после их прибытия на эту территорию, должны быть соблюдены требования п. 4 ст. 160 ТК ТС:

  • перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, если иной срок не установлен таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством государств-членов Таможенного союза в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: