Австралийский доллар

Датская крона,

Доллар США,

Евро,

Исландская крона,

Иена,

канадский доллар и другие.

Механизм валютного контроля предполагает согласование действий таможни и банка. Обмен документами валютного контроля между Банком России и ФТС РФ осуществляется в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Банк в течение 10 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, направляет электронную копию в ФТС, который формирует учетную карточку и в течение 30 календарных дней, следующих за датой принятия решения о выпуске товаров, направляет их в банк.

Информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства уполномоченный банк обязан направить в Банк России.


III.

Валютный контроль при проведении импортных операций имеет целью ввоз товара в страну, равноценного перечисленной сумме в счет оплаты поставки товаров, т.е. препятствует необоснованной утечке валюты из ТС (России). Валютный контроль при осуществлении импортных операций в целом осуществляется по такой же схеме, как и экспортный валютный контроль.

Модель деятельности предприятия-импортера выглядит так:

заключение импортного внешнеторгового контракта -> перечисление денежных средств в счет оплаты -> ввоз товара в страну.

Масштабность валютного контроля при ввозе товаров на территорию России очевидна, т.к. число предприятий-импортеров значительно превосходит количество субъектов ВЭД, занимающихся экспортом грузов.

Валютный контроль при совершении импортных операций осуществляется на основании Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И и № 01-11/28644 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Валютный контроль при импорте применяется при помещении товаров под следующие таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, реимпорт, таможенный склад, беспошлинная торговля, переработка на таможенной территории и под таможенным контролем, временный ввоз, свободная таможенная зона, свободный склад, отказ в пользу государства, уничтожение, реэкспорт.

Для целей осуществления валютного контроля применяется такой базовый документ контроля, как паспорт импортной сделки, который оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валют. операциям между резидентами и нерезидентами, и оформляется согласно Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Он содержит сведения из договора, предусматривающего оплату в валюте или валютных ценностях (напр., в векселях) ввозимых на таможенную территорию РФ товаров.

Банк импортера осуществляет платежи по контракту только после подписания им паспорта импортной сделки. Уполномоченный банк может отказать в таком подписании в следующих случаях, если:

• данные в контракте, не соответствуют сведениям, указанным в паспорте импортной сделки;
• указанные в контракте валютные операции противоречат законодательству РФ;
• паспорт сделки оформлен с нарушением условий, установленных действующим законодательством (напр., в контракте предусмотрена оплата товара наличными денежными средствами);
• импортером представлен не весь пакет необходимых документов (необходимы 2 экз. паспорта сделки, копия внешнеторгового контракта, копии разрешений на осуществление валютной операций, если такие разрешения требуются);
• в контракте отсутствуют условия, предусматривающие роз товара на российскую территорию.

С подписанием паспорта сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в этом документе, условиям внешнеторгового контракта, в том числе за поставку в Россию импортных товаров в установленные сроки или за возврат суммы, перечисленной в качестве предоплаты или аванса по договору. Достаточность и надежность обеспечения соблюдения таких условий оцениваются уполномоченным банком самостоятельно на свой страх и риск.

Паспорт сделки не представляется

• при помещении товаров под таможенные процедуры международного таможенного транзита, перемещения припасов;
• при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки.

Не требуется повторного представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации, если паспорт сделки представлялся при помещении товаров на основании того же договора под ранее заявленный таможенный режим.

В этом случае при их декларировании путем подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) в графе 28 под № 1 указывается код таможенной процедуры, при заявлении которой представлялся паспорт сделки.

Непредставление паспорта сделки таможенным органам является основанием для отказа в выдаче разрешения на помещение под заявляемый таможенный режим товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, а также при изменении таможенного режима ранее вывезенных с таможенной территории РФ товаров, за исключением изменения таможенного режима в связи с их ввозом на таможенную территорию РФ.

Процесс валютного контроля предполагает активное участие в нем уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Банк формирует комплект документов, а именно:

• ведомость банковского контроля, содержащую сводные сведения об операциях по контракту; • карточку платежа, содержащую информацию об осуществляемых платежах; • учетную карточку импортируемых товаров, основанную на сведениях из грузовой тамож. декларации об общей фактурной стоимости товаров.

Импортер в течение 15 дней с даты принятия решения о выпуске товаров представляет в банк ксерокопию грузовой таможенной декларации, которая помещается в досье.

Помимо нее, в формируемое банком ДОСЬЕ включаются

• экземпляр паспорта сделки, • копии контракта, • копии разрешений, • ксерокопии векселей, • ведомость банковского контроля, • копии поручений (заявлений) импортера на оплату обязательств по контракту, связанных с поставкой товаров, а также межбанковских сообщений, подтверждающих перевод нерезиденту (поступление в пользу импортера) денежных средств по контракту, и иные документы.

Обмен информацией между банком и таможенным органом осуществляется как и в предыдущем случае в электронном виде по телекоммуникационной сети.

Таможенные органы ведут списки участников ВЭД, находящихся в зоне их деятельности.

На основе учетных карточек таможенно-банковского валютного контроля региональные таможенные управления и таможни формируют базу данных валютного контроля.

Ее значение обусловлено широким кругом мероприятий, проводимых в рамках механизма валютного контроля. Такими действиями являются:

• аналитическая работа, проводимая с целью прогнозирования количествам объемов возможных нарушений валютного и тамож. законодательства, а также планирования работы, проводимой тамож. органами;
• предупредительная работа с предполагаемыми нарушителями тамож. и валют. законодательства;
• обеспечение информационного взаимодействия с иными органами государственной власти и агентами валютного контроля.

Осуществляя импортную операцию, субъект ВЭД обязан ввезти в Россию товары, стоимость которых эквивалентна сумме ранее переведенной партнеру валюты. Если осуществить данный ввоз по каким-либо причинам не удается, импортер обязан обеспечить возврат валюты в полном объеме.

Срок возврата или ввоза товаров не может превышать 90 дней со дня перевода.

Если срок ввоза товаров превышает 90 дней, а общая сумма платежей составляет не более суммы, эквивалентной $10 млн., разрешение на отсрочку может быть выдано территориальным учреждением Банка России. При этом субъект ВЭД обращается в территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации юридического лица. Обращение должно быть сделано до момента совершения валютной операции.


Для получения разрешения участник импортной операции представляет следующие документы:

• заявление, подписанное руководителем,
• нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о гос. регистрации,
• справку из налоговой инспекции об открытии резидентом рублевых и валютных счетов в уполномоченных банках России,
• справку налогового органа по месту постановки на учет юрид. лица в качестве налогоплательщика об отсутствии задолженности по налогам и сборам и об отсутствии нарушений налогового законодательства,
• справки из уполномоченных банков РФ, в которых резидентом открыты текущие валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валют. выручки и обязательной продаже ее части, об имевших место нарушениях валют. законодательства, а также о достаточности средств на счете для осуществления перевода,
• заверенный налоговой инспекцией баланс за последний отчетный год, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации,
• заверенный налоговой инспекцией отчет о финансовых результатах за последний отчетный год,
• справку из органа по статистике о присвоении кодов резиденту и иные документы.

Нарушение положений валютного законодательства влечет административную и уголовную ответственность субъектов ВЭД.


IV.

Встречная торговля признается международной практикой и используется различными государствами при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Содержание встречной торговли состоит в обмене товарами между партнерами. При этом, как правило, денежные средства через границу не перемещаются, хотя товар имеет стоимостную оценку.

Наиболее распространенной формой встречной торговли является бартер.

БАРТЕР - обмен одного товара на другой, равный по стоимости.

БАРТЕРНАЯ СДЕЛКА - товарообменная сделка с передачей права собственности на товар без денежного платежа, т.е. натуральный обмен товарами

Валютный контроль за бартерными операциями отличается спецификой.

В области таможенного дела БАРТЕР - это прямой обмен товарами, работами, услугами, производящийся между двумя государствами.

К бартернымне относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.

Иными словами, бартерные сделки не опосредуются валютными расчетами. Заключение договора такого рода обусловливается главным образом нехваткой иностранной валюты, колебаниями валютных курсов, нестабильностью национальной денежной единицы. Существенное условие договора о товарообменных операциях - оценка товаров (услуг), необходимая для эквивалентности (равнозначности) обмена.

В развитии встречной торговли чаще всего заинтересованы предприниматели из развивающихся стран. Для них характерно стремление включить в список поставляемых товаров ту продукцию, которую они не могут выгодно реализовать на внутреннем рынке.

Встречная торговля может быть также использована в качестве механизма финансирования в тех случаях, когда выручка, полученная от экспорта товаров в рамках соглашения по встречной торговле, предназначается для финансирования централизованного импорта.

Валютный контроль со стороны таможенных органов направлен на проверку равноценности товарного обмена, который должен быть одинаковым по цене поставленного товара иностранному партнеру.

Указом Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» бартерные операции отнесены к разновидности договора мены.

Данным нормативным актом установлены обязательные требования к оформлению товарообменных (бартерных) контрактов. Они совершаются в письменной форме путем заключения двустороннего договора мены, который должен соответствовать следующим параметрам:

1) договор должен иметь дату и номер;
2) договор должен быть оформлен в виде одного документа (за исключением бартерных сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений, - в этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки);
3) в договоре должны быть определены:
- номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров;
- перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.

Полномочия таможенных органов в данной области правоотношений осуществляются в процессе непосредственного проведения таможенного оформления и таможенного контроля и ограничиваются следующим:

• обеспечение контроля за выполнением российскими лицами требований законодательства в части регулирования бартерных сделок;
• осуществление автоматизированного учета и контроля бартерных сделок на основе Паспортов и информации таможенных органов ТС (РФ) о перемещении через таможенную границу ТС товаров в счет исполнения бартерных сделок;
• проведение проверок таможенными органами ТС (РФ) предполагаемых фактов неисполнения норм действующего законодательства и применение мер воздействия к нарушителям;
• обмен информацией с иными органами и агентами валютного контроля.

Базовым документом валютного контроля при осуществлении товарообменных операций является ПАСПОРТ БАРТЕРНОЙ СДЕЛКИ, основанный на сведениях внешнеторгового контракта. Он подписывается Министерством экономического развития и торговли РФ.

Бартерный характер сделки выражается в том, что экспортер берет на себя обязательство закупить товаров на сумму, эквивалентную стоимости его собственных поставок. Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, условиям, заявленным в грузовой таможенной декларации, внешнеторговом контракте и иных документах.

Выпуск товаров не производится

при установлении следующих условий:

• несоответствие сведений в представленных документах сведениям, указанным в паспорте сделки;
• представление договора мены, оформленного с нарушением требований, установленных действующим законодательством;
• представление паспорта сделки и иных документов, используемых при осуществлении контроля за исполнением бартерных сделок, оформленных с нарушениями установленных требований.

Срок ввоза товаров, работ, услуг составляет также 90 дней с даты выпуска таможенными органами вывозимых товаров либо с момента выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности. В случае превышения данного срока резидент должен получить разрешение Министерства экономического развития и торговли РФ.

При изменении условий договора, устанавливающих обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, на свои счета в уполномоченных банках.

ФТС формирует общий массив сведений о перемещении через таможенную границу РФ товаров, работ, услуг в счет исполнения условий бартерных договоров, обеспечивает централизованную обработку информации, полученной от таможенных органов на местах, проводит ее анализ.

В бухгалтерском учете бартерная операция отражается, как экспортная и импортная операции. Производится зачет взаимных требований поставщика и покупателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: