Основные субъекты валютного контроля в области таможенного дела

таможенные органы

банки, уполномоченные государством на осуществление такой деятельности.

В Законе о валютном регулировании используются также такие понятия как

органы валютного контроля (Правительство РФ, ФТС России, ЦБ РФ)

агенты валютного контроля (уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы и др. организации, которые по законодательству РФ могут осуществлять функции валютного контроля)(ч.3 ст.22.Закона)


Должностные лица таможенных органов при выполнении функций валютного контроля в процессе таможенного оформления товаров, а также последующего контроля за соблюдением участниками ВЭД требований действующего валютного и таможенного законодательства ОБЯЗАНЫ:

• осуществлять валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в пределах своей компетенции в соответствии с установленным порядком;
• выполнять решения вышестоящих таможенных органов по вопросам осуществления валют. контроля, а также связанного с ним тамож. оформления товаров;
• обеспечивать своевременное и должного качества информационное взаимодействие с ФТС в целях организации валютного контроля;
• осуществлять контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства и законодательства в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок в процессе целевых проверок экспортно-импортных операций.

Для целей валютного контроля Банк России создал Главное управление валютного регулирования и валютного контроля.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона о валютном регулировании к числу агентов валютного контроля относятся уполномоченные банки. Их специальный статус выражается в том, что Банк России уполномочивает данные организации на осуществление функций валютного контроля путем выдачи им лицензии на право операций с валютой.

Функции валютного контроля осуществляет также Министерство финансов РФ. Оно образовало собственные территориальные органы валютного контроля, в качестве которых выступают региональные управления валютного контроля, осуществляющие свою деятельность под руководством Департамента валютного контроля Минфина РФ.

Итак, валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использованию валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.


Правовой основой для перемещения денежных средств физическими лицами является

Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и/или денежных инструментов через таможенную границу ТС,

где используются следующие термины:

" НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА " - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, кроме монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах ТС или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;
" ДЕНЕЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ " - дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Перемещение наличной валюты физическими лицами необходимо рассматривать с двух сторон: ввоза и вывоза, которые имеют свои особенности.

Ввоз и пересылка в государства-члены ТС и вывоз и пересылка из указанных стран валюты и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительствами государств-членов ТС по согласованию с Центральными банками стран (для России ЦБ РФ).

Индивидуальный субъект таможенных правоотношений обязан декларировать в письменной форме следующие денежные средства:

Ввоз физическим лицом наличных денежных средств и/или дорожных чеков на таможенную территорию ТС и их вывоз с неё осуществляется без ограничений: • при единовременном ввозе/вывозе наличных денежных средств и/или дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте $10 000, указанные денежные средства и/или дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме (но по желанию может быть задекларирован физическим лицом);
• при единовременном ввозе/вывозе наличных денежных средств и/или дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте $10 000, указанные денежные средства и/или дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и/или дорожных чеков.

Итак, валютный контроль в области таможенного дела предполагает контроль за перемещением через таможенную границу ТС такой разновидности товара, как валюта и валютные ценности, всеми участниками таможенных правоотношений.


II.

Валютный контроль за экспортом товаров действует в России с 1994 г. На основании нового Закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» он был введен совместной Инструкцией ФТС РФ и ЦБ РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров». Ее положения коснулись всей номенклатуры товаров с расчетами в иностранной валюте, независимо от даты заключения контрактов.

Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий субъектов:

• юридического лица-экспортера; • уполномоченного банка[1]; • таможенного органа.

При этом валютный контроль основан на сопоставлении информации об общей фактической стоимости по экспортному контракту, дате перемещения груза, сроках оплаты. Такие сведения передаются экспортером в таможенный орган и уполномоченный банк.

ЦЕЛЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ - предотвращение сокрытия выручки; денежных средств в иностранной валюте или в валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары

Таким образом, обязательным требованием валютного контроля является зачисление валютной выручки от экспорта товаров субъектом ВЭД на свой рублевый и/или валютный счет в уполномоченном банке.


Для целей осуществления валютного контроля применяется ПАСПОРТ СДЕЛКИ.

Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 г. № 117-И (ред. от 12.08.2008) " О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок ".)

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Паспорт сделки не представляется при помещении товаров под таможенные процедуры международного таможенного транзита, перемещения припасов.

На каждый внешнеторговый контракт оформляется один паспорт сделки в 2-х экз., который содержит реквизиты

Ø уполномоченного банка,

Ø экспортера,

Ø иностранного контрагента;

Ø условия контракта.

Один экземпляр находится у экспортера, а другой - остается в уполномоченном банке и служит основанием для открытия ДОСЬЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.

ДОСЬЕ представляет собой совокупность документов, необходимых для валютного контроля. Его формирует банк.

В досье включаются

• копия внешнеторгового контракта,

• оригинал паспорта сделки,

• грузовая таможенная декларация (ГТД),

• копия разрешения на предоставление отсрочки по поступлению валютной выручки, иные необходимые документы.

Этот пакет документов представляется в таможню, где заполняется учетная карточка таможенно-банковского валютного контроля, содержащая информацию по одной произведенной отгрузке.


УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА - документ валютного контроля, формируемый таможенными органами по установленной форме для направления в банки и содержащий сведения из грузовых таможенных деклараций, необходимые для валютного контроля, а также сведения о поступлении выручки.

Т.о., учетная карточка носит характер возвратного документа. На основе учетной карточки составляется реестр ожидаемого поступления валютной выручки на счета экспортеров.

Процесс валютного контроля в области таможенного дела включает такие стадии, как:

1) предварительный контроль. На этом этапе экспортер заполняет паспорт сделки и представляет его для подписания в уполномоченный банк, где проверяется достоверность содержащейся информации и соответствие условий ВЭД нормам действующего законодательства;
2) информационно-аналитический контроль. Здесь происходит формирование учетной карточки валютного контроля, сопоставление и анализ сведений о дате фактического пересечения товаром таможенной границы и поступлении денежных средств. Кроме того, в процессе информационно-аналитического контроля возможно выявление нарушений валютного законодательства.
3) окончательный документальный контроль. Третий этап является факультативным, т.к. его содержание составляют целевые проверки экспортеров по фактам непоступления валютной выручки. Иными словами, данная стадия имеет место только в случае совершения неправомерных действий субъектами ВЭД и связана с институтом административной ответственности. Лица, допустившие нарушения положений валютного законодательства, отвечают за них на основании норм КоАП РФ.

Осуществление валютного контроля при экспорте товаров предполагает исключение сокрытия валютной выручки, которая должна быть зачислена субъектом внешнеторговой деятельности в результате экспортной операции на рублевый или валютный счет в уполномоченном банке.

Срок поступления валютной выручки от экспорта товаров составляет 90 дней с даты фактического их вывоза (т.е. реального пересечения границы). Таможенный орган подтверждает дату фактического вывоза товаров за границу. Указанный срок может быть и более продолжительным при получении соответствующего разрешения.

Валютная выручка в полном объеме должна быть зачислена на валютный счет предприятия-экспортера. После этого в течение 7 календарных дней до 30% иностранной валюты подлежит обязательной продаже на внутреннем рынке.

Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя и юридического лица). Оставшаяся часть переводится на текущий валютный счет, а образовавшаяся рублевая масса - на расчетный счет предприятия. Норматив продажи обязательной части валютной выручки един для всех юридических лиц, независимо от видов их деятельности.

Объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов, включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:

1) сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Банком России от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
2) сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
3) валют. выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных стран, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2-х лет;
4) сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги). Перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валют. рынке РФ, определяется ЦБ России.

Для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки резидентов учитываются следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются согласно указанного ФЗ в иностранной валюте:


1) оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
2) уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
3) выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валют. контроля;
4) иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется Банком России.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется в порядке, устанавливаемом Банком России, непосредственно уполномоченным банкам и/или на валютных биржах через уполномоченные банки или непосредственно Банку России.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов осуществляется по курсу инвалют к валюте РФ, складывающемуся на внутреннем валютном рынке России на день продажи.

Льготы по обязательной продаже части валютной выручки резидентов, а также освобождение резидентов от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства РФ.

На основании ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Центробанке России» и решения Совета директоров Банка России ЦБ РФ устанавливает перечень иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке РФ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: