Современное валютное законодательство РФ

Понятие и сущность валютного контроля в таможенных правоотношениях.

Осуществление валютного контроля при экспорте товаров.

Валютный контроль при импорте товаров.

Особенности валютного контроля при осуществлении бартерных операций


I.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ СССР

¨ 1917-1921 гг. - период валютного администрирования (" валютный военный коммунизм ");
¨ 1922-1926 гг. - период валютного регулирования (НЭП);
¨ 1927-1985 гг. - административная валютная политика государства (" новый валютный военный коммунизм ");
¨ 1986-1991 гг. - демонтаж государственной валютной монополии и формирование новой политики

СОВРЕМЕННОЕ ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ

Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего - либерализациявнешней торговли.

Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 г. №213 " О либерализации ВЭД на территории РСФСР ", который положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и их зарубежными партнерами. Указ от 15 ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и организациям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в т.ч. и посреднической, деятельности.

Коренные преобразования в валютной политике страны были произведены с принятием Закона РФ " О валютном регулировании и валютном контроле " от 9.10.1992 г. №3615-1.

Он определил

принципы осуществления валютных операций в РФ,

полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля,

права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями,

ответственность за нарушения валютного законодательства.

Валютная политика предопределяет основные направления развития валютного регулирования и его элемента - валютного контроля.


В современных условиях для РФ и государств-членов ТС характерно проведение политики либерализации в регулировании валютных отношений. Причина - отмена государственной монополии на валюту и часть валютных ценностей и на операции с ними.

Выход хозяйствующих субъектов на международный рынок обусловил возможность вывоза из страны валюты и ряда валютных ценностей. При этом государство не осталось в стороне от происходящих процессов, взяв их под свой контроль.

Валютный контроль является одним из видов государственного контроля, осуществляемого соответствующими органами государственной власти в области валютного регулирования.

ЦЕЛЬвалютного регулирования - установление порядка проведения операций с валютными ценностями, которые могут перемещаться через таможенную границу, с тем, чтобы не допустить, прежде всего, незаконного оттока валютных ценностей из страны.
Органы валютного регулирования в РФ - · Центральный банк РФ · Правительство России, которые для реализации указанных функций издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Валютное регулирование относится Конституцией РФ к исключительной компетенции федерального центра (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Согласно ТК ТС порядок перемещения через таможенную границу валюты государств-членов ТС, ценных бумаг, номинированных в валюте государств-членов ТС, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством государств-членов ТС о валютном регулировании и валютном контроле и таможенным законодательством.

Осуществляя валютную деятельность, государство устанавливает ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СИСТЕМУ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ:

1) процесс проведения международных расчетов между российскими и иностранными лицами;
2) порядок проведения валютных операций;
3) порядок образования, распределения и использования валютного резерва России;
4) порядок создания и использования валютных фондов хозяйствующих субъектов;
5) порядок осуществления валютного контроля.

Правовой основой осуществления валютного регулирования является ФЗ 1993 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (современный ФЗ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ).

Закон состоит из четырех разделов:

1. Общее положение.
2. Валютное регулирование.
3. Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки
4. Валютный контроль.

В первом разделе закона рассматриваются основные понятия, такие как:

1) валюта Российской Федерации; 2) иностранная валюта; 3) внутренние ценные бумаги; 4) внешние ценные бумаги; 5) валютные ценности; 6) резиденты; 7) нерезиденты; 8) уполномоченные банки; 9) валютные операции; 11) валютные биржи.

Вторая глава освещает такие вопросы как:

• Органы валютного регулирования
• Валютные операции между резидентами и нерезидентами
• Валютные операции между резидентами
• Валютные операции между нерезидентами
• Внутренний валютный рынок Российской Федерации
• Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ
• Счета (вклады) нерезидентов, открываемые на территории Российской Федерации
• Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
• Ввоз в Россию и вывоз из РФ валют. ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг

Основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ (ст.3 Закона):

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) ис ключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Третий раздел рассматривает следующие вопросы

• Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ
• Паспорт сделки

В раздел "Валютный контроль" входят следующие статьи:

• Цель и направления валютного контроля;
• Валютный контроль в РФ, органы и агенты валютного контроля • Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц
• Права и обязанности резидентов и нерезидентов
• Ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования

Согласно закону,

1) валюта РФ:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
3) внутренние ценные бумаги:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;
4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в т.ч. в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с ФЗ к внутренним ценным бумагам;
5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

6) резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве согласно законодательству этой страны;
б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные согласно законодательству РФ;
г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
7) нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами согласно пп. "а" и "б" п. 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. "б" и "в" настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в п. 6 настоящей части.
Законодательство РФ дает четкое разграничение валютных операций резидентов и нерезидентов. Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е. банками, имеющими лицензии Центрального банка РФ на проведение данных операций.
8) уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центробанка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ согласно лицензий ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных согласно законодательству иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

К валютным операциям относятся:
9) валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют. ценностей на законных основаниях, и использование валют. ценностей в качестве средства платежа
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют. ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валют. ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют. ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валют. ценностей, валюты РФ и внутр. ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз на тамож. территорию РФ и вывоз с тамож. территории РФ валют. ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ;
10) валютные биржи - юридические лица, созданные согласно законодательству РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ.

Операции, связанные с движением капитала, осуществляются только банками, имеющими лицензию ЦБ РФ.

Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции:

· генеральная,

· расширенная,

· внутренняя.

Генеральная лицензия разрешает проведение валютных операций, как на территории РФ, так и за ее пределами и устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Генеральная лицензия дает право на совершение коммерческим банком всех банковских операций в иностранной валюте, позволяет выполнять все сделки на международных валют. биржах, арбитражные сделки и другие валют. операции, заключать любые корреспондентские отношения.
Расширенная лицензия дает возможность проводить валютные операции на территории РФ без ограничений, а за границей - устанавливать корреспондентские отношения с 6-ю иностранными банками.
Внутренняя лицензия разрешает проведение валютных операций в пределах РФ и установление корреспондентских отношений без специального разрешения ЦБ РФ со следующими банками: Ø Московским Народным банком (Лондон, Сингапур); Ø Эйробанком (Париж), Ø Ист-Вест-Юнайтед Банком (Люксембург), Ø Ост-Вест-Хандельсбанком (Франкфурт), Ø Донау-Банком (Вена), т.е. с иностранными банками, в уставном капитале которых ведущая роль принадлежит ЦБ РФ и другим уполномоченным банкам. Если банк, обладающий расширенной лицензией, устанавливает корреспондентские отношения с указанными банками, то они не входят в квоту 6-и банков-корреспондентов. Наличие внутренней лицензии позволяет банку осуществлять только валютные операции с клиентами, а корреспондентские отношения устанавливать через уполномоченные банки. Однако в порядке исключения при наличии обоснованных причин ЦБ РФ может разрешить банку, имеющему внутреннюю лицензию, открыть счет в иностранном банке.

Банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.


ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬмеханизм административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования

Валютный контроль - составная часть

· финансового контроля

· таможенного контроля.

Если операции носят характер экспортно-импортных, то и валютный контроль осуществляется в области таможенного дела. Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

В сфере внешней торговли валютный контроль выступает в качестве вида государственного финансового контроля.

СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ - проверка законности и целесообразности действий по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований.

Необходимость соблюдения валютного законодательства вызвана стремлением государства обеспечить свои интересы в сфере валютного обращения, сохранить золотовалютные резервы, упрочить положение российской денежной единицы.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий возлагается на

Счетную палату РФ,

Центральный Банк РФ,

Министерство финансов РФ (Главное Управление федерального казначейства и КРУ),

Федеральную службу РФ по налогам и сборам,

Федеральную таможенную службу России,

контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти,

иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: