Рынок и его структура

Основной формой существования экономики является рыночная система. В экономической литературе существует несколько определений рынка.В узком смысле слова рынок – место, где совершаются сделки купли-продажи. Рынок отождествляют с формой взаимоотношений продавцов и покупателей с целью обмена товарами и услугами. Он позволяет устанавливать связи друг с другом и торговать на взаимовыгодных условиях, представляет особую стадию – обмен – в процессе общественного производства и существует в любой экономической системе, даже командно-административной.

У. Джевонс в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающую в тесные деловые отношения и заключающую сделки по поводу любого товара.

А. Маршал указывает, что «экономисты подразумевают под термином “рынок” не какую либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».

В широком смысле слова под рынком понимается определенная экономическая система. Но даже в таком определении существуют разные подходы.

М. Фридмен считает, что «рынок – способ координации действий участников, обеспечивающий им свободу выбора».

Ф. фон Хайек утверждает, что «рынок - естественный процесс, порожденный действиями индивида, каждый из которых преследует свои цели, из хаоса их действий складывается экономический порядок».

Рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Таким образом, можно утверждать, что рынок в широком смысле – саморегулирующаяся система воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения, а субъекты в своих действиях ограничены лишь общими правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем участникам.

К хозяйствующим субъектам принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия: отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения. В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения).

Для рыночной системы характерны две группы субъектов: домохозяйства и фирмы.

Домохозяйства представляют собой группу лиц, объединяющих свои доходы и материальные ценности в целях создания особых жилищных условий и совместного потребления некоторых видов товаров и услуг. Главная их функция в экономике — продажа услуг факторов производства (труда, капитала и т.д.) в целях получения дохода и расходования его на цели потребления.

Фирмы — организации, которые ведут хозяйственную деятельность ради прибыли. Они покупают услуги факторов производства и, используя их, производят товары и услуги для продажи.

Отношения между ними осуществляются на рынках товаров и ресурсов (Рис.2.1)

Для рынка необходимо наличие рыночной инфраструктуры, т.е. учреждений и организаций, содействующих заключению и выполнению сделок. К ней относится система оптовой и розничной торговли, товарные биржи, маркетинговые организации, фондовые, валютные биржи, банки, небанковские финансовые учреждения, центры занятости и т.д.

Рынок возникает в результате эволюции экономической системы при определенных условиях:

- возникает разделение труда, приводящее к специализации производства и необходимости обмена продуктами труда. В.И.Ленин отмечал: «рынок появляется когда появляется товарное хозяйство; он создается развитием этого товарного хозяйства, и степень дробности общественного разделения труда определяет высоту его развития».

Рисунок 2.1 Структура рынка

- возникает частная собственность на факторы и результаты производства;

- появляется экономическая свобода человека, который подчиняется только закону и ограничен лишь общими правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем;

- возникает экономическая обособленность субъектов, основанная на частной собственности, позволяющая самостоятельно делать выбор, отдавать предпочтения определенным благам, вести конкурентную борьбу за ресурсы, покупателей и т.д.;

- появляется большое многообразие экономических благ, в результате чего процесс купли-продажи становится регулярным и позволяющим, тем самым, устанавливать цены.

Рынок выполняет ряд важных функций:

- информационная функция, которая реализуется через постоянно меняющиеся цены, объемы покупок, изменение ассортимента товаров и т.д.;

- регулирующая функция, так как через механизм цен формируется структура и объем производства и потребления;

- посредническая функция заключается в сведении покупателя и продавца, обособленных друг от друга;

- стимулирующая функция, которая проявляется через механизм конкуренции и побуждает всех субъектов предпринимать усилия по улучшению своего положения;

- санирующая функция рынка заключается в отбраковке неэффективных с точки зрения общества производств и предприятий.

Выделяют следующие основные принципы рыночной экономики:

· свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности. Свобода предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;

· равноправие рыночных субъектов;

· экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть субъекты ориентируются на собственные интересы и средства, а за негативные последствия принятых решений сами несут экономическую ответственность;

· экономическая конкуренция;

· свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом в рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой отношений между производителями и потребителями;

· ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;

· всеобщность рынка, т.е. рынок охватывает абсолютно все аспекты хозяйственной жизни, определяет поведение всех хозяйствующих субъектов;

· открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу.

Рыночная экономика теоретически может рассматриваться, как рынок совершенной конкуренции, так как это помогает лучше понять механизм рынка. Для формирования рынка совершенной конкуренции необходимо выполнение следующих условий:

а) неограниченное количество продавцов и покупателей на рынке, причем каждый из них настолько мал, что не может влиять на цены;

б) продавцы и покупатели не должны сотрудничать друг с другом; отношения строятся на свободной конкуренции;

в) товары должны быть достаточно простыми и однородными, чтобы могли продаваться в различных объемах;

г) продавцы и покупатели должны иметь полную и надежную информацию о процессах, происходящих на рынке;

д) для новых производителей должна существовать возможность свободного входа на рынок и фирмы могут безболезненно прекращать производство;

е) не должно существовать преимуществ крупномасштабного производства, т.е. затраты на производство у всех фирм одинаковы независимо от размеров предприятия;

ж) в обществе должно быть примерно равномерное распределение доходов между потребителями для того, чтобы ни один покупатель не мог влиять на цены;

з) существует абсолютная мобильность факторов производства, т.е. возможность перемещения капитала и труда из одного производства в другое.

Эти условия не всегда выполнимы. Поэтому в реальности существует конкурентный рынок или рынок несовершенной конкуренции.

Рынок имеет по сравнению с другими формами организации преимущества и недостатки. К преимуществам рынка относят:

а) эффективное распределение ресурсов, так как удовлетворяются все платежеспособные потребности общества;

б) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям. Фирмы, чтобы выжить в конкуренции, должны быстро реагировать на любые изменения на рынке, что и позволяет удовлетворять любые потребности;

в) возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации;

г) свобода выбора потребителей и предпринимателей, основанная на праве частной собственности и экономической независимости. Немецкий философ И.Кант указывал, что человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону. В рыночной экономике каждый стремится достичь своих целей с учетом вознаграждения и затрат и никто, кроме закона, не может этому помешать.

Вместе с тем реализация рыночных отношений, по мнению критиков рынка, порождает ряд негативных явлений:

а) конкуренция может привести к монополизации экономики в результате подавления соперников или сговора с ними;

б) неравное распределение доходов в обществе;

в) рынок учитывает только индивидуальные потребности и издержки и не может учесть потребности и издержки общества в целом (образование, загрязнение окружающей среды и т.д.);

г) не обеспечивает полную занятость ресурсов и стабильность уровня цен, стабильность экономического роста;

д) не учитывает перспектив развития под воздействием неэкономических факторов (НТП, социальные сдвиги в обществе и т.д.).

Следует отметить, что рынку как способу координации деятельности людей не свойственны какие-либо этические принципы. Проблема социальной справедливости рынка – это не предмет экономической теории, а проблема экономической политики, этики и других наук. Однако считается, что справедливость в рыночной экономике заключается в том, чтобы каждый нашел себе занятие, наиболее выгодное для себя и общества в целом; имел равный доступ к относительно редким ресурсам; был заинтересован в результатах своей деятельности и получал доход, соответствующий вкладу в производство.

Считается, что экономическая система тем прогрессивнее, чем

а) больше создает стимулов для предприимчивой деятельности человека;

б) больше открывает простора для реализации творческого потенциала личности;

в) лучше обеспечивает координацию деятельности людей.

С этой точки зрения рынок рассматривается как наилучшая, но не идеальная, из всех существовавших форм организации экономической деятельности.

Современная рыночная экономика характеризуется:

- насыщенностью товарами массового потребления, строгой направленностью на удовлетворение определенных групп покупателей;

- гибким, адаптивным производством, способным отвечать на запросы потребителей;

- изменением целевой функции фирм;

- изменением форм предпринимательской деятельности;

- регулируемой конкуренцией;

- становлением нового типа трудовых отношений.

Рынок имеет сложную структуру. Его классифицируют по разным критериям:

а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок товаров потребления, рынок средств производства, рынок услуг, рынок информации, рынок ценных бумаг и т.д.;

б) по степени ограничения конкуренции - рынок совершенной конкуренции, рынок монополии, рынок олигополии, рынок монополистической конкуренции;

в) по характеру продаж – рынок розничный, оптовый, теневой;

г) по охвату территории – локальный, региональный, национальный, мировой;

д) с точки зрения регулирования отношений – организованный рынок, на котором сделки осуществляются строго по определенным правилам (биржевая, аукционная торговля), и неорганизованный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: