Особенности переходной экономики России

В России использовались элементы шокового варианта преобразований.

Либерализация цен. Экономические реформы в России были начаты с либерализации цен. С 1 января 1992 года было отменено государственное регулирование цен на подавляющее большинство потребительских товаров и товаров производственного назначения. В результате в январе 1992 года цены за месяц выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992 году индекс потребительских цен колебался в интервале 10-30 % в месяц и в результате потребительские цены в России за год выросли в 26.1 раза – это классическая гиперинфляция. Резкое повышение цен вызывает резкое повышение инфляционных ожиданий и величина их перекрывает эффект снижения производства. В результате этого краткосрочное предложение товаров и услуг в экономике сокращается.

В дальнейшем основными последствиями либерализации цен являются:

1) Сокращение реальных доходов населения, в 1996 году реальные среднедушевые доходы населения составляли 60 % от уровня 1991 года.

2) Насыщение товарного рынка и исчезновение дефицита подавляющего большинства товаров, который имел место на рубеже 80-х - 90-х годов.

3) Существенное сокращение ВНП (необходимо отметить, что существенное влияние на снижение ВНП оказало сокращение выпуска военной продукции).

Приватизация средств производства и предприятий. В течение трех лет с 1992 по 1995 год за счет ваучерной приватизации в негосударственную форму собственности перешло 112 тысяч предприятий (см. Табл.1.2). Если в начале 1992 года доля государственной собственности в основных производственных фондах составляла 70 %, то в 1995 году доля государственной собственности в основных производственных фондах составляет 42 %. В 1991 году на государственных и муниципальных предприятиях было занято более 75 % от общей численности занятых в экономике, в 1996 году доля занятых – 37 %.

Основной макроэкономический результат приватизации состоит в том, что в негосударственный сектор в течение 3-4 лет перешло более половины основного капитала в обществе и более половины трудовых ресурсов, следствием этого было то, что уже в 1994 году около 2/3 ВВП России производилось на предприятиях негосударственных форм собственности. К сожалению, во многих случаях не произошло роста эффективности производства, а ради этого все это и затевалось. Решающий фактор в этом обвале – некомпетентность большинства руководителей негосударственных предприятий.

Таблица 1.2

Структура приватизированных предприятий по формам собственности и способам приватизации

Показатель          
Число приватизированных предприятий, всего          
В том числе по формам собственности          
муниципальная          
Субъектов Российской Федерации          
федеральная          
Структура приватизируемых предприятий по способам приватизации, к итогу          
акционирование 31,1 44,8 27,7 22,5 18,1
продажа на аукционах 6,3 4,4 4,2 3,9 5,5
коммерческий конкурс 30,4   15,9 8,9 9,6
инвестиционный конкурс 1,3 1,2 1,1 0,7 0,5
выкуп арендованного имущества 29,5 20,8 29,8 32,1 14,6
продажа имущества   1,5 4,2 5,7 9.1

Либерализация внешнеторговой деятельности. До 1992 года подавляющая часть экспорта и импорта осуществляется через несколько десятков государственных внешнеторговых объединений. С 1992 года подавляющее большинство предприятий получило право выхода на внешний рынок. Таким образом, количество непосредственных участников внешнеэкономической деятельности возросло с нескольких десятков до нескольких десятков тысяч.

Последствия можно выделить как положительные, так и отрицательные. Положительные стороны :

1) вовлечение России в мировой хозяйственный оборот;

2) накопление опыта работы в условиях конкуренции на мировых рынках товаров и услуг;

3) приспособление предприятий экспортеров к более высоким требованиям, предъявляемым к продукции на мировом рынке;

4) насыщение товарного рынка за счет импорта.

Минусы либерализации внешнеторговой деятельности:

1) Резкое сокращение производства в некоторых отраслях, особенно в отраслях, производящих потребительские товары, поскольку предприятия не были готовы к конкуренции с более качественными зарубежными товарами.

2) В условиях недостаточной отлаженности законодательства и механизмов государственного контроля, за рубеж были вывезены огромные суммы, полученные от экспорта. Вывоз капитала реакцией предпринимателей на экономическую и политическую нестабильность. В этом одна из причин инвестиционного голода в России в годы реформ. Фактически мы профинансировали развитие Западной Европы.

Товарный рынок и динамика производства в 90-е годы. В конце 80-х - начале 90-х годов в России существовал тотальный дефицит, как потребительских товаров, так и некоторых факторов производства. Это было следствием длительного контроля над ценами и заработной платы из центра.

В результате либерализации цен и внешней торговли уже к 1993 году рынок товаров был уже в значительной степени насыщен. В конце 1993 года коэффициент насыщенности розничной торговли непродовольственными товарами равен 80%, а по отдельным категориям товаров доходил до 97%. Коэффициент насыщенности вычисляется следующим образом: проводится исследование ста магазинов на предмет наличия в них исследуемого вида товара. Коэффициент насыщенности розничной торговли продовольственными товарами составляет 70%, а по отдельным категориям товаров доходил до 90%.

Рынок денег. 1991 год характеризуется колоссальным превышением денег над количеством товаров и услуг, производимых в стране. С учетом искусственных цен, которые контролировались государством, существовал инфляционный навес. За 1992 – 1994 предложение реальных денег (М/Р) – резко сократилось. С января 1995 года Центральный Банк России (ЦБР) прекратил выдавать прямые кредиты правительству РФ для покрытия дефицита государственного бюджета. Этот дефицит государственного бюджета все больше покрывался за счет выпуска ГКО, иначе говоря, с 1995 года монетарный базис возрастал гораздо меньшим темпом.

С апреля 1995 года введена норма резервирования по валютным депозитам. В результате банки начали сбрасывать доллары, продавать доллары стали и экспортеры. Это привело к тому, что курс рубля стабилизировался и ЦБР даже пришлось скупить несколько миллиардов долларов для удержания стабильности курса российского рубля.

Конец 1995 года можно охарактеризовать как период прекращения гиперинфляции в России: если в начале 1995 года цены росли на 10 – 12 % в месяц, то в конце 1995 года цены росли на 3 – 4 % в месяц.

Предложение денег в 1996 – 1997 году характеризуетсянизкими темпами роста номинальной денежной массы, но цены росли еще медленнее. В результате этого периода предложение реальных денег выросло. Это удалось сделать за счет снижения инфляционных ожиданий.

Очевидно, что долгосрочные тенденции роста ВНП общества определяются, прежде всего, динамикой факторов производства (основного капитала и численности занятых), а также той степенью, в которой достижения науки внедряются в производство и оказывают, таким образом, влияние на производительность труда.

Анализ, относящийся к периоду 1992 – 1996гг, относится к тому промежутку времени России, когда имелся существенный резерв производственных мощностей, что явилось важным фактором, оказывающим воздействие на зависимость динамики ВНП от динамики денежной массы. В период с 1992 по 1994 г. в России произошло значительное уменьшение количества реальных денег. В середине 1996 года количество реальных денег составило 47 % от их уровня в 1992 году. Сопоставление помесячной динамики номинального ВНП и номинальной денежной массы показано, что изменение денежной массы (М2) приводило к соответствующему изменению ВНП в том же месяце. Сопоставление динамики реальной денежной массы и реального ВНП в тот же период говорит о том, что изменение реального объема производства следовало за соответствующей вариацией реальной денежной массы или в тот же месяц или с небольшим лагом в 2-4 месяца.

С 1992 по 1995 года произошло существенное сокращение соотношения денежной массы и ВНП (1992г: М2/ВВП = 15.3%; 1995: М2/ВВП = 9.9%). В России это отношение ниже, чем в развитых странах в 4 раза. Именно здесь лежит причина колоссального дефицита оборотных средств.

Краткая характеристика фискальной политики в годы реформ. В начале реформ происходит резкое сокращение государственных закупок: прежде всего уменьшение государственных закупок военной продукции и снижение государственных инвестиций (Доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал: 1987 - 82%; 1996 – 19%). Государство сократило реальные трансфертные выплаты.

Происходит некоторая перестройка системы налогообложения (в 1996 г. налог с оборота отменен, введен НДС, налог на имущество и т.д.). Некоторые специалисты считают, что в целом в России уровень налогообложения недопустимо высок. В 1996 г. началось ужесточение политики сбора налогов. В результате наиболее крупные должники оказались перед угрозой банкротство.

Начиная с 1996 года, учитывая трудности с финансированием расходов, правительство начало финансировать продажу акций крупных предприятий (Связьинвест, Восточная нефтяная компания, Тюменская нефтяная компания)

В результате того, что производство сократилось, а, следовательно, сократилась и налоговая база, правительство все в большей мере прибегало к финансированию расходов за счет заимствований, как на внутреннем рынке, так и на внешнем рынке. После кризисных событий 1998 года правительство принимает решение о целом ряде изменений в налоговой политике.

Методы монетарной политики. С января 1995 г. происходит прекращение прямого финансирования дефицита государственного бюджета Центральным Банком России. ЦБР перестает выдавать прямые кредиты коммерческим банкам (кредиты стали только аукционные и только ломбардные, то есть под залог государственных ценных бумаг). Правительство РФ все больше начало финансировать дефицит госбюджета за счет ГКО.

В июле 1995г вводится валютный коридор для погашения инфляционного механизма (так как не росли цены на импортные товары).

В 1996 году происходит следующее:

1) Снижение ставки рефинансирования со 160% (январь) до 48% (декабрь);

2) Принимаются меры по снижению доходности ГКО;

3) Введен прямой контроль над ценами на электроэнергию и железнодорожные тарифы;

4) Наряду с рублевой массой имеется колоссальная масса долларов у населения (≈40 млрд. долларов) и теневой оборот обслуживается долларами, которые нигде не учитываются. За 1996 год население купило 20 млрд. долларов, затратив на это 10 % своих доходов.

В 1997 годуЦБР последовательно проводил политику увеличения денежной массы в экономике путем снижения ставки рефинансирования (октябрь 21%) и доходности ГКО (23 – 25% - октябрь). Денежная масса растет на 16%, однако инфляционные ожидание были подавлены и цены выросли только на 13%. Продолжали политику проведения валютного коридора.

Однако ситуация резко изменилась в конце октября 1997 года, так как осенью 1997 года разразился финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии. К этому времени существенная часть ГКО России прямо или косвенно находились в руках нерезидентов. В значительной мере это были международные финансовые компании, привлеченные высокими процентами. С конца октября 1997 года нерезиденты начали выводить средства из России: инвесторы увеличили предложение ГКО. В результате этого цена ГКО сократилась, а доходность выросла. Но инвестор получил рубли за ГКО и поэтому предложение рубля на валютном рынке растет, спрос на доллары также растет. Как следствие, падает рубль и увеличивается доходность ГКО с конца октября.

Правительство все больше средств вынуждено отдавать на уплату по государственному долгу. В 1998 году эта тенденция продолжилась и 17 августа 1998 года правительство России объявило дефолт – отказалось платить по государственным ценным бумагам. До 17 октября 1998 г. был введен трехмесячный мораторий. Потом было принято решение часть внешних долгов оплачивать, а ГКО были реструктуризированы.

Пути выхода России из экономического кризиса российскими и зарубежными экономистами предлагались следующие:

· формирование модели социально–экономического развития страны, адекватной мировым тенденциям экономического развития и интересам нашего общества, парадигме постиндустриального общества;

· активизация инвестиционной деятельности на основе широкомасштабного привлечения в экономику внешних инвестиций;

· реальное преобразование аграрного сектора экономики, предусматривающее создание действенного мотивационного механизма в этом сегменте хозяйства;

· раскрепощение предпринимательской инициативы, всесторонняя поддержка государством малого и среднего бизнеса. Это позволит привлечь в экономику за достаточно короткий срок частный капитал, существенно повысить инвестиционную маневренность государства, расширить ресурсную базу роста доходов населения;

· создание механизма оплаты труда и пенсионного обеспечения населения, направленного на стимулирование высокопроизводительного труда, ликвидацию принципа уравнительности доходов граждан. Пенсионное обеспечение граждан следует увязывать с результатами их трудовой деятельности, достойным уровнем жизни;

· пересмотр системы налогообложение граждан, которая в первую очередь должна мотивировать эффективный труд, а во вторую — преследовать фискальные цели;

· изменение роли государства в экономической жизни страны. Государство должно уйти от мелочной опеки деятельности субъектов хозяйствования, сосредоточиться на выработке стратегических направлений развития, создании благоприятных условий для их реализации, на социальной защите граждан;

· формирование гражданского общества — гаранта эффективности экономических реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow