Смешанная экономика

В реальной жизни во всех странах существует смешанная экономика, то есть система, в которой взаимодействуют рыночный механизм и государственное регулирование экономики для поиска оптимального ответа на фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить.

Роль государства в экономической жизни является предметом острой дискуссии в экономической науке. Сторонники неоклассической традиции в теории считают, что роль государства заключается в создании условий для развития рынка, принятии законов и контроле над их соблюдением. Кейнсианство утверждает, что без государства не может быть достигнута полная занятость в экономике, что предполагает выполнение большого количества функций. Вместе с тем, во всех странах обеспечивается взаимодействие рыночного механизма с государственным регулированием.

Необходимость государственного вмешательства связана с:

- организацией правовой базы функционирования экономики, чтобы снизить риск невыполнения взятых на себя хозяйствующими субъектами обязательств, минимизировать негативные последствия ограниченной рациональности и оппортунистического поведения субъектов. О. Уильямсон подчеркивал, что в этом нуждаются ограниченно разумные существа небезупречной нравственности;

- организацией денежного обращения;

- производством товаров, имеющих большие внешние эффекты, и общественных благ (образование, содержание органов суда и прокуратуры, обеспечение национальной безопасности и т.д.);

- перераспределением доходов с тем, чтобы устранить неравенство в доходах и поддерживать лиц, не способных в силу объективных причин принять участие в общественном производстве (инвалиды, пожилые люди и т.д.);

- региональными проблемами;

- экологическими проблемами общества;

- монополизмом и поддержанием конкурентной среды;

- реализацией инвестиционных проектов с большими сроками реализации и высоким риском (финансирование фундаментальных исследований, осуществление программ космических исследований и т.д.);

- социально-экономической нестабильностью развития (экономические кризисы, безработица, инфляция).

Возможность государственного вмешательства обусловлена:

- наличием государственной собственности;

- перераспределением части национального дохода через государственный бюджет;

- наличием правовой базы и правовой системы страны;

- развитием экономической теории и опыта принятия решений в сложных социально-экономических условиях.

Следует учитывать, что правительство выступает в качестве самостоятельного агента на рынках товаров и факторов производства. На рынке факторов оно нанимает сотрудников для работы на предприятия с государственной формой собственности и выплачивают им зарплату. На рынке товаров правительство закупает товары для обеспечения деятельности государственных учреждений и предприятий (Рис.2.2).

Взаимодействие государства с домохозяйствами осуществляется через предоставление услуг и благ с большими внешними эффектами бесплатно или по льготным ценам (образование, здравоохранение и т.д.), выплату пособий, пенсий и взимание налогов с домохозяйств (подоходный налог и т.д.). При этом в определении налоговой нагрузки на домохозяйства учитывается чистая разница между выплаченной суммой налогов и полученными трансфертными платежами.

Рис. 2.2 Структура отношений в смешанной экономике

Взаимоотношения с фирмами государство осуществляет через предоставление дотаций и субсидий и взимание налогов, а также через отношения купли-продажи товаров и услуг.

Следует отметить, что государство не только непосредственно участвует в рыночных сделках, но и определяет условия функционирования системы через методы государственного регулирования экономики.

Объектом государственного регулирования может быть национальная экономика в целом, отдельная отрасль экономики, регион, проблема, ситуация, явление, фирма.

Государство осуществляет регулирование экономики прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами.

Прямые (административные) методы непосредственно ограничивают, запрещают или разрешают субъектам определенные действия. Правительство непосредственно (прямо) вмешивается в рыночный механизм через:

а) принятие законов и других нормативных актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов;

б) трансфертные платежи, с помощью которых перераспределяются доходы государства в форме налогов, определенным слоям общества по социальному страхованию и т.д.;

в) государственные закупки товаров и услуг.

Административные меры оказываются действенными в решении таких вопросов, как:

- противодействие монополиям через специальное антимонопольное законодательство;

- обеспечение социальных стандартов (гарантия минимальной заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня, минимальная продолжительность отпуска и т.д.);

- обеспечение качества товаров через систему обязательной стандартизации и сертификации продукции;

- производство общественных благ (национальная оборона, содержание суда, органов прокуратуры и т.д.);

- защита национальных интересов в мировом хозяйстве (лицензирование внешнеэкономической деятельности, квотирование и т.д.)

Косвенные (экономические) методы изменяют среду, условия, в которых находятся субъекты, и за счет этого побуждают их изменить поведение, цели в своей деятельности. Воздействие на поведение хозяйствующих субъектов осуществляется с помощью кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, валютной политики государства. Считается, что косвенные методы лучше вписываются в рыночный механизм, так как не ограничивают, а расширяют свободу выбора субъекта.

К концу ХХ века сформировались устойчивые принципы государственного вмешательства в экономику:

- исключать любые действия, разрывающие связи внутри рыночного механизма;

- влиять на поведение субъектов преимущественно косвенными методами;

- использовать косвенные методы осторожно, не подменяя и не заменяя рыночные стимулы;

- помнить, что все методы государственного воздействия оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономические процессы.

В экономической литературе различают несколько моделей смешанной экономики (табл. 1.1).

Модель с минимальным участием государства в регулировании экономики (либеральная экономика). В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. В СШАпримерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Государство, прежде всего, обеспечивает экономику нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию. Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Особая задача государства - управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляет населению товары и услуги общественного пользования, то есть национальной обороной, государственным управлением, единой энергосистемой и национальной сетью коммуникаций, всеобщим образованием, здравоохранением, фундаментальными науками и т.п.

Американская модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.

Таблица 1.1

Модели современного рыночного хозяйства

Критерии Модели
Социальное рыночное хозяйство Либеральная экономика Корпоративная экономика
Цель государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
Наиболее типичные страны Швеция, Германия США Япония

Таким образом, характерные для американской модели черты:

- абсолютное преобладание частной собственности;

- законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;

- ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;

- относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса государственных инвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности рабочего времени и отпусков, о других условиях труда. Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны.

Функционирование данной модели создает правовые и социальные рыночные условия для экономической инициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерны следующие основные черты:

- смешанная экономика характеризуется более или менее значительным государственным сектором;

- осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;

- социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

- направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

- регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

- большой удельный вес госбюджета в ВВП;

- регулирование экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-налоговую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокого уровня налогообложения. Такая модель получила название «функционального социализма», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство. Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется социализацией основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Меньших успехов достигла Швеция в конце ХХ века в других областях. В частности, цены росли быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали своего рода оплатой полной занятости и политики равенства.

Выделим специфические черты шведской модели:

- низкая безработица;

- профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

- централизованные переговоры по зарплате;

- значительный государственный сектор;

- тяжелое налоговое бремя.

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Японскаямодель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: