В науке не существует единого мнения о том, когда у человека возникла речь: она не сохраняется в палеонтологической летописи.
Судить о коммуникации предков человека можно только по косвенным признакам: например, сохраняются погребения, свидетельствующие о сложной культуре.
По скелетам можно проследить развитие речевых центров мозга и изменение строения гортани. Есть также надежда, что расшифровка геномов древних людей позволит понять, когда возникли предпосылки к речи, такие как мутация гена FOXP2. Но получится ли выяснить, в какой момент возникла речь, какой мы её знаем?
Бессмысленно пытаться искать границу. Отдельные компоненты речевого общения есть и у животных: многие из них используют разные вокализации для выражения эмоций.
Мартышки верветки обладают специальными сигналами для разных хищников: на крик, означающий «орёл!», стая прячется под деревьями, а на крик «леопард!» – на деревьях. Человекообразных обезьян в лабораторных условиях удавалось научить использовать сотни символов.
|
|
Не во всех, но во многих случаях для понимания филогенеза, или развития вида, полезно обратиться к онтогенезу – индивидуальному развитию. Ребёнок не учится говорить за один день. С самого рождения он использует эмоционально окрашенные звуки для установления контакта со взрослыми. Эти звуки становятся всё более сложными и разнообразными и с какого-то неопределённого момента, через несколько лет, могут называться человеческой речью.
Вероятнее всего, усложнение звуковой коммуникации у предков человека также происходило постепенно.
Обезьяны используют для общения несколько десятков жестов, звуков и поз, наделённых эмоциональной окраской и предназначенных для дружеского общения, проявления агрессии, умиротворения подчинённых и т.д.
Видимо, у наших предков возникали новые сигналы для новых социальных ситуаций, и часть из них приобретала статус абстракций, то есть настоящих слов.
А границу между речью и не-речью, как и между человеком и другими животными, можно проводить там, где это необходимо в целях конкретного исследования.
В конце концов, сама постановка вопроса – «проблема грани между животным и человеком» – некорректна. Как отметил в конце заседания Александр Зубов, профессор Института этнологии и антропологии, это то же самое, что и «проблема грани между собакой и овчаркой». Хотя никто не отрицает, что овчарка – это прекрасная и очень умная собака.