Лидерство, руководство, власть

Руководство – процесс социальной организации и управления деятельностью членов группы

Влияние – поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации

Лидер – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и т.п.) активность.

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Власть несет в себе право и возможность распоряжаться чем-либо, кем-либо, подчинять воле одного человека. Лидер и руководитель оказывают ведущее влияние на дела группы.

Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер – в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений. Лидерство и руководство понимают как механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы.

По психологической сущности процессы лидерства и руководства тождественны, но существуют различия между лидером и руководителем:

  • Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации, т.е. вне группы.
  • Лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды. В то время как руководитель выходит с макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений.
  • Лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемы. Руководство – процесс целенаправленный и запланированный. Он не зависит от групповых настроений, групповой динамики и реализуется на уровне формальных отношений. Руководство всегда осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры. таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, чем лидерство.
  • Руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные (отрицательные и положительные) и неформальные (отрицательные и положительные) санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции.
  • Различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений - обязательной управленческой функции. для ее реализации руководитель использует большой объем информации как внешней, так и внутренней. Лидер же владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Таким образом, принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем - опосредованно. наконец, сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы.

Рассматривая сходства и различия лидерства и руководства, следует отметить роль авторитета. Лидер всегда авторитетен. Руководитель может или не может обладать авторитетом.

Авторитет – вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. Авторитет – общепризнанное неформальное влияние, одна из форм осуществления власти, признание данного человека другими людьми. Все харизматические личности, безусловно, авторитетны.

Выделяют подлинный и ложный авторитет. Подлинный – прямое следствие его деятельности и отношений с другими людьми. Ложный– возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми (формальной или неформальной) посредством ухищрений, лицемерия, действий со скрытыми мотивами… В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей, но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным, поскольку явные манипуляции скрыть крайне трудно.

У лидера и руководителя любого ранга авторитет может зависеть от многих условий, наиболее значимым из которых является личностный уровень развития человека, определяющий многие аспекты его деятельности и отношений с другими людьми.

Существует «теория черт», включающая идею о том, что лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера, такими, как искусство убеждать, благородство, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, честность, справедливость, искренность и т.д.

Харизма (греч. - милость) – исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. Теория лидерства привлекает многих и развивается. Так, наиболее эффективными лидерами будут те, которые обладают качествами:

  • уверенность в себе, порождающая поддержку со стороны последователей;
  • наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком;
  • достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их;
  • незаурядность;
  • энергичность;
  • добросовестность;
  • покладистость;
  • эмоциональная устойчивость.

В современной социальной психологии широкую популярность обрели психологические теории менеджмента, нацеленного на разработку проблем среднего уровня. особое внимание они уделяют вопросам организации групповой деятельности, коррекции внутригрупповых отношений, управленческим функциям, индивидуальным факторам эффективного управления группой.

Одним из наиболее традиционных вопросов лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). В 1930-е годы К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), попустительский (либеральный, анархический). Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки, может быть уместен в одних обстоятельствах и не уместен в других.

В современных условиях важно выработать новые модели поведения, которые бы позволили руководителю успешно осуществлять управление в условиях изменчивого общества. Одно из наиболее приоритетных направлений в исследованиях современного менеджмента – разработка индивидуальных факторов эффективного управления группой, которые обеспечиваются личностными качествами руководителя и его высоким уровнем профессионализма.

Индивидуальные факторы эффективного управления группой полностью зависят от руководителя и с этой точки зрения являются субъективными, но эти же факторы можно рассматривать как объективный феномен руководства:

1. Умение руководителя рационально распределять свои силы (здоровье, умение выходить из стресса, баланс между личной и деловой жизнью, делегирование полномочий и ответственности, умение свободно выражать свои чувства)

2. Навыки руководства и умение влиять на подчиненных (умение влиять неосознанно, на уровне навыка, тактичность, доброжелательность, требовательность и уважение, четкая организация, умение ставить задачи,..)

3. Гибкие стратегии деятельности руководителя и группы (открытость к изменениям, инновациям, новым технологиям).

У.Беннис разработал теорию личных качеств лидера, основными положениями которой являются:

  • Управление вниманием – способность лидера представить результат деятельности так, чтобы это было привлекательным для других
  • Управление значением – способность так передать значение созданного образа, идеи и видения, чтобы они были поняты и приняты
  • Управление доверием – способность построить свою деятельность так, чтобы получить полное доверие своих сотрудников
  • Управление собой – способность знать и вовремя признавать сильные и слабые стороны своей деятельности, умение привлекать для исправления слабых сторон ресурсы других людей

СПОСОБНОСТИ ЛИДЕРА

НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,

ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Ум и логика Рассудительность Проницательность Оригинальность Концептуальность Образованность Знание дела Ораторские качества Любопытство, познавательность Интуиция Инициативность Гибкость Бдительность Созидательность и творчество Честность Целостность личности Смелость Самоуверенность Уравновешенность Независимость Самостоятельность Амбициозность Потребность в достижениях Настойчивость и упорство Энергичность Властность Работоспособность Агрессивность Стремление к превосходству Обязательность Участливость Умение заручиться поддержкой Умение кооперироваться Умение завоевывать престиж Такт и дипломатичность Умение брать на себя риск и ответственность Умение организовывать Умение убеждать Умение менять себя Умение быть надежным Чувство юмора Умение разбираться в людях

ВОПРОСЫ:

  1. В чем заключается смысл власти на разных уровнях общества – в малых группах, в больших социальных группах?
  2. Каковы основные отличия между лидерством и руководством?
  3. Какие индивидуальные факторы эффективного управления группой можно назвать в дополнение к тем, о чем было сказано на уроке?
  4. Кого из выдающихся деятелей прошлого можно назвать харизматической личностью? Почему?

ЗАДАНИЯ:

  1. Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.
  2. Смоделируйте определенный тип социальной ситуации, в которой для описания лидера или руководителя можно было бы использовать одну из теорий лидерства. Обоснуйте свой выбор.
  3. Опишите ситуации, в которых было бы целесообразным доминирование какого-либо одного стиля лидерства. Объясните, почему?
  4. Подготовьте развернутую характеристику руководителя (реального, воображаемого или с использованием художественного образа), учитывая различные критерии.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow