Неумение убедить, стимулировать действия подчиненных, влиять на человека, чтобы он хотел выполнить решение, которое принял менеджер,- свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.
В СССР при подборе управленческих кадров руководствовались требованиями:
- политическая грамотность
- моральная устойчивость
- компетентность
- организаторские способности.
Квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:
1) понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления
2) способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала
3) ораторские способности и умение выражать мысли
4) владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных
|
|
5) способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность
6) способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию
7) умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.
В системе управления США выделяется пять основных требований:
А) здравый смысл
Б) знание дела
В) уверенность в своих силах
Г) высокий общий уровень развития
Д) способность доводить начатое дело до конца.
Рыночная экономика требует от менеджера:
· способность управлять собой
· разумных личных ценностей
· четких личных целей
· постоянного личного роста (развития)
· навыков решать проблемы
· изобретательности и способности к инновациям
· способности влиять на окружающих
· знания современных управленческих подходов
· способности обучать подчиненных
· способности формировать и развивать трудовой коллектив
Обладать властью – уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение людей и отношение человека или группы людей к чему-либо.
Существует зависимость между силой власти и полномочиями руководителя, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Чтобы обеспечить баланс власти руководителей и подчиненных прибегают к делегированию ответственности, т.е.менеджер в процессе выполнения функций управления часть компетенции передает подчиненным.
Делегирование – это способ разделения власти. В данном случае, во-первых, создается очень хорошая и сплоченная команда сотрудников и, во-вторых, чем больше вы делегируете власти другим, чем больше вы «отдаете» ответственности подчиненным, тем более эффективным будет ваш управленческий труд, т.к. вы освобождаетесь от рутинной работы.
|
|
Руководитель имеет власть над подчиненными, но и они имеют над ним власть, т.к. он зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми других подразделений и т.п. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательной реакции.
Власть может существовать в формах:
- утилитарная – воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель знает, что если он выполнит «то-то», то получит «это».
- авторитарно-нормативная – законная. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг – строго их выполнять.
- объединенная власть группы - эта власть огромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются группами и поэтому поведение работника должно вписываться в нормы и культуру организации.
Говоря о власти, следует иметь ввиду степень влияния руководителя на подчиненного.
Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.
Способы влияния:
· «заражение»
· подражание
· внушение
· убеждение
· просьба
· угроза
· подкуп
· приказ
Используя любые способы влияния на подчиненных, менеджер должен руководствоваться Кодексом делового поведения и нормами служебной этики:
- «подавление» собеседника выдержкой и спокойствием
- концентрированное внимание на одном из подчиненных (наблюдение за ним и стремление его понять, изучить)
- «насилие» над собственным мнением (убедить себя найти в недолюбливаемом подчиненном положительное)
- неожиданное решение. К работнику-неудачнику поручите неожиданно для него ответственное задание.
- авансированная похвала (сказать, что никому больше не могу доверить это задание)
- «Поставьте себя на мое место». Пусть недовольный решает проблемы на вашем месте, что его «остудит», т.к. он некомпетентен.
Виды власти и методы принуждения:
1. Основанная на принуждении Влияние с помощью страха
2. Основанная на вознаграждении Влияние с помощью позитивной поддержки
3. Основанная на авторитете и знаниях Влияние с помощью веры в успех
4. Основанная на примере Влияние с помощью личных качеств лидера
5. Основанная на законных правах Влияние с помощью традиций власти
Взаимодействие менеджера и подчиненного, в определенной мере связано с темпераментом и характером человека, в частности, менеджера: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.