Исходные теоретические предпосылки

Пути решения проблемы.

Из предыдущего ясно, что термодинамическая пара функционирует только благодаря наличию органической связи между рабочими внутренними степенями свободы (формами движения материи) системы. Это значит, что понять действие и разработать количественную теорию пары можно только в том случае, если известны общие принципы, которым подчиняются все различные формы движения и процессы их взаимодействия. Иными словами, вопрос упирается в необходимость иметь достаточно общую (единую) исходную теорию природы, охватывающую все нужные формы движения материи. Однако этот вопрос является самым трудным вопросом современной науки, его сейчас широко обсуждают в нашей и зарубежной печати.

Наиболее четко состояние современной науки определил известный американский ученый Роберт Оппенгеймер [43]. По мнению Оппенгеймера, наука сегодня переживает три кризиса: первый кризис связан с теорией относительности Эйнштейна, второй – с квантовой механикой и третий – с человеческим обществом, которое научилось делать ядерные бомбы, способные уничтожить все живое на Земле, но не научилось еще мирно решать международные споры.

Другие крупные ученые выражаются не менее определенно. Например, один из основателей квантовой механики Поль Дирак в статье [26] говорит следующее: «Можно быть совершенно уверенным в том, что и в физике наступят лучшие времена. Такую уверенность внушает уже сам факт существования нынешних трудностей физики». И далее: «...проблемы будут решены только после сильнейших изменений в наших фундаментальных идеях». Однако Дирак считает, что «...сначала будут открыты искомые уравнения, а затем, после анализа этих уравнений, будут постепенно выясняться способы их применения», т.е. по Дираку следует в первую очередь полагаться на путь угадывания математических уравнений, «...а не на попытки угадать правильную физическую картину».

Аналогичные мысли высказывает также один из основоположников квантовой электродинамики Ричард Фейнман в книге [53]. Он говорит: «Сегодня наши физические теории, законы физики – множество разрозненных частей и отрывков, сочетающихся друг с другом». И далее: «У нас столько прекрасных принципов и известных фактов – и все-таки у нас не сходятся концы с концами». И еще: «...если собрать все эти принципы вместе, мы обнаружим, что их слишком много. Они несовместимы друг с другом». Фейнман также видит основу будущего прогресса физики в угадывании новых уравнений и законов [53].

И.Е. Тамму принадлежат слова [49]: «В последнее время у физиков становится все более явным ощущение, что мы находимся накануне фундаментальной революции в теории, которая приведет к не менее серьезному пересмотру представлений и понятий, чем это было сделано теорией относительности и квантовой теорией... Прежде всего современное состояние релятивистской квантовой теории явно неудовлетворительно». И в другом месте [48]: «Никто не может, конечно, предсказать, каким будет дальнейшее развитие физики, но одно, мне кажется, можно утверждать с несомненностью – идеи Эйнштейна, его анализ понятий пространства и времени и взаимосвязи пространственно-временных соотношений с находящейся в пространстве и времени материей могут претерпеть в дальнейшем глубокие изменения...»

Этот перечень высказываний ведущих творцов науки можно было бы продолжить неограниченно. Он несомненно свидетельствует о серьезных трудностях, существующих в теории.

С целью преодоления кризиса многие ученые направляют свои усилия на развитие теории относительности и квантовой механики. Однако мне представляется, что в настоящее время назрела необходимость не углубляться в детали теории относительности и квантовой механики, не угадывать физические законы с помощью случайных математических уравнений, а обратить внимание на исходные идеи и принципы, лежащие в основе науки. Именно в ограниченности исходных идей и принципов следует искать причину существующего кризиса.

По моему мнению, фундамент науки должны составлять предельно общие, простые и ясные исходные понятия, надежно обоснованные опытом. Из этих фундаментальных понятий должны органически вытекать все качественные и количественные законы природы, управляющие свойствами макро- и микромиров. Анализ показывает, что необходимые понятия надо искать в термодинамике, которая отличается предельной общностью своих идей, вследствие чего ее не случайно называют королевой наук, а также в философии, которая оперирует такими фундаментальными понятиями, как материя и движение.

Соответствующая обобщенная термодинамика (общая теория) была развита и опубликована в работах [7, 8, 10-12, 14-16]. Ниже кратко излагаются главные положения этой теории и дается их экспериментальное обоснование. На этой базе выводятся уравнения, определяющие качественные и количественные закономерности функционирования термодинамической пары, а также анализируется работа конкретных пар и делаются необходимые обобщения и прогнозы. Термодинамическая пара явилась для общей теории пробным камнем. Более того, общая теория в известной мере формировалась параллельно с изучением свойств пары. Никакая другая теория не в состоянии объяснить наблюдаемых в паре экспериментальных закономерностей.

Материя и движение.

Основные идеи общей теории развиваются в следующем порядке.

Материя представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания. Материя познаваема. Из этого факта следует исходить при построении общей теории.

Способом существования материи служит движение (и только движение!).

Движение есть единственная форма, в которой пребывает материя. Следовательно, все, что нас окружает, и мы сами, т.е. весь видимый и невидимый мир, - все это суть движения различного рода. Поэтому достаточно полно изучить свойства материи можно только в том единственном случае, если установить качественные и количественные законы, которым подчиняется движение. Для этого прежде всего надо дать правильное определение самого понятия движения.

Важная роль движения была известна уже давно. Например, еще в XVII в. английские философы Бэкон и Дж. Толанд, а затем в XVIII в. французский философ Гольбах высказывали гениальную мысль о том, что материя существует в виде движения. Однако под движением первоначально понималось лишь механическое перемещение в пространстве. Затем это понятие получило более широкое толкование. Но четких и ясных качественных и количественных определений понятия обобщенного движения сделано не было, и это является главной причиной того, что до сих пор не была создана достаточно полная теория природы.

Речь идет о том, что обобщенное движение, как и всякое другое понятие, может быть определено двояко – по отношению к вышестоящим («сверху») и нижележащим («снизу») категориям. Сверху обобщенное движение определяется как форма существования материи. Это определение хорошо всем понятно и известно уже нескольких столетий. Оно характеризует отношение обобщенного движения к вышестоящей категории – материи.

Что касается определения обобщенного движения снизу, т.е. по отношению к нижележащим категориям, то такого определения до последнего времени не существовало. Было даже неясно, что именно следует понимать под нижележащими категориями. Этот вопрос оставался открытым в течение тысячелетий. Вместе с тем от успешного ответа на этот коренной вопрос решающим образом зависит возможность создания количественной теории движения, охватывающей все сущее.

Прежде чем перейти к определению понятия движения снизу, условимся обобщенное движение (и форму движения материи) именовать особым словом – астатой [16]. По-санскритски asthata означает движущийся, отправляющийся и т.д.; по-гречески astata – неустойчивая, волнующаяся, неспокойная и т.п. Таким образом, исключается возможность отождествлять движение в смысле механического перемещения в пространстве с движением в обобщенном смысле (астатой).

Следовательно, материя существует в виде астаты. Поэтому далее говорится только об астате и ее свойствах и не упоминается каждый раз о том, что за спиной астаты всегда стоит материя.

Качественная классификация астаты.

Строго говоря, задача всей общей теории (теории обобщенного движения, или астаты) заключается именно в том, чтобы дать всестороннее и исчерпывающее качественное и количественное определение астаты в целом. Но выполнить эту задачу без целесообразной классификации всех существующих астат невозможно. В этой классификации в сжатой форме должна быть закодирована вся теория. Причем классификация должна охватывать две принципиально различные, но одинаково важные стороны астаты – качественную и количественную, т.е. должна фактически распадаться на две различные классификации. Современное естествознание уже накопило достаточно знаний для того, чтобы оказалось возможным хотя бы вчерне сделать необходимые определения.

Качественная классификация строится по признаку изменения качества астаты, т.е. она рассматривает свойства усложняющейся – эволюционирующей астаты. Классификация представляет собой лестницу, верхние ступени которой соответствуют простейшим, а нижние – наиболее сложным видам астаты. Не исключено, что в общем случае качественная лестница не имеет конца ни с одной из своих сторон. Можно безгранично подниматься по этой лестнице вверх, в сторону упрощающейся астаты, и безгранично опускаться вниз, в сторону усложняющейся астаты. Однако на определенной уровне представлений, например, на том, на котором находимся мы, допустимо условно говорить о некоторой наипростейшей (элементарной) астате, ограничивающей классификацию сверху.

Кратко качественную классификацию можно представить в виде следующего ряда астат:

0. Абсолютный покой, или абсолютный вакуум, называемый пареном. По-латински paren – рождающий, производящий на свет, создающий, добывающий, приобретающий и т.д. Очевидно, что обобщенный покой является частным случаем обобщенного движения (астаты).

1. Элементарная астата, или сокращенно элата. Разумеется, элементарность элаты нельзя понимать в буквальном смысле максимальной простоты и неделимости этого понятия. На самом деле понятие элементарности является относительным: всякая элата безгранична в отношении возможностей углубления в ее сущность. При этом углублении обнаруживаются не только количественные изменения, но и качественные скачки. Свойства элаты постулируются исходя из данных опыта.

2. Ансамбль элементарных астат (элат), или сокращено ансата.

3. Взаимодействие тел (ансат).

4. Управление с прямой связью.

5. Круговой процесс, подробно изучаемый механикой и классической термодинамикой Клаузиуса.

6. Термодинамическая пара.

7. Кибернетическая астата, основной характерной чертой которой является управление с обратной связью.

8. Самоорганизующаяся астата.

9. Биологическая астата.

10. Сообщество биологических астат, в том числе человеческое общество.

11. Совокупность земных цивилизаций (людей, насекомых, дельфинов, птиц, приматов, рыб, растений и т.д.).

12. Внеземные миры и цивилизации.

Приведенный перечень астат далеко не полон, в нем имеются определенные пропуски, особенно во второй его половине. Смысл многих астат понятен из самих названий, другие разъясняются ниже с большей или меньшей степенью подробности. По мере развития общей теории качественная классификация астат будет уточняться и дополняться.

Качественная классификация построена с соблюдением правил (принципов) вхождения и своеобразия. Правило вхождения означает, что каждая простая астата (явление) входит в виде составных частей во все более сложные. Отсюда следует, что любое сложное явление с неизбежностью должно подчиняться все законам, характерным для простых. В частности, элата входит во все без исключения астаты. Поэтому введенное нами понятие элаты и отвечающие ей законы приобретают центральное значение для всей теории.

Согласно правилу своеобразия, каждое данное явление (астата) качественно своеобразно (неповторимо), и этому своеобразию отвечают свои специфические законы. Иными словами, переход от одного явления к другому сопровождается качественным скачком и появлением новых дополнительных законов. Для первых шести астат классификации специфические законы хорошо известны, для последующих еще находятся в стадии становления.

Из качественной классификации астат видно, что термодинамическая пара есть вполне самостоятельная форма движения материи, являющаяся неизбежным этапом на пути эволюции последней.

Количественная классификация астаты.

Классификация будет неполной, если оставить в стороне вопрос о влиянии количества астаты на ее свойства. Ведь именно изменения количества астаты приводят к изменениям ее качества.

По признаку количества астаты всю картину мироздания можно подразделить на определенные уровни (ступени). Надо думать, что всего существует неограниченное множество количественных уровней астаты. Переход с одного уровня на другой сопровождается качественными изменениями астаты. Приближенно количественная лестница мироздания выглядит следующим образом:

1. Аттомир.

2. Фемтомир.

3. Пикомир.

Возможно, что такие «тонкие» миры существуют.

4. Далее идет субмикромир, или наномир. К наномиру относятся так называемые поля - электрическое (электростатическое), магнитное, гравитационное и т.д. В этом смысле электромагнитное поле полем не является: оно принадлежит не наномиру, а микромиру.

5. Следующая ступень вниз по количественной лестнице мироздания соответствует микроскопическим системам (микромир). К числу таких систем относятся фотоны,электроны, протоны, атомы, молекулы и т.д.

6. Системы, или тела, с которыми нам обычно приходится иметь дело на практике, составляют макромир.

7. Наблюдаемые космические системы типа звезд с планетами – это мегамир.

8. Галактические образования соответствуют гигамиру.

9. За гигамиром идет терамир (системы галактик) и т.д.

(для названий миров использованы приставки, которые применяются в международной системе единиц измерений для обозначения величин, различающихся в 10, 100, 1000 и т.д. раз).

В настоящее время по количественной лестнице мироздания можно серьезно подниматься только до наномира. Для большего подъема пока что нет никаких фактических данных. Что касается опускания вниз по лестнице мироздания, то уже теперь можно говорить об определенных свойствах гигамиров, а о свойствах терамиров можно только лишь делать известные качественные и количественные предположения.

Количественная классификация строится с учетом правил (принципов) проницаемости и отторжения. Согласно принципу проницаемости, каждый последующий (более грубый) мир, содержащий большее количество астаты, при определенных условиях и в определенной мере проницаем для всех предыдущих миров. Например, макротела более или менее прозрачны для микротел. Микротела практически прозрачны для нанотел (полей) и т.д. Мегатела типа звездно-планетных систем практически прозрачны для макротел и т.д.

Согласно принципу отторжения, каждый последующий (более грубый) мир способен при определенных условиях отторгать (излучать, рождать), а также поглощать тела из предыдущего (более тонкого) мира. Например, макротела способны излучать и поглощать микротела, микротела – излучать и поглощать нанотела и т.д. Мегатела в состоянии излучать и поглощать макротела, гигатела - излучать и поглощать мегатела и т.д.

Выше уже отмечалось, что в качественной и количественной классификациях астаты закодирована вся общая теория. Теперь предстоит расшифровать физический смысл введенных понятий, т.е. одеть теорию в плоть и кровь. Полученная таким образом общая теория должна отличаться максимальной универсальностью. Это объясняется крайней широтой фундамента, на котором она возведена. Фундамент теории составляет понятие астаты, на уровне философских обобщений. Чтобы превзойти по общности эту теорию, надо встать на позиции, отличающиеся еще большей широтой. Для этого следует дать новое определение понятия материи. Материю требуется охарактеризовать снизу не через астату, а через какие-то более общие категории, чем астата, из которых астата вытекала бы как частный случай. Но философия не располагает такими возможностями. Пока даже неясно, о чем может пойти речь.

Качественное определение элаты.

Как уже говорилось, достаточно полную теорию природы можно создать только в том случае, если дать правильное качественное и количественное определение астаты снизу, т.е. через нижележащие категории. Но эволюция (и классификация) астаты начинается с элаты (элементарной астаты). Следовательно, она должна составлять также и фундамент общей теории. Поэтому прежде всего надо дать качественное и количественное определение снизу понятия элаты. Начнем с качественного определения этого понятия.

Из элаты, как из кирпичиков, складывается любая сложная астата на любом количественном ее уровне. Поэтому элату по праву можно называть элементарными кирпичиками, или частицами, астаты. Это есть те самые кирпичики, из которых складывается все сущее, в том числе так называемые элементарные частицы материи. Поисками этих кирпичиком заняты сейчас ученые всего мира. Однако никто даже не подозревает, что искать эти кирпичики надо именно в астате, в ее элементарных формах.

Общая теория исходит из идеи о существовании бесконечного качественного разнообразия элат. Эта идея почерпнута из опыта. Опыт показывает, что природа бесконечно разнообразна на любом качественном и количественном уровне. В первую очередь это разнообразие касается фундамента всякой астаты – элементарных ее форм.

Понять, что такое элементарные частицы астаты – элаты, проще всего на конкретных примерах. Известны следующие элаты: термическая, механическая (объемная), кинетическая, или субстанциальная (связана с изменением массы тела), электрическая, магнитная, химическая, диффузионная, перемещательная, или метрическая, вращательная, или ротационная, хрональная, волновая, или дебройлевская и т.д. Для краткости наименование конкретной элаты можно образовать путем прибавления к названию астаты окончания –ата. Например, термиата, механиата, кинетиата, электриата, магнитата, химиата, диффузиата, метриата, ротациата, хроната, гравитата, дебройлеата и т.д. [16].

Для всего последующего принципиально важен тот факт, что каждая элата качественно отлична от всех остальных, она непохожа на них благодаря своему качественному своеобразию. Ни одну из элату нельзя свести к другой или подменить другой. Именно поэтому рассматриваемые элаты названы элементарными. Эта мысль исключительно важна для понимания природы, а также для общей принципиальной оценки различных теорий, создаваемых с целью ее объяснения. Например, совершенно очевидно, что метриату нельзя путать с хронатой: перемещение в принципе отлично от времени и их взаимная подмена невозможна. Точно так же электрический заряд невозможно спутать или заменить перемещением, временем, объемом и т.д. Уяснив эту важную мысль, нетрудно дать общую оценку некоторым известным теориям, в которых все элаты мироздания подменяются лишь одной механической (механицизм) или двумя – электрической и магнитной (электромагницизм), а также теориям, в которых термиата подменяется кинетиатой, электриатой или дебройлеатой и т.д.

Для всего дальнейшего также принципиально важно, что элементарная астата (элата) встречается на любом уровне количественной картины мироздания. Переход с одного уровня на другой сопровождается качественным ее изменением. Например, на уровне микромира элата обладает квантовыми (дискретными, корпускулярными) свойствами, а в макромире – континуальными (непрерывными) и т.д. Но при этом элементарная астата продолжает оставаться элементарной, с нее во всех случаях начинается качественная классификация.

Разумеется, на различных количественных уровнях мироздания эволюция астаты должна происходить по-своему. Поэтому и качественная классификация астаты на этих уровнях должна иметь свою специфику. Без учета и понимания этого факта невозможно осмыслить устройство окружающего мира и создать общую теорию.

Элаты могут быть как положительными, так и отрицательными. Об этом более подробно говорится ниже.

Количественное определение элаты.

«Мы подошли к центральному вопросу общей теории – необходимо определить понятие элаты с количественной стороны. Ведь без количественных определений теория не имеет права даже именоваться теорией.

Анализ показывает, что самой важной характеристикой каждой данной элаты является ее количество. Оказывается, что в настоящее время известно несколько физических величин, которые по смыслу и содержанию представляют собой не что иное, как искомые количества элаты. Эти величины в литературе обычно именуются факторами экстенсивности, координатами состояния, или обобщенными зарядами; ниже принят сокращенный термин экстенсоры.

Приведенное утверждение о существовании количества элаты формулируется в виде следующего (первого, или главного) постулата:

(1) Для каждой элементарной астаты (элаты) существует и может быть найден характерный физический параметр Е – экстенсор, который с качественной и количественной стороны однозначно определяет эту элату.

Род экстенсора характеризует род (качественную сторону) элаты, а величина экстенсора представляет собой количество этой элаты. Например, для электрической элаты экстенсором служит электрический заряд. Факт наличия электрического заряда свидетельствует о наличии именно электрической элаты, т.е. определяет качественную ее сторону. Величина электрического заряда характеризует количественную сторону электрической элаты. Аналогично для перемещательной элаты экстенсором служит перемещение. Факт наличия перемещения характеризует качественную сторону элаты (свидетельствует о наличии именно перемещательной элаты), а величина перемещения однозначно определяет ее количественную сторону.

Постулат не доказывается, он привносится в общую теорию извне как результат обобщения повседневного (многовекового) опыта. На нем базируются все последующие теоретические построения. Этот постулат, подобно всякому другому, невозможно вывести из законов и следствий, развитых на его основе, т.е. изложенный постулат невозможно вывести из общей теории.

Существует бесконечное разнообразие элат. Это значит, что должно иметься бесконечное множество различных экстенсоров, которыми определяются эти элаты. Например, для упомянутых выше элат экстенсорами являются термиор, механиор (объем), кинетиор (масса), электриор (электрический заряд), магнитор (магнитный заряд), химиор, диффузиор, метриор (длина), ротациор (угол поворота), хронор (время), дебройлеор и т.д. Эти названия образованы с помощью окончания –ор.

Каждая элата качественно своеобразна и отлична от других. Это значит, что определяющие их экстенсоры также должны быть качественно своеобразны и не похожи один на другого. Ни один из них нельзя свести к другому, отождествить с другим, подменить другим. Качественное своеобразие экстенсоров накладывает определенный отпечаток на их свойства и поведение. Очевидно, что это своеобразие по необходимости должно выражаться в наличии у разных экстенсоров непохожих свойств. Вместе с тем одно и то же общее свойство должно проявляться по-разному, в соответствии со спецификой определяемой экстенсором элаты.

Элементарные астаты (элаты), а следовательно, и определяющие их экстенсоры встречаются на любом количественном уровне мироздания. На каждом из этих уровней экстенсоры продолжают оставаться теми элементарными кирпичиками, из которых складывается все сущее. Во всех случаях они лежат в основании наблюдаемой картины эволюции астаты. Чтобы подчеркнуть эту очевидную и вместе с тем очень важную мысль, сформулирует ее в виде второго постулата:

(2) Каждая элементарная астата (элата) и определяющий ее экстенсор продолжают оставаться элементарными на любом количественном уровне мироздания.

При переходе с одного количественного уровня на другой экстенсоры претерпевают качественные изменения. Эти изменения делают невозможной одинаковую качественную эволюцию астаты на различных ее количественных уровнях. Иными словами, невозможно простое повторение одного и того же на различных количественных уровнях мироздания: каждому количественному уровню отвечает своя специфическая качественная эволюция астаты.

Качественные изменения экстенсоров при переходе с одного количественного уровня мироздания на другой наблюдаются в опыте и не могут быть выведены из общей теории. Поэтому их целесообразно зафиксировать в следующем (третьем) постулате:

(3) Экстенсор на уровне макромира обладает непрерывными (континуальными), а на уровне микромира – квантовыми (дискретными, зернистыми) свойствами.

В постулате с уверенностью говорится о свойствах экстенсора лишь на двух уровнях – макроскопическом и микроскопическом. О других уровнях также можно высказать определенные суждения, однако пока эти суждения носят более или менее предположительный характер.

В условиях макромира экстенсор можно рассматривать как непрерывную среду. Именно поэтому столетие назад господствовала теория флюидов – невесомых и неуничтожимых жидкостей, перетеканием которых объяснялись различные явления природы. Такими флюидами служили теплород (с его помощью объяснялись термические явления), электрород, флогистон (им объяснялись явления горения) и т.д. Например, при заряжании микроскопических тел электрическим зарядом невозможно обнаружить его дискретный характер, поэтому теория электророда не наталкивалась на противоречия.

В условиях микромира на первый план выступают дискретные (квантовые) свойства экстенсора. Здесь они оказываются решающими.

Из третьего постулата следует, что для каждой элаты может быть найден определенный минимальный по величине микроскопический экстенсор, который будем называть квантом экстенсора, или экстенсорантом. Название элементарного кванта экстенсора будем получать с помощью окончания –ант. Например, термиант, кинетиант, дебройлеант, хронант, метриант и т.д. Примерами квантов экстенсоров могут служить электрианты, которые определяют электрическую элату. Эти кванты входят в состав электрона и позитрона, антипротона и протона и т.д. Термическая элата на уровне микромира характеризуется термиантами. Термианты входят в состав фотонов (световых частиц), электронов, позитронов, протонов и т.д. Факт существования термиантов был предсказан общей теорией. Термианты были обнаружены автором различными методами, о которых говорится ниже. Для массы, пространства, времени и многих других экстенсоров элементарные кванты пока не найдены.

На уровне микромира квант является элементарным кирпичиком (элементарным зерном, или порцией) элаты. Из таких порций складываются большие макроскопические экстенсоры. При большом числе квантов они ведут себя как непрерывная среда. Аналогично большое количество песчинок образует непрерывную среду, которая способна течь, передавать давление во все стороны и т.д., т.е. среду, по своим свойствам напоминающую жидкость.

На уровне наномира (субмикромир) свойства экстенсора изучены мало. Будем считать, что поля этого мира образуются посредством экстенсоров, названия которых получаются с помощью окончания –ино. Например, метрино, хронино, кинетино, термино, магнитино, электрино и т.д.

О пико-, фемто-, аттомирах и т.д. ничего неизвестно.

На уровнях мега- и гигомиров экстенсоры, по-видимому, компонуются в дискретные образования типа планет и звезд. Что касается галактических (гигамир) и прочих туманностей, то о свойствах их экстенсоров пока мало что можно сказать. Еще меньше у нас данных, чтобы судить о свойствах экстенсоров в условиях терамиров и т.д.

Положительным и отрицательным элатам соответствуют свои сопряженные с ними положительные и отрицательные экстенсоры – экстенсор и антиэкстенсор. Эту мысль целесообразно сформулировать в виде четвертого постулата:

(4) Каждому данному экстенсору можно противопоставить сопряженный с ним антиэкстенсор (минус-экстенсор).

Факт существования разных по знаку экстенсоров вытекает из опыта. Примером могут служить положительный и отрицательный заряды (электриоры). Четвертый постулат обобщает известные опытные факты на все без исключения элаты. Он выражает очень глубокую идею симметрии мира. Однако этот постулат не играет столь принципиально важной роли, как первый: общая теория может быть развита и без него, но при этом ее возможности будут заметно сужены, и она лишится большой доли своей красоты и стройности.

Согласно четвертому постулату, в природе должны существовать положительные и отрицательные массы (кинетиор), пространство (метриор), время (хронор), термиор и т.д.

Таким образом, первая часть поставленной задачи решена: дано качественное и количественное определение снизу понятия элаты – элементарной астаты. Теперь предстоит то же самое проделать для последующих более сложных астат классификации. При этом будут выявлены многие специальные и общие свойства экстенсоров, которые невозможно установить, оставаясь на уровне элаты. В совокупности такие качественные и количественные определения астаты и составляют общую теорию.

Качественное определение ансаты.

Самое замечательное свойство элаты состоит в том, что отдельно взятая (в изолированном виде) она в природе не встречается. Элаты существуют только в виде определенных совокупностей – ансамблей элат, или ансат, включающих в себя каждый большое множество различных элат (степеней свободы). Ансата представляет собой следующий характерный этап эволюции астаты.

Эволюция от элаты до ансаты бесконечно расширила круг свойств астаты. Так, общее число различных ансат неограниченно велико, ибо любая из них состоит из большого количества разнообразных элат, которых существует бесчисленное множество. Одновременно каждая отдельно взятая ансата обладает бесконечно большим набором всевозможных качественных и количественных характеристик. Теперь предстоит выяснить количественные свойства ансаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: