История идет по поколениям

Когда на самостоятельный статус претендует частная отрасль социологии, первым делом она стремится выказать важность того предмета или проблемы, который изучает. Так ведут себя и люди, выбивая у государства средства под новое ведомство, учреждение или факультет. Доказать свою важность, значит получить право на жизнь себе и будущим специалистам, которые придут в эту отрасль, будут проводиться новые эмпирические исследования, совершать на­учные открытия, проводить симпозиумы и привлекать внимание обществен­ности к социальным проблемам молодежи, необходимости ухода за стариками или кзащите детства. Согласимся, что без решения подобных вопросов ни одно общество существовать не может. По крайней мере, сегодня.

Убеждать людей в том, что живые люди, из которых состоит общество

либо население страны, не абстракт­ные индивиды, разделенные исключи­тельно классовыми перегородками или наличием половых признаков, но так­ же дети, молодежь, зрелые и пожилые лица, которые что-то могут совершить, а чего-то не могут добиться в жизни только лишь в силу возрастных ограничений, кажется, уже не нужно.

Человеческое общество, о котором мы писали и рассуждали на протяже­нии предшествующих восьми томов, состоит не только из пяти фундамен­тальных институтов — семьи, производства, государства, образования и религии, — не только и, быть может, не столько из четырех наиглавнейших сфер — экономической, социальной, политической и культурной, — но прежде всего из живых людей, имеющих неодинаковый возраст, а потому и неодинаковые возможности реализовать себя в жизни, разные права и обя­занности. Удивительно, люди умирают даже в разном возрасте, хотя рожда­ются все в одинаковом. Так уж мудро устроена наша жизнь: она предостав­ляет всем одинаковый старт, ибо свой жизненный путь все начинают с дет­ства. Но все ли дойдут до финиша — той биологической грани, за которой стареет человеческий организм и сам собой выходит из строя? Сколько людей умирают в детском, молодом, зрелом или пожилом возрасте? Поче­му в одних обществах и в одни эпохи большая часть населения доживает или доживала до глубокой старости, а в других высока детская смертность? Так устроено общество, так совпали исторические, а порой и трагические, об­стоятельства или так ведут себя люди, придерживаясь определенного обра­за жизни, привычек и взглядов?

Разве все это не должно интересовать социолога? А смена поколений людей — какое фантастическое зрелище оно представляет собой!? Вы буд­то мчитесь в сверхскоростном поезде по мировой истории: мимо мелькают века и тысячелетия, но вы их не замечаете. Зато отчетливо видны поколе­ния людей — каждое со своим неповторимым обликом, местом в истории

своей страны, своими проблемами, достижениями и неудачами. Каждое поколение — событие на исторической карте общества, а все вместе они и формируют то, что мы называем мировой историей (рис. 20).

Рис. 20. Прогноз динамики роста населения Земли на 50 лет (2000-2050 гг.)

Человечество можно представить как совокупность всех ныне живущих на планете людей. Нас сегодня более 6 млрд человек. Но можно человечество мыслить и как сумму всех когда-либо живших людей. Причем численность людей возрастала по экспоненте: ориентировочно к концу эпохи палеолита (примерно 15 тыс. лет до н.э.) она достигала 3 млн человек, 10 тыс. лет назад на Земле было 10 млн, к концу неолита (2 тыс. лет до н.э.) — 50 млн, в начаае нашей эры на Земле было уже 200 млн, к концу 1 тыс. н.э. — 275 млн человек, к 1650 г., началу промышленной революции, — 500 млн, 1900 г. — 1,6 млрд, в начале XX в. — 2 млрд человек.

В 1993 г. проживало (млн человек): в Европе — 728, Азии — 3336, Афри­ке — 670, Северной и Центральной Америке — 442, Южной Америке — 308, Австралии и Океании — 28. Крупнейшие по численности народонаселения стран (1993 г., млн человек): Китай - 1179,5; Индия - 896,6; США - 258,2; Индонезия — 188,2; Бразилия — 156,5; Россия — 148. В начале 1990-х гг. народонаселение мира ежегодно увеличивалось примерно на 70 млн чело­век, т.е. на 2% в год. Для сравнения: за последние 10 тыс. лет ежегодный прирост народонаселения в среднем составлял менее 0,1%.

Чтобы достигнуть первого миллиарда, человечеству потребовалось более миллиона лет. И в этот момент началась промышленная революция. Второй миллиард был достигнут за 100 лет, третий —за 40, четвертый —за 15,пятый — за 10. Все это время рост численности строго следовал экспоненте с одними и теми же коэффициентами, т.е. был тем же. Но назвали его «демографическим взрывом» недавно, когда его отрицательные последствия стали очевидны.

Итак, сегодня на планете проживает более 6 млрд человек. Возраст чело­вечества исчисляется в 6 млн лет. Сколько за это время жило и умерло лю­дей? По расчетам французских демографов, в 1987 г. родился 80-миллиард­ный с начала рода человеческого житель нашей планеты. Если от всего ко­личества живших когда-либо вычесть число ныне живущих, то получим следующие цифры:

80 млрд - 6 млрд = 74 млрд человек

вдумайтесь в эти цифры: человечество похоронило в 10 раз больше лю­дей, чем их живет сегодня. Поистине Земля — планета мертвецов. И каж­дый унес в могилу свой неповторимый склад характера, мир духовных цен­ностей, уникальный жизненный опыт. Но унес ли навсегда? Значительная, если не основная часть духовного наследия передавалась от одного поколе­ния другому. Жизнь сменяющихся поколений напоминает эстафету, каждый участник которой передает последующим бегунам незатухающий факел знаний, умений, идеалов и культурных норм.

И каждое следующее поколение, благодаря унаследованному опыту, пре­умножая его в меру своих сил и талантов, продвигается по пути прогресса чуть дальше. Мы, ныне живущие, не только умнее, образованнее и целеус­тремленнее, чем наши предки. Мы живем богаче, вооружены более совре­менной техникой, устроены в более комфортной домашней и рабочей об­становке. У нас есть спутники и спутниковое телевидение, телефоны и те­левизоры, авиалайнеры и космические станции. Мы преумножили добытые богатства, мы благодарны своим предкам, мы чтим их память и продолжа­ем их дело.

А теперь спросите себя: возможно подобное в животном мире? Нет сом­нений, вы сможете дать правильный ответ и указать причину разительного отличия. Это человеческое общество. Благодаря ему мы прогрессируем во времени и пространстве, развиваем свой духовный мир. Мы объединились именно затем, чтобы вместе достичь того, чего не в состоянии сделать каж­дый поодиночке.

Человечество действительно можно представить не только как совокупность всех когда-либо живших на Земле людей, но и как сумму всех прошедших поко­лений. Человечество — это совокупность ушедших, ныне живущих и будущих поколений. Воспроизводство населения происходит прежде всего вследствие естественной смены поколений, т.е. через рождаемость и смертность (рис. 21).

Рис. 21. Динамика роста населения Земли (усредненные данные), млн человек

Концепция глобальной истории — коллективный результат работы мно­гих мыслителей — принимает во внимание историю всего человечества, а не какой-либо группы народов или стран, т.е. мыслит человечество не как сум­му эпох, а как непрерывную эстафету поколений, между которыми существу­ет культурная преемственность и передача живого опыта. По мнению

СП. Капицы4', именно численность населения мира выражает суммарный результат всей экономической, социальной и культурной деятельности, со­ставляющей историю человечества, а прочие показатели — расовый и нацио­нальный состав, плотность распределения по Земле, концентрация в горо­дах, развитие производительных сил и наличие ресурсов, распределение

доходов, состояние культуры и образо­вания — являются дополнительными характеристиками. В росте численно­сти населения мира он предлагает ви­деть выражение и меру развития во всех его измерениях.

Для О. Контачеловечество представ­ляло собой совокупность ушедших, ныне живущих и будущих поколений. Русский философ и социолог Н.Ф. Фе­доров развивал идею воскрешения предков: уважение к предшественникам возвышает и самих потомков. «Только в учении о родстве вопрос о толпе и лич­ности получает решение: единство не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие же личностей лишь скрепляет единство, которое все заклю­чается, во-первых, в сознании каждым себя сыном, внуком, правнуком, прап­равнуком... потомком, т.е. сыном всех умерших отцов, а не бродягой, не помнящим родства, как в толпе... Превра­щение «толпы» в союз сынов, находящих свое единство в деле отцов...»44


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: