История как наука, её предмет, задачи и принципы изучения

Введение.

«Уважение к минувшему есть черта, отличающая образованность от дикости»

А.С. Пушкин

История это наука о развитии человеческого общества. Наука, изучающая прошлое во всей его конкретности и многообразии. Знание истории предполагает обобщение, осмысление прошлого опыта.

«История учит тому, что ничему не учит» Гегель

В.О.Ключевский: «Если это даже и правда, то это не касается истории как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но это и не правда, история учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует вопреки, тот всегда жалеет. Она учит не тому, как жить по ней, а как учиться у нее».

Люди осмысливают прошлое, чтобы не ошибиться в настоящем, выбрать один из наилучших выходов.

Реальный исторический путь складывается как равнодействующая противоположных устремлений. Другими словами, как и любая другая наука, история служит одним из инструментов познания и преобразования мира.

Объектом исторической науки является история, понимаемая как прошлое развитие человечества.

С тех пор как сформировалось сознание человека, возникла необходимость запоминать главные события и передавать следующим поколениям уроки жизни. Это способствовало сохранения и пополнению социального генотипа.

В начале это были устные предания о действительных событиях, переплетенные с мифами, фантазиями. Затем, с появлением письменности сведения об исторических событиях записывались на глиняные таблички и т.д. Это был исторический материал, дополненный мифами и приукрашенный в угоду нравственности.

Начало исторической науки было положено в Древней Греции – Геродот (V век до н.э.) считался первым историком. Тит Ливий, Плутарх – Древний Рим.

Авторы стремились не только описать, но и объяснить события, выявить логику. Стремились сделать историю поучительной и полезной для современников.

Конец первого начало второго тысячелетия. В это время преобладали религиозные взгляды на историю, как осуществление божественной воли.

В период Возрождения[1] XIV-XVI века появилось большое количество людей, которые ставили задачи осмыслить историю(?) не с позиций догматов[2] религии, а как процесс внутреннего саморазвития человеческой цивилизации. Был сформирован классический научный подход. Утверждалась вера в познаваемость мира и возможность объективно описать и объяснить его посредством раз и навсегда установленных законов. Другими элементами этой схемы стало стремление все свести к ограниченному числу элементарных форм и формул, происходило упрощение.

Третьим элементом стала идея всеобщего прогресса. Утверждение, что человеческая цивилизация постоянно движется от простого к сложному. Линейность и направленность исторического процесса. Вера во всесилие человеческого разума, потребительское отношение к окружающей среде.

В середине XIX века сложился исторический материал в результате научной деятельности Мариса(?), Моргана, Канта, Соловьева, Чернышевского. Главное – был выдвинут примат[3] развития производительных сил жизни общества.

В первой трети/половине XX века, ситуация усугубляется. Во второй половине происходят процессы, которые стали грозить жизни всего человечества. Все эти катастрофы стали следствием ошибочного мнения о всесилии человеческого разума.

Классическую науку стали воспринимать как силу, способную уничтожить веками создававшуюся культуры на земле. Тогда на ведущую роль стали претендовать иные взгляды – цивилизационный подход, в котором развитие определяется изменениями в человеке, науке.

Предметом исторической науки является человеческая деятельность и упорядоченное изучение отдельных стран, народов, сторон жизни общества, которые помогают выявить закономерности и тенденции.

Предметом отечественной истории является изучение отечественной государственности, политики(?), изучение политических и социальных проблем, изучение культуры, народа, его менталитета, исторической психологии и т.д.

Задачи:

1. Осознание противоречивости, альтернативности исторического процесса, его причинно-следственных связей и закономерностей.

2. Получение представления о различных путях, подходах, оценках, концепциях, имеющих место при освещении переломных моментов в русской истории.

3. Анализ функция важнейших институтов, структур общества.

29.09.2006.

Принципы (правила) исторического познания

1. Принцип историзма. Он предполагает рассмотрение исторических событий в процессе их возникновения, развития и изменений в конкретной исторической обстановке, в их взаимосвязи и хронологической последовательности.

2. Принцип научной объективности. Он предполагает исключение искажения действительной истории, предполагает показ и достижений и ошибок. Требует воспроизведения всеобъемлющих картин, даже тех, которые не укладываются в современное видение проблем.

3. Принцип творческого подхода. Он выражается в необходимости учета новых тенденций исторического развития. Кроме того, означает отказ от догматизации в теории.

Таким образом, учебный курс Отечественной истории призван углубить гуманитарную подготовку студентов, развить историческое сознание, приобрести знания и навыки в политической культуре, постичь многомерность мира и место нашей Родины в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: