Как и любая другая наука, социология возраста обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимаете ней строго определенное место. В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами — психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией, — она образует подсистему системы научного знания — социальное знание.
Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Социология выделяет такие признаки, которые ее интересуют и чаще всего встречаются. Выделив типичные свойства, социология объединяет их в некие теоретические комплексы. Если в этих мысленных комплексах между элементами установлены логические связи, то такой комплекс превращается в теорию. Научная теория — это система абстракций, при помощи которых раскрывается субординация существенных и несущественных в определенном отношении свойств действительности.
ПОКОЛЕНИЕ И ГЕНЕРАЦИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС1
Придя в науку из обыденной речи, термин «поколение», подобно многим понятиям, приобрел новые оттенки и значения. В обыденном сознании поколение — это современники, родившиеся приблизительно в одно время (реальное поколение), и одновременно живущие люди разного возраста (условное поколение — поколение отцов, дедов и пр.). Этот подход сформировался еще в древности. В таком значении данное понятие встречается в Евангелии («Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова»). Однако уже там оно употреб-
Материал подготовлен в соавторстве с д-ром социологических наук, проф. Н.В. Шахматовой.
ляется также для обозначения современников, сверстников. К примеру, Геродот писал, что триста человеческих поколений составляют десять тысяч лет, потому что три поколения составляют столетие, и упоминал, что египетские жрецы, ведя счет годам, сопоставляли их с поколениями фараонов2.
В переводе с латыни «поколение» буквально означает генерация, порождение. Возникло оно на заре римской истории, во времена Ромула и Рема, и сразу же стало использоваться в терминологии родства, где указывало на определенное звено, ступень в цепи происхождения от общего предка (внук удален от деда на два поколения), а кроме того, на межгенерационные отношения — отношения между родителями и детьми, предками и потомками.
Поколение — возрастная генерация в семье. К примеру, дочь, мать, бабушка рассматриваются как репрезентанты младшего, среднего и старшего поколений по прямой восходящей линии3.
Так уж сложилось, что в поколении тесно переплелись два смысла: биолого-генеалогическая терминология и понятие кровного родства. Именно так
и употребляется этот термин в биологии, генетике, зоологии и других естественных науках в нашей стране и за рубежом, а также в антропологии, этнографии и юриспруденции.
Когда мы ограничиваемся форматом отдельной семьи, с идентификацией поколений, кажется, все ясно: даты рождения каждого члена рода четко определены, родственные и генеалогические взаимоотношения установлены, а потому совершенно очевидно, кто относится к поколению дедов, родителей или внуков. Но в обществе с многомиллионным населением картина неясна: в один год рождаются сотни тысяч и миллионы человек, в течение ближайших к этому годы пяти или восьми лет — десятки миллионов. Считать их одним поколением или разными когортами внутри более широкого образования, занимающего, скажем, 20 лет и называемого поколением детей? Генеалогические и родственные отношения — с переходом от семьи к обществу — заменяются статистическими: среднестатистические дети и среднестатистические отцы, родившиеся на 20—25 лет раньше, представляют собой некие номинальные группы, или, как их еще называют в социологии, статистические (социальные) категории.
Выходит, что к биолого-генеалогическому и родственному значениям мы обязаны прибавить некое статистическое значение термина «поколение», тем самым окончательно запутав вопрос о четкой дефиниции исходных категорий социологии поколений. Известная путаница нашла отражение в словарях и энциклопедиях, причем не только отечественных, но и зарубежных.
В нынешних словарях поколение определяется как «совокупность людей близкого возраста, живущих в одно время»4; как «одновременно живущие
2 См.: Геродот. История. Л., 1972. С. 124.
3 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколо
ва, О.В. Терещенко. Минск, 2003. С. 749.
4 См.: Словарь русского языка. Т. 3. М, 1987. С. 248.
люди близкого возраста»5. В дореволюционных справочных изданиях понятию «поколение» даны следующие толкования: 1) род, племя, колено, одно-кровное в восходящем и нисходящем порядке, с праотцами и потомками; 2) «одно колено, наличные люди или животные в данный срок». В качестве примера «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля приводит «потомков Чингисхана, которые считают ныне 19-е поколение. На сто лет считают три поколения»6. В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона сказано, что в русском языке слово «поколение» происходит от «колено», с помощью которого обозначали систему родства, перешедшую из римского гражданского права, каждое рождение образует одну степень.
|
Сколько рождений, столько степеней. Связь рождений или степеней, непрерывно продолжающихся, составляет линию. Каждая степень относительно примыкающей к ней линии называется коленом, а все лица, входящие в состав линии, образуют по отношению к своему колену поколение7.
Биологам легче: для них «поколение» имеет точное значение, связанное с упорядоченностью возрастной когорты, происхождением от общего предка. Социологам намного сложнее8. Термином «поколение» обозначают такие социальные явления, как генерация, когорта, возрастной слой, класс, возрастная ступень, группа, поколение в семье. Его семантический анализ9 показывает, что имеется по крайней мере пять самостоятельных значений:
1) ступень происхождения от общего предка (генеалогические поколения отцов, сыновей, дедов, внуков и т.д.);
2) возрастно-однородная группа сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время и потому в любой момент своей жизни находящихся в одном и том же возрасте (реальное поколение или возрастная когорта);
3) стадия развития, когда условные поколения могут конструироваться как по хронологическому, календарному принципу («поколение 1920-х гг.»), так и символически, через соотнесение с какими-то историческими событиями («поколение Октябрьской революции»), выдающимися личностями («поколение Пушкина») или приписываемую систему ценностей («поколение бури и натиска», «потерянное поколение»);
4) отрезок времени, на протяжении которого действует данное поколение;
5) «дух времени», его символ.
Социологическое понятие поколения охватывает несколько возрастных групп. Границы поколений не абсолютны, они подвижны и зависят от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни,
См.: Ожегов СИ. Словарь русского языка. М, 1988. С. 447. 6 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. СПб., 1882. С. 243.
См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 47. СПб., 1899. С. 923. 8 Foyer L. The conflict of generation. N.Y., 1971.
Подробнее см.: Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3.
которая в свою очередь определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами10.
Специалисты, в том числе В.Т. Лисовский", выделяют несколько типов поколений:
♦ демографическое поколение — совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения;
♦ антропологическое поколение — совокупность людей, имеющая общих предков (у антропологов анализ связан с генеалогией семьи);
♦ историческое поколение — охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей (статистически он составляет примерно 20—25 лет);
♦ хронологическое поколение — функционирует в определенный период времени;
♦ символическое поколение — общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий.
Кроме того, выделяют родительское поколение — поколение «отцов» относительно конкретной группы молодежи, например, 15-17 лет, с определенными социальными статусами в семейной и профессиональной сфере деятельности, имеющее достаточно устойчивую систему ценностей12.
Понятие поколения по своей сути междисциплинарно. В истории оно носит условный смысл, здесь подчеркивают не столько хронологическую одновременность существования группы людей, сколько общность их социальных переживаний, установок и деятельности. К примеру, в периодизации освободительного движения в России в XIX в. выделяют три этапа, соответствующих деятельности трех исторических поколений — декабристов, разночинцев и народников. Из контекста следует, что под поколениями историки понимают совокупность единомышленников, лиц, совместно переживших важные исторические события. Таких позиций придерживаются американские, французские, английские и российские ученые, в том числе Л. Фойер, П. Нор, А. Бюргейер, И. Ренуар, Р. Шеффилд, Л. Лурье, Г. Смирнов и др.13
10 Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформа
ции (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1.
11 Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб., 1996. С. 18.
12 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Гаврилюк В.В., Трикоз НА. Динамика ценностных ориентации в период
социальной трансформации (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1.
13 См.: Foyer L. The conflict of generation. N.Y., 1971; Loewenberg P. The unsuccessful adolescence of Heiurich
Himinler//Amer. Historical Rev. 1971. Vol. 76; Febvre L. Generation // Rev. de synthese historique. 1920;
Digeon С La Crise ailemande de la pensee francaise. 1870—1914. Paris, 1959; Wohl R. Four Generations: The
Generation of 1914. Cambridge, 1980; SirinelliJ.F. Generation intellectuelle. Khagneux et normaliens de l'entre-
deux-guerres. Paris, 1988; SirinelliJ.F. Les generations//VingtiemeSiecle. 1989. Nr22; RenouardY. La notion
de generation en histoire // Rev. historique. 1953. Nr 1; Rossiaud J. La Prostitution medievale. Paris, 1988;
Nicolas J. Generation. 1789 // L'Histoire. 1989. Nr 123; Burguiure A. La Revolution franchise et la famille //
Annales ESC. 1991. Nr 1; Burguiure A. Les raports entre generations: un probleme pour l'historien // Annales
ESC. 1993. Nr 1; Anus Ph. L'Enfant et la Vie familiale sous l'Ancien Regime. Paris, 1960 (на русском яз. —
Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977. С. 216—240); Duby G. Les
jeunes dans la societe aristocratique, dans la France du Nord-Ouest au XVII siecle // Annales ESC. 1964;
Schoffleld R.S., Wrigley FA. The Population History of England (1541-1871). L., 1981; Laslett P. Le Monde
que nous avons perdu. Paris, 1969; Hajnal J. The Two Kinds of Pre-industrial Household Formation System /
R. Wall, J. Robin, P. Laslett (Eds) // Family Forms in Historic Europe. Cambridge, 1983; ЛурьеЛ.Я. Некото
рые особенности возрастного состава участников освободительного движения в России (декабристы
и революционеры-народники) // Освободительное движение в России. Саратов, 1978. Вып. 7; Смир
нов ГЛ. Советский человек. М., 1973; Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений //
Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.
Следом за историками такой подход восприняли филологи, журналисты, писатели. Например, В. Бондаренко, анализируя поколение 1937 г. рождения, охарактеризовал его как «невостребованное поколение скептиков и пассивных наблюдателей, которые не смогли реализовать свой яркий потенциал». Их общие черты состоят в том, что это — «дети войны», родители которых погибли либо на войне, либо в лагерях. Всех их отличает ранняя смертность. С детства, воспитываясь в духе двоемыслия, они отличались противоречивостью и амбивалентностью взглядов. Не видя перед собой достойных общественных идеалов и средств их воплощения (социальные институты не
были готовы принять их), они нашли спасение в личной свободе и экзистенциальной литературе14.
И для психологов поколение — это возрастная общность людей, формирование характера которых происходит под влиянием важных событий, сходных экономических и культурных обстоятельств, общего социального опыта. Отсюда сходство интеллектуальных, ценностных и нравственных установок, типов поведения15. Если они используют термин «возрастная группа», то обозначают им конкретную группу сверстников как единицу неформального общения. Принадлежность личности к определенному поколению для психолога характеризует ее своеобразие, и, в свою очередь, определяется не столько биологическими факторами, сколько
обстоятельствами социального развития16. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые западные исследователи, например, французский исследователь, социолог и психолог Ив Ренуар17.
Антропологи и этнографы, имеющие дело с небольшими по численности и запаздывающими в своем развитии народами, а нередко и просто с примитивными племенами, сводят поколение и когорту к реальной возрастной группе, список которой можно составить и членов которой можно опросить. Поскольку в таких обществах возрастная стратификация складывается преимущественно из возрастных классов, которые отделены друг от друга четко оговоренным кругом прав и обязанностей, а переход из одного
См.: Бондаренко В. Легенда поколения // Независимая газета. 2000. 8 сент. 15 Подробнее см.: Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб., 1997; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Он же. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 221; Кар-саевская Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 748-754.; Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 75. См: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969;. Он же. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 221; Карсаевская Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз человека// Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 747-766. См.: Renouard Y. La notion de generation en histoire // Rev. historique. 1983. № 1.
которая в свою очередь определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами10.
Специалисты, в том числе В.Т. Лисовский", выделяют несколько типов поколений:
♦ демографическое поколение — совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения-
♦ антропологическое поколение — совокупность людей, имеющая общих предков (у антропологов анализ связан с генеалогией семьи);
♦ историческое поколение — охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей (статистически он составляет примерно 20—25 лет);
♦ хронологическое поколение — функционирует в определенный период времени;
♦ символическое поколение —общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий.
Кроме того, выделяют родительское поколение — поколение «отцов» относительно конкретной группы молодежи, например, 15—17 лет, с определенными социальными статусами в семейной и профессиональной сфере деятельности, имеющее достаточно устойчивую систему ценностей12.
Понятие поколения по своей сути междисциплинарно. В истории оно носит условный смысл, здесь подчеркивают не столько хронологическую одновременность существования группы людей, сколько общность их социальных переживаний, установок и деятельности. К примеру, в периодизации освободительного движения в России в XIX в. выделяют три этапа, соответствующих деятельности трех исторических поколений — декабристов, разночинцев и народников. Из контекста следует, что под поколениями историки понимают совокупность единомышленников, лиц, совместно переживших важные исторические события. Таких позиций придерживаются американские, французские, английские и российские ученые, в том числе Л. Фойер, П. Нор, А. Бюргейер, И. Ренуар, Р. Шеффилд, Л. Лурье, Г. Смирнов и др.11
10 Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1. " Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб., 1996. С. 18.
12 См.: Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период
социальной трансформации (подколенный подход) // Социологические исследования. 2002. № 1.
13 См.: Foyer L. The conflict of generation. N.Y., 1971; Loewenberg P. The unsuccessful adolescence of Heiurich
Himinler // Amer. Historical Rev. 1971. Vol. 76; Febvre L. Generation // Rev. de synthese historique. 1920;
Digeon С La Crise ailemande de la pensee franchise. 1870—1914. Paris, 1959; Wohl R. Four Generations: The
Generation of 1914. Cambridge, 1980; SirinelliJ.F. Generation intellectuelle. Khagneuxetnormaliensdel'entre-
deux-guerres. Paris, 1988; SirinelliJ.F. Les generations //VingtiemeSiecle. 1989. Nr22; Renouard Y. La notion
de generation en histoire // Rev. historique. 1953. Nr I; Rossiaud J. La Prostitution mddievale. Paris, 1988:
Nicolas J. Generation. 1789 // L'Histoire. 1989. Nr 123; Burguiure A. La Revolution franchise et la famille //
Annales ESC. 1991. Nr 1; Burguiure A. Les raports entre generations: un probleme pour 1'historien // Annales
ESC. 1993. Nr 1; Arius Ph. L'Enfant et la Vie familiale sous l'Ancien Regime. Paris, 1960 (на русском яз. —
Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М, 1977. С. 216—240); Duby G. Les
jeunes dans la societe aristocratique, dans la France du Nord-Ouest au XVII siecle // Annales ESC. 1964;
Schoffield R.S., Wrigley E.A. The Population History of England (1541-1871). L., 1981; Laslett P. Le Monde
que nous avons perdu. Paris, 1969; Hajnal J. The Two Kinds of Pre-industrial Household Formation System /
R. Wall, J. Robin, P. Laslett (Eds) // Family Forms in Historic Europe. Cambridge, 1983; ЛурьеЛ.Я. Некото
рые особенности возрастного состава участников освободительного движения в России (декабристы
и революционеры-народники) // Освободительное движение в России. Саратов, 1978. Вып. 7; Смир
нов Г.Л. Советский человек. М., 1973; Афанасьева А.И. Исторический процесс и смена поколений //
Преемственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.
Следом за историками такой подход восприняли филологи, журналисты, писатели. Например, В. Бондаренко, анализируя поколение 1937 г. рождения, охарактеризовал его как «невостребованное поколение скептиков и пассивных наблюдателей, которые не смогли реализовать свой яркий потенциал». Их общие черты состоят в том, что это — «дети войны», родители которых погибли либо на войне, либо в лагерях. Всех их отличает ранняя смертность. С детства, воспитываясь в духе двоемыслия, они отличались противоречивостью и амбивалентностью взглядов. Не видя перед собой достойных общественных идеалов и средств их воплощения (социальные институты не
были готовы принять их), они нашли спасение в личной свободе и экзистенциальной литературе14.
И для психологов поколение — это возрастная общность людей, формирование характера которых происходит под влиянием важных событий, сходных экономических и культурных обстоятельств, общего социального опыта. Отсюда сходство интеллектуальных, ценностных и нравственных установок, типов поведения15. Если они используют термин «возрастная группа», то обозначают им конкретную группу сверстников как единицу неформального общения. Принадлежность личности к определенному поколению для психолога характеризует ее своеобразие, и, в свою очередь, определяется не столько биологическими факторами, сколько
обстоятельствами социального развития16. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые западные исследователи, например, французский исследователь, социолог и психолог Ив Ренуар17.
Антропологи и этнографы, имеющие дело с небольшими по численности и запаздывающими в своем развитии народами, а нередко и просто с примитивными племенами, сводят поколение и когорту к реальной возрастной группе, список которой можно составить и членов которой можно опросить. Поскольку в таких обществах возрастная стратификация складывается преимущественно из возрастных классов, которые отделены друг от друга четко оговоренным кругом прав и обязанностей, а переход из одного
14 См.: Бондаренко В. Легенда поколения // Независимая газета. 2000. 8 сент.
15 Подробнее см.: Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПб., 1997; Ананьев Б.Г. Человек как
предмет познания. Л., 1969; Он же. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 221; Кар-
саевская Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз человека // Соотношение биологического и
социального в человеке. М., 1975. С. 748-754.; Шибутани Т. Социальная психология. М, 1969. С. 75.
16 См: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969;. Он же. О проблемах современного чело
векознания. М., 1977. С. 221; Карсаевская Т.В. Социальная детерминация возрастных фаз челове
ка // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. С. 747-766.
17 См.: Renouard Y. La notion de generation en histoire // Rev. historique. 1983. № 1.
возрастного класса в другой, скажем из юношей в взрослые мужчины, давно определен традициями и обычаями, унаследованными от предков, поко-ленческая проблематика сводится к изучению переходных обрядов и посвятительных ритуалов типа возрастных инициации.
Родоначальником такого структурного подхода можно считать А. ван Геннепа18, для которого каждый этап жизненного пути представал не просто как естественное, биологическое, но как социально- культурное явление. А. ван Геннеп исследовал обряды и ритуалы, с помощью которых общество фиксирует переход индивида из одного статуса в другой (rites de passage), и впервые в этнографии применил структурный анализ различных поколений, выделив этапы жизненного пути19. При этом жизненный
путь рассматривался как социальный процесс, а социально-структурные и культурно-символические различия поколений выделялись как его равно
значные и равноудаленные составляющие. Г. Шурц первым в этнографии, а затем и Р. Лоуи попытались выделить возрастные группы как древнейший тип социальной организации и связывали их с естественным взаимным чувством симпатии сверстников. Таким образом, они пытались соединить возрастные, психологические критерии выделения поколений с социальной структурой и социальной организацией общества20.
Во второй половине XX в. П. Галливер21 предпринял достаточно плодотворную попытку упорядочить систему возрастных категорий в этнографии. Под возрастной категорией он подразумевал такие понятия, посредством которых общество обозначает различные стадии жизненного пути человека и связанные с ними виды деятельности, социальные статусы и роли. Все возрастные категории П. Галливер разделяет на возрастные ступени (age-grades), возрастные классы (age-class) и возрастные группы (age-groups)11. Таким образом, П. Галливер впервые разграничил культурно-нормативные (возрастная сте-
ls См.: Геннеп ван А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с англ. М., 1999. С. 8—11 •
19 Там же.
20 Подробнее о них см.: Кон И.С. К проблеме возрастного символизма//Советская этнография. 1981.
№ 6. С. 19—20; Он же. Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные про
блемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. С. 212-215.
21 См.: Gulliver P.H. Age Differentiation// Int. Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 1. N.Y, 1968. P. 157-
162. Цит. по: Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные про
блемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. С. 212—214.
22 Возрастные ступени как возрастные категории ученый считал нормативными по своей природе,
соотнося их с этапами жизненного пути. Однако их число может не совпадать. Возрастные ступе
ни охватывают только те этапы жизни, которым общество придает особое значение и в отноше
нии которых оно имеет наиболее разработанную систему предписаний. Система возрастных сту
пеней образует определенную иерархию. Переход из одной в другую сопровождается ощутимым
изменением в положении и деятельности индивида и оформляется специальным ритуалом. Воз
растной класс для него обозначает совокупность индивидов, одновременно принадлежащих к
определенной возрастной ступени. Это уже не столько нормативная система, сколько элемент
социальной структуры общества. Принадлежность к возрастному классу определяется не только
хронологическим возрастом, но и социально-культурными критериями (например, возрастной
класс могут составлять юноши, одновременно прошедшие инициацию или женатые в отличие
пень), социально-структурные (возрастной класс) и функционально-организационные (возрастная группа) аспекты возрастных отношений.
Несмотря на усилия нескольких поколений ученых можно утверждать вслед за И.С. Коном, что в этнографии по сей день понятие «поколение» не имеет однозначного очертания, единой упорядоченной системы понятийных категорий, связанных с возрастом23, а сами возрастные категории почему-то не связываются с поколенческим феноменом.
Социологи и этнографы прослеживают связь возрастных групп с социальной структурой общества, общественным разделением труда, способами социализации, воспитания молодежи.
В отличие от этнографии, демография трактует понятие поколения скорее в формально-статистическом плане, подразумевая под ним некую количественную меру измерения очередности рождений больших групп людей24. Демографы первыми разграничили «ровесников» и «современников». Ровесники — люди, родившиеся в один и тот же период, и потому в любой точке своего жизненного пути они находятся в равном или почти равном возрасте. Современники — лица разного возраста, живущие одновременно. Если ровесники образуют реальное поколение, то современники образуют номинальное, или условное поколение, используемое как модель для оценки существующей демографической ситуации.
В демографии поколение — группа людей, появившихся на свет в течение определенного — сравнительно непродолжительного — периода времени («поколение оккупации» в Польше, «поколение войны» в СССР). Учитывая предельную продолжительность жизни человека, население может представлять собой совокупность более чем 120 поколений (в однолетней градуировке)25. Поколением называют также стадию, ступень в происхождении от общего предка (дед, отец, сын и т.д.), отрезок времени между этими ступенями обычно исчисляется в 30 лет.
Демографы, изучая воспроизводство населения, внесли значительный вклад в исследование социально-возрастных процессов и возрастной структуры, разработали количественные методы их изучения, методику когорт-
от неженатых). По мнению П. Галливера, принадлежность к возрастному классу предполагает некоторую общность деятельности, положения, интересов. Однако он подчеркивает, что возрастной класс не представляет собой компактной интегрированной общности. Связи между индивидами в рамках возрастного класса являются расплывчатыми и, как правило, временными. В отличие от этого возрастная группа состоит из ровесников и является корпоративной. При этом само понятие «возрастной группы» исследователь трактует как частное понятие, обозначающее постоянную совокупность людей, общность и единство которой признают как они сами, так и окружающие. Члены возрастной группы сообща занимаются какой-либо специфической деятельностью, несут взаимные обязательства и выступают по отношению к окружающим в качестве особой общности. Возрастные группы могут иметь собственные имена, обладать собственностью, иметь свои специфические символы, ритуалы, а также внутренние механизмы для принятия решений, и т. д. В одних обществах членство в возрастной группе является временным, ограничивается рамками одной возрастной ступени (например, юности), в других оно продолжается в течение всей жизни. Статус и функции группы при этом меняются, но система прав и обязанностей ее членов по отношению друг к другу сохраняется.
23 См.: Кон И.С. Понятие поколения в современном обществоведении //Актуальные проблемы эт
нографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. С. 215.
24 См.: Курс демографии / Под ред. А.Я. Боярского. М., 1974. Гл. 4, 9.
25 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова,
О.В. Терещенко. Минск, 2003. С. 749.
ного анализа, методы оценки степени постарения населения, определения демографической нагрузки на трудоактивные контингента, моделирования функционирования системы народонаселения и т.д.26
Таким образом, поколение — объект изучения многих наук, каждая из них вкладывает в него свой смысл, свою интерпретацию. Синонимами к поколению выступают такие термины, как «возрастной слой», «возрастная группа», «возрастная когорта», «генерация» и некоторые другие.
Отчаявшись навести какое-либо единообразие в употребляемой учеными терминологии, видный российский исследователь И.С. Кон даже выдвинул тезис о ненаучности и неприменимости в социологии термина «поколение». Он предлагал заменить ею более конкретными понятиями («возрастная когорта», «возрастная группа», «возрастной класс»)27.
Однако спешить с выводами, на наш взгляд, не стоит. Подавляющее большинство употребляемых в социальных науках и гуманитарном знании категорий, скажем, общество, личность, развитие, структура и т.п., имеет не одно, а несколько значений. К примеру, известно более 500 определе
ний категории «культура». Даже более конкретные понятия, в том числе лидерство, определяются десятками различных способов. Разумеется, научный диалог из-за этого не облегчается, превращаясь порой в спор о словах. Но и приращение научного знания не приостанавливается. Философия в течен ие 2500 лет развивалась в значител ь-ной мере за счет углубления, переосмысления и поиска новых смыслов небольшого круга фундаментальных категорий.
В западной социологии не употребляется русское слово «поколение». Вместо него используется термин «генерация» {generation — фр.; generation — англ., нем.), который берет свои истоки в латинском языке. Причем, генерация в английском языке — это существительное и глагол. В качестве глагола генерация означает процесс порождения человеческих отпрысков, т.е. воспроизводство населения28. Существительное generation показывает результат такого процесса, а именно цепочку родившихся людей. Поскольку их очень много на планете, то каждый год на свет появляется новое поколение. Понятно.
26 См., например: Ryder N.A. Cohort Analysis // Int. Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 2.
P. 545—549; Ryder N.A. The Cohort as a Concept in the Study of Social Change // American Sociological
Rev. 1965. Vol. 30. № 6. P. 445—466. См. также: Акимов А.В. Мировое население: взгляд в будущее.
М., 1992; Глобальная демографическая ситуация и перспективы ее развития. М., 1991; Демогра
фические перспективы России. М., 1993; Население России. М., 1997; Особенности функциони
рования социально-демографических общностей в современной России. М., 1970; Пирожков СИ-
Демографические процессы и возрастная структура населения. М., 1976; Шелестов Д.К. Демогра
фия: история и современность. М, 1983 и пр.
27 См. подробнее: Кон И.С. Социология личности. М, 1967. С. 109—111; Он же. Возрастные катего
рии в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. № 3. С. 76—86; Он же.
Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и со
временная зарубежная наука. Л., 1979. С. 227.
2S From Wikipedia, the free encyclopedia (http://en.wikipedia.org).
что в семье подобного происходить не может. Таким образом, поколение — как процесс порождения людей и как цепочка родившихся людей — пронизывает человеческое общество вдоль и поперек, по вертикали и горизонтали. Соответственно и социология поколений, опираясь на такую трактовку, охватывает общество в продольном и поперечном разрезах.
Поколение — в смысле Generation — определяется в зарубежной литературе следующим образом: производство потомства, последовательно возникающая цепочка родства из представителей разных возрастов, сменяющих друг друга и формирующих родство (в рамках семьи) или поколения (в рамках общества). Поколение — это также ступенька в родословной, ступень в линии
происхождения человека. Когда речь идет об индивидуальном роде, семейной генеалогии, то по отношению к
поколению в англоязычной литературе используется также термин descent (поколение, колено). Он употребляется и в тех ситуациях, когда речь идет о переходе имущества по наследству, наследовании. Другой термин — generation — применяется в биологическом, историческом, социальном и техническом смыслах: the postwar generation — послевоенное поколение; the lost generation — потерянное поколение; second generation computers — компьютеры второго поколения; he and his generation — он и его потомство (род); generation of bacteria — размножение бактерий. Тремя основными поколениями, или коленами, в воспроизводственном цикле семьи являются прародители, родители и дети. Поколение в техническом смысле обозначает стадии развития, совершенствования или улучшения продукции, например компьютеров. В близком к ним значении употребляется также термин «когорта» {cohort)24.
Сегодня и отечественные специалисты начинают употреблять термин «генерация»30, который в одних случаях стоит наряду с поколением, в других — его заменяет. В поисковой системе Рамблер-Интернет слово «генерация» встречается в 291 419 документе, а слово «поколение» — в 31 708, т.е. почти в 10 раз реже.
Последователи позитивизма, конкретизируя свое понимание генерационных проблем, наполняли термин различным содержанием. Например, Д. Дромель, пытаясь проанализировать роль генераций в политике, рассматривал, по сути, это явление как абстрактную социальную группу политиков старшего и молодого возраста31. Английский социолог и этнограф Альфред Р. Радклифф-Браун, продолжая традиции школы структурного функционализма применительно к антропологии, в своей статье «Терминология возрастной организации» различал в понятии генерации несколько значений — «возрастную ступень» (age-grade), «возрастной класс» (age-class), «возрастной ряд» (age-set)i2, и называл возрастными классами любые социально-культурные общности людей одинакового возраста. К. Маркс и Ф. Энгельс
29 Strauss W., Howe N. Generations. N.Y., 1991.
30 В дальнейшем, когда речь пойдет о зарубежной социологии, нами будут использоваться оба сло
ва — генерация и поколение — в качестве синонимов, хотя понятно, что русское слово «поколе
ние» там не употребляется.
31 См.: DromelJ. La Loi des revolutions. Paris, 1862.
32 См.: Радклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе / Пер. с англ. М., 2000. С. 7-18.
не разрабатывали понятие поколений, но рассматривали его в контексте во растных групп — продуктов общественных отношений, подчеркивая их ва>1 ную роль в историческом прогрессе33.
Некоторые американские социологи, в частности М. Райли и его коллс ги34, при анализе возрастной стратификации отказались от употребленг слова «генерация», сочтя его чрезмерно размытым, и обратились к термр нам «возрастные слои населения», «возрастная когорта», «возрастно-спеш фические действия», «возрастно-социальные роли и экспектации»35. Он рассматривали их как структурные элементы общественной системы, св> занные с конкретным периодом времени. Однако возрастные границы чет ко не указывались. Более того, отбрасывая поколенческую терминологик авторы отказали себе в возможности рассматривать такие важные темы, ка отношение между поколениями (не сводимое к социальным ролям), преем ственность поколений, их культурное взаимодействие и пр.

Поколение или генерация? У социологов однозначного ответа пока нет
Компенсировать отсутствие содержательного наполнения в трактовке генерации взялись В. Бенгтсон, М. Ферлонг и Р. Лауфер36. Они предложили расширить систему поколенческих понятий, включив в нее «трансмиссию поколений» (под которой они понимали прямую и обратную связь, сходство и различия разных возрастных групп в обществе), «устойчивость поколенче-
33 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 342; Т. 3. С. 44-45; Т. 19. С. 414; Т. 23. С. 364.
34 См.: Riley M.W., Johnson M., Foner A. Elements in a Model of Age Stratification // Aging and Society.
Under the Direction of Matilda White Biley. Vol. 3. A Sociology of Age Stratification. N.Y., 1972.
35 Под экспектациями они понимали систему возрастных ролевых ожиданий и санкций.
36 См.: Bengtson V.L., Furlong M.J., Laufer R. Time, Aging, and the Continuity of Social Structure: Tnemes and
Issues in Generational Analysis // J. of Social Issues. 1974. Vol. 30. № 2. P. 3, 14—15. Цит. по: Кон И.С.
Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и со
временная зарубежная наука. Л., 1979. С. 224—225.
ских мотивов во времени» (под которой подразумевалась степень сохранения и переноса поведенческих норм и ориентации, выработанных в юности на поведение этих же субъектов в зрелости, степень их внедрения в общие социокультурные стандарты), «поколенческую солидарность» (степень гомогенности и сплоченности-разобщенности возрастной группы).
В отечественной литературе не предпринималось попыток сравнить термины «поколение» и «генерация», объяснить, в чем их сходство и различие.