Исследование поколений началось за рубежом еще в XIX в. По всей видимости, западная социология поколений прошла в своем развитии шесть этапов.
1. XIX — начало XX в. — формирование позитивистско-натуралистичес-кой ориентации, рассматривающей смену поколений как элемент механизма эволюции общества, стремящаяся выделить структуру поколений, локализовать их во времени и пространстве.
2. До середины XX в. — складывание основных теоретических парадигм и приоритет структурно-функционалистских подходов к изучению поколений; появление теорий о преемственности поколений.
3. 1950—1960 гг. — становление символической теории в социологии поколений; приоритет экзистенционалистских и психоисторических подходов.
4. 1960—1973 гг. —активизация внимания к вопросу поколений в условиях обострения молодежного движения и появление макро- и микросоциоло-гических теорий о конфликтах между поколениями.
5. 1974—1980 гг. — институциализация на Западе социологии поколений, акцентирование внимания на динамических, социокультурных и коммуникативных аспектах. Увеличение интереса к поколенческим проблемам в нашей стране, особенно в рамках социализации, воспитания молодежи.
|
|
6. Последние десятилетия XX в. — попытки синтеза количественно-неопозитивистского, структурно-функционального и гуманистически-симво-
1 Глава подготовлена в соавторстве с д-ром социологических наук, проф. Н.В. Шахматовой.
лического направлений в западной социологии поколений; накопление значительного опыта исследований конкретных поколенческих проблем применительно к различным социальным обстоятельствам; появление неклассических социологических подходов в изучении отдельных аспектов российских поколений.
Впервые внимание к поколению не только в семейном контексте, но и как к социальному феномену привлек О. Конт, основоположник позитивистской традиции в социологии, хотя он и не разрабатывал эту проблему непосредственно. Им впервые была выдвинута идея о естественной взаимосвязи межпоко-ленческой динамики и темпов социального прогресса. При увеличении продолжительности жизни и медленном обновлении поколений в обществе происходит, как считал О. Конт, доминирование инертности и консерватизма. При чрезмерном сокращении жизни и быстрой смене поколений постоянные инновации не находят своего закрепления, что приводит к нарушению стабильности и порядка в обществе2. У О. Конта смена поколений выполняла функцию одного из элементов механизма эволюции общества.
Эти идеи продолжали развивать последователи позитивизма3. Например, Дж. Дромель в конце XIX в. пытался выявить роль поколений в революционном процессе. Он рассматривал их как абстрактную социальную группу политиков старшего, молодого возраста, а их взаимоотношения — как главный механизм, определяющий политическую динамику в обществе4.
|
|
Эмиль Дюркгейм, рассматривая проблему поколений через призму общественного сознания («коллективных представлений»), использовал термин «преемственность» между ними как неотъемлемый механизм регламентации поведения индивидов и социальных групп в обществе. Он писал: «В любом обществе существует некоторое множество общих идей и чувств, которые передаются от поколения к поколению и обеспечивают одновременное единство и преемственность коллективной жизни....Они должны...быть объектом специальной науки, призванной их описывать и выявлять их условия...»5. Так был заложен структурно-функциональный подход к изучению генераций, реализованный затем в той или иной мере А. Радклифф-Брауном6, Т. Парсонсом, Ш. Эйзенштадтом, Р. Мертоном, Р. Албрехтом, К. Мак Гуайром и др. Они рассматривали поколения с точки зрения системного подхода как функциональную систему позиций, социальных статусов и институциальных ролей индивидов. В работах Парсонса «Возраст и пол в социальной структуре Соединенных Штатов» и «Юность в контексте американского общества» взаимоотношения поколений определялись социаль-
2 См.: Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1900. С. 39-40.
3 См.: МилльД.С. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906. С. 73; Он же. Система логики силлогисти
ческой и индуктивной. М., 1914.
4 См.: DromelJ. La Loi des revolutions. Paris, 1982. P. 27-29, 75-76, 92-115.
5 См.: Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, пред
назначение. М., 1995. С. 191.
6 См.: Радклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе / Пер. с англ. М.,2000. С. 7-18.
ной структурой, а возрастные группы, поколения и их организации рассматривались как объекты и средства социализации7. Таким образом, он пытался, хотя бы весьма абстрактно, объединить позитивистский и культурно-символические подходы к изучению поколенческих проблем.
Помимо позитивистской и структурно-функционалистской традиции в мировой социологии существуют иные научные веяния, в том числе «романтически-гуманитарное», давшее жизнь символическому интеракционизму. Здесь исповедуются не количественные, а качественные подходы к пониманию поколения, подчеркивается внутрипоколенческое единство и преемственность между поколениями. Поэтому здесь уместнее использовать вместо термина «генерация» — термин «поколение», который подчеркивает общность менталитета. К примеру В. Дильтей, соглашаясь с тем, что генерации отделены друг от друга временным интервалом, равным приблизительно 30 годам, подчеркивал, а можно сказать, и наста ивал на том, что поколение — это духовная общность людей, которые выросли в одно и то же время, чей жизненный мир сформировался под влиянием одних и тех же исторических событий. Он считал поколение кругом индивидов, детство и юность которых зависели от одних и тех же великих событий, как бы ни различались другие, дополнительные факторы (численность генерации, например, если она будет состоять всего из трех человек)8. Таким образом, В. Дильтей впервые попытался поставить качественные аспекты поколения выше его количественных параметров. Он как бы уподобил целое поколение целостной личности, полагая, что то и другое формируется благодаря ключевым вехам социализации, в том числе общности юношеских переживаний, сложившемуся менталитету, исторической судьбе.
Не только В. Дильтей, но также Ф. Мантре, Г. Зиммель и X. Ортега-и-Гассет9 подчеркивали внутреннее, духовное единство каждого поколения, общность идей и деятельности и стремились связать жизненный путь личности с историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в данный период времени.
|
|
Близок к этому подходу и метод анализа поколений, разработанный крупными американскими социологами У. Томасом, Ф. Знанецким в их классической работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»10 и представите-
7 См.: Parsons T. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American Sociological Rev.
1942. Vol. 7. № 5. P. 604-616; Parsons T. Youth in the Context of American Society// Daedalus. 1962. Vol.
91. P. 97-123.
8 Подробнее см.: Дильтей В. Описательная психология. 2-е изд. СПб., 1996. С. 53-69.
9 См.: Дильтей В. Описательная психология. 2-е изд. СПб., 1996. С. 54-58, 120-154; Зиммель Г. Избран
ное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996. С. 336-337, 350-353; Он же. Избранное. Т. 2. Созерцание
жизни. М., 1996. С. 380-381, 454, 520. Ортега-и-Гасет X. Вокруг Галилея // Ортега-и-Гасет X. Избр.
тр.: Пер. с исп. М., 1997. С. 233-403; Mentre F. Les generations sociales. Paris, 1920. P. 23-189.
10 См.: Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль.
Тексты: Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 335-357; Ионин Л.Г. Понимающая социология.
Историко-критический анализ. М., 1979. С. 58-67; История теоретической социологии. Т. 3. М
1998. С. 273-276.
лями чикагской школы. Этот подход предполагал дуализм взаимодействия социального и индивидуального, субъективного и объективного, осознание себя и других. Развивая эти теоретические модели, социологи утверждали, что невозможно познание социальных процессов и событий без информации о субъективной стороне их протекания, т.е. без учета восприятия и осмысления событий их участниками.
Среди современных последователей романтизированной версии поколения стоит выделить испанского философа и социолога X. Ортегу-и-Гассе-та11. Он видел в поколении своего рода динамическую систему, состоящую из притяжений и отталкиваний, которыми наполнена наша земная жизни.
Пытаясь очистить понятие от позитивистских истоков, он предлагал не сводить поколение к горстке случайных индивидов, собранных по велению статистиков. Для него поколение — не статистическая совокупность ровесников, а своего рода «динамический компромисс между массой и индивидом». X. Ортега-и-Гассет сравнивал поколение с караваном, составленным из огромного числа внешне зависимых, но внутренне свободных людей. Свободу человеку придает идейная верность поэтам своего возраста, политическим идеям своего времени, типу женщин своей молодости и даже походке, к которой он привык за свои 25 лет12.
|
|
Не чужд Ортега-и-Гассет количественных параметров генерации, правда, отводит им второстепенную роль. Он считает, что «понятие поколения изначально объединяет два признака: единство возраста и наличие жизненных контактов», общего жизненного простран ства13. Продолжительность поколения он определяет в 15 лет и обозначает каждое поколение именами великих людей: поколение Декарта, Гоббса, Галилея, Бэкона, Сервантеса и пр. При этом, как пояснял его последователь Дж. Мари-ас, произвольный выбор центральной фигуры не означает, что индивид задает тон поколению и устанавливает свою шкалу ценностей. «Поколение Декарта» не результат деятельности Декарта, оно не определялось Декартом; скорее наоборот — это поколение, к которому Декарт принадлежал»14.
1' См.: Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Ортега-и-Гассет X. Избр. тр. М., 1997.
12 Там же. С. 39-40.
13 Там же. С. 261-262.
14 См.: Marias J. Generations. P. 160—161. Цит по: Кон И.С. Понятие поколения в современном обще
ствоведении // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979.
С. 224-225.
Это понимание поколения развила символическая концепция поколений
выдающегося немецкого социолога Карла Маннгейма (1893—1947). Он первым осознал, что поколение относится не к биологической, а к социальной сфере. Его статья «Проблема поколений», опубликованная в 1928 г., была важным шагом в направлении институциализации социологии поколений15. В ней он начинает свое исследование с сопоставления позитивистской и романтически символической постановки проблемы. Первая, по его мнению, акцентирует биологические и хронологические детерминанты возрастной общности, и пытается найти общий закон, выражающий ритм исторического развития. Вторая подчеркивает внутренние, духовные силы социального прогресса, видя в смене поколений проявление «духа времени». Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и ограничения.
Хосе Ортега-и-Гассет: "Наша жизнь — стрела, пущенная в пространство...»
К. Маннгейм пытается совместить эти подходы. Смена поколений — универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни. Вследствие этого в социокультурном процессе появляются новые участники, тогда как старые участники этого процесса постепенно исчезают. Члены любого поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического пространства. Поэтому необходимо постоянно передавать накопленное культурное наследство. Таким образом (по Маннгейму), переход от поколения к поколению — последовательный стабильный процесс16. Однако формы и характер этого процесса могут различаться.
Мангейм различал три уровня социокультурной близости, связанной с годом рождения: первый, демографический — родившиеся в один год, второй — одногодки из одной страны и одного социального класса, третий уро-
15 См.: Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge.
L, 1952. На русском яз. см. сокращенный перевод: Маннгейм К. Очерки социологического знания.
Теория познания — мировоззрение — историзм. М., 1998. С. 84-85.
16 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L.,
1952. P. 292.
вень — сверстники, благодаря которым поколение остается в истории — открыватели новых путей. К. Маннгейм полагал, что родившиеся в одно время, но в разных странах люди все равно составляют одно поколение.
Попытавшись органично соединить три господствующие в социологии традиции — позитивистскую, марксистскую и интеракционистскую, — Маннгейм создал весьма плодотворную модель поколения, которое понималось им в качестве:
поколенное единство (Generationseinheit) — осознание людьми своей поколенной общности и приобретение общих идеалов, жизненного пути и форм деятельности;
поколенное положение — поколенный статус (Generationslagerang), т.е. место, занимаемое людьми одного возраста в том или ином обществе, возможности изменить свою судьбу и судьбу страны;
поколенная связь (Generationszusammenhang) — реально взаимодействующая ассоциация людей, основанная на сходства жизненных трудностей, забот и интересов, вытекающих из одинаковости положения и проблем, с которыми приходится сталкиваться в критических ситуациях.
Карл Мантгейм: модель поколения — одногодки, сверстники, открыватели новых путей
Нижней границей поколения он считал позднюю юность (17 лет), а верхней — ранний период взрослости (25 лет). Именно в этот период формируются самостоятельные взгляды на общественно-политические события. К. Маннгейм17 полагал, что в юности под влиянием внешних событий и окружения у индивида формируется определенная картина мира, через которую преломляется последующий жизненный опыт.
Если хоть один критерий, указанный выше, а именно статусный, реальный или символический, отсутствует, то о поколении говорить не приходится, полагал К. Мангейм. Например, прусская и китайская молодежь начала XIX в. не являлись единой генерацией или поколением, поскольку принадлежали к совершенно разным типам общества. Прусская городская и сельская молодежь обладали общим социальным статусом, но между собой они
17 Mannheim К. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1970.
никогда не взаимодействовали, так как ту и другую волновали неодинаковые проблемы. Вот почему они не составляли реальной группы. Городская молодежь была реальной группой, но она разбита на две враждующие группировки — романтически-консервативную и либерально-рационалистическую. Поэтому ее нельзя рассматривать как поколенное единство18.
Постановка К. Маннгеймом проблемы видов генераций и поколений как субъектов социальной деятельности, с их неоднородностью, структурными характеристиками, функциями, специфическим институциальным положением в обществе и с особенностями мировоззрения была чрезвычайно плодотворной. Исследуя феномен поколенного единства под углом зрения феноменологии человеческой культуры, социального института, он раскрыл механизм социального наследования. Культура, искусство, образование (в том числе образование родителей), социальная благотворительность, право, институты опеки над несовершеннолетними, медицина и многое другое — все это является орудиями в социализации и поколенческой интеграции.
Начиная с 1950-х гг., а особенно в конце XX в., этот отчасти забытый метод вновь стал приобретать значительное влияние во многих национальных школах в связи с усилением внимания к индивиду как субъекту процесса развития общества. Сторонники феноменологического, интерак-ционистского, структуралистского и прочих подходов гуманистического направления в социологии (А. Шюц19, М. Мид20, П. Бергер и Т. Лукман21, Г. Шуман, Ж. Скотт22 и др.23) пытались осмыслить человеческую жизнедеятельность отдельных поколений, соотнося ее с конкретными представлениями, идеями, целями, мотивами реального поведения24. Такая традиция (часто ее называют культурологической) позволила системно проанализировать социальные проблемы отдельных поколений во взаимосвязи с реальными культурными процессами, происходящими в обществе, способствовала укреплению в социологии качественной методологии исследования.
В книге «Из генерации в генерацию. Возраст группы и социальная структура», изданной в 1956 г.25, Ш. Эйзенштадт утверждал, что возрастные кате-
18 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L.,
1952. P. 291.
19 См.: Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках//Американская социологи
ческая мысль. Тексты. М., 1994. С. 481—495; Он же. Структура повседневного мышления // Социо
логические исследования. 1988. № 2; о нем: Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Вве
дение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. под общей ред. НА. Головина и В.В. Козловс
кого. СПб., 1999. С. 67—100; Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992.
20 См.: Mead M. Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap. N.Y., 1970. На русском яз.
см.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
21 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
22 См.: Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования.
1992. № 2.
23 См., например: Braungart R.G. The Sociology of Generations and Student Politics: A Comparison of the
Functionalist and Geneiational Unit Models//J. of Social Issues. 1974. Vol. 30. № 2.
24 Эти субъективные проявления фиксировались и концептуализировались как следствие объектив
ных процессов, происходящих в определенных типах культуры, и интерпретировались как формы
субкультур отдельных поколений. При этом сама культура понималась как степень усвоения соци
альных норм, как сумма накопленных человеческих знаний, как способ человеческой деятельности.
25 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Age Groups and Social Structure. N.Y., 1956. Ha
русский яз. переведена другая его работа: Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества.
Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. М., 1999.
гории являются одновременно социальными и психологическими. Для социальной системы возраст служит категорией, в соответствии с которой разные социальные роли распределяются между различными людьми. Для индивида же осознание собственного возраста становится важным интегра-тивным элементом благодаря своему влиянию на его самоидентификацию. Таким образом, им было разведено содержание понятия генерации на уровнях общества и личности.
По характеру взаимосвязи поколений и социальных структур ученый сформулировал признаки двух типов обществ. Критерий возраста как принцип распределения ролей важнее всего в тех обществах, в которых базовые
ценностные ориентации находятся в гармонии с возрастными стереотипами, т.е. являются партикуляристскими, диффузными и аскриптивными. В та ких обществах обычно главной единицей общественного разделения труда является семья, родственная ячейка. Возрастно-разнородные межпоколен-ческие отношения этих ячеек являются базовыми формами взаимодействия между людьми, социальными общностями, тогда как возрастно-однородные отношения имеют лишь второстепенное значение. Это — «фамилистичес-кий» тип общества. Возрастно-однородные группы обычно возникают в тех обществах, в которых семейные или родственные ячейки не могут обеспечить или даже мешают достижению их членами полного социального статуса. Это — «универсалистский» тип общества, где доминируют внутрипо-коленческие отношения26.
Исходя из этой общей идеи, Эйзенштадт описывает ряд возрастных групп различных народов, включая современные ему молодежные организации, сравнивает положение и структуру возрастных групп в «универсалистских» обществах и в «фамилистических», а затем переходит к анализу их социальных функций. На основании этого он делает вывод, что вероятность появления институциализированных и возрастно-однородных юношеских групп в обществе прямо коррелирует со степенью закрытости, недоступности для молодежи его ведущих социальных институтов и обратно — со степенью эффективности семейной социализации. Появление юношеских групп в свою очередь усиливает значение возрастной дифференциации в обществе. Данные группы могут выполнять как интегративные (например, подготовка и обучение молодежи для выполнения конкретных видов деятельности — военные группы, группы охотников, или спортивные секции, музыкальные «тусовки», «фан-клубы» и пр.), так и дезинтегративные (деви-антные группы) социальные функции. Степень взаимосвязи между возрастными группами и общей социальной структурой зависит, во-первых, от степени гармонии между ценностями и ориентациями возрастных групп и основными институциональными нормами и ценностями социальной структуры, их совместимость проявляется в адекватной социализации молодежи и благоприятном ее взаимодействии со старшими поколениями; во-вторых, от того, насколько личность, формирующаяся в возрастных группах, соответствует требованиям, необходимым для достижения полного
26 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation... P. 28, 54.
социального статуса; в-третьих, от степени, в которой возрастным группам переданы полностью институциализированные роли27.
Таким образом, на базе осмысления значительного разнообразного фактического материала Ш. Эйзенштадт впервые показал с точки зрения социологии глубокую связь поколенческой организации общества с функционированием социальных структур и институтов общества. Этим он внес серьезный вклад в дальнейшее развитие структурно-функционального подхода к изучению поколений. Однако с социологической точки зрения его абсолютизация целостности социальной системы, игнорирование ее внутренних противоречий и дисфункций ограничивают достоинства данного метода и придают ему чрезмерно абстрактный формальный характер. Подъем молодежного и студенческого движения на Западе в конце 1960-х гг. показал недостаточную адекватность системной структурно-функционалистской трактовки поколенческой проблемы в целом и обусловил дальнейшее расширение поиска методологических подходов.
Американские социологи М. Райли, М. Джонсон и Э. Фонер в статье «Элементы модели возрастной стратификации» предложили свою концепцию социологии возрастной стратификации общества как самостоятельного научного направления28. Согласно этой модели возрастное разделение труда и связанное с ним разделение общества на возрастные страты (слои) являются универсальными и должны стать основными социологическими категориями, ибо существуют повсеместно, хотя и могут отличаться по форме29. Предлагаемая американскими учеными конструкция нового научного направления, несмотря на
27 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation... P. 277.
28 См.: Riley M. W., Johnson M., FonerA. Elements in a Model of Age Stratification // Aging and Society / Under
the Direction of Matilda White Biley. Vol. 3. A Sociology of Age Stratification. N.Y., 1972. P. 23-37.
29 Возраст человека, по их мнению, в значительной степени определяет содержание этапов его жиз
ненного пути, уровень развития его способности выполнять те или иные социальные роли. Сово
купность выполняемых функциональных ролей представителей возрастных слоев детерминирует
определенный стандартный набор их прав и обязанностей. Исходя из этого, исследователи предло
жили свою модель возрастной стратификации, которая включает в себя ряд структурных и процес
суальных элементов. К структурным элементам они отнесли возрастные слои населения, включая
когорты, возрастно-специфические действия, социальные роли и экспектации (система возраст
ных социально-психологических ожиданий и санкций). Эти структурные элементы связаны с кон
кретным возрастным периодом времени и с определенными социальными процессами. Изменение
численности и состава возрастных слоев обусловлено динамикой образования сменяющих друг друга
когорт, их трансформации вследствие миграций, постепенного уменьшения и вымирания каждой
когорты. Процесс смены когорт базируется на биологическом процессе старения индивидов, но вклю
чает в себя и социальные компоненты. Таким образом, согласно этой теории, с одной стороны, про
исходит постоянное распределение и перераспределение индивидов определенных возрастов по со
ответствующим социальным ролям согласно потребностям общества и при помощи специфичес
ких социальных механизмов. Параллельно этому общество через ряд социальных институтов осу
ществляет процесс социализации (в широком его значении) индивида, облегчая ему на всем жиз
ненном пути принятие новых, оставление старых функций и адаптацию к изменившимся ролям.
При этом подготовка к роли пенсионера не менее важна, чем профессиональное обучение молоде
жи. Возрастная стратификация любого общества является открытой и изменчивой системой, тесно
взаимодействующей со всеми социальными институтами общества и внешней социокультурной и
природной средой. Изменение в силу особых ситуаций (будь то войны, катастрофы, эпидемии или
революции) возрастного состава населения влечет за собой изменения во всех сферах жизни обще
ства, в характере социальной жизнедеятельности индивидов, в соответствующих стереотипах. Дан
ная модель возрастной стратификации является методологической. В ней обозначен основной ме
тод изучения возрастных структур, которым, по мнению социологов, выступает когортный анализ.
При этом через понятие возрастного слоя фиксируется возрастная структура общества, а через по
нятие «когорта» — динамический аспект этого явления.
чрезмерный функциональный объективизм и недостаточную разработанность терминов возрастного слоя и когорты, сама по себе перспективна, свидетельствовала о назревшей потребности общества в более глубоком осмыслении поколенческих процессов. Она подтолкнула западных социологов к необходимости более фокусированного изучения обозначенных проблем в рамках новой отрасли — социологии поколений. Данную идею инстшпуциалюации социологии поколений выдвинули в специальном номере «Журнала социальных направлений» в 1974 г. американские социологи В. Бенгстон, М. Ферлонг и Р. Лауфер и перечислили пять ведущих тем поколенческого анализа30.
1. Свойства поколений: концептуализация отношений, связанных с временем,
старением, социальным изменением.
2. Преемственность и прерывность между возрастными группами: насколь ко велики сходства и конфликты разных возрастных групп в поведении и нормах. Это предполагает изучение как трансмиссии культуры от старших к младшим, так и обратной связи, «социализации» старших младшими.
3. Устойчивость поколенных мотивов во времени: насколько поведение или ориентации, выработанные данным поколенным единством (в маннгей-мовском смысле) в юности, сохраняются, когда эта когорта или индивид достигают зрелости, и как это сказывается на общем облике культуры.
4. Поколенная солидарность: насколько гомогенной и сплоченной или, наоборот, разобщенной является возрастная группа.
5. Поколение и другие аспекты социальной структуры: какова взаимосвязь возрастных, социальных, национальных, половых характеристик и каковы исторические и структурные следствия их взаимодействия.
Кроме того, американские социологи впервые эмпирически исследовали две крайние позиции в анализе межпоколенческих отношений — существование «поколенческого конфликта» (generation gap) и межпоколенчес-кого единства. Их исследование показало, что обе они несостоятельны и что межпоколенческие отношения являются на самом деле отношениями селективной преемственности (selective continuity). Р. Лауфер и В. Бенгтсон, развивая идеи М. Райли и его коллег, предложили различать генерационный анализ (generational analysis), когортный, генеалогический (lineage) и онтогенетический (maturational). Предметом генерационного анализа является изучение возрастных групп, онтогенетического — изучение поколений как агентов социального изменения, включая интеллектуальные и организационные альтернативы, которые противопоставляются существующим мировоззрениям, ценностям, а генеалогический — изучает источники оппозиции внутри существующего общества и развитие отношений между этими и иными агентами социального изменения внутри их возрастного слоя31. Од-
30 См.: Bengtson V.L., Furlong M. J., Laufer R. Time, Aging and the Continuity of Social Structure: Themes and
Issues in Generational Analysis // J. of Social Issues. 1974. Vol. 30, № 2. P. 3, 14—15. Цит. по: Кон И.С.
Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и со
временная зарубежная наука. Л., 1979. С. 224—225.
31 См.: Laufer R.S, Bengtson V.L. Generations, Aging, and Social Stratification: on the Development of
Generational Units//J. of Social Issues. 1974. Vol. 30. № 3. P. 186. Цит. по: Кон И.С. Понятие поколе
ния в современном обществоведении //Актуальные проблемы этнографии и современная зару
бежная наука. Л., 1979. С. 225.
нако акцент на культурно-нравственных факторах в контексте социального изменения заслоняет здесь социально-экономические проблемы. Тем не менее, это можно считать вехой начала нового периода развития, институ-циального оформления социологии поколений в западной науке.
Американский исследователь Ричард Браунгарт формализовал функционал истскую теорию поколенческого конфликта и маннгеймовскую теорию поколенческого единства и получил с помощью математического анализа две модели. Функционалистская модель поколенческого конфликта показывает, что молодежи как возрастной группе становится все труднее достигать полной социальной, экономической и политической интеграции в обществе.
Отсутствие социетальной интеграции приводит к скептицизму, отчуждению, которые побуждают молодежь бунтовать, чтобы занять свое «законное» место в социальном порядке. Напротив, модель поколенческого духовно-символического единства предсказывает, что один хронологический возраст не определяет поколенческого поведения. Данное единство можно объяснить только воздействием специфических исторических, культурных, социальных факторов в сочетании с общими менталитетом и судьбой32.
Применив эти модели к анализу студенческого движения, Р. Браунгарт нашел, что вторая модель более плодотворна и содержательна, чем первая, имеет больший объяснительный потенциал. Функционалистская модель Т. Парсонса и Ш. Эйзенштадта является механистической. Она рассматривает общество как равновесную систему, а молодежный протест выводится из частной несогласованности юношеского мира и «взрослых» учреждений33. При этом вне поля зрения сторонников этой модели оказываются недостатки внутри самих взрослых институтов, воспринимающихся как здоровые в своей основе учреждения. Модель духовно-символического поколенческого единства, напротив, исходит из того, что общество развивается в борьбе внутренних противоположностей. Поэтому молодежный протест — это не просто слепой бунт, а творческий поиск новых, более высоких форм социальной организации и культуры, направление которого подсказывается предыдущей историей. Это еще раз, на наш взгляд, подтверждает необходимость комплексного подхода к изучению поколенческих проблем, что предпола-
32 Braungart R.G. The Sociology of Generations and Student Politics: A Comparison of the Functionalist and
Generational Unit Models // J. of Social Issues. 1974. Vol. 30, № 2. P. 39-40, 46. Цит. по: Кон И.С.
Понятие поколения в современном обществоведении... С. 225-227.
33 Молодежь, по их мнению, лишь хочет обойти трудности социализации и быстрее включиться на
равных в функционирование социальной системы. Поэтому молодежное движение не несет в себе
ничего принципиально нового.
гает становление социологии поколений как научной отрасли. Однако несмотря на выводы Р. Браунгарта о преимуществах духовно-символического подхода к изучению поколенческих проблем, немало западных социологов продолжали плодотворно работать в рамках структурного подхода34.
Л. Фойер, П. Левенберг и Г. Дике рассматривали радикальные социально-политические и культурные движения (молодежные волнения 1968 г.) как специфические проявления в конфликте поколений фрейдистских инстинктов35. Близка к ним и точка зрения французских исследователей (Андре Бюргейера, Джона Хэнэла, Пьера Нора, Клода Монсерона и др.), согласно которой естественно-биологические факторы (резкое повышение рождаемости — «baby-boom») определяли количественные и качественные параметры поколений. Последние, в свою очередь, определяли экономическую, социально-политическую и историческую ситуации в обществе36.
В 1985 г. американские социологи Г. Шуман и Ж. Скотт37 опросили 1,5 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Их просили подумать о национальных и мировых событиях, происшедших в последние 50 лет, а затем выделить из них одно или два, кажущихся наиболее важными. Респонденты опрашивались по случайной выборке телефонных номеров в течение четырех месяцев — апреля, мая, августа и сентября.
Ученых интересовало: существуют ли воспоминания, отличающие одно поколение от другого. Они сопоставили две группы фактов — влияние на оценку событий стратификационных характеристик (образование, раса, пол) и поколенных (принадлежность к одному возрасту). Иначе говоря, надо было выяснить,
34 Так например, в американской социологии много внимания уделялось изучению мобильности среди
поколений. Рут Альбрехт изучала изменения статуса в жизни пожилых людей и выявила, что восходя
щая мобильность в течение одной жизни индивида характерна для представителей высшего и средне
го класса, в поколении низших социальных слоев сосредоточена нисходящая мобильность. Социолог
Карсон Мак Гуайр, выясняя роль поколений в стабильности общества, установил, что для сохранения
постоянной иерархии социальных групп в обществе необходимо, чтобы не менее 25% поколения об
ладали восходящей мобильностью. Французские социологи, наряду с изучением мобильности поко
лений, обращаются к попыткам осмыслить взаимоотношения, конфликты между поколениями, в том
числе и с точки зрения социального пространства. Английских социологов (фонд Наффильда) инте
ресуют проблемы старения поколений, их преемственности и соотношения традиций и новаторства
во взаимодействиях поколений и т.д. В странах Восточной Европы наиболее активно исследования
проблем социологии поколений проводились в Польше (К. Загульский, С. Новаковский, Я. Щепань-
ский, М.Ярошинская), Чехословакии (Пльшко), Болгарии (Митев), Румынии (Э. Крау) и др. Необ
ходимо отметить, что восточноевропейские (как и отечественные) исследователи, как правило, стре
мятся сочетать теоретико-методологическую и конкретно-эмпирическую направленность.
35 См.: Foyer L. The conflict of generation. N.Y., 1971; Loewenberg P. The unsuccessful adolescence of
Heiurich Himinler// American Historical Rev. 1971. Vol. 75—77.
36 Именно в этом, например, они видят одну из важнейших причин Великой французской револю
ции, периодических экономических кризисов, массовых общественных выступлений XVII-XX вв.
См.: Annales typologie des formes d'organisation domestique de l'Europe moderne // Annates. ESC. 1986.
№ 3; BurguiureA. Les raports entre generations: un probleme pour l'historien //Annales ESC. 1993. № 1;
Burguiure A. La Revolution franchise et la famille // Annales ESC. 1991. № 1; Hajnal J. The Two Kinds of
Pre-industrial Household Formation System / WallR., Robin J., Laslett P. (eds). // Family Forms in Historic
Europe. Cambridge, 1983; Laslett P. Le Monde que nous avons perdu. Paris, 1969; Nicolas J. Generation
1789. // L'Histoire. 1989. № 123.
37 См.: Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования.
1992. №2.
существует ли коллективная память поколений и структурируются ли воспоминания по возрасту так, что четко указывают на различие между генерациями.
Среди событий, о которых чаще всего вспоминали опрошенные, были Вторая мировая война, вьетнамская война, освоение космоса, убийство Дж. Кеннеди, ядерная угроза, депрессия 30-х гг., борьба за гражданские права, развитие компьютерной техники, терроризм и многие другие. Для большинства событий возраст играл более важную роль, чем пол, раса и образование. Подтвердилась одна из основных гипотез исследования (ее впервые сформулировал еще К. Маннгейм): люди всех возрастов обычно указывают события, происходившие во время их юности. Они оказались самыми яркими.
50-летней женщине в 1945 г. было 10 лет. Война вспоминается ей и другим пожилым людям как важное событие потому, что она была пропущена через личную судьбу, связана с трудностями, снижением жизненного уровня, гибелью родных и близких. Она написала в анкете: «Я до сих пор помню очереди, в которых приходилось стоять, чтобы купить сахар, кофе или получить талоны на газ». Депрессию 30-х гг. вспомнили только те, кому сейчас 70 лет и по возрасту они старше тех, кто указал Вторую мировую войну, которая произошла позже — в 40-х гг. Так и должно было случиться согласно основной гипотезе исследования.
Что еще более удивительно, эмпирически подтверждена гипотеза К. Ман-нгейма о периоде формирования одного поколения (с 17 до 25 лет), выдвинутая еще в 1928 г. Действительно, убийство Кеннеди отметили те, кому в 1963 г. было от 14 до 25 лет. Возрастные границы частоты пиков упоминания Второй мировой войны — от 16 до 24 лет, а вьетнамской — от 15 до 27 лет.
Французская социология больше сконцентрирована на исследовании социального опыта поколенческих слоев (Д. Берто38, Ж. Пиаже39, П. Бурдье40, Ж. Мендель41, А. Бургейер42 и др.), а также на изучении форм взаимодействия поколений в контексте семейной памяти, отношений наследства, совместного проживания и пр. (Ф. Ариес, К. Аттияс-Донфю, Н. Лапьерр и др.43).
38 См.: Bertou D. Destins personieels et structure de classe: Pour Line critiue de L'antroponomie politiue.
P. 1977; Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на про
тяжении пяти поколений // Вопр. социологии. М., 1992. Т. 1, № 2; Они же. Семейное владение и
семья: трансмиссия и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях // Социо
логические исследования. 1992. № 12. С. 132—133; Берто Д. Трансмиссии социального статуса в
экстремальной ситуации // Судьбы людей: Россия XX век. Биография семей как объект социоло
гического исследования. М., 1996. С. 207—239.
39 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.
40 См.: Bourdieu P., Passeron J.C. Reproduction in Education. Society and Culture. L., 1977; Bourdieu P.,
Wacquant L.J.D. Reponses. Pour une anthropology riftowe. Paris, 1992. На русском яз. см.: Бурдье П.
Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. М., 1993; Он же. Начала. М.,
1994.
41 См.: Mendel G. La crise de generations. Etude sociopsychoanalytique. Paris, 1969.
42 См.: BurguiureA. Pourune typologiedesformesd'organisationdomestiquede l'Europe moderne//Annales
ESC. 1986. № 3. P. 15—27; Burguiure A. Les raports entre generations: un probleme pour l'historien //
Annales ESC. 1993. Nr 1. P. 19-24.
43 См.: Arius Ph. L'Enfant et la Vie familiale sous l'Ancien Regime. Paris, 1960; Attias-Donfut С Sociologie
des generations, l'empreinte du temps. Paris, 1988; Attias-Donfut C, Lapierre N. La dynamique des
generations. Paris, 1993; Feuer L.S. The Conflict of Generations. The Character and Significance of Student
Movement. N.Y., 1969; Laslett P. Le Monde que nous avons perdu. Paris, 1969; RossiaudJ. La Prostitution
medidvale. Paris, 1988; Nicolas J. Generation 1789 // L'Histoire. 1989. Nr 123; Renouard Y. La notion de
generation en histoire // Rev. historique. 1953. Nr 1. На русском яз. см.: Ариес Ф. Возрасты жизни //
Философия и методология истории. М., 1977. С. 216—244.
Немецкая школа тяготеет к исследованию смысла жизненных концепций
поколений, их социокультурному контексту (А. Шутце, М. Коли и др.) на уровне микросоциологии, стремясь представить судьбу конкретных поколений, переживших на личном опыте уникальные неповторимые события, показать духовный мир и облик поколения, выявить взаимосвязь между индивидом, жизнью его поколения и обществом.
Английская школа биографических исследований (Эссекский университет) в основном ориентировалась на сравнительный анализ биографий людей, принадлежавших к одному поколению, и субъективный опыт исторических поколений. К этой социологической школе принадлежат такие исследователи, как Р. Перке, П. Томпсон, К. Роберте, Д. Шеридан и др. Другую английскую школу социологов (фонд Наффильда) интересуют проблемы старения поколений, их преемственности и соотношения традиций и новаторства во взаимодействиях поколений и т.д.
Консорциум, возглавляемый Центром лонгитюдных исследований (Лондон), в июне 2001 г. провел пилотажный (первый) этап крупномасштабного полевого исследования «Millennium Cohort Study» (MCS), в ходе которого предполагал опросить 18 819 британских родителей, чьи дети появились на свет в течение 12 месяцев в период с 1 сентября 2000 г. до 1 сентября 2001 г. Второй этап прошел в сентябре 2003 г. и ставил целью изучать уже трехгодовалых детишек. Третий этап планируется провести, когда Когорте тысячелетия исполнится 5 лет, а затем отслеживать ее в школьные годы. Планировавшийся объем выборки составлял 20 646 детей, окончательный объем выборки (после отбраковки) равнялся 18 700 детей из Англии, Уэллса и Шотландии. Реальная выборка полевого исследования охватывает 84% генеральной совокупности. Список выборочной совокупности составлялся по Child Benefit register. Первые годы жизни детей предполагается отслеживать по результатам интервью с родителями, главным образом матерями, выборка которых составляет 72% от генеральной совокупности матерей, чьи дети появились на свет в указанные сроки. Это намного больше, чем требуют самые строгие нормы репрезентативности.
Английские ученые, а в команде (в нее входит более 20 человек, половина
из которых — профессора британских университетов) помимо социологов есть
представители других наук, намереваются всесторонне изучить всю генерацию,
или когорты детишек, родившихся в первый год нового тысячелетия и потому
названных Когортой тысячелетия (Millennium Cohort): социальная обстановка
в период появления детей на свет, семейные условия воспитания, эффектив
ность институтов опеки, помощи и заботы о детях в Британии и др. Поскольку
в выборку попали дети из разных социальных классов, ученым, как они наде
ются, удастся проследить влияние бедности и богатства на социализацию де
тей. В беспрецедентном по своим масштабам и продолжительности исследо
вании социологи намереваются отследить все факторы, влияющие на социа
лизацию человека, начиная со стиля семейного воспитания, социального
положения родителей, неравного доступа к среднему и высшему образованию,
трудоустройства Когорты тысячелетия, отношения к труду и служебной карь
еры и заканчивая тем, как сами они, повзрослев, становятся родителями и на
чинают воспитывать новую генерацию британцев44. *
44 Подробнее см.: Millennium Cohort Study (http://www.cls.ioe.ac.uk).