Зарубежные подходы

Исследование поколений началось за рубежом еще в XIX в. По всей види­мости, западная социология поколений прошла в своем развитии шесть этапов.

1. XIX — начало XX в. — формирование позитивистско-натуралистичес-кой ориентации, рассматривающей смену поколений как элемент механизма эволюции общества, стремящаяся выделить структуру поколений, локали­зовать их во времени и пространстве.

2. До середины XX в. — складывание основных теоретических парадигм и приоритет структурно-функционалистских подходов к изучению поколе­ний; появление теорий о преемственности поколений.

3. 1950—1960 гг. — становление символической теории в социологии поко­лений; приоритет экзистенционалистских и психоисторических подходов.

4. 1960—1973 гг. —активизация внимания к вопросу поколений в условиях обострения молодежного движения и появление макро- и микросоциоло-гических теорий о конфликтах между поколениями.

5. 1974—1980 гг. — институциализация на Западе социологии поколений, акцентирование внимания на динамических, социокультурных и коммуни­кативных аспектах. Увеличение интереса к поколенческим проблемам в нашей стране, особенно в рамках социализации, воспитания молодежи.

6. Последние десятилетия XX в. — попытки синтеза количественно-нео­позитивистского, структурно-функционального и гуманистически-симво-

1 Глава подготовлена в соавторстве с д-ром социологических наук, проф. Н.В. Шахматовой.

лического направлений в западной социологии поколений; накопление значительного опыта исследований конкретных поколенческих проблем применительно к различным социальным обстоятельствам; появление не­классических социологических подходов в изучении отдельных аспектов российских поколений.

Впервые внимание к поколению не только в семейном контексте, но и как к социальному феномену привлек О. Конт, основоположник позитивистской традиции в социологии, хотя он и не разрабатывал эту проблему непосредствен­но. Им впервые была выдвинута идея о естественной взаимосвязи межпоко-ленческой динамики и темпов социального прогресса. При увеличении про­должительности жизни и медленном обновлении поколений в обществе про­исходит, как считал О. Конт, доминиро­вание инертности и консерватизма. При чрезмерном сокращении жизни и быстрой смене поколений постоянные инновации не находят своего закрепле­ния, что приводит к нарушению стабильности и порядка в обществе2. У О. Конта смена поколений выполняла функцию одного из элементов ме­ханизма эволюции общества.

Эти идеи продолжали развивать последователи позитивизма3. Например, Дж. Дромель в конце XIX в. пытался выявить роль поколений в революци­онном процессе. Он рассматривал их как абстрактную социальную группу политиков старшего, молодого возраста, а их взаимоотношения — как глав­ный механизм, определяющий политическую динамику в обществе4.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая проблему поколений через призму об­щественного сознания («коллективных представлений»), использовал тер­мин «преемственность» между ними как неотъемлемый механизм регламен­тации поведения индивидов и социальных групп в обществе. Он писал: «В любом обществе существует некоторое множество общих идей и чувств, которые передаются от поколения к поколению и обеспечивают одновре­менное единство и преемственность коллективной жизни....Они должны...быть объектом специальной науки, призванной их описывать и выявлять их условия...»5. Так был заложен структурно-функциональный подход к изу­чению генераций, реализованный затем в той или иной мере А. Радклифф-Брауном6, Т. Парсонсом, Ш. Эйзенштадтом, Р. Мертоном, Р. Албрехтом, К. Мак Гуайром и др. Они рассматривали поколения с точки зрения систем­ного подхода как функциональную систему позиций, социальных статусов и институциальных ролей индивидов. В работах Парсонса «Возраст и пол в социальной структуре Соединенных Штатов» и «Юность в контексте аме­риканского общества» взаимоотношения поколений определялись социаль-

2 См.: Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1900. С. 39-40.

3 См.: МилльД.С. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906. С. 73; Он же. Система логики силлогисти­
ческой и индуктивной. М., 1914.

4 См.: DromelJ. La Loi des revolutions. Paris, 1982. P. 27-29, 75-76, 92-115.

5 См.: Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, пред­
назначение. М., 1995. С. 191.

6 См.: Радклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе / Пер. с англ. М.,2000. С. 7-18.

ной структурой, а возрастные группы, поколения и их организации рассмат­ривались как объекты и средства социализации7. Таким образом, он пытал­ся, хотя бы весьма абстрактно, объединить позитивистский и культурно-символические подходы к изучению поколенческих проблем.

Помимо позитивистской и структурно-функционалистской традиции в мировой социологии существуют иные научные веяния, в том числе «роман­тически-гуманитарное», давшее жизнь символическому интеракционизму. Здесь исповедуются не количественные, а качественные подходы к понима­нию поколения, подчеркивается внутрипоколенческое единство и преемствен­ность между поколениями. Поэтому здесь уместнее использовать вместо тер­мина «генерация» — термин «поколе­ние», который подчеркивает общность менталитета. К примеру В. Дильтей, соглашаясь с тем, что генерации отделе­ны друг от друга временным интерва­лом, равным приблизительно 30 годам, подчеркивал, а можно сказать, и наста­ ивал на том, что поколение — это духов­ная общность людей, которые выросли в одно и то же время, чей жизненный мир сформировался под влиянием од­них и тех же исторических событий. Он считал поколение кругом индивидов, детство и юность которых зависели от одних и тех же великих событий, как бы ни различались другие, дополнительные факторы (численность генерации, например, если она будет состоять всего из трех человек)8. Таким образом, В. Дильтей впервые попытался поставить качественные аспекты поколения выше его количественных параметров. Он как бы уподобил целое поколение целостной личности, полагая, что то и другое формируется благодаря ключе­вым вехам социализации, в том числе общности юношеских переживаний, сложившемуся менталитету, исторической судьбе.

Не только В. Дильтей, но также Ф. Мантре, Г. Зиммель и X. Ортега-и-Гассет9 подчеркивали внутреннее, духовное единство каждого поколения, общность идей и деятельности и стремились связать жизненный путь лич­ности с историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в данный период времени.

Близок к этому подходу и метод анализа поколений, разработанный круп­ными американскими социологами У. Томасом, Ф. Знанецким в их класси­ческой работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»10 и представите-

7 См.: Parsons T. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American Sociological Rev.
1942. Vol. 7. № 5. P. 604-616; Parsons T. Youth in the Context of American Society// Daedalus. 1962. Vol.
91. P. 97-123.

8 Подробнее см.: Дильтей В. Описательная психология. 2-е изд. СПб., 1996. С. 53-69.

9 См.: Дильтей В. Описательная психология. 2-е изд. СПб., 1996. С. 54-58, 120-154; Зиммель Г. Избран­
ное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996. С. 336-337, 350-353; Он же. Избранное. Т. 2. Созерцание
жизни. М., 1996. С. 380-381, 454, 520. Ортега-и-Гасет X. Вокруг Галилея // Ортега-и-Гасет X. Избр.
тр.: Пер. с исп. М., 1997. С. 233-403; Mentre F. Les generations sociales. Paris, 1920. P. 23-189.

10 См.: Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль.
Тексты: Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 335-357; Ионин Л.Г. Понимающая социология.
Историко-критический анализ. М., 1979. С. 58-67; История теоретической социологии. Т. 3. М
1998. С. 273-276.

лями чикагской школы. Этот подход предполагал дуализм взаимодействия социального и индивидуального, субъективного и объективного, осознание себя и других. Развивая эти теоретические модели, социологи утверждали, что невозможно познание социальных процессов и событий без информа­ции о субъективной стороне их протекания, т.е. без учета восприятия и ос­мысления событий их участниками.

Среди современных последователей романтизированной версии поколе­ния стоит выделить испанского философа и социолога X. Ортегу-и-Гассе-та11. Он видел в поколении своего рода динамическую систему, состоящую из притяжений и отталкиваний, которыми наполнена наша земная жизни.

Пытаясь очистить понятие от позити­вистских истоков, он предлагал не сво­дить поколение к горстке случайных индивидов, собранных по велению статистиков. Для него поколение — не статистическая совокупность ровесни­ков, а своего рода «динамический ком­промисс между массой и индивидом». X. Ортега-и-Гассет сравнивал поколе­ние с караваном, составленным из ог­ромного числа внешне зависимых, но внутренне свободных людей. Свободу человеку придает идейная верность поэтам своего возраста, политическим идеям своего времени, типу женщин своей молодости и даже походке, к ко­торой он привык за свои 25 лет12.

Не чужд Ортега-и-Гассет количе­ственных параметров генерации, правда, отводит им второстепенную роль. Он считает, что «понятие поколения изна­чально объединяет два признака: един­ство возраста и наличие жизненных кон­тактов», общего жизненного простран­ ства13. Продолжительность поколения он определяет в 15 лет и обозначает каж­дое поколение именами великих людей: поколение Декарта, Гоббса, Галилея, Бэкона, Сервантеса и пр. При этом, как пояснял его последователь Дж. Мари-ас, произвольный выбор центральной фигуры не означает, что индивид задает тон поколению и устанавливает свою шкалу ценностей. «Поколение Декарта» не результат деятельности Декарта, оно не определялось Декартом; скорее на­оборот — это поколение, к которому Декарт принадлежал»14.

1' См.: Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Ортега-и-Гассет X. Избр. тр. М., 1997.

12 Там же. С. 39-40.

13 Там же. С. 261-262.

14 См.: Marias J. Generations. P. 160—161. Цит по: Кон И.С. Понятие поколения в современном обще­
ствоведении // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979.
С. 224-225.

Это понимание поколения развила символическая концепция поколений

выдающегося немецкого социолога Карла Маннгейма (1893—1947). Он пер­вым осознал, что поколение относится не к биологической, а к социальной сфере. Его статья «Проблема поколений», опубликованная в 1928 г., была важным шагом в направлении институциализации социологии поколений15. В ней он начинает свое исследование с сопоставления позитивистской и романтически символической постановки проблемы. Первая, по его мне­нию, акцентирует биологические и хронологические детерминанты возра­стной общности, и пытается найти общий закон, выражающий ритм исто­рического развития. Вторая подчеркивает внутренние, духовные силы со­циального прогресса, видя в смене поколений проявление «духа времени». Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и ограничения.

Хосе Ортега-и-Гассет: "Наша жизньстрела, пущенная в пространство...»

К. Маннгейм пытается совместить эти подходы. Смена поколений — универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человечес­кой жизни. Вследствие этого в социокультурном процессе появляются но­вые участники, тогда как старые участники этого процесса постепенно ис­чезают. Члены любого поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического пространства. Поэтому необходимо постоянно передавать накопленное культурное наследство. Таким образом (по Маннгейму), переход от поколения к поколению — последовательный стабильный процесс16. Однако формы и характер этого процесса могут раз­личаться.

Мангейм различал три уровня социокультурной близости, связанной с годом рождения: первый, демографический — родившиеся в один год, вто­рой — одногодки из одной страны и одного социального класса, третий уро-

15 См.: Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge.
L, 1952. На русском яз. см. сокращенный перевод: Маннгейм К. Очерки социологического знания.
Теория познания — мировоззрение — историзм. М., 1998. С. 84-85.

16 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L.,
1952. P. 292.

вень — сверстники, благодаря которым поколение остается в истории — открыватели новых путей. К. Маннгейм полагал, что родившиеся в одно время, но в разных странах люди все равно составляют одно поколение.

Попытавшись органично соединить три господствующие в социологии традиции — позитивистскую, марксистскую и интеракционистскую, — Маннгейм создал весьма плодотворную модель поколения, которое пони­малось им в качестве:

поколенное единство (Generationseinheit) — осознание людьми своей по­коленной общности и приобретение общих идеалов, жизненного пути и форм деятельности;

поколенное положение — поколенный статус (Generationslagerang), т.е. место, занимаемое людьми одного возраста в том или ином обществе, воз­можности изменить свою судьбу и судьбу страны;

поколенная связь (Generationszusammenhang) — реально взаимодействую­щая ассоциация людей, основанная на сходства жизненных трудностей, забот и интересов, вытекающих из одинаковости положения и проблем, с которыми приходится сталкиваться в критических ситуациях.

Карл Мантгейм: модель поколенияодногодки, сверстники, открыватели новых путей

Нижней границей поколения он считал позднюю юность (17 лет), а верх­ней — ранний период взрослости (25 лет). Именно в этот период формиру­ются самостоятельные взгляды на общественно-политические события. К. Маннгейм17 полагал, что в юности под влиянием внешних событий и окружения у индивида формируется определенная картина мира, через ко­торую преломляется последующий жизненный опыт.

Если хоть один критерий, указанный выше, а именно статусный, реаль­ный или символический, отсутствует, то о поколении говорить не приходит­ся, полагал К. Мангейм. Например, прусская и китайская молодежь начала XIX в. не являлись единой генерацией или поколением, поскольку принад­лежали к совершенно разным типам общества. Прусская городская и сель­ская молодежь обладали общим социальным статусом, но между собой они

17 Mannheim К. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1970.

никогда не взаимодействовали, так как ту и другую волновали неодинако­вые проблемы. Вот почему они не составляли реальной группы. Городская молодежь была реальной группой, но она разбита на две враждующие груп­пировки — романтически-консервативную и либерально-рационалистичес­кую. Поэтому ее нельзя рассматривать как поколенное единство18.

Постановка К. Маннгеймом проблемы видов генераций и поколений как субъектов социальной деятельности, с их неоднородностью, структурными характеристиками, функциями, специфическим институциальным положе­нием в обществе и с особенностями мировоззрения была чрезвычайно пло­дотворной. Исследуя феномен поколенного единства под углом зрения фено­менологии человеческой культуры, социального института, он раскрыл ме­ханизм социального наследования. Культура, искусство, образование (в том числе образование родителей), социальная благотворительность, право, ин­ституты опеки над несовершеннолетними, медицина и многое другое — все это является орудиями в социализации и поколенческой интеграции.

Начиная с 1950-х гг., а особенно в конце XX в., этот отчасти забытый метод вновь стал приобретать значительное влияние во многих нацио­нальных школах в связи с усилением внимания к индивиду как субъекту процесса развития общества. Сторонники феноменологического, интерак-ционистского, структуралистского и прочих подходов гуманистического направления в социологии (А. Шюц19, М. Мид20, П. Бергер и Т. Лукман21, Г. Шуман, Ж. Скотт22 и др.23) пытались осмыслить человеческую жизнедея­тельность отдельных поколений, соотнося ее с конкретными представлени­ями, идеями, целями, мотивами реального поведения24. Такая традиция (ча­сто ее называют культурологической) позволила системно проанализировать социальные проблемы отдельных поколений во взаимосвязи с реальными культурными процессами, происходящими в обществе, способствовала ук­реплению в социологии качественной методологии исследования.

В книге «Из генерации в генерацию. Возраст группы и социальная струк­тура», изданной в 1956 г.25, Ш. Эйзенштадт утверждал, что возрастные кате-

18 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L.,
1952. P. 291.

19 См.: Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках//Американская социологи­
ческая мысль. Тексты. М., 1994. С. 481—495; Он же. Структура повседневного мышления // Социо­
логические исследования. 1988. № 2; о нем: Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Вве­
дение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. под общей ред. НА. Головина и В.В. Козловс­
кого. СПб., 1999. С. 67—100; Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992.

20 См.: Mead M. Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap. N.Y., 1970. На русском яз.
см.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

21 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

22 См.: Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования.
1992. № 2.

23 См., например: Braungart R.G. The Sociology of Generations and Student Politics: A Comparison of the
Functionalist and Geneiational Unit Models//J. of Social Issues. 1974. Vol. 30. № 2.

24 Эти субъективные проявления фиксировались и концептуализировались как следствие объектив­
ных процессов, происходящих в определенных типах культуры, и интерпретировались как формы
субкультур отдельных поколений. При этом сама культура понималась как степень усвоения соци­
альных норм, как сумма накопленных человеческих знаний, как способ человеческой деятельности.

25 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Age Groups and Social Structure. N.Y., 1956. Ha
русский яз. переведена другая его работа: Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества.
Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. М., 1999.

гории являются одновременно социальными и психологическими. Для со­циальной системы возраст служит категорией, в соответствии с которой разные социальные роли распределяются между различными людьми. Для индивида же осознание собственного возраста становится важным интегра-тивным элементом благодаря своему влиянию на его самоидентификацию. Таким образом, им было разведено содержание понятия генерации на уров­нях общества и личности.

По характеру взаимосвязи поколений и социальных структур ученый сформулировал признаки двух типов обществ. Критерий возраста как прин­цип распределения ролей важнее всего в тех обществах, в которых базовые

ценностные ориентации находятся в гармонии с возрастными стереотипа­ми, т.е. являются партикуляристскими, диффузными и аскриптивными. В та­ ких обществах обычно главной едини­цей общественного разделения труда является семья, родственная ячейка. Возрастно-разнородные межпоколен-ческие отношения этих ячеек являются базовыми формами взаимодействия между людьми, социальными общностями, тогда как возрастно-однородные отношения имеют лишь второстепенное значение. Это — «фамилистичес-кий» тип общества. Возрастно-однородные группы обычно возникают в тех обществах, в которых семейные или родственные ячейки не могут обеспе­чить или даже мешают достижению их членами полного социального ста­туса. Это — «универсалистский» тип общества, где доминируют внутрипо-коленческие отношения26.

Исходя из этой общей идеи, Эйзенштадт описывает ряд возрастных групп различных народов, включая современные ему молодежные организации, сравнивает положение и структуру возрастных групп в «универсалистских» обществах и в «фамилистических», а затем переходит к анализу их соци­альных функций. На основании этого он делает вывод, что вероятность по­явления институциализированных и возрастно-однородных юношеских групп в обществе прямо коррелирует со степенью закрытости, недоступно­сти для молодежи его ведущих социальных институтов и обратно — со сте­пенью эффективности семейной социализации. Появление юношеских групп в свою очередь усиливает значение возрастной дифференциации в обществе. Данные группы могут выполнять как интегративные (например, подготовка и обучение молодежи для выполнения конкретных видов дея­тельности — военные группы, группы охотников, или спортивные секции, музыкальные «тусовки», «фан-клубы» и пр.), так и дезинтегративные (деви-антные группы) социальные функции. Степень взаимосвязи между возраст­ными группами и общей социальной структурой зависит, во-первых, от сте­пени гармонии между ценностями и ориентациями возрастных групп и ос­новными институциональными нормами и ценностями социальной структуры, их совместимость проявляется в адекватной социализации мо­лодежи и благоприятном ее взаимодействии со старшими поколениями; во-вторых, от того, насколько личность, формирующаяся в возрастных груп­пах, соответствует требованиям, необходимым для достижения полного

26 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation... P. 28, 54.

социального статуса; в-третьих, от степени, в которой возрастным группам переданы полностью институциализированные роли27.

Таким образом, на базе осмысления значительного разнообразного фак­тического материала Ш. Эйзенштадт впервые показал с точки зрения соци­ологии глубокую связь поколенческой организации общества с функциони­рованием социальных структур и институтов общества. Этим он внес серь­езный вклад в дальнейшее развитие структурно-функционального подхода к изучению поколений. Однако с социологической точки зрения его абсо­лютизация целостности социальной системы, игнорирование ее внутренних противоречий и дисфункций ограничивают достоинства данного метода и придают ему чрезмерно абстрактный формальный характер. Подъем моло­дежного и студенческого движения на Западе в конце 1960-х гг. показал не­достаточную адекватность системной структурно-функционалистской трак­товки поколенческой проблемы в целом и обусловил дальнейшее расшире­ние поиска методологических подходов.

Американские социологи М. Райли, М. Джонсон и Э. Фонер в статье «Эле­менты модели возрастной стратификации» предложили свою концепцию соци­ологии возрастной стратификации общества как самостоятельного научного направления28. Согласно этой модели возрастное разделение труда и связанное с ним разделение общества на возрастные страты (слои) являются универсаль­ными и должны стать основными социологическими категориями, ибо суще­ствуют повсеместно, хотя и могут отличаться по форме29. Предлагаемая амери­канскими учеными конструкция нового научного направления, несмотря на

27 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation... P. 277.

28 См.: Riley M. W., Johnson M., FonerA. Elements in a Model of Age Stratification // Aging and Society / Under
the Direction of Matilda White Biley. Vol. 3. A Sociology of Age Stratification. N.Y., 1972. P. 23-37.

29 Возраст человека, по их мнению, в значительной степени определяет содержание этапов его жиз­
ненного пути, уровень развития его способности выполнять те или иные социальные роли. Сово­
купность выполняемых функциональных ролей представителей возрастных слоев детерминирует
определенный стандартный набор их прав и обязанностей. Исходя из этого, исследователи предло­
жили свою модель возрастной стратификации, которая включает в себя ряд структурных и процес­
суальных элементов. К структурным элементам они отнесли возрастные слои населения, включая
когорты, возрастно-специфические действия, социальные роли и экспектации (система возраст­
ных социально-психологических ожиданий и санкций). Эти структурные элементы связаны с кон­
кретным возрастным периодом времени и с определенными социальными процессами. Изменение
численности и состава возрастных слоев обусловлено динамикой образования сменяющих друг друга
когорт, их трансформации вследствие миграций, постепенного уменьшения и вымирания каждой
когорты. Процесс смены когорт базируется на биологическом процессе старения индивидов, но вклю­
чает в себя и социальные компоненты. Таким образом, согласно этой теории, с одной стороны, про­
исходит постоянное распределение и перераспределение индивидов определенных возрастов по со­
ответствующим социальным ролям согласно потребностям общества и при помощи специфичес­
ких социальных механизмов. Параллельно этому общество через ряд социальных институтов осу­
ществляет процесс социализации (в широком его значении) индивида, облегчая ему на всем жиз­
ненном пути принятие новых, оставление старых функций и адаптацию к изменившимся ролям.
При этом подготовка к роли пенсионера не менее важна, чем профессиональное обучение молоде­
жи. Возрастная стратификация любого общества является открытой и изменчивой системой, тесно
взаимодействующей со всеми социальными институтами общества и внешней социокультурной и
природной средой. Изменение в силу особых ситуаций (будь то войны, катастрофы, эпидемии или
революции) возрастного состава населения влечет за собой изменения во всех сферах жизни обще­
ства, в характере социальной жизнедеятельности индивидов, в соответствующих стереотипах. Дан­
ная модель возрастной стратификации является методологической. В ней обозначен основной ме­
тод изучения возрастных структур, которым, по мнению социологов, выступает когортный анализ.
При этом через понятие возрастного слоя фиксируется возрастная структура общества, а через по­
нятие «когорта» — динамический аспект этого явления.

чрезмерный функциональный объективизм и недостаточную разработанность терминов возрастного слоя и когорты, сама по себе перспективна, свидетель­ствовала о назревшей потребности общества в более глубоком осмыслении поколенческих процессов. Она подтолкнула западных социологов к необходи­мости более фокусированного изучения обозначенных проблем в рамках но­вой отрасли — социологии поколений. Данную идею инстшпуциалюации соци­ологии поколений выдвинули в специальном номере «Журнала социальных на­правлений» в 1974 г. американские социологи В. Бенгстон, М. Ферлонг и Р. Лауфер и перечислили пять ведущих тем поколенческого анализа30.

1. Свойства поколений: концептуализация отношений, связанных с временем,

старением, социальным изменением.

2. Преемственность и прерывность между возрастными группами: насколь­ ко велики сходства и конфликты раз­ных возрастных групп в поведении и нормах. Это предполагает изучение как трансмиссии культуры от старших к младшим, так и обратной связи, «социализации» старших младшими.

3. Устойчивость поколенных мотивов во времени: насколько поведение или ориентации, выработанные данным поколенным единством (в маннгей-мовском смысле) в юности, сохраняются, когда эта когорта или индивид достигают зрелости, и как это сказывается на общем облике культуры.

4. Поколенная солидарность: насколько гомогенной и сплоченной или, наоборот, разобщенной является возрастная группа.

5. Поколение и другие аспекты социальной структуры: какова взаимо­связь возрастных, социальных, национальных, половых характеристик и каковы исторические и структурные следствия их взаимодействия.

Кроме того, американские социологи впервые эмпирически исследова­ли две крайние позиции в анализе межпоколенческих отношений — суще­ствование «поколенческого конфликта» (generation gap) и межпоколенчес-кого единства. Их исследование показало, что обе они несостоятельны и что межпоколенческие отношения являются на самом деле отношениями селек­тивной преемственности (selective continuity). Р. Лауфер и В. Бенгтсон, раз­вивая идеи М. Райли и его коллег, предложили различать генерационный анализ (generational analysis), когортный, генеалогический (lineage) и онто­генетический (maturational). Предметом генерационного анализа является изучение возрастных групп, онтогенетического — изучение поколений как агентов социального изменения, включая интеллектуальные и организаци­онные альтернативы, которые противопоставляются существующим миро­воззрениям, ценностям, а генеалогический — изучает источники оппозиции внутри существующего общества и развитие отношений между этими и иными агентами социального изменения внутри их возрастного слоя31. Од-

30 См.: Bengtson V.L., Furlong M. J., Laufer R. Time, Aging and the Continuity of Social Structure: Themes and
Issues in Generational Analysis // J. of Social Issues. 1974. Vol. 30, № 2. P. 3, 14—15. Цит. по: Кон И.С.
Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и со­
временная зарубежная наука. Л., 1979. С. 224—225.

31 См.: Laufer R.S, Bengtson V.L. Generations, Aging, and Social Stratification: on the Development of
Generational Units//J. of Social Issues. 1974. Vol. 30. № 3. P. 186. Цит. по: Кон И.С. Понятие поколе­
ния в современном обществоведении //Актуальные проблемы этнографии и современная зару­
бежная наука. Л., 1979. С. 225.

нако акцент на культурно-нравственных факторах в контексте социально­го изменения заслоняет здесь социально-экономические проблемы. Тем не менее, это можно считать вехой начала нового периода развития, институ-циального оформления социологии поколений в западной науке.

Американский исследователь Ричард Браунгарт формализовал функцио­нал истскую теорию поколенческого конфликта и маннгеймовскую теорию поколенческого единства и получил с помощью математического анализа две модели. Функционалистская модель поколенческого конфликта показывает, что молодежи как возрастной группе становится все труднее достигать пол­ной социальной, экономической и политической интеграции в обществе.

Отсутствие социетальной интеграции приводит к скептицизму, отчуждению, которые побуждают молодежь бунто­вать, чтобы занять свое «законное» ме­сто в социальном порядке. Напротив, модель поколенческого духовно-сим­волического единства предсказывает, что один хронологический возраст не определяет поколенческого поведения. Данное единство можно объяснить только воздействием специфических исторических, культурных, социальных факторов в сочетании с общими мента­литетом и судьбой32.

Применив эти модели к анализу студенческого движения, Р. Браунгарт нашел, что вторая модель более плодо­творна и содержательна, чем первая, имеет больший объяснительный по­тенциал. Функционалистская модель Т. Парсонса и Ш. Эйзенштадта являет­ся механистической. Она рассматрива­ет общество как равновесную систему, а молодежный протест выводится из частной несогласованности юношеского мира и «взрослых» учреждений33. При этом вне поля зрения сторонников этой модели оказываются недостат­ки внутри самих взрослых институтов, воспринимающихся как здоровые в своей основе учреждения. Модель духовно-символического поколенческого единства, напротив, исходит из того, что общество развивается в борьбе внутренних противоположностей. Поэтому молодежный протест — это не просто слепой бунт, а творческий поиск новых, более высоких форм соци­альной организации и культуры, направление которого подсказывается пре­дыдущей историей. Это еще раз, на наш взгляд, подтверждает необходимость комплексного подхода к изучению поколенческих проблем, что предпола-

32 Braungart R.G. The Sociology of Generations and Student Politics: A Comparison of the Functionalist and
Generational Unit Models // J. of Social Issues. 1974. Vol. 30, № 2. P. 39-40, 46. Цит. по: Кон И.С.
Понятие поколения в современном обществоведении... С. 225-227.

33 Молодежь, по их мнению, лишь хочет обойти трудности социализации и быстрее включиться на
равных в функционирование социальной системы. Поэтому молодежное движение не несет в себе
ничего принципиально нового.

гает становление социологии поколений как научной отрасли. Однако не­смотря на выводы Р. Браунгарта о преимуществах духовно-символического подхода к изучению поколенческих проблем, немало западных социологов продолжали плодотворно работать в рамках структурного подхода34.

Л. Фойер, П. Левенберг и Г. Дике рассматривали радикальные социаль­но-политические и культурные движения (молодежные волнения 1968 г.) как специфические проявления в конфликте поколений фрейдистских инстинк­тов35. Близка к ним и точка зрения французских исследователей (Андре Бюргейера, Джона Хэнэла, Пьера Нора, Клода Монсерона и др.), согласно которой естественно-биологические факторы (резкое повышение рождае­мости — «baby-boom») определяли ко­личественные и качественные пара­метры поколений. Последние, в свою очередь, определяли экономическую, социально-политическую и истори­ческую ситуации в обществе36.

В 1985 г. американские социологи Г. Шуман и Ж. Скотт37 опросили 1,5 тыс. респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Их просили подумать о нацио­нальных и мировых событиях, происшедших в последние 50 лет, а затем выде­лить из них одно или два, кажущихся наиболее важными. Респонденты опра­шивались по случайной выборке телефонных номеров в течение четырех ме­сяцев — апреля, мая, августа и сентября.

Ученых интересовало: существуют ли воспоминания, отличающие одно по­коление от другого. Они сопоставили две группы фактов — влияние на оценку событий стратификационных характеристик (образование, раса, пол) и поколен­ных (принадлежность к одному возрасту). Иначе говоря, надо было выяснить,

34 Так например, в американской социологии много внимания уделялось изучению мобильности среди
поколений. Рут Альбрехт изучала изменения статуса в жизни пожилых людей и выявила, что восходя­
щая мобильность в течение одной жизни индивида характерна для представителей высшего и средне­
го класса, в поколении низших социальных слоев сосредоточена нисходящая мобильность. Социолог
Карсон Мак Гуайр, выясняя роль поколений в стабильности общества, установил, что для сохранения
постоянной иерархии социальных групп в обществе необходимо, чтобы не менее 25% поколения об­
ладали восходящей мобильностью. Французские социологи, наряду с изучением мобильности поко­
лений, обращаются к попыткам осмыслить взаимоотношения, конфликты между поколениями, в том
числе и с точки зрения социального пространства. Английских социологов (фонд Наффильда) инте­
ресуют проблемы старения поколений, их преемственности и соотношения традиций и новаторства
во взаимодействиях поколений и т.д. В странах Восточной Европы наиболее активно исследования
проблем социологии поколений проводились в Польше (К. Загульский, С. Новаковский, Я. Щепань-
ский, М.Ярошинская), Чехословакии (Пльшко), Болгарии (Митев), Румынии (Э. Крау) и др. Необ­
ходимо отметить, что восточноевропейские (как и отечественные) исследователи, как правило, стре­
мятся сочетать теоретико-методологическую и конкретно-эмпирическую направленность.

35 См.: Foyer L. The conflict of generation. N.Y., 1971; Loewenberg P. The unsuccessful adolescence of
Heiurich Himinler// American Historical Rev. 1971. Vol. 75—77.

36 Именно в этом, например, они видят одну из важнейших причин Великой французской револю­
ции, периодических экономических кризисов, массовых общественных выступлений XVII-XX вв.
См.: Annales typologie des formes d'organisation domestique de l'Europe moderne // Annates. ESC. 1986.
№ 3; BurguiureA. Les raports entre generations: un probleme pour l'historien //Annales ESC. 1993. № 1;
Burguiure A. La Revolution franchise et la famille // Annales ESC. 1991. № 1; Hajnal J. The Two Kinds of
Pre-industrial Household Formation System / WallR., Robin J., Laslett P. (eds). // Family Forms in Historic
Europe. Cambridge, 1983; Laslett P. Le Monde que nous avons perdu. Paris, 1969; Nicolas J. Generation
1789. // L'Histoire. 1989. № 123.

37 См.: Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования.
1992. №2.

существует ли коллективная память поколений и структурируются ли воспоми­нания по возрасту так, что четко указывают на различие между генерациями.

Среди событий, о которых чаще всего вспоминали опрошенные, были Вто­рая мировая война, вьетнамская война, освоение космоса, убийство Дж. Кен­неди, ядерная угроза, депрессия 30-х гг., борьба за гражданские права, разви­тие компьютерной техники, терроризм и многие другие. Для большинства со­бытий возраст играл более важную роль, чем пол, раса и образование. Подтвердилась одна из основных гипотез исследования (ее впервые сформу­лировал еще К. Маннгейм): люди всех возрастов обычно указывают события, происходившие во время их юности. Они оказались самыми яркими.

50-летней женщине в 1945 г. было 10 лет. Война вспоминается ей и другим пожилым людям как важное событие потому, что она была пропущена через личную судьбу, связана с трудностями, снижением жизненного уровня, гибе­лью родных и близких. Она написала в анкете: «Я до сих пор помню очереди, в которых приходилось стоять, чтобы купить сахар, кофе или получить тало­ны на газ». Депрессию 30-х гг. вспомнили только те, кому сейчас 70 лет и по возрасту они старше тех, кто указал Вторую мировую войну, которая произош­ла позже — в 40-х гг. Так и должно было случиться согласно основной гипо­тезе исследования.

Что еще более удивительно, эмпирически подтверждена гипотеза К. Ман-нгейма о периоде формирования одного поколения (с 17 до 25 лет), выдвину­тая еще в 1928 г. Действительно, убийство Кеннеди отметили те, кому в 1963 г. было от 14 до 25 лет. Возрастные границы частоты пиков упоминания Второй мировой войны — от 16 до 24 лет, а вьетнамской — от 15 до 27 лет.

Французская социология больше сконцентрирована на исследовании соци­ального опыта поколенческих слоев (Д. Берто38, Ж. Пиаже39, П. Бурдье40, Ж. Мен­дель41, А. Бургейер42 и др.), а также на изучении форм взаимодействия поколе­ний в контексте семейной памяти, отношений наследства, совместного прожи­вания и пр. (Ф. Ариес, К. Аттияс-Донфю, Н. Лапьерр и др.43).

38 См.: Bertou D. Destins personieels et structure de classe: Pour Line critiue de L'antroponomie politiue.
P. 1977; Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на про­
тяжении пяти поколений // Вопр. социологии. М., 1992. Т. 1, № 2; Они же. Семейное владение и
семья: трансмиссия и социальная мобильность, прослеживаемые на пяти поколениях // Социо­
логические исследования. 1992. № 12. С. 132—133; Берто Д. Трансмиссии социального статуса в
экстремальной ситуации // Судьбы людей: Россия XX век. Биография семей как объект социоло­
гического исследования. М., 1996. С. 207—239.

39 См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1999.

40 См.: Bourdieu P., Passeron J.C. Reproduction in Education. Society and Culture. L., 1977; Bourdieu P.,
Wacquant L.J.D.
Reponses. Pour une anthropology riftowe. Paris, 1992. На русском яз. см.: Бурдье П.
Социальное пространство и генезис классов // Социология политики. М., 1993; Он же. Начала. М.,
1994.

41 См.: Mendel G. La crise de generations. Etude sociopsychoanalytique. Paris, 1969.

42 См.: BurguiureA. Pourune typologiedesformesd'organisationdomestiquede l'Europe moderne//Annales
ESC. 1986. № 3. P. 15—27; Burguiure A. Les raports entre generations: un probleme pour l'historien //
Annales ESC. 1993. Nr 1. P. 19-24.

43 См.: Arius Ph. L'Enfant et la Vie familiale sous l'Ancien Regime. Paris, 1960; Attias-Donfut С Sociologie
des generations, l'empreinte du temps. Paris, 1988; Attias-Donfut C, Lapierre N. La dynamique des
generations. Paris, 1993; Feuer L.S. The Conflict of Generations. The Character and Significance of Student
Movement. N.Y., 1969; Laslett P. Le Monde que nous avons perdu. Paris, 1969; RossiaudJ. La Prostitution
medidvale. Paris, 1988; Nicolas J. Generation 1789 // L'Histoire. 1989. Nr 123; Renouard Y. La notion de
generation en histoire // Rev. historique. 1953. Nr 1. На русском яз. см.: Ариес Ф. Возрасты жизни //
Философия и методология истории. М., 1977. С. 216—244.

Немецкая школа тяготеет к исследованию смысла жизненных концепций

поколений, их социокультурному контексту (А. Шутце, М. Коли и др.) на уровне микросоциологии, стремясь представить судьбу конкретных поко­лений, переживших на личном опыте уникальные неповторимые события, показать духовный мир и облик поколения, выявить взаимосвязь между индивидом, жизнью его поколения и обществом.

Английская школа биографических исследований (Эссекский университет) в основном ориентировалась на сравнительный анализ биографий людей, принадлежавших к одному поколению, и субъективный опыт исторических поколений. К этой социологической школе принадлежат такие исследова­тели, как Р. Перке, П. Томпсон, К. Роберте, Д. Шеридан и др. Другую анг­лийскую школу социологов (фонд Наффильда) интересуют проблемы ста­рения поколений, их преемственности и соотношения традиций и новатор­ства во взаимодействиях поколений и т.д.

Консорциум, возглавляемый Центром лонгитюдных исследований (Лон­дон), в июне 2001 г. провел пилотажный (первый) этап крупномасштабного полевого исследования «Millennium Cohort Study» (MCS), в ходе которого предполагал опросить 18 819 британских родителей, чьи дети появились на свет в течение 12 месяцев в период с 1 сентября 2000 г. до 1 сентября 2001 г. Второй этап прошел в сентябре 2003 г. и ставил целью изучать уже трехгодо­валых детишек. Третий этап планируется провести, когда Когорте тысяче­летия исполнится 5 лет, а затем отслеживать ее в школьные годы. Планиро­вавшийся объем выборки составлял 20 646 детей, окончательный объем выборки (после отбраковки) равнялся 18 700 детей из Англии, Уэллса и Шотландии. Реальная выборка полевого исследования охватывает 84% ге­неральной совокупности. Список выборочной совокупности составлялся по Child Benefit register. Первые годы жизни детей предполагается отслеживать по результатам интервью с родителями, главным образом матерями, выборка которых составляет 72% от генеральной совокупности матерей, чьи дети появились на свет в указанные сроки. Это намного больше, чем требуют самые строгие нормы репрезентативности.

Английские ученые, а в команде (в нее входит более 20 человек, половина
из которых — профессора британских университетов) помимо социологов есть
представители других наук, намереваются всесторонне изучить всю генерацию,
или когорты детишек, родившихся в первый год нового тысячелетия и потому
названных Когортой тысячелетия (Millennium Cohort): социальная обстановка
в период появления детей на свет, семейные условия воспитания, эффектив­
ность институтов опеки, помощи и заботы о детях в Британии и др. Поскольку
в выборку попали дети из разных социальных классов, ученым, как они наде­
ются, удастся проследить влияние бедности и богатства на социализацию де­
тей. В беспрецедентном по своим масштабам и продолжительности исследо­
вании социологи намереваются отследить все факторы, влияющие на социа­
лизацию человека, начиная со стиля семейного воспитания, социального
положения родителей, неравного доступа к среднему и высшему образованию,
трудоустройства Когорты тысячелетия, отношения к труду и служебной карь­
еры и заканчивая тем, как сами они, повзрослев, становятся родителями и на­
чинают воспитывать новую генерацию британцев44. *

44 Подробнее см.: Millennium Cohort Study (http://www.cls.ioe.ac.uk).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: