Динамика поколения

Когда мы думаем о тех представителях человеческого рода, которые жили в прошлом и живут в настоящем, перед нами открывается почти бесконеч­ный ряд людей. Если сравнить численность всех когда-либо живших людей и живущих сейчас, то кого, на ваш взгляд, окажется больше? Сегодня на земле проживает более 6 млрд человек. А сколько их умерло, т.е. жило во все исторические эпохи?

Социологи говорят, что поколение меняется раз в 15—20 лет. Но в послед­нее время темпы социальной динамики, кажется, стали ускоряться. Начи­ная со второй половины XX в. каждое десятилетие несет с собой новую ат­мосферу. А теперь, возможно, и эти сроки сжимаются, ибо смена техноло­гий, особенно информационных, на которые ориентируется и на которых воспитывается молодежь, происходит все быстрее.

Жизнедеятельность общества на временной оси можно представить как череду сменяющих друг друга человеческих жизней: старики умирают, дети

рождаются, а середина выпадает на расцвет. Ее можно изобразить и более крупными мазками, считая в качестве такого мазка одно поколение. Правда, как именно считать поколение, неяс­но. В науке идут бесконечные споры. Большинство специалистов полагают, что демографическими границами од­ного поколения надо утвердить 30 лет. В таком случае всю эволюцию чело­вечества, а ей, по последним данным археологов, никак не меньше 6 млн лет, надо разделить на 30 и мы получим общее число демографических поколе­ний, т.е. естественных жизненных волн человеческого рода, как бы биоло­гических сердцебиений. Оказывается, с начала человеческого рода, если за исходную точку брать самые ранние формы человекообразных, его сердце отстучало 200 тыс. раз. Столько на планете было человеческих поколений-Но историки могут возразить, заявив, что демографический возраст и исторический возраст поколения — не одно и то же. Под историческим воз-

45 Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 45—46.

ростом поколения надо понимать такую продолжительность общественной активности одной когорты рождения, когда ее представители оказывали наибольшее влияние на укрепление экономики, формирование политики, развитие культуры и становление социальной сферы. Этот возраст, по на­шему мнению, должен быть короче демографического возраста приблизи­тельно на 10 лет и составлять соответственно 20 лет. В течение такого про­межутка времени в обществе чувствуется влияние данного поколения, при­чем влияние достаточно активное. Еще меньший промежуток времени должен занимать другой возраст, который мы назовем культурным. Под куль­турным возрастом поколения будем понимать отрезок времени, в течение которого одна когорта рождения задает моду в культурных стилях, опреде­ляет художественные вкусы, качество и направленность образа жизни, цен­ностные предпочтения и мировоззренческие ориентиры общества. Его пара­метры укладываются в одно десятилетие. Потом мода проходит, вкусы лю­дей меняются, на смену одним доминациям и предпочтениям приходят другие, и новое культурное поколение определяет «ветры истории». Попро­буем изобразить все сказанное графически (рис. 22).

Рис. 22. Динамика типов поколений

На рис. 22 изображены четыре поколенческие волны (I, II, III, IV) и три типа поколений (демографическое, историческое и культурное), которые последовательно сменяют друг друга. Отрезок GE показывает время жизни демографического поколения (30 лет), отрезок CD — исторического поко­ления (20 лет), отрезок АВ — культурного поколения (10 лет). Конечные точ­ки на каждом отрезке времени демонстрируют вступление в жизнь данного поколения и точку ухода его с общественной сцены, когда его вытесняет сле­дующее поколение.

Можно видеть, что ни один тип поколения не превышает средней про­должительности жизни современного человека, которая составляет 70 лет. Даже демографическое поколение короче этой продолжительности более чем в два раза. Почему возникает подобная разница? Для ответа на этот воп­рос нам придется вспомнить график жизненного цикла человека, который изображает кривую социализации (рис. 23).

На рис. 23 показаны три критические точки жизненного цикла социали­зации: 18, 45 и 60 лет. Первая точка указывает на окончание средней школы и поступление в вуз. Для представителей постиндустриального общества продолжением школьного обучения становится университетское. Так посту­пает более 70% молодежи. Стало быть, время начала активной трудовой де­ятельности и выхода на общественную сцену нового поколения отодвига­ется до 23—25 лет. Вторую точку — кризис середины жизни (45 лет) — мы пока что учитывать не будем. Третья точка означает уход с общественной сцены данной когорты рождения. Для женщин пенсионный возраст (в на­шей стране по ныне действующему законодательству) начинается в 55 лет. а для мужчин — в 60 лет. Таковы временные границы трудовой и обществен­ной активности, когда данное поколение может существенно влиять на со­циальные процессы, для подавляющей части населения. Разумеется, не об­ходится без исключений. Так, некоторые руководители в сфере бизнеса, управления, науки и культуры остаются на своих постах, приносят огром­ную пользу своему коллективу и стране в целом и после 60 лет. А если брать не руководителей, а, скажем, индивидуальных творцов — видных писателей, ученых, талантливых художников, мыслителей или композиторов, то их творческая активность продолжается и за пределами указанного времени. Но мы говорим о некой условной схеме, отражающей динамику поколений, показывающей отражает общие тенденции.

Рис. 23. Основные фазы социализации

С этих позиций придется вычеркнуть из активного трудового периода и последние 5—6 лет, когда рядовой труженик как бы готовится к пенсии: пе­реходит с малооплачиваемой работы на высокооплачиваемую с целью по­высить размер своей будущей пенсии, не берет на себя повышенные трудо­вые обязательства и не ставит рекордов производительности труда. К тому времени его мотивация и стратегия поведения резко меняются по сравне­нию с началом трудовой деятельности (23-25 лет), когда ему надо было ут­вердиться в коллективе, добиться максимально возможных успехов, про­двинуться по службе или подыскать себе более оплачиваемую и престижную работу, создать финансовую основу для семьи.

В результате активный, социально зрелый и общественно значимый пе­риод жизнедеятельности каждого поколения сужается приблизительно до 20—25 лет. Его мы и назвали историческим возрастом поколением. Если гра­ницы активности не сужать, то получим другую величину — демографичес­кий возраст поколения, который приблизительно равен 30 годам.

Осталось рассмотреть понятие культурного возраста поколения. Для разъяснения своей позиции обратимся к примерам. Первым в поле зрения попадает Generation X, а вторым — поколение шестидесятников. Оно суще­ствовало как на Западе (Европа и США), так и в СССР.

Остановимся на двух временных точках — 1961 и 1980 г. В 1961 г. родились пер­вые, с течением лет ставшие старшими, представители данного поколения, а в 1980 г. родились последние, или самые молодые его представители. Разница между двумя рождениями составляет 20 лет. Фактически это возраст одного исторического поколения. Трудно по­верить, что все родившиеся в течение 20-летнего периода американцы сходят­ся в своих воззрениях на мир, ценностных ориентациях, отношению к труду и другим параметрам, выделенным Д. Коуплендом в качестве базовых характери­стик Generation X. Тем не менее это так и есть. Многие специалисты, подвергав­шие книгу Коупленда46 тщательному анализу, заявляют, что в 1995 г. со сцены сошли самые последние представители знаменитых иксеров. Сколько им было тогда — 25, 30 или 45 лет? И то, и другое, и третье. Старшим представителям Generation X, родившимся в 1961 г., было уже 45 лет, а это — кризис середины жизни, когда человек оглядывается назад и размышляет, удалась его жизнь или нет, удастся ли совершить что-то значительное в оставшиеся годы или нет. Из ха­рактеристик Коупленда следует, что все представители Generation X, родившиеся в период с 1961 по 1980 г., страдали пессимизмом, неверием себя и чувствовали себя потерянным поколением. Если такое мироощущение присуще молодым лю­дям, то речь идет о ранних старичках, а если — о 45-летних мужчинах, то это впол­не естественное социально-психологическое состояние, обусловленное физио­логическими изменениями организма и законами возрастной психологии.

Почему же юноши смотрят на жизнь так же печально, как и зрелые муж­чины, переживающие кризис, или брошенные на произвол судьбы старики? Состояние и ощущение безнадежности у людей разных возрастов может происходить лишь по одной причине — они попали в одинаковые соци­альные, экономические и политические условия. Десятилетие — середина 1980-х по середину 1990-х гг. — оказалось для США временем утраты иллю­зий и роста разочарований. Рейганомика 1980-х сделала свое разрушитель­ное дело. На долю иксеров не осталось ни рабочих мест, ни сносного, отно­сительно недорогого жилья, ни иллюзий. Одна безысходность. Отсюда пес­симизм, неверие в будущее и отсутствие трудолюбия.

Отмеченное десятилетие это одновременно период активной трудовой и общественной деятельности Generation X. Стало быть, если страна пережи­вает кризис, то он — в значительной мере дело их рук. Либо их отцов —

46 КоуплендД. Generation Икс. М., 2002.

бывших хиппи. Как их еще называли, детей-цветов, шестидесятников. Вто­рых винить в экономическом развале сложно, поскольку после 35 лет быв­шие хиппи резко изменились — из бездельников и романтиков получились великолепные трудоголики и прожженные прагматики. Они трудились не покладая рук, делали карьеру, забывая о семье. О той самой, где в тот момент воспитывалось и проходило интенсивную социализацию Generation А". Им не додали родительской любви в детстве, их оставили со своими мыслями, чаще всего пессимистичными, в юности и их лишили рабочих мест в молодости. Известно, что на формирование ценностей когорты одногодков решитель­ное влияние оказывает именно атмосфера ранней юности — ее идеи, ее нра­вы, ее авторитеты. И виновниками специалисты считают все тех же хиппи, их родителей. Хиппи считаются также представителями поколения бэби-бу-меров, а это означает, что в 1943— 1960 гг. в США наблюдался демографический взрыв, т.е. детей родилось больше, чем до и после того. А чем больше людей, тем меньше рабочих мест. Так что не­любовь к работе, неверие правитель­ству и государству, пессимизм по отно­шению к людям у иксеров — явления вполне объективные, возникшие по­мимо их воли и желания.

Итак, десять лет, с 1985 по 1995 г., — время наибольшей творческой отдачи Generation X —оказались проваленным и по всем статьям. Ни экономического подъема, ни культурных дерзновений, ни великих открытий иксеры не совер­шили. Хотя США продолжали двигать­ся вперед, наращивать военную мощь, строить научную инфраструктуру, по­могать развитию культуры и достигать немалых успехов в социальной облас­ти. Но было ли это делом рук поколения иксеров? Судя по теории, нет.

Совсем иначе складывалась поколенческая динамика у так называемых шестидесятников. Они существовали и у нас, и в Америке. Поколение бума (бумеры) — граждане США, появившиеся на свет в годы послевоенного демографического бума (1946—1960). Именно они были создателями моло­дежной культуры 1960-х, а в настоящее время продолжают держаться за нее — отсюда попытки институционализировать рок-н-ролл и появление «Зала славы героев рок-н-ролла». Пик влияния бумеров на формирование культуры приходится на 1980-е, когда благополучный экономический и со­циальный статус этого поколения превратил их в привлекательную плате­жеспособную аудиторию. Идиллия, в которой пребывали бумеры, резко оборвалась с появлением Generation X. Для нового поколения ненависть к бумерам с их благополучием и попытками продлить свою юность стала свое­образным кредо47. Иксеры во всем отрицали бумеров, где-то даже ненави-

47 Кормильцев И. Поколение Икс: последнее поколение? // Иностранная литература. 1998. № 3.

дели их и пытались делать все поперек им. Но конфликт поколений нас пока интересовать не будет.

Важно подчеркнуть другое. Во-первых, мы видим тот же временной лаг в протяженности одного и того же поколения: старшие представители бу-меров появились на свет в 1946 (по Коупленду в 1943), а младшие — в 1960 г. Молодежная культура нового типа, неизвестная предвоенным и военным поколениям, появилась в 1964 г. Откуда такая точная цифра? Начиная с этого года по миру начинается победное шествие группы «Битлз», которая пере­вернула ценности молодого поколения, изменила взгляды на мир, их соци­альную позицию. В песнях «Битлз» нет пессимизма, напротив, они прони­заны пафосом переделать мир здесь и сейчас. Это активный, созидательный тип мировоззрения, где наивно идеалистичный, где-то чрезмерно романтич­ный и доверительный. Но это совершенно иной субкультурный модус суще­ствования, нежели у поколения иксеров.

Итак, культурную революцию начали самые первые представители буме-ров, родившиеся в конце или после Второй мировой войны. Средние пред­ставители этого поколения в 1968 г. совершили еще одну революцию. Напом­ним: май 1968 года — студенческая революция в Париже, 1969 г. — всемир­ный фестиваль рок-музыки в Вудстоке (США), собравший 300 тыс. зрителей, стал кульминацией движения «оупен-эйр» (концерты на открытом воздухе). Концерт продолжался три дня. В нем приняли участие мировые суперзвезды Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, ансамбль «Роллинг Стоунз». Фести­валь в Вудстоке отразил мечту молодого поколения о любви и свободе.

С чего начиналась легендарная студенческая революция 1968 г.? С бунта в университетском городке близ Парижа против запрещения студентам ос­таваться на ночь в общежитии у своих подружек. А привела к миллионным демонстрациям, баррикадам, глубочайшему политическому кризису, отстав­ке президента и коренным реформам системы образования не только во Франции, но и во всем мире.

В те годы бурлила не только Европа. Весной 1966 г. отряды «красных ох­ранников» (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студен­ческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в тер­рор. «Великая пролетарская культурная революция» началась с письма Мао Цзэдуна в ЦК Компартии Китая. Великий вождь и кормчий поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о «под­линно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на соче­тание физического и умственного труда. Поэтому партийные кадры и ин­теллигенцию посылали работать в сельском хозяйстве или на фабриках. Смысл «культурной революции» состоял в перетасовке старых партийных кадров и поголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна. «Культурная революция» продолжалась до 1969 г. В отличие от французской студенческой революции китайский аналог не был стихийным протестом молодежи, но планомерно управляемой кампанией по перестройке всей партийно-бюрократической иерархии.

Таков перечень великих дел поколения бумеров: 1968 г. — молодежные беспорядки в Париже, ставшие символом для целого поколения, изменившие

пуританскую Европу и Америку. Появление понятий «свободная любовь», «сексуальная революция», расцвет рок-н-ролла, пик славы групп «Битлз» (Джон Леннон) и «Дорз» (Джим Моррисон), 1969 г. — Вудсток. В 1960-е гг. вла­стителем дум молодежи был основатель движения «новых левых» Герберт Маркузе, который преподавал философию в одном из университетов Кали­форнии. Он был против государства вообще и против любого истеблишмэн-та в частности. По его разумению, жизнь должна быть, как фестиваль рок-му­зыки в Вудстоке. Все валяются на траве, курят марихуану и занимаются лю­бовью. Поскольку на войну не остается времени, то наступит всеобщий мир. Бумеры, они же хиппи и шестидесятники, до неузнаваемости изменили

современный мир. Ихдеяния — насто­ящая культурная революция. На их фоне Generation X выглядит стаей рет­ роградов, ворчащих на своих радика­лов-родителей. В молодые годы по сво­им взглядам и поведению иксеры являли даже больших старичков, чем их родители, по возрасту на 20 лет их старшие. Они боялись сказать свое слово в науке или культуре, чурались радикализма и революций, предпочитая жаться по углам и отсиживаться в пустыне (как главные герои знаменитого романа Д. Коупленда с одноименным названием). За революцией последо­вала контрреволюция также стремительно и неизбежно как за летом следу­ет осень. У жизнерадостных хиппи выросли угрюмые иксеры. Такова исто­рическая динамика поколений.

Но мы помним, что пик влияния бумеров на формирование культуры приходится на 1980-е гг. Иными словами, культурное доминирование хип­пи продолжалось почти 20 лет. Разумеется, из этого двадцатилетия наберется 10—12 лет настоящего бума, когда мода на субкультуру хиппи-бунтарей была общемировым феноменом. Уже в 1970-е гг. в США отмечается постепенный спад интереса к контркультурным инновациям бумеров. Вскоре страну ох­ватывает экономическая рецессия и нефтяной кризис. Спад экономической активности практически совпал с культурным спадом. В 1957 г. рок-н-ролл казался вызовом обществу, зародышем новой контркультуры, символом нового поколения. В середине 1970-х гг. он стал процветающей индустри­ей, в которой заняты сотни тысяч людей и которая приносит фантастичес­кие прибыли.

На этом фоне спокойного десятилетия середины 1970-х по середину 1980-х и прошла школьно-студенческая социализация нового поколения — Generation X. Можно ли его считать преемником и последователем культур­ных ценностей поколения хиппи? Могли ли иксеры в детском возрасте бы­вать с родителями на фестивале в Вудстоке или участвовать в майской ре­волюции 1968 г.? Вряд ли. Дети появились уже у взрослых и остепенивших­ся хиппи. Быть бунтарем и хорошим родителем — две не только разные, но и противоположные социальные роли. Мы помним, что иксеры воспиты­вались у очень занятых своей карьерой родителей-хиппи. Иными словами, на стадии первичной социализации, т.е. в возрасте 5—12 лет иксеры не ви­дели перед собой никаких хиппи-романтиков. Они переустраивали мир не на баррикадах, а в фешенебельных офисах. Естественно, что преемственно­сти ценностей не произошло. Конечно, и стареющие хиппи нет-нет да вспо­минали свою молодость, навещая очередной фестиваль в Вудстоке, который

с тех пор стал регулярным семинаром по рок-культуре для молодежи со всего мира, или участвуя в праздничных байкер-парадах. Иногда они встречались в дружеском кругу и без конца вспоминали шумные шестидесятые. От та­ких разговоров, как они сами вспоминают, иксеров тошнило: слова и дела у родителей слишком далеко отстояли друг от друга.

Стареющие революционеры превращались в неисправимых консервато­ров, активно противостоящих, как они выражались, социальным болезням молодежи: сексу, наркотикам, насилию. Родители запрещали своим детям то, чем в молодости занимались сами. И это было получше всякого воспитания в духе левой идеологии, уважения прав человека, всемирного братства и т.п.

Неудивительно теперь, что смена культурных поколений произошла сра­зу же, как только школы, а затем студенческие аудитории заполнили дети бывших бумеров. Теперь уже социализация пошла не вертикально, от стар­ших к младшим, а горизонтально — через общение сверстников. Новые ценности пессимизма и ничегонеделания распространились мгновенно, став очередной интеллектуальной модой. На общественную сцену вышла новая генерация — Generation X. Середина 1960-х до середины 1970-х — время мак­симального культурною влияния поколения хиппи — прошло. Остает­ся пока еще неисследованным, какое поколение определяло моду середи­ны 1970-х до середины 1980-х гг. На сей счет существует множество точек зрения. Возможно, что это десятилетие надо считать мультикультурным феноменом, где смешались различные стили и направления, пространство, на котором господствовали или соседствовали более мелкие субкультурные поколения, скажем яппи, рейверы, панки. Но совершенно точно, что новое десятилетие — середина 1980-х до середины 1990-х гг. — проходило под зна­ком культурных ценностей Generation X.

Типичный представитель бумеров — 42-й президент США Уильям Джеф-ферсон (Билл) Клинтон, который родился 19 августа 1946 г. в бедной семье в небольшом городке Хоуп (штат Арканзас). Его нельзя причислить к сто­процентным хиппи, тем не менее общие для всего поколения условия жиз­ни и ценности молодежи наложили отпечаток и на его биографию. Извест­но, что в 1964—1966 гг. он работал в аппарате сенатора Уильяма Фулбрайта (ярого противника вьетнамской войны) в Вашингтоне, округ Колумбия. Клинтон, разделяя его позицию, в армии не служил. Пацифистские настро­ения — общая черта поколения бумеров. 20 января 1993 г. в лице Билла Клинтона впервые с 1980 г. в Белый дом вновь вошел кандидат Демократи­ческой партии. Сформировавшись в атмосфере 1960-х, Клинтон, хотя с вре­менем стал более сдержанным и консервативным, не изменил своим демок­ратическим убеждениям, и в определенной мере реализовал чаяния своего поколения — процветающее и демократическое общество. К успехам Клин­тона специалисты относят следующее: поправение левопрофсоюзной ори­ентации Демократической партии, успешная борьба с республиканским большинством в конгрессе, самый эффектный и долгий в истории страны экономический рост (116 месяцев беспрерывно при среднем уровне роста 4% в год), почти 22 млн новых рабочих мест, рекордно низкий уровень без­работицы, значительно снизившийся уровень преступности, наименьшее число получателей вэлфера за 34 года, уничтожение дефицита федерально­го бюджета и самый большой в истории профицит бюджета в 2000 г. — 237 млрд долл. Сорок лет назад никто не мог ожидать, что какой-то длин-

новолосый пацифист Клинтон станет президентом США, и отнюдь не са­мым миролюбивым. Тем не менее, нынешние западные политики не так уж изменили идеалам юности: они были радикалами, знавшими верную доро­гу к счастью, а сейчас получили возможность столь же радикально претво­рять свои убеждения в жизнь. Другое дело, что сорок лет назад эти убежде­ния вызывали скептическую улыбку старших48.

Билл Клинтонтипичный представитель бумеров 48 Дейниченко П. Принцип поколений (http://boombook.boom.ru).

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ПОКОЛЕНИЙ1

За последние 200 лет зарубежные социологи накопили огромный опыт и багаж знаний при исследовании поколенческой проблематики, хотя не всегда достигали терминологической ясности. Часто приверженцы од­ной и той же парадигмы, скажем позитивизма, употребляли данное слово в разных оттенках, сообразуясь не столько с заявленными лозунгами позитивизма, сколько с целями и задачами собственного исследования,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: