Когда мы думаем о тех представителях человеческого рода, которые жили в прошлом и живут в настоящем, перед нами открывается почти бесконечный ряд людей. Если сравнить численность всех когда-либо живших людей и живущих сейчас, то кого, на ваш взгляд, окажется больше? Сегодня на земле проживает более 6 млрд человек. А сколько их умерло, т.е. жило во все исторические эпохи?
Социологи говорят, что поколение меняется раз в 15—20 лет. Но в последнее время темпы социальной динамики, кажется, стали ускоряться. Начиная со второй половины XX в. каждое десятилетие несет с собой новую атмосферу. А теперь, возможно, и эти сроки сжимаются, ибо смена технологий, особенно информационных, на которые ориентируется и на которых воспитывается молодежь, происходит все быстрее.
Жизнедеятельность общества на временной оси можно представить как череду сменяющих друг друга человеческих жизней: старики умирают, дети
рождаются, а середина выпадает на расцвет. Ее можно изобразить и более крупными мазками, считая в качестве такого мазка одно поколение. Правда, как именно считать поколение, неясно. В науке идут бесконечные споры. Большинство специалистов полагают, что демографическими границами одного поколения надо утвердить 30 лет. В таком случае всю эволюцию человечества, а ей, по последним данным археологов, никак не меньше 6 млн лет, надо разделить на 30 и мы получим общее число демографических поколений, т.е. естественных жизненных волн человеческого рода, как бы биологических сердцебиений. Оказывается, с начала человеческого рода, если за исходную точку брать самые ранние формы человекообразных, его сердце отстучало 200 тыс. раз. Столько на планете было человеческих поколений-Но историки могут возразить, заявив, что демографический возраст и исторический возраст поколения — не одно и то же. Под историческим воз-
|
|
45 Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 45—46.
ростом поколения надо понимать такую продолжительность общественной активности одной когорты рождения, когда ее представители оказывали наибольшее влияние на укрепление экономики, формирование политики, развитие культуры и становление социальной сферы. Этот возраст, по нашему мнению, должен быть короче демографического возраста приблизительно на 10 лет и составлять соответственно 20 лет. В течение такого промежутка времени в обществе чувствуется влияние данного поколения, причем влияние достаточно активное. Еще меньший промежуток времени должен занимать другой возраст, который мы назовем культурным. Под культурным возрастом поколения будем понимать отрезок времени, в течение которого одна когорта рождения задает моду в культурных стилях, определяет художественные вкусы, качество и направленность образа жизни, ценностные предпочтения и мировоззренческие ориентиры общества. Его параметры укладываются в одно десятилетие. Потом мода проходит, вкусы людей меняются, на смену одним доминациям и предпочтениям приходят другие, и новое культурное поколение определяет «ветры истории». Попробуем изобразить все сказанное графически (рис. 22).
|
|
Рис. 22. Динамика типов поколений
На рис. 22 изображены четыре поколенческие волны (I, II, III, IV) и три типа поколений (демографическое, историческое и культурное), которые последовательно сменяют друг друга. Отрезок GE показывает время жизни демографического поколения (30 лет), отрезок CD — исторического поколения (20 лет), отрезок АВ — культурного поколения (10 лет). Конечные точки на каждом отрезке времени демонстрируют вступление в жизнь данного поколения и точку ухода его с общественной сцены, когда его вытесняет следующее поколение.
Можно видеть, что ни один тип поколения не превышает средней продолжительности жизни современного человека, которая составляет 70 лет. Даже демографическое поколение короче этой продолжительности более чем в два раза. Почему возникает подобная разница? Для ответа на этот вопрос нам придется вспомнить график жизненного цикла человека, который изображает кривую социализации (рис. 23).
На рис. 23 показаны три критические точки жизненного цикла социализации: 18, 45 и 60 лет. Первая точка указывает на окончание средней школы и поступление в вуз. Для представителей постиндустриального общества продолжением школьного обучения становится университетское. Так поступает более 70% молодежи. Стало быть, время начала активной трудовой деятельности и выхода на общественную сцену нового поколения отодвигается до 23—25 лет. Вторую точку — кризис середины жизни (45 лет) — мы пока что учитывать не будем. Третья точка означает уход с общественной сцены данной когорты рождения. Для женщин пенсионный возраст (в нашей стране по ныне действующему законодательству) начинается в 55 лет. а для мужчин — в 60 лет. Таковы временные границы трудовой и общественной активности, когда данное поколение может существенно влиять на социальные процессы, для подавляющей части населения. Разумеется, не обходится без исключений. Так, некоторые руководители в сфере бизнеса, управления, науки и культуры остаются на своих постах, приносят огромную пользу своему коллективу и стране в целом и после 60 лет. А если брать не руководителей, а, скажем, индивидуальных творцов — видных писателей, ученых, талантливых художников, мыслителей или композиторов, то их творческая активность продолжается и за пределами указанного времени. Но мы говорим о некой условной схеме, отражающей динамику поколений, показывающей отражает общие тенденции.
Рис. 23. Основные фазы социализации
С этих позиций придется вычеркнуть из активного трудового периода и последние 5—6 лет, когда рядовой труженик как бы готовится к пенсии: переходит с малооплачиваемой работы на высокооплачиваемую с целью повысить размер своей будущей пенсии, не берет на себя повышенные трудовые обязательства и не ставит рекордов производительности труда. К тому времени его мотивация и стратегия поведения резко меняются по сравнению с началом трудовой деятельности (23-25 лет), когда ему надо было утвердиться в коллективе, добиться максимально возможных успехов, продвинуться по службе или подыскать себе более оплачиваемую и престижную работу, создать финансовую основу для семьи.
В результате активный, социально зрелый и общественно значимый период жизнедеятельности каждого поколения сужается приблизительно до 20—25 лет. Его мы и назвали историческим возрастом поколением. Если границы активности не сужать, то получим другую величину — демографический возраст поколения, который приблизительно равен 30 годам.
|
|
Осталось рассмотреть понятие культурного возраста поколения. Для разъяснения своей позиции обратимся к примерам. Первым в поле зрения попадает Generation X, а вторым — поколение шестидесятников. Оно существовало как на Западе (Европа и США), так и в СССР.
Остановимся на двух временных точках — 1961 и 1980 г. В 1961 г. родились первые, с течением лет ставшие старшими, представители данного поколения, а в 1980 г. родились последние, или самые молодые его представители. Разница между двумя рождениями составляет 20 лет. Фактически это возраст одного исторического поколения. Трудно поверить, что все родившиеся в течение 20-летнего периода американцы сходятся в своих воззрениях на мир, ценностных ориентациях, отношению к труду и другим параметрам, выделенным Д. Коуплендом в качестве базовых характеристик Generation X. Тем не менее это так и есть. Многие специалисты, подвергавшие книгу Коупленда46 тщательному анализу, заявляют, что в 1995 г. со сцены сошли самые последние представители знаменитых иксеров. Сколько им было тогда — 25, 30 или 45 лет? И то, и другое, и третье. Старшим представителям Generation X, родившимся в 1961 г., было уже 45 лет, а это — кризис середины жизни, когда человек оглядывается назад и размышляет, удалась его жизнь или нет, удастся ли совершить что-то значительное в оставшиеся годы или нет. Из характеристик Коупленда следует, что все представители Generation X, родившиеся в период с 1961 по 1980 г., страдали пессимизмом, неверием себя и чувствовали себя потерянным поколением. Если такое мироощущение присуще молодым людям, то речь идет о ранних старичках, а если — о 45-летних мужчинах, то это вполне естественное социально-психологическое состояние, обусловленное физиологическими изменениями организма и законами возрастной психологии.
|
|
Почему же юноши смотрят на жизнь так же печально, как и зрелые мужчины, переживающие кризис, или брошенные на произвол судьбы старики? Состояние и ощущение безнадежности у людей разных возрастов может происходить лишь по одной причине — они попали в одинаковые социальные, экономические и политические условия. Десятилетие — середина 1980-х по середину 1990-х гг. — оказалось для США временем утраты иллюзий и роста разочарований. Рейганомика 1980-х сделала свое разрушительное дело. На долю иксеров не осталось ни рабочих мест, ни сносного, относительно недорогого жилья, ни иллюзий. Одна безысходность. Отсюда пессимизм, неверие в будущее и отсутствие трудолюбия.
Отмеченное десятилетие это одновременно период активной трудовой и общественной деятельности Generation X. Стало быть, если страна переживает кризис, то он — в значительной мере дело их рук. Либо их отцов —
46 КоуплендД. Generation Икс. М., 2002.
бывших хиппи. Как их еще называли, детей-цветов, шестидесятников. Вторых винить в экономическом развале сложно, поскольку после 35 лет бывшие хиппи резко изменились — из бездельников и романтиков получились великолепные трудоголики и прожженные прагматики. Они трудились не покладая рук, делали карьеру, забывая о семье. О той самой, где в тот момент воспитывалось и проходило интенсивную социализацию Generation А". Им не додали родительской любви в детстве, их оставили со своими мыслями, чаще всего пессимистичными, в юности и их лишили рабочих мест в молодости. Известно, что на формирование ценностей когорты одногодков решительное влияние оказывает именно атмосфера ранней юности — ее идеи, ее нравы, ее авторитеты. И виновниками специалисты считают все тех же хиппи, их родителей. Хиппи считаются также представителями поколения бэби-бу-меров, а это означает, что в 1943— 1960 гг. в США наблюдался демографический взрыв, т.е. детей родилось больше, чем до и после того. А чем больше людей, тем меньше рабочих мест. Так что нелюбовь к работе, неверие правительству и государству, пессимизм по отношению к людям у иксеров — явления вполне объективные, возникшие помимо их воли и желания.
Итак, десять лет, с 1985 по 1995 г., — время наибольшей творческой отдачи Generation X —оказались проваленным и по всем статьям. Ни экономического подъема, ни культурных дерзновений, ни великих открытий иксеры не совершили. Хотя США продолжали двигаться вперед, наращивать военную мощь, строить научную инфраструктуру, помогать развитию культуры и достигать немалых успехов в социальной области. Но было ли это делом рук поколения иксеров? Судя по теории, нет.
Совсем иначе складывалась поколенческая динамика у так называемых шестидесятников. Они существовали и у нас, и в Америке. Поколение бума (бумеры) — граждане США, появившиеся на свет в годы послевоенного демографического бума (1946—1960). Именно они были создателями молодежной культуры 1960-х, а в настоящее время продолжают держаться за нее — отсюда попытки институционализировать рок-н-ролл и появление «Зала славы героев рок-н-ролла». Пик влияния бумеров на формирование культуры приходится на 1980-е, когда благополучный экономический и социальный статус этого поколения превратил их в привлекательную платежеспособную аудиторию. Идиллия, в которой пребывали бумеры, резко оборвалась с появлением Generation X. Для нового поколения ненависть к бумерам с их благополучием и попытками продлить свою юность стала своеобразным кредо47. Иксеры во всем отрицали бумеров, где-то даже ненави-
47 Кормильцев И. Поколение Икс: последнее поколение? // Иностранная литература. 1998. № 3.
дели их и пытались делать все поперек им. Но конфликт поколений нас пока интересовать не будет.
Важно подчеркнуть другое. Во-первых, мы видим тот же временной лаг в протяженности одного и того же поколения: старшие представители бу-меров появились на свет в 1946 (по Коупленду в 1943), а младшие — в 1960 г. Молодежная культура нового типа, неизвестная предвоенным и военным поколениям, появилась в 1964 г. Откуда такая точная цифра? Начиная с этого года по миру начинается победное шествие группы «Битлз», которая перевернула ценности молодого поколения, изменила взгляды на мир, их социальную позицию. В песнях «Битлз» нет пессимизма, напротив, они пронизаны пафосом переделать мир здесь и сейчас. Это активный, созидательный тип мировоззрения, где наивно идеалистичный, где-то чрезмерно романтичный и доверительный. Но это совершенно иной субкультурный модус существования, нежели у поколения иксеров.
Итак, культурную революцию начали самые первые представители буме-ров, родившиеся в конце или после Второй мировой войны. Средние представители этого поколения в 1968 г. совершили еще одну революцию. Напомним: май 1968 года — студенческая революция в Париже, 1969 г. — всемирный фестиваль рок-музыки в Вудстоке (США), собравший 300 тыс. зрителей, стал кульминацией движения «оупен-эйр» (концерты на открытом воздухе). Концерт продолжался три дня. В нем приняли участие мировые суперзвезды Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, ансамбль «Роллинг Стоунз». Фестиваль в Вудстоке отразил мечту молодого поколения о любви и свободе.
С чего начиналась легендарная студенческая революция 1968 г.? С бунта в университетском городке близ Парижа против запрещения студентам оставаться на ночь в общежитии у своих подружек. А привела к миллионным демонстрациям, баррикадам, глубочайшему политическому кризису, отставке президента и коренным реформам системы образования не только во Франции, но и во всем мире.
В те годы бурлила не только Европа. Весной 1966 г. отряды «красных охранников» (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в террор. «Великая пролетарская культурная революция» началась с письма Мао Цзэдуна в ЦК Компартии Китая. Великий вождь и кормчий поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о «подлинно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на сочетание физического и умственного труда. Поэтому партийные кадры и интеллигенцию посылали работать в сельском хозяйстве или на фабриках. Смысл «культурной революции» состоял в перетасовке старых партийных кадров и поголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна. «Культурная революция» продолжалась до 1969 г. В отличие от французской студенческой революции китайский аналог не был стихийным протестом молодежи, но планомерно управляемой кампанией по перестройке всей партийно-бюрократической иерархии.
Таков перечень великих дел поколения бумеров: 1968 г. — молодежные беспорядки в Париже, ставшие символом для целого поколения, изменившие
пуританскую Европу и Америку. Появление понятий «свободная любовь», «сексуальная революция», расцвет рок-н-ролла, пик славы групп «Битлз» (Джон Леннон) и «Дорз» (Джим Моррисон), 1969 г. — Вудсток. В 1960-е гг. властителем дум молодежи был основатель движения «новых левых» Герберт Маркузе, который преподавал философию в одном из университетов Калифорнии. Он был против государства вообще и против любого истеблишмэн-та в частности. По его разумению, жизнь должна быть, как фестиваль рок-музыки в Вудстоке. Все валяются на траве, курят марихуану и занимаются любовью. Поскольку на войну не остается времени, то наступит всеобщий мир. Бумеры, они же хиппи и шестидесятники, до неузнаваемости изменили
современный мир. Ихдеяния — настоящая культурная революция. На их фоне Generation X выглядит стаей рет роградов, ворчащих на своих радикалов-родителей. В молодые годы по своим взглядам и поведению иксеры являли даже больших старичков, чем их родители, по возрасту на 20 лет их старшие. Они боялись сказать свое слово в науке или культуре, чурались радикализма и революций, предпочитая жаться по углам и отсиживаться в пустыне (как главные герои знаменитого романа Д. Коупленда с одноименным названием). За революцией последовала контрреволюция также стремительно и неизбежно как за летом следует осень. У жизнерадостных хиппи выросли угрюмые иксеры. Такова историческая динамика поколений.
Но мы помним, что пик влияния бумеров на формирование культуры приходится на 1980-е гг. Иными словами, культурное доминирование хиппи продолжалось почти 20 лет. Разумеется, из этого двадцатилетия наберется 10—12 лет настоящего бума, когда мода на субкультуру хиппи-бунтарей была общемировым феноменом. Уже в 1970-е гг. в США отмечается постепенный спад интереса к контркультурным инновациям бумеров. Вскоре страну охватывает экономическая рецессия и нефтяной кризис. Спад экономической активности практически совпал с культурным спадом. В 1957 г. рок-н-ролл казался вызовом обществу, зародышем новой контркультуры, символом нового поколения. В середине 1970-х гг. он стал процветающей индустрией, в которой заняты сотни тысяч людей и которая приносит фантастические прибыли.
На этом фоне спокойного десятилетия середины 1970-х по середину 1980-х и прошла школьно-студенческая социализация нового поколения — Generation X. Можно ли его считать преемником и последователем культурных ценностей поколения хиппи? Могли ли иксеры в детском возрасте бывать с родителями на фестивале в Вудстоке или участвовать в майской революции 1968 г.? Вряд ли. Дети появились уже у взрослых и остепенившихся хиппи. Быть бунтарем и хорошим родителем — две не только разные, но и противоположные социальные роли. Мы помним, что иксеры воспитывались у очень занятых своей карьерой родителей-хиппи. Иными словами, на стадии первичной социализации, т.е. в возрасте 5—12 лет иксеры не видели перед собой никаких хиппи-романтиков. Они переустраивали мир не на баррикадах, а в фешенебельных офисах. Естественно, что преемственности ценностей не произошло. Конечно, и стареющие хиппи нет-нет да вспоминали свою молодость, навещая очередной фестиваль в Вудстоке, который
с тех пор стал регулярным семинаром по рок-культуре для молодежи со всего мира, или участвуя в праздничных байкер-парадах. Иногда они встречались в дружеском кругу и без конца вспоминали шумные шестидесятые. От таких разговоров, как они сами вспоминают, иксеров тошнило: слова и дела у родителей слишком далеко отстояли друг от друга.
Стареющие революционеры превращались в неисправимых консерваторов, активно противостоящих, как они выражались, социальным болезням молодежи: сексу, наркотикам, насилию. Родители запрещали своим детям то, чем в молодости занимались сами. И это было получше всякого воспитания в духе левой идеологии, уважения прав человека, всемирного братства и т.п.
Неудивительно теперь, что смена культурных поколений произошла сразу же, как только школы, а затем студенческие аудитории заполнили дети бывших бумеров. Теперь уже социализация пошла не вертикально, от старших к младшим, а горизонтально — через общение сверстников. Новые ценности пессимизма и ничегонеделания распространились мгновенно, став очередной интеллектуальной модой. На общественную сцену вышла новая генерация — Generation X. Середина 1960-х до середины 1970-х — время максимального культурною влияния поколения хиппи — прошло. Остается пока еще неисследованным, какое поколение определяло моду середины 1970-х до середины 1980-х гг. На сей счет существует множество точек зрения. Возможно, что это десятилетие надо считать мультикультурным феноменом, где смешались различные стили и направления, пространство, на котором господствовали или соседствовали более мелкие субкультурные поколения, скажем яппи, рейверы, панки. Но совершенно точно, что новое десятилетие — середина 1980-х до середины 1990-х гг. — проходило под знаком культурных ценностей Generation X.
Типичный представитель бумеров — 42-й президент США Уильям Джеф-ферсон (Билл) Клинтон, который родился 19 августа 1946 г. в бедной семье в небольшом городке Хоуп (штат Арканзас). Его нельзя причислить к стопроцентным хиппи, тем не менее общие для всего поколения условия жизни и ценности молодежи наложили отпечаток и на его биографию. Известно, что в 1964—1966 гг. он работал в аппарате сенатора Уильяма Фулбрайта (ярого противника вьетнамской войны) в Вашингтоне, округ Колумбия. Клинтон, разделяя его позицию, в армии не служил. Пацифистские настроения — общая черта поколения бумеров. 20 января 1993 г. в лице Билла Клинтона впервые с 1980 г. в Белый дом вновь вошел кандидат Демократической партии. Сформировавшись в атмосфере 1960-х, Клинтон, хотя с временем стал более сдержанным и консервативным, не изменил своим демократическим убеждениям, и в определенной мере реализовал чаяния своего поколения — процветающее и демократическое общество. К успехам Клинтона специалисты относят следующее: поправение левопрофсоюзной ориентации Демократической партии, успешная борьба с республиканским большинством в конгрессе, самый эффектный и долгий в истории страны экономический рост (116 месяцев беспрерывно при среднем уровне роста 4% в год), почти 22 млн новых рабочих мест, рекордно низкий уровень безработицы, значительно снизившийся уровень преступности, наименьшее число получателей вэлфера за 34 года, уничтожение дефицита федерального бюджета и самый большой в истории профицит бюджета в 2000 г. — 237 млрд долл. Сорок лет назад никто не мог ожидать, что какой-то длин-
новолосый пацифист Клинтон станет президентом США, и отнюдь не самым миролюбивым. Тем не менее, нынешние западные политики не так уж изменили идеалам юности: они были радикалами, знавшими верную дорогу к счастью, а сейчас получили возможность столь же радикально претворять свои убеждения в жизнь. Другое дело, что сорок лет назад эти убеждения вызывали скептическую улыбку старших48.
Билл Клинтон — типичный представитель бумеров 48 Дейниченко П. Принцип поколений (http://boombook.boom.ru).
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ПОКОЛЕНИЙ1
За последние 200 лет зарубежные социологи накопили огромный опыт и багаж знаний при исследовании поколенческой проблематики, хотя не всегда достигали терминологической ясности. Часто приверженцы одной и той же парадигмы, скажем позитивизма, употребляли данное слово в разных оттенках, сообразуясь не столько с заявленными лозунгами позитивизма, сколько с целями и задачами собственного исследования,