Бурные шестидесятые

8 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО, а затем грянула
студенческая революция «Красный май 1968-го». Звучат лозунги: «Да здравству­
ют свободный секс и наркотики!», «Долой буржуазный порядок!». Левые настро­
ения становятся крайне популярными. Активизировалась деятельность маои­
стских, троцкистских, анархических и других экстремистских групп. Работы
А. Грамши, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Ф. Энгельса, К. Маркса, Р. Люксем­
бург публикуются даже в таких буржуазных издательствах, как «Галимар»,
«Обье», «Маспери Дюкро». В США и других странах установилось сотрудни­
чество «новых левых» с ультралевыми организациями. Чрезвычайно популяр­
ны в это время восточный мистицизм, анархизм, маоизм, идеи хиппи.

В начале 1960-х ситуация в Западной Европе и США была достаточно спо­койной: студенческие и молодежные выступления, к примеру, во Франции в основном сводились к протесту против войны в Алжире и не захватывали коренных социально-экономических вопросов, не выходили за рамки бур­жуазного радикализма, питаемого моральным протестом. Однако в середи­не 1960-х гг. заметно ухудшились условия учебы и жизни студентов. Ауди-

тории были переполнены, недоставало общежитий для студентов, обостри­лась проблема их материального обеспечения, ибо резко увеличился удель­ный вес выходцев из малообеспеченных семей.

Непрекращающиеся в течение февраля—апреля 1968 г. студенческие выступ­ления накалили атмосферу в университетах. Власти попытались остановить волну студенческих выступлений репрессиями, закрытием факультетов, прекращени­ем занятий, привлечением к ответственности наиболее активных студентов. Однако все эти меры лишь еще более обостряли обстановку. Образуется множе­ство групп и течений с разной политической окраской и ориентацией. В 1968 г. возникает группа «Новые левые». Свои лозунги они позаимствовали у Маркузе

и Турена. Революция для них — «спон­танное насилие», а в ее авангарде должны стоять «подлинные революционеры» — асоциальные слои общества.

В марте 1968 г. в Париже состоялись демонстрации протеста против амери­канской интервенции во Вьетнаме. В них приняли участие студенты из Нан-тера, члены Комитета защиты Вьетна­ма (НКВ). После того, как стало изве­стно об аресте шести активистов НКВ, около 700 студентов Нантера провели митинг и приняли решение захватить административное здание университе­та. В район Латинского квартала на демонстрацию собралось 1,5 тыс. сту­дентов. Власти в свою очередь стянули сюда 2 тыс. полицейских. Начались массовые столкновения, продолжав­шиеся несколько часов. Полицией было арестовано 596 студентов, 27 из них было взято под стражу.

4 мая по распоряжению ректора занятия в Парижском университете были отменены, а 5 мая суд приговорил четырех участников демонстрации в Ла­тинском квартале к тюремному заключению. В ответ на это студенты про­вели демонстрацию протеста. Число демонстрантов достигло 20 тыс. чело­век. Полиция применила силу, в результате 600 студентов и полицейских получили ранения, 422 студента были задержаны, а 31 из них — арестова­ны. В знак протеста против расправы с парижскими студентами почти во всех университетах провинциальных городов прошли митинги и демонст­рации. 10 мая на демонстрацию вышло 20 тыс. студентов. К вечеру число демонстрантов увеличилось до 50 тыс. Студенты и учащиеся колледжей ста­ли возводить баррикады. 13 мая около 1 млн рабочих, служащих, студентов вышли на улицы Парижа. В других городах также прошли массовые демон­страции рабочих с участием студентов. В Марселе в демонстрации участво­вало 50 тыс. студентов и рабочих, в Тулузе — 40 тыс., в Нанте — 20 тыс. 13 мая студенты захватили здание Сорбонны, заявив, что она отныне становится народным университетом1. Студенты захватили учебные помещения и в

1 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru).

других городах страны. Власти были вынуждены отступить, полиция поки­нула университеты и студенческие городки, арестованные студенты были освобождены, возобновились занятия в Парижском университете.

По примеру студентов на массовые митинги вышли французские рабочие и стали захватывать предприятия. Стачечная борьба стремительно захватила металлургические и машиностроительные заводы, а затем распространилась на другие отрасли экономики, парализовала частный и государственный сек­тор. В течение недели во всеобщую забастовку было вовлечено 9 млн рабочих. Самая крупная в истории Франции стачка вызвала серьезный социально-по­литический кризис. Жак Саважо выдвинул лозунг: «Фабрики —рабочим, уни­верситеты — студентам!» Ночью 15 мая 1968 г. французские студенты захвати­ли парижский театр «Одеон» и подняли над ним два флага: красный и черный. Зачинщиком беспорядков признали Даниэля Кон-Бендита. «Несколько бешеных», к числу которых относили и Кон-Бендита, на­шлось в те годы во многих странах Европы. Не только немецкий рыжий сту­дент Кон-Бендит был таким. В Германии во главе движения стал студенче­ский вождь Руди Дучке. Судьба его трагична (в то время как Кон-Бендит дегенерировал в старого толстого брюзгу, стал вице-мэром Гамбурга, а впос­ледствии депутатом Европейского парламента, и, конечно, центристом) — в него в том же судьбоносном году стреляет правый работяга — алкоголик. Дучке парализован, в 1980 г. погибает в ванной комнате, уже будучи депутатом от «зе­леных». В Америке бунтовали хиппи, демократическая конвенция в Чикаго закончилась многотысячными потасовками и судом над Джерри Рубиным и его товарищами. В 1968 г. в Калифорнии произошли революционные убий­ства, совершенные Чарльзом Мэнсоном и его коммуной. Даже социалисти­ческая Прага попробовала взбунтоваться в 1968 г. Восстание в Праге носило вначале студенческий характер. Его подавили советские танки.

В 1960-е гг. бурлила не только Западная Европа, но и Северная Америка. Во второй половине 1960-х гг. США сотрясали антивоенные демонстрации, студенческие волнения и расовые беспорядки. Своего пика молодежная революция достигла в 1968 г., когда массовые молодежные, студенческие выступления захлестнули 64 страны мира. Во Франции в мае 1968 г. студен­ты едва не свергли правительство генерала де Голля. В Америке власти бро­сали против молодых бунтарей армию — и в 18 городах дело доходило до настоящих уличных боев, выгорели целые кварталы. В Мексике в 1968 г. студенты чуть не сорвали Олимпийские игры — и некоторые участники бес­порядков сидят до сих пор в тюрьмах.

Социализм и пацифизм как цель борьбы получают самое широкое рас­пространение среди студентов. В ряде американских университетов (Вис-консинском, Калифорнийском и Чикагском) появляются клубы и органи­зации радикально настроенных студентов и отражавшие их взгляды журна­лы: «Studies on the Left» и «New University Thought». На страницах этих изданий развернулась широкая дискуссия по проблемам защиты мира, борьбы за гражданские права. Резкой критике подверглись устои американского об­щества, его моральные и духовные ценности, официальная культура. Уси­лилось брожение среди негритянской молодежи. Студенты обращали вни-

мание властей на пороки высшей школы, такие как расистский характер системы образования, разница образовательного уровня в школах, располо­женных в богатых районах, и в школах «обслуживающих» бедноту, господ­ство в системе образования советов опекунов и регентов, составленных по преимуществу из представителей крупного бизнеса и реакции, широкое распространение в учебных заведениях «охоты на ведьм» и требования «ло­яльности».

В апреле 1965 г. по инициативе Студенческого демократического обще­ства была проведена первая массовая акция протеста против войны во Вьет­наме — поход на Вашингтон, в которой приняло участие 25 тыс. человек. Во

время антивоенного марша 15 апреля 1967 г. только в одном Нью-Йорке, по оценкам полиции, в манифестациях приняло участие 125 тыс. человек. В декабре 1966 г. состоялась общенацио­нальная антивоенная студенческая конференция, на которой был создан Студенческий мобилизационный ко­митет за окончание войны во Вьетна­ме. В дальнейшем антивоенная борьба приобрела еще более внушительные масштабы. Начала давать результаты и агитационная работа, развернутая пе­редовыми студентами среди американ­ских солдат. Уже в 1966 г. члены СДО и других «новых левых» организаций стали создавать кафетерии около военных баз, где они вели среди солдат ан­тивоенную агитацию как устно, так и печатно, распространяя свои листов­ки. Это было в 1966 г., а в следующем году, за отказ служить в армии и быть отправленным во Вьетнам были осуждены 952 человека. Около 10 тыс. скры­вавшихся от призыва в армию находились в Канаде, а несколько сотен де­зертировавших из американской армии искали политического убежища в других странах. В 1968 г. взрыв небывалой активности молодых людей со­тряс Чикаго: на антивоенную демонстрацию собралось более 10 тыс. чело­век. На борьбу с ними правительство отрядило около 25 тыс. полицейских и национальных гвардейцев, вооруженных стрелковым оружием, базуками и огнеметами. В 1969 г. из армии США дезертировало 73 тыс. человек. Ты­сячи американских солдат шли в военной форме в рядах демонстрантов по улицам Вашингтона и Сан-Франциско 15 ноября 1969 г. Войска националь­ной гвардии были введены в университеты и колледжи штатов Иллинойс, Мэриленд, Нью-Мексико, Висконсин, Кентукки, Огайо. Только в коллед­же Овал (штат Огайо) было арестовано 500 студентов, а 95 — получили ра­нения. В Мэрилендском университете за два дня демонстраций было ране­но 138 человек и 182 арестовано2.

Молодежная революция 1968 г. породила волну терактов, которые вли­лись в существовавший ранее терроризм исламских фундаменталистов, чер­ных экстремистов, ирландских революционеров, профашистских и проком­мунистических группировок типа «Красных бригад» и других организаций.

2 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru).

В конце 60-х число взрывов, устроенных революционно настроенными мо­лодыми людьми в городах Америки, резко возросло.

Во второй половине 1960-х гг. наряду с антивоенными выступлениями развертываются острейшие расовые волнения. В течение ряда лет десятки крупнейших американских городов пережили буквально состояние граждан­ской войны. Повсеместно негритянское население берет инициативу в свои руки, выдвигает из своей среды признанных руководителей движения. Во главе движения становится партия «Черные пантеры».

Бурные 1960-е сменились затишьем в 1970-е гг. В июле 1976 г. Жак Погащ организовал на радио «Франс-культур» пять встреч между Филиппом Соллер-сом — редактором «Тен-Кель» и религиозным философом Морисом Клаве -лем, непримиримыми противниками, чтобы они высказались о событиях 1968 г. Встречи проходили вяло и скучно. По всему чувствовалось, что про­изошла смена поколений, смена ценностей и политических ориентации мо­лодежи. Начиналась совершенно новая культурная эпоха — постмодернизм, когда ценится многообразие культурных форм и политических ориентации, уважается чужое мнение, главным признается веротерпимость и плюрализм. высоко ценится самоирония и сарказм, ирония и любознательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: