Социологи-бунтари

Периоды оттепели, а это слово вошло в исторический лексикон отече­ственной науки для обозначения любых периодов гласности и либерализа­ции, в частности, нэповский, хрущевский и горбачевский, обычно сопро­вождаются выходом социально мыслящей публики из подполья на улицы, в редакции, на телевидение, университетские кафедры и съездовские три­буны. В такие моменты отмечается всплеск политического активизма насе­ления (в первых рядах часто идут социологи и представители социальных наук), растут тиражи многих газет и журналов, оживляются дискуссии и споры по общественным вопросам, нередко переходящие в бытовые ссоры и идейные конфликты, образованная часть общества, переживая необычай­ный духовный подъем и рост ожиданий, предается построению утопических проектов переустройства общества, социальному романтизму, очернению и отчуждению «мрачного» прошлого, иллюзиям относительно будущего. И здесь, как ни странно, социологи в первых рядах: их можно встретить среди деле­гатов партийных съездов, во фракциях Государственной Думы, министерс­ких кабинетах, телевизионных студиях.

Политический активизм, как показывает история, чрезвычайно выгоден социологии и социологам. По своей природе это племя разрушителей тота­литарных режимов и закрытых обществ, противники идеологической моно­полии и цензуры слова. Выполнив свою историческую миссию, социологи моментально включаются в демократические преобразования и большин­ство из них добивается высоких постов при новой власти.

Парадоксально, но в большинстве случаев лидерами студенческих бес­порядков в конце 1960-х гг. выступали именно студенты-социологи — пред­ставители науки, которая больше других ратовала за прогресс и порядок. Самой яркой фигурой являлся знаменитый французский социолог-бунтарь Д. Кон-Бендит.

КОН-БЕНДИТ Даниэль (Cohn-Bendit Daniel) родился в 1945 г. во Франции (из немецких евреев), но вырос и окончил школу (1965) в Германии3. В молодом возрасте вернулся во Францию, где изучал социологию в университете Нантера (пригород Па­рижа). На протяжении длительного времени являлся идейным вдохновителем и политическим организатором студенческого протестного движения во Франции. Весной 1968 г. он быстро завоевал популярность своими выступлениями, в которых го­ворил о необходимости разрушить буржуазное общество и при­менить насилие против «центров эксплуатации». Он отвергал какой-либо конкретный идеал в общественном отношении и ратовал за непрерывную революцию. Под лозунгом «Насилие — это радость» Кон-Бендит и его соратники-анархисты устраивали погромы в Латинском квартале Парижа в майские дни 1968 г. Они строили баррикады с красным флагом, кидали в полицейских бутылки с «коктейлем Молотова», ввязывались в драки с полицией, разбра­сывали листовки, в которых призывали к немедленным выступлениям про­тив существующей системы. Разбивались витрины магазинов, переворачи­вались и поджигались автомашины, уничтожались деревья на бульварах и подвергались порче картины в музеях. В те бурные дни кое-кто призывал даже уничтожить Пантеон, где погребены великие французы — Вольтер, Руссо, Гюго, Марат, Жорес. Некоторые исторические памятники были ос­квернены хулиганскими надписями. Среди маоистских групп раздавались крики о низвержении «бастионов буржуазной культуры». Масс-медиа пугали обывателей грядущей анархией по примеру Китая. Газета «Франс-суар» опубликовала 15 мая статью под заголовком: «Во французском университе­те происходит культурная революция на китайский лад». В ней писалось:

«Так же как в Нантере, на факультете естественных наук Парижского уни­верситета группы студентов обоснова­лись прочно: они ночуют в спальных мешках и просыпаясь организовывают группы и комитеты по обсуждению будущего университета. Почти повсюду появляются в аудиториях стенные газеты в лучшем стиле китайской «культурной революции». На факультете естественных наук имеется даже «комиссия бдительности против подрыв­ной деятельности», ибо молодые бунтари французского университета отвер­гают попытки «возврата к прошлому», которые предпринимают старые тра­диционные партии»4.

После завершения студенческой революции в 1968 г. правительство Франции выслало его из страны. Уже в 1968 г. во Франкфурте он становится активистом движения «Kinderladen», а затем основывает собственную груп­пу «Revolutionarer Kampf» (Революционная борьба) и вместе с Ёшкой Фишером участвует в организации «Frankfurt Sponti-scene» по осуществле­нию в Западной Европе социальной революции. С 1978 г. он является сна­чала корреспондентом, а затем издателем журнала «Pflasterstrand». В 1994 г.

3 Личный сайт Кон-Бендита: http://www.cohn-bendit.de.

4 31-й годовщине Красного Мая посвящается (http://lomleft.narod.ru).

Кон- Бендит стал депутатом Европарламента от французских «зеленых» и со­ратником министра иностранных дел ФРГ Йшки Фишера. Среди его при­страстий наблюдатели отмечают, что Кон-Бендит является страстным фут­больным фанатом.

Сегодня Даниэль Кон-Бендит — вполне благопристойный и добропорядоч­ный господин, муниципальный советник в городском совете Франкфурта— на-Майне и депутат от партии «зеленых» в Европарламенте. Одинаково свободно говорит и на немецком, и на французском, очень любезно делится своими мыс­лями о... футболе: «С детства обожал эту игру».

Даниэль Кон-Бендит выступает против агрессивной политики США в

Ираке и России в Чечне. Тем не менее он поддержал вторжение войск НАТО в Боснию и американцев в Афганистан. Бывший анархист и сегодняшний ин­тернационалист борется с глобальным неравенством, Всемирным банком и Всемирной торговой организацией, ухудшением экологии и необольше­визмом. В интервью леволиберальной французской газете «Либерасьон» в 2004 г. Кон-Бендит уподобил чеченцев, сражающихся за свою независимость, американским индейцам, которым была уготована незавидная участь. Он заявил далее, что надежды европейцев на демократизацию России развея­лись, а сама эта страна становится «все более авторитарной, если не тотали­тарной». Политик, приобретший известность как один из лидеров студен­ческого движения 1960-х гг. в Германии и во Франции, потребовал от своих коллег по Европарламенту выдвинуть посредническую инициативу в «коло­ниальной войне», которую Россия ведет в Чечне. В 2001 г. Даниэль Кон-Бендит оказался в центре скандала. Дочь немецкой экстремистки Ульрике Майнхоф опубликовала в Интернете выдержки из книги Даниэля Кон-Бен-дита «Большой базар», изданной в Париже в 1975 г. В конце января 2001 г. эти выдержки были опубликованы в британском еженедельнике «Обсервер» и затем в парижском еженедельнике «Экспресс». Кон-Бендит рассказывает в своей книге, в частности, о том, как в семидесятых годах, будучи воспита­телем в альтернативном детском саду, созданном крайне левыми во Франк-фурте-на-Майне, он позволял себе с детьми «эротические забавы». Сейчас Кон-Бендит активно защищается. В своих многочисленных интервью он говорит, что, во-первых, не вступал с этими детьми в половые отношения; во-вторых, у него есть письма тех детей (им теперь 28—30 лет) и их родите­лей, подтверждающие его утверждения; в-третьих, публикация книги «Боль­шой базар» была всего лишь «неоправданно легкомысленным» вызовом, который он бросил буржуям; в-четвертых, эти страницы его старой книги вытащены на свет его политическими противниками только для того, что­бы скомпрометировать его, как политического деятеля.

«Новые левые» и «контркультура» 1960-х дали миру и других социалис­тически настроенных радикалов, в том числе Руди Дучке, Эрнесто Че Гевару, Режи Дебре, Тома Хайдена, Элриджа Кливера, Эбби Хоффмана. Иммануил Валлерстайн тоже когда-то был лидером и теоретиком бунтующих студен-

тов 1960-х гг., а теперь это автор знаменитой теории мировой капиталисти­ческой системы.

В Германии 1960-х гг., так же как и в остальной Европе этого времени, часть молодых людей верила, что не сегодня-завтра должна произойти ре­волюция. Ханс Иоахим Кляйн был один из них. Он являлся активным участником различных левых и анархических групп во Франкфурте. Эти группы выступали против агрессии во Вьетнаме, Палестине, против правой диктатуры, американского империализма и верили, что могут переделать мир. Когда в начале 1970-х гг. Фракция Красной Армии (RAF) совершила первые покушения, многие молодые люди решили присоединиться к ней и

взять в руки оружие. Ханс Иоахим, которого прозвали «кляйн Кляйн» (маленький Кляйн), стал членом «ре­волюционных ячеек» (RZ). Потом он отказался от вооруженной борьбы.

1960-е гг. XX в. дали огромный тол­чок развитию мирового революцион­ного движения. Во Вьетнаме, в Алжи­ре, по всей Латинской Америке анти­империалистическое сопротивление достигло своей высшей точки, апогея. Французские студенты и рабочие пред­приняли самую решительную попытку сокрушить капиталистическое обще­ство в мае 1968 г. В авангарде борьбы шла самая способная и талантливая часть студентов, интеллигенции, рабо­чих. Молодые бунтари в 1960-е вышли из подчинения общества. Они создали собственную культуру — ее назвали контркультурой. Они придумали соб­ственную музыку — рок. Они изобре­ли собственную живопись — поп-арт и психоделическую живопись. Они со­здали свой театр — ливинг-театр, то есть уличный, свое кино — параллель­ное кино.

Эти бунтари ненавидели сытое, скучное, занудное буржуазное общество, в котором они жили. Они жажда­ли революции, наклеивали в своих домах портреты Ленина, Троцкого, Фи­деля Кастро и Че Гевары. Но они ненавидели также традиционные компар­тии и Советский Союз, называя их «омерзительной бюрократией» — такой же омерзительной, как капитализм. Чтобы как-то отличить этих бунтарей от традиционных левых — друзей Советского Союза, новую поросль рево­люционеров стали называть «новыми левыми». Именно «новые левые» вы­нудили американское правительство прекратить войну во Вьетнаме. Они добились юридического расового равноправия в Америке. Именно «новые левые» добились для молодых права на субкультуру — рок, сленг, джинсы, маечки, фенечки, на внешний вид, отличный от «взрослого мира». Они до-

бились для парней права носить длинные волосы, а для девчонок — не не сить лифчики5.


В основе молодежной контркультуры и идеологии «новых левых»ненависть к сытому капитализму

и «омерзительной бюрократии» социализма

Возникнув, как моральный протест, борьба стала приобретать к середи­не 60-х гг. социально-политический характер. От абстрактно звучащих об личений истеблишмента левое студенческое движение стало переходить ь критике капиталистического господства. Вместо истеблишмента был назваь капитал, как главный источник всех видов угнетения. Одновременно дви­жение «новых левых» стало отказываться от тактики ненасильственных дей­ствий в пользу террора.

В формировании молодежной контркультуры и идеологии «новых левых», взятой на вооружение студенчеством во мно­гих странах, огромное влияние оказали социологи франкфурт­ской школы и прежде всего Герберт Маркузе (1898—1979) — профессор Калифорнийского университета, идейный вождь движения «Новые левые». В новом свете он пересмотрел ряд важных положений классического марксизма, приспособив их к современным реалиям. Маркузе подчеркивает, что современ­ная западная культура, с ее достоинствами комфорта, техни­ческой оснащенности, удобства бытия и безопасности суще­ствования рождает репрессивную терпимость всех членов бур­жуазного общества, создает одномерного человека.

Молодые бунтари 1960-х, почувствовав себя такими одномерными, подня­ли революцию против репрессивной культуры, а заодно и буржуазного обще­ства в целом. Собственно говоря, к тому их призывал автор знаменитой книги «Одномерный человек» (1964)6: если во времена «старых левых» и К. Маркса, т.е. в середине XIX в., самой революционной силой выступал пролетариат — изгой индустриального общества, то сегодня, в середине XX в., знамя револю-

5 Тарасов А. Русские дети Че Гевары и Джерри Рубина (http://screen.ru).

6 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

ционной борьбы у него должны перехватить те, кто чувствует себя отщепенца­ми, изгоями. К ним Маркузе относил молодежь и жителей гетто. Если постин­дустриальное общество отрицает их, то и они, в свою очередь, имеют право от­рицать его самого. Во главе нового общественного движения, призванного ра­дикально изменить ситуацию и получившего название «новых левых», должны находиться студенты и гуманитарные интеллектуалы — свободно парящий слой одиночек, обладающих социальными знаниями. Именно они должны подхва­тить выпадающее из рук рабочего класса знамя «тотальной негации» (всеобщего отрицания). Вслед за Т. Адорно и М. Хоркхаймером, Г. Маркузе повторяет, что все, существующее в современном западном обществе, — ложно и все это не­обходимо разрушить.

Маркузе зарекомендовал себя как критик советского и западного обществ, отрицавший тезис марксизма о пролета­риате как единственной силе, способной разрушить капитализм, автор работ «Ра­зум и революция. Гегель и возникно­вение теории общества», «Эрос и циви­лизация», «Одномерный человек», «Со­ветский марксизм», «Критика чистой терпимости», «Конец утопии», «Очерк об освобождении» и т.д. Франкфуртская школа создает критическую теорию об­щества. Пик популярности трудов пред­ставителей этой школы приходится на 1960—70-е гг., особенно в связи с движе­ нием молодежного протеста, прокатив­шимся по США и западно-европейским странам и вызвавшим к жизни как новые направления в социально-гуманитар­ном знании, так и ряд практических мероприятий государств, начиная от ре­форм систем высшего и среднего образования и кончая созданием правитель­ственных ведомств по делам молодежи и молодежной политики, направленной на бесконфликтную адаптацию молодежи в современное общество.

Вовсе не случайно, а как знак признания их вклада, в 1968 г. среди сту­денческой молодежи появляется характерный лозунг «Мао—Маркс—Марку­зе», хотя сами франкфуртцы отринули насильственные действия и экстре­мизм этого движения7.

«Новые левые», которых назвали громкоговорящим меньшинством, вы­ступившие против авторитетов и политических партий, против всех, кому больше 35 лет, против любой идеологии и политики, несомненно, опирались на работы социологов и философов франкфуртской школы. Однако свои­ми действиями они привели к тому, что не предусматривалось ни Г. Марку­зе, ни самими бородатыми бунтарями, а именно к укреплению и совершен­ствованию буржуазного общества, превращению его, если можно так выра­зиться, в капитализм «с человеческим лицом».

Таким образом, социология сыграла в истории Западной Европы и США XX в. особую роль. Получалось так, что социология действовала наподобие

7 О франкфуртской школе см. т. 1-2 настоящего издания «Фундаментальной социологии».

психологического или интеллектуального фильтра, отбирая и притягивая и социологические факультеты людей с ярко, если не сказать патологически выраженными реформистскими наклонностями. Их ряды пополняли те, кт' когда-либо испытал жизненную неудачу и разочарование. Социология и прежде притягивала всякого рода радикалов. Так, в 1930-е гг. среди них бы ц, социалисты, которые в молодости призывали к низвержению основ суще ствующего строя, а в пору зрелости превратились в отъявленных консервя торов. В 1960-е гг. она привлекала радикально настроенных студентов веду, щих университетов мира.

Но социология не просто фильтровала, отбирая в свои ряды радикалов и

революционеров всех мастей, она во­оружала их теоретическим багажом знаний, опираясь на который они со­здавали новые концепции общества формировали мировоззрение многих поколений молодежи.

По мнению А. Гоулднера, социоло­гия не только привлекает, но и произ­водит главным образом радикалов. Доказательству подобного тезиса он по­святил целую книгу — «Наступающий кризис западной социологии»8. Ее называют самым важным вкладом в историю социологии после «Социоло­гического воображения» Р. Миллса. Книга писалась в разгар студенческих движений 1968 г., накала борьбы в Европе и Америке «новых левых», обо­стрения выступления радикалов, особенно негритянских лидеров. В первых же строчках А. Гоулднер отражает пафос своего будущего повествования: он говорит о трагическом разрыве между теорией, объясняющей общество, и общественной практикой. Если это противоречие не выходит за границы науки, то расхождение теории и практики остается вопросом методологии, но если оно выходит за пределы науки, то превращается в вопрос полити­ческий. Воинственно настроенные радикалы Америки, особенно «новые левые» лидеры негритянского освободительного движения серьезно не ин­тересовались социальной теорией, хотя интерес к животрепещущим соци­альным проблемам стоял у них на первом плане. Происходит это, считает А. Гоулднер, отчасти потому, что они не успели выработать собственной те­ории (другие их не устраивают), отчасти потому, что они, как и все амери­канцы, являются прагматистами и интересуются больше делом, нежели рас­суждениями.

Но, оказывается, существуют другие причины, в которых следует разоб­раться. В 1960-е гг. социология в США стала частью поп-культуры. К этому времени социология достигла своей интеллектуальной и институционааь-ной зрелости. Сотни тысяч американских студентов ежегодно посещали курсы социологии, ежегодно выходили в свет многие тысячи книг по социо­логии, не считая статей и отчетов. А. Гоулднер отмечает: интерес к социо­логии был настолько велик, что обществоведческая литература продавалась везде — на железнодорожных станциях и в аэровокзалах, в гостиницах, ма­газинах, на уличных лотках. Поскольку к этому времени возросло матери­альное благосостояние среднего класса, тысячи родителей покупали своим

8 GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970.

детям социологическую литературу даже тогда, когда это не было продик­товано нуждами образования9.

Социологическая литература стала массовым, общедоступным жанром. О социологии сообщали в прессе и по радио, в студенческих аудиториях, на общественных диспутах. Общедоступность социологической литературы, присутствие ее в каждом американском доме имели свои негативные момен­ты. Молодое поколение, обычно радикально настроенное к истэблишмен­ту, ошибочно идентифицировало социологию с официальной культурой, против которой оно выражало свой протест. С другой стороны, близкое зна­комство, постоянное общение с социологией привело к некритическому восприятию социальных знаний. Даже в своем протесте они не выходили за рамки поп-социологии (буквально социологии «книжек в обложках»).

«Новые левые» в современной России

В социологической литературе много говорилось о расовых предрассуд­ках и проблемах бедности. Книжных знаний молодым радикалам казалось достаточно, они не видели необходимости углубляться в социальную тео­рию. Когда они встречали эмпирические данные, противоречащие их цен­ностям и усвоенным знаниям, они считали их моральным отступлением от науки, а не поводом к размышлению. На теоретизирование радикалы смот­рели, как на форму эскапизма, если не морального предательства. Они не замечали, пишет А. Гоулднер, как превратились в мещанствующих нигили­стов, в антиинтеллектуалов из провинциального захолустья. Как это ни па­радоксально, но зажиточные буржуа и молодые радикалы, стремящиеся разрушить, переустроить их мир, придерживались одних и тех же полити­ческих взглядов10.

9 GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970. P. 4.

10 Ibid. P. 5.

Став элементом повседневной культуры, социология приземлила уровень понимания социальных проблем. Начитавшись популярных книжек, обы ватель решил, что без лишних углублений в ее теорию, он способен ко,мпе тентно судить о бедности, преступности, расовых предрассудках, безрабо тице и т.д. Молодые радикалы увидели в социологии прекрасный инструмент для революционного изменения общества.

Глубокого изменения общества, к которому призывают радикалы, невоз­можно достичь лишь политическими средствами. Старое общество через идеологию и теории добивалось господства над человеческими умами. Они выступали уникальным средством не принудительного, а вполне доброволь­ного подчинения людей порядку и за­кону. Поэтому невозможно освободить человека от старого общества, либо построить новое, не создав новой куль­туры, включающей новую идеологию и новые социальные теории, не проведя последовательной критики доминиру­ющих сегодня социальных теорий.

Корни молодежного протеста таят­ся также в сфере ценностных ориента­ции. Придерживаться старых догм, во всем следовать старшему поколению означает для молодежи потерять сво­боду и автономию. Радикально разор­вать с прошлым, значит стать свобод­ным, значит человечески жить лучше, чем жили отцы и дети. Прошлые тео­рии не только не верны, но они еще бесчеловечны". Для молодого поколе­ния социальные теории не представля­ют собой академические стерильные абстракции. Оно стремится увидеть за теорией личность теоретика, и когда молодежь обнаруживает ее, она разоча­ровывается в ней. Оказывается, соци­ологи жили не так, как провозглашали в своих писаниях. Те, кто публиковал прекрасные книги о «культуре бедно­сти», окружали себя комфортом, а их сочувствия оказывались пустым зву­ком. Те, кто призывал повышать грамотность среди негритянского населе­ния, не шли учительствовать в негритянские гетто. Среди социологов мо­лодые радикалы не обнаружили ни одного мученика. В социологии они увидели часть американского истеблишмента, инструмент репрессивного общества12.

В большинстве случаев, как это ни странно, лидерами студенческих мя­тежей в 1968 г. явились студенты-социологи. Пример тому знаменитый француз-бунтарь Кон-Бендит. Но тогда непонятно, задается вопросом А. Го-

" GouldnerA. The coming crisis of Western Sociology. N.Y., 1970. P. 8. 12 Ibid. p. 9.

улднер, почему социологию радикалы называют частью консервативной культуры, а студенты-социологи возглавляют демонстрацию протеста?

Несомненно, что социология часто притягивает юношей и девушек с явно выраженными реформаторскими наклонностями. Как правило, это те, кто испытал какие-либо жизненные неудачи и разочарования. Они-то и служат источником критического отношения этих людей к социологии в целом. Социология всегда привлекала радикалов, в 1930-е гг. ими были молодые социалисты, вскоре превратившиеся в консерваторов. Усилению критичес­кого отношения к социологии и росту радикального сознания во многом способствовала деятельность Р. Миллса и франкфуртской школы.

Согласно А. Гоулднеру, социология имеет диалектический характер: она в той же мере репрессивна, в какой и либеральна. Его подход к истории со­циологии — рассматривать изменение социальной мысли в единстве с из­менением общества. «Социальная наука — это часть социального мира и одновременно его концепция»13.

Молодые радикалы 60-х гг. увидели в социологии прекрасный инструмент революционного изменения мира

Социология как академическая дисциплина отличается от журналистс­кого репортажа, живо реагирующего на происходящие события. Журнали­сту как раз необходимо все то, от чего стремится избавиться социолог в сво­ем исследовании.

Но не заставляет ли стратегия ценностного нейтралитета социолога быть равнодушным к социальным проблемам общества. Можно ли отказаться от своей позиции, проводя консультации с политическими лидерами и партиями?

Настоящий социолог, уверен А. Гоулднер, всегда больше чем просто со­циолог. С. Липсет, Д. Вронг, Б. Бергер, Р. Миллс, Л. Козер, Б. Розенберг, Д. Райсмен, А. Страус и другие рассматривали себя в качестве интеллектуа­лов не в меньшей степени, нежели в качестве ученых. Они продолжали тра­дицию социологии как критической теории общества.

13 Ibid. P. 13.

Несомненно, идейную почву для студенческих революций 1968 г. подго­товила марксистская социология. Марксистский вариант социологии име­нуют критической социологией за ее склонность подвергать все сомнению и пересматривать самые основы общества, полагаясь на умозрительные кон­струкции. Марксизм породил плеяду выдающихся социологов и социальных мыслителей мирового уровня: Ф. Энгельс, Н. Бухарин, Л. Троцкий, В. Ле­нин, Г. Лукач, А. Грамши, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хорхаймер, Э. Фромм,

Ю. Хабермас и др. Никто другой, кро-

Все дети рождаются гениями, а все взрослые ме Маркса, отмечает А. Гоулднер14, не

в первые шесть лет жизни ребенка заняты дал западным социологам столько ин-

тем, чтобы уничтожить в нем признаки тени- _

альности. тересных и плодотворных идеи для

б Филер критического анализа современного общества.

«ОТЕЦ» ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ15

Один из основателей гуманистической психологии ЛИРИ Ткмюти (1920—1996) прожил крайне интересную, насыщенную загадочными событиями и экстравагантными поступками жизнь, вполне отвечающую идеалам и воззрениям романтичес­ких хиппи. Он успел побывать профессором Гарвардского уни­верситета, серьезным экспериментатором, создателем новых психологических теорий и тестов, кумиром бунтующей моло­дежи, заключенным, киберпанком, автором бестселлеров, ком­позитором. Его окрестили одним из главных злодеев XXв., меч­тавшим о спасении человечества, но вместо того посадившим на наркотики целое поколение молодежи. А президент Никсон назвал его самым опасным человеком в Америке, которого че­ тыре года от АфрикидоАфганистаналовилиФБРиЦРУ. В кон­це жизни его считали пророком поколения иксеров и киберпанков, а после смерти, транслировавшейся по Интернету на весь мир, уже в 2000 г. журнал «Монд» назвал его самым великим мыслителем XX столетия.

Он родился в семье потомков ирландских иммигрантов. По настоянию матери, ревностной католички, обучался в Иезуитском колледже в Уорчес-тере, готовясь к пастырской должности. Но в 19летЛири, недовольный схо­ластическим подходом к религии, порвал с католической церковью. Следу­ющий шаг Лири сделал под влиянием отца — поступил в Военную академию в Вест-Пойнте. Но и военным он оказался никудышным: большую часть вре­мени нерадивый курсант проводил взаперти на гауптвахте, развлекаясь чте­нием книг по восточной философии. Восемнадцать месяцев, проведенных в Вест-Пойнте, он впоследствии сравнивал с послушничеством в буддистс­ком монастыре.

14 GouldnerA. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970.

15 Использовалась информация с веб-сайтов: http://absolutology.by.ru; http://vookstock.narod.ru;
www.sumbur.n-t.org; http://nirl.hl.ru; http://psy.lseptember.ru.

В 1940 г. Лири поступил в университет Алабамы, где всерьез начал зани­маться психологией, но был исключен за ночевки в женском общежитии (хотя ученую степень бакалавра получить ему удалось). После Второй ми­ровой войны Лири, защитив докторскую диссертацию, занял пост директо­ра госпиталя в Калифорнии и преподавал в Калифорнийской медицинской школе в Сан-Франциско.

Накопленный за долгие годы исследований лабораторный материал по­зволил ему в 1950 г. получить степень доктора психологии. Затем следуют серьезные научные публикации: «Уровни измерения межличностного пове­дения», «Межперсональная диагностика личности: функциональная теория и методология личностного роста», «Прогноз межличностного поведения в психотерапевтических группах». В те годы Лири олицетворял собой образ типичного американского ученого, конструировал методики, создавал на­учные теории. Так, он опередил знаменитого Эрика Берна в создании тео­рии коммуникативных игр, его публикации по теории личности и группо­вой терапии по времени совпадают с революционными идеями Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Шарлотты Бюлер. Иными словами, его имя мог­ло бы стоять в одном ряду с классиками мировой психологии. Достиг нема­лых успехов он и в прикладной психологии.

В 1957 г. им опубликована знаменитая психодиагностическая методика личности (Leary Interpersonal Diagnosis). С тех пор опросник Лири активно использовали и используют в своих целях ЦРУ и ФБР, психологические ин­ституты всего мира. Он состоит из 128 суждений-характеристик человека, все они пронумерованы и размещены на карточках. Испытуемый отмечает те из них, которые описывают его «Я». На заполнение уходит не более 15 мин. Со­гласно «ключу» определяются оценки по ^характеристикам, формирующим 8 октантов так называемой дискограм-мы, которые отражают тот или иной вариант межличностных отношений. По результатам обработки строится гра­фический профиль личности. Провер­ка опросника Лири путем сопоставле­ния с данными MMPIvl 16-факторного опросника Кэттелла подтвердила его высокую валидность. Методика переве­дена на многие языки, в том числе и на русский (модификация опросника про­ведена Л.Н. Собчик в начале 1970-х, а в 1990 г. ею издано руководство к рус­скоязычной версии). Сегодня опросник Лири — одна из самых популярных методик в инструментарии практического психолога.

В конце 1950-х гг. Т. Лири убеждается, что традиционные методы психо­терапии не работают: треть пациентов чувствуют улучшение состояния, треть — ухудшение, а еще треть вообще не замечают перемен. В 1960 г., на­ходясь в отпуске в Мексике, Т. Лири по совету одного из местных коллег отведал ядовитых грибов (ацтеки называли эти грибы «теонанакатль» — «плоть Бога»). Ему понравилось, он почувствовал, что обнаружил то, что давно искал — панацею от всех бед, лекарство от всех недугов. Т. Лири по­казалось, что можно вылечить сознание, а физические боли уйдут сами со­бой. Правда, местные индейцы употребляли наркотики изредка и лишь в ритуальных целях, вызывая у себя измененные состояния сознания. Риту-

альная практика у них никогда не выливается в бытовую наркоманию, и Т. Лири, к тому времени серьезно увлекавшийся восточными медитациями увидел в психоделиках16 гораздо большие возможности. По возвращении Гарвард, где он тогда преподавал, Лири взялся за эксперименты, которы проводил с заключенными. Оказалось, что 90% испытуемых, пройдя пси ходелические сеансы, свидетельствовали о глубокой переоценке ценностей и мощной внутренней трансформации, а впоследствии вернулись к hod мальной жизни и не совершали повторных преступлений.

Будущий лидер поколения хиппи мечтал, что «лет через 20 все обществен­ные институты будут преобразованы в соответствии с прозрениями, почерп­нутыми из опыта расширения созна­ния», что изменится вся система обра­зования, и вместо книг будут молекулы определенных веществ, открывающие «внутреннюю библиотеку»; что изме­ нится сам стиль жизни людей, которые не менее двух часов в день будут посвя­щать отдыху от «социальных игр» с помощью ЛСД.

После пропагандистской кампании, развернутой Тимоти Лири и автором знаменитых «Полетов над кукушкиным гнездом» Кеном Кизи, вещество приобрело бешеную популярность, попало под строгий запрет. Его иссле­дования были в самом разгаре, когда в 1962 г. психоделики {LSD и галюци-ногенные грибы) объявили вне закона". Эксперименты пришлось прекра­тить, но отказываться от психоделиков Лири не собирался. После увольне­ния Лири из Гарварда его приютил в 1963 г. молодой нью-йоркский миллионер и ветеран ЛСД-круизов Уильям Хитчкок, который предоставил в его распоряжение огромный особняк в своем поместье около Нью-Йор­ка, превращенный в прибежище для психоделических пилигримов со всего мира. «Мы считали себя антропологами из XXI века, населявшими машину времени, которая приземлилась в мрачных шестидесятых», — вспоминал Лири. Вскоре он выпускает книги «Психоделический опыт» (1962), «Пси­ходелический Считыватель» (1964) и «Психоделические молитвы» (1967). В них Т. Лири приходит к выводу: «то, что люди считают реальностью, — не что иное, как социальная фабрикация», а при употреблении психоделиков человек освобождается от болезненных комплексов и социальных стерео­типов.

Его влияние и популярность среди хиппи возросли в середине 1960-х гг. настолько, что само это революционное движение, по мнению некоторых авторов, является порождением не романтической идеи изменить буржуазное общество, а массового употребления нового вещества, наркотика, которое назвали «духовным эквивалентом водородной бомбы». А праотцом и перво­священником нового движения-религии, естественно, стал Т. Лири. С легкой руки «психоделического гуру» поколение детей-цветов прочно «подсело на

16 Термин «психоделический» можно перевести как «расширяющий сознание». Он был предложен
психиатром Хамфри Осмондом, пионером исследования ЛСД в США.

17 Название наркотика ЛСД в 1960-е запрещалось употреблять в любом виде. Так, «Битлам» власти
собирались предъявить иск за песню «Lusy in the Sky with Diamonds» («Люси в небесах с алмаза­
ми») за то, что в названии зашифрована аббревиатура LSD, а небеса с алмазами — суть наркоти­
ческие видения. В результате альбом «Сержант» получил дополнительную рекламу.

кислоту». Его благословил умирающий Олдос Хаксли. С ним подружились лидеры битников Аллен Гинзберг, Джек Керуак, Уильям Берроуз и Артур Ке-стлер. Культовые калифорнийские рок-группы Grateful Dead и Jefferson Airplane клялись ему в верности на своих концертах-бдениях18. Сам Лири ре­гулярно выводил толпы хиппи на индуистские песнопения, появляясь перед многотысячными сборищами одетым в нечто наподобие хлопчатобумажной пижамы, обвешанный «фенечками», он провозглашал свою культовую фра­зу: «Включайтесь, настраивайтесь и отпадайте!», превратившуюся в лозунг «поколения мира и любви». На гребне популярности в 1969 г. он даже выдви­нул свою кандидатуру на губернаторских выборах в Калифорнии19.

Правда, еще раньше, а именно в 1966 г., Т. Лири угодил в тюрьму, из ко­торой бежал через три месяца. Вообще 1966 г. был неудачным для него: судеб­ное преследование наркоманов, война во Вьетнаме, а еще президент США Ричард Никсон, назвавший Т. Лири «са­мым опасным человеком в Америке». Его арестовали по сфабрикованному обвинению в хранении и употреблении наркотиков, осудив на десять лет тюремного заключения и крупный штраф (30 тыс. долл.). Помогали ему бежать из тюрьмы товарищи из экстремистских организаций Weathermen Underground и «Черные пантеры». Позже, находясь на свободе, в интервью журналу «Плейбой» (1970) Лири бравировал, что совершенно не боится зак­лючения, потому что «настоящая тюрьма — это тюрьма внутренняя». Более того, тюрьму он расценивал как профессиональный риск при его занятиях «алхимией сознания». На самом деле, как считают эксперты, все было про­заичнее. По версии, достоверность которой недавно подтвердилась, Лири пошел на сделку с властями, «сдал» организаторов своего побега, более того — обязался и впредь «стучать» на своих приятелей. В награду — досроч­ное освобождение.

Сбежав из тюрьмы, Лири укрылся на несколько месяцев в Швейцарии, а затем скрывался в Афганистане, где его обнаружили сотрудники ФБР. В 1973 г. они этапировали его прямехонько в тюрьму. На свободу профессор вышел седобородым, присмиревшим и полузабытым лишь в 1976 г. Бунты 1960-х отгремели. Вчерашние последователи либо вымерли, не выдержав безгра­ничного расширения сознания, либо взялись за ум, подлечились и постриг­лись. Удалившись на покой в звании ветерана психоделической революции, Лири попытался заняться воспитанием троих внуков. Но его хватило лишь на восемь лет. В 1984 г. — после выхода технократической антиутопии Уиль­яма Гибсона «Неоромантик» — Лири присоединился к захватившему моло­дую Америку движению киберпанков, ухитрившись снова стать лидером еще одного недовольного реальностью поколения.

В спокойные 1990-е Т. Лири увлекся новыми авангардными веяниями — «теорией хаоса» и рейв-культурой, посвятив им свои книги «Хаос и кибер-культура» и «Политика экстаза». В последние годы жизни Тимоти Лири не оставил наркотическую культуру, уверяя молодежь, что Интернет 1990-х

18 Степанов С. Многоликий бунтарь Тимоти Лири (http://psy.lseptember.ru).

19 Джон Леннон написал для него песню Come Together в качестве лозунга предвыборной кампании
на пост губернатора Калифорнии.

является аналогом ЛСД 1960-х. Он даже разработал язык программирова­ния под названием СКИПИ (SKIP!Super Knowledge Information Processing Intelligence) и был президентом Futique —- группы, занимавшейся адаптаци­ей учебников и романов к личностным стилям и познавательным ритмам чи­тателя. Лири верил, что в будущем человечество мигрирует из земной колы­бели к звездам и достигнет биологического бессмертия. Будущее — за гедо­нистической элитой, киберличностями, способными самостоятельно программировать свое эмоциональное и ментальное состояние и населять созданные ими пространства радости и экстаза. По мнению Лири, виртуаль­ные реальности и компьютерная среда являются порождением и прямым

продолжением психоделической рево­люции — не случайно первым шагну­ло в Сеть поколение «детей цветов»20. В книге под названием «Инфопсихоло-гия» Лири писал: «Данная реальность пусть останется для школьников, мы же станем пионерами иных, неизве­данных и моделируемых реальностей. Садись за компьютер и начинай по­иск».

Узнав, что он неизлечимо болен ра­ком простаты, Лири превратил свой дом в виртуальную приемную, позволив всем пользователям Интернета знакомиться со своими работами и наблюдать процесс его умирания21. А постаревшие хиппи завели в виртуальном простран­стве свой сайт с календарем знаменательных дат контркультурного движения22. Тимоти Лири написал 24 книги, стал героем документального фильма, сам писал сценарии и снимался в кино. Он — создатель нейрологии и инфопси-хологии, наук исследующих творческий потенциал человека с эволюционной точки зрения. Автор книг: «The Game of Life» (вышедшей на русском языке в издательстве «Janus Books» под названием «История будущего»), «Семь язы­ков бога» и др. Помимо всего прочего наследия Лири успел оставить потом­кам и несколько музыкальных релизов. Самый известный альбом под назва­нием «You Can Be Anyone This Time Around» («Каждый из вас может быть где-то поблизости») сделан в жанре рок-н-ролла. Умер Тимоти Лири 31 мая 1996 г., завещав заморозить его тело и законсервировать мозг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: