Настоящей революцией в молодежных движениях оказалось появление хиппи. В Америке первых «волосатых» можно было увидеть уже в середине «свихнутых 1960-х». Еще Джек Керуак, великий писатель «beat generation»,
20 Гостева Н. ЛСД (www.sumbur.n-t.org).
21 Его последняя книга, вышедшая уже после смерти, имеет символичное название «Проект умира
ния». Проект заключался в следующем: как только наступят последние часы жизни, он в после
дний раз примет ЛСД и будет передавать все свои ощущения через Интернет в режиме реального
времени. После смерти его мозг должен быть заморожен, чтобы в будущем его воскресили масте
ра криогенетики.
22 Официальный веб-сайт Тимоти Лири: http://www.leary.com/.
употреблял в своих книгах слово «хипстер». Происходит оно от слова «hip» — «ляжка», а на сленге значило «сексуально распущенный».
|
Хиппи отрицают традиционные ценности буржуазного общества. Значительную роль в формировании движения хиппи сыграли пацифистские мотивы, протест против грязной войны во Вьетнаме. Подросток в залатанных джинсах, с длинными, плохо расчесанными волосами, сидящий на асфальте с цветком в руке, — типичный портрет хиппи этого времени. В идеологии хиппи значительное место занимает музыка — в основном музыка «Битлз», а также религиозные устремления. Наиболее популярные религиозные течения среди хиппи — буддизм и христианство. Для хиппи характерны полный отказ от участия в общественной жизни, отрицание насилия, проповедь «естественных отношений» между людьми. «Творите любовь, а не войну» — наиболее популярный лозунг западных хиппи в 1960-е гг.
В шестидесятые годы во многих городах США проводились постоянные парады хиппи. Одним из таких мероприятий стало «Summer of Love» — летний фестиваль все в том же Сан-Франциско. На это «мероприятие» съехались битники со всех концов Америки и даже из других стран, чтобы провести вместе лето в окружении людей, способных творить только добро.
Движение хиппи потрясло и перевернуло весь мир. Десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно демонстративно порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повседневного одуряющего своей монотонностью бытия, прутьями которой были вполне мещанские добродетели: деньги, благосостояние, умеренный консерватизм, карьера. Западный мир был ошарашен масштабами нового «исхода». Города и веси были наводнены юношами и девушками странного вида и поведения: одетые в нарочито старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бренчали на гитарах и читали стихи.
Самый райский уголок Америки — Калифорния с ее мягким климатом стала прибежищем хиппи со всех концов света, а парковая зона Сан-Франциско — Хэйт Эшбури и концертная площадка Fillmore West — центром психоделии. Сюда стекались те, кто испытывал презрение к накопительству, материальным благам, карьеризму, коррупции, конформизму, насилию и лжи. Музыка — универсальный и понятный молодежи всего мира язык — стала мощнейшим фактором объединения молодежи в процессе противостояния взрослому истэблишменту. Возникший на базе песен протеста фолк-рок послужил своеобразной закваской для появления всевозможных форм рок-музыки, таких как хард-рок, блюз-рок, арт-рок, джаз-рок, кантри-рок, рок-опера и др. Но если быть более точным, то «рок» в самих США считался музыкой белых хиппи, в то время как молодые представители черного населения сделали своим орудием в борьбе за равноправие музыку «соул» и «фанк». В 1967—1968 гг. наблюдается всеобщее явление, которое можно охарактеризовать как «fusion» (сплав). Именно тогда Майлс Девис записал свои
альбомы «In a Silence Way» и «Bitches Brew», где продемонстрировал новый способ объединять не только разные музыкальные стили, но и музыкантов с различными подходами к творчеству и разным цветом кожи. В одних и тех же политических акциях, в забастовках, демонстрациях, массовых марщ.. походах, судебных процессах, в теле- и радиоинтервью нередко стали фи„ гурировать вместе руководители «новых левых» и представители черных движений23.
Все это получило общее название рок-культуры. Ее стержнем послужит социальный протест, принимавший самые разные формы и направления и выражавший себя в недовольстве своими родителями, правительством, властями, законами, политической системой. Все это выносилось в текст песен. Часто и сам факт слушания или исполнения рок-музыки являлся актом протеста, особенно в Советском Союзе, где подобное деяние не поощрялось и даже наказывалось.

Молодежная рок-культура 60-х гг. — культура социального процесса
У американской молодежи того времени было немало поводов для протеста. Началось все с серии политических убийств, в первую очередь — Джона Кеннеди, что привело молодых американцев к разочарованию в своей стране и даже появлению откровенной англомании. А затем началась война во Вьетнаме, в результате чего в стране поднялось антивоенное движение, которое добавилось к довольно мощному и давнему процессу борьбы с ядерным оружием в США и пацифистскому движению борьбы за мир во всем мире. «Я прекрасно помню, — пишет один из выдающихся российских джазистов Алексей Козлов, — как в 1971 г., перед приездом Ричарда Никсона в СССР на Садовом кольце в Москве, перед зданием посольства США наши хиппи устроили несанкционированную демонстрацию под лозунгами «Американцы — вон из Вьетнама!». Демонстрация была моментально разогнана милицией, многие из ее участников попали в отделения милиции, на какой-то срок в
23 Козлов А. Грань 60-х и 70-х — загадка взрыва контркультуры (www.musiclab.ru).
психушки и за решетку. Некоторых выпускали под расписку, где говорилось о том, что данный человек обязуется не показываться в центре Москвы, то есть в пределах Садового кольца»24. Удивительно то, что советские власти, обличавшие «грязную войну» США во Вьетнаме, разогнали молодежную демонстрацию так, как будто она проходила в Америке.
По мнению А. Козлова, впервые в истории молодежная музыка перестала быть по преимуществу развлекательным жанром и взяла на себя несвойственную ей функцию социального протеста. Стремление молодежного авангарда адекватно выразить на музыкальном языке не только свои эмоции и настроения, но гораздо более богатую палитру своих чувств, идей и даже теорий,
|
привело к концептуальному усложнению музыкальных форм. Песенная лирика тогда имела очень широкий смысловой спектр, начиная с революционно-политических песен-плакатов и кончая абстрактно-философскими текстами. Возрос интерес к классическому авангарду в лице Джона Кейджа, Л ючи-ано Берио или Карла-Хайнса Штокха-узена, джазовому авангарду в лице Джона Колтрейна или Орнетта Коулмена, экспериментам с музыкой «фьюжн» Майлса Девиса, к индийской pare в лице Рави Шанкара, к древним видам этнической музыки, музыке европейского Средневековья, популярность открытой ладовой музыки квинтета саксофониста Джона Хенди и квартета Чарлза Ллойда. Так называемая авангардная, т.е. атональная, политональная или «фри» музыка стала неотъемлемой частью многих композиций в творчестве новых прогрессивных рок-групп. «К сожалению, постепенно все это ушло обратно в область субкультуры. А то, что было типичными образцами молодежной музыкальной контркультуры, стало просто классикой, иногда называемой как "adult oriented rock" (рок, ориентированный на взрослых). Как это ни парадоксально, но молодые люди того поколения кажутся более взрослыми и зрелыми в духовном смысле, чем их сверстники последующих поколений, появившиеся уже тогда, когда большинство из проблем, вызывавших молодежный бунт, были сняты или значительно ослаблены... Такой активности больше уже не было в нашем столетии. Это был, без сомнения, "золотой век" в истории музыки, да и в истории молодежной культуры... начиная со второй половины 70-х, новые молодежные движения и музыкальные жанры стали появляться все реже и реже»25.
Хиппи стали первым поколением американской молодежи, ценностные ориентации которого лежали далеко от бизнеса, денег, карьеры и делового успеха. Социологи во главе с Дж. Мейном выяснили, что лишь 18% согласны с тем, что деньги играют большую роль в жизни, 12% студентов хотят стать бизнесменами, в то время как 79% — художниками, музыкантами, учителями, психологами, учеными, изобретателями, журналистами и революционерами, т.е. творческими работниками26.
24 Козлов А. Указ. соч.
25 Козлов А. Указ. соч.
26 Fortune. 1969. June.