Каждое поколение в американской культуре последних десятилетий имеет свое название: битников сменили хиппи, потом пришли панки и яппи в 1980—90-е настала пора «поколения X», вступавшего тогда в пору активного общественного взросления. Что его ожидало? Рост числа разводов, массовое увлечение наркотиками, волна политических скандалов, плохая конъюнктура на рынке занятости, кризис ценностей, вторжение в культурное пространство новых информационных технологий и прежде всего компьютеров и кабельного телевидения. «Дети работающих родителей», как еще называют это поколение, выросли в так называемых двухкарьерных семьях (оба супруга трудятся). Пока родители строили свою карьеру, дети дни напролет оставались в одиночестве. От них нередко откупались новыми игрушками вместо того, чтобы уделить им теплоту и внимание. Как никакое другое поколение оно было увлечено потребительскими ценностями и консьюмеризмом. Неудивительно, что у Generation X сформировалась негативистская картина мира. Кажется, оно разуверилось во всем — своих родителях, социальных институтах, общественном устройстве. Generation X стало символом упадка Америки середины 1990-х гг.
|
|
В 1980-е в Америке было немало других проблем: яппи все активнее захватывали власть, свирепствовал СПИД, пала Берлинская стена и разваливался Восточный блок. Обществу было не до инксеров, но они уже существовали. К рассматриваемому поколению в зарубежной литературе принято относить тех, кто родился в период с 1961 по 1981 г.27 Хронологически оно следует за поколением «baby boomers» (родившиеся в период с 1943 по 1960 г.), в истории США это тринадцатое по счету поколение молодежи. Во множественном числе их называют Xers («иксеры»). Другие наименования — post-baby boom generation, Gen X culture, «twentysomethings». Численность Generation Хъ США — 46 млн человек.
Среди негативных характеристик этого поколения используют такие термины, как немотивированные бездельники, прогульщики, безответственные, уклоняющиеся от службы в армии. Они нигде не работают, любят компьютеры, природу, «экстази», конструкторы «Лего», дешевую еду и техно-party- Менеджеры крупных и средних корпораций даже не знают, что с ними делать и как ими управлять. В России «поколением Икс» часто называют клубную молодежь, читателей «Птюча» и «ОМа», поклонников ботинок «Dr. Martens» и цветных джине «Diesel».
27 Smith В. Managing generation X // USA Today Magazine, 2000. November (www.britanica.com).
История группы 27-летних молодых людей, страдающих «успехофобией», работающих на непрестижных и малооплачиваемых работах, проводящих время болтая и травя байки, описанная Д. Коуплендом28, сразу стала бестселлером. В первом романе, неожиданно принесшем автору мировую славу и звание культового писателя, он повествует о поколении, чей активный возраст пришелся на 1980—90-е гг. — эпоху, когда материальные проблемы стали легко решаемыми, а внутренние — почти неразрешимыми. Помещенный в романе и вынесенный на поля «словарь иксеров» ныне разошелся на цитаты29. Один из главных героев Энди и его друзья путем отказа от престижной и высокооплачиваемой работы, крупных заработков и бытового комфорта
|
|
ищут свою самотождественность. История жизни молодых парней, жителей одного из пригородов канадского Ванкувера, удивительно похожа на историю наших современников: безумства и надежды юности, постепенное взросление и связанные с ним обретения и разочарования, выход в большой мир и возвращение в родительский дом. Путь их духовных исканий близок к тому, что происходит в период социального становления с каждым молодым человеком: от здорового любопытства до тихого цинизма.
Д. Коупленд, ставший рупором целого поколения, как и представители описанного им поколения Икс, родился в 1961 г. на базе НАТО в Германии. Он — третий сын в семье врача (всего в семье было четверо детей), которая после четырехгодичного отсутствия на родине вернулась в Ванкувер, где и вырос кумир поколения Икс. Здесь же в 1984 г. закончил колледж культуры и дизайна, затем он несколько лет стажировался в Италии и Японии, работал корреспондентом в ряде крупных газет. Новым поколением заинтересовался в 1988 г., когда в журнале опубликовал свою первую статью. На нее обратили внимание. Когда редактора издательства «St. Martin Press» (1989) попросил подготовить статью для Yuppie Handbook, Коупленд вместо этого написал целый роман. Получилась история о трех молодых людях, живущих в пустыне около Палм-Спрингс, навещающих на Рождество родителей и рассказывающих друг другу (и читателю) различные истории из своей жизни30. Роман Коупленда об иксерах был иллюстрирован поп-артом — рисунками в стиле Роя Лихтенштейна.
После выхода первой книги Коупленда в короткие сроки «Gen X» стало настоящей торговой маркой — множество книг, фильмов, модных фирм, журналов, газет и интернетовских сайтов стали привязывать себя к поколению Икс. Самого Коупленда пригласили работать в рекламу, обещая любые деньги и условия, — «никто лучше вас не знает поколение двадцатилетних!»
28 Коупленд Д. Generation Икс. М., 2002.
29 Примеры из словаря: «загончик для откармливания молодняка», «черные норы», «шведская ме
бель», «архитектурное несварение», «японский минимализм».
30 Истории посвящены тому, как кто-то ушел с работы, обхамил шефа, бросил дом, уехал в пустыню
или улетел к звездам.
С тех пор он выпускает по книге почти каждый год: «Планета шампун («Shampoo Planet», 1992), «Жизнь после Бога» («Life After God», 1994), «рак* Майкрософта»31 («Microserfs», 1995), «Фотоснимки от мертвецов» (Ро1аГо^ From the Dead, 1996), «Пока подружка в коме» (Girlfriend in a Coma, 199к/ «Город из стекла» (City of Glass, 2000). Американская компания Single Cell начале 2004 г. приобрела права на экранизацию одной из последних кнцЙ Дугласа Коупленда «Все семьи — сумасшедшие» (All Families Are Psyc/wti Г 2001). Она рассказывает о семейном торжестве на мысе Канаверал за два дн' до полета первой женщины-космонавта в космос, сорванного рядом чрез вычайных событий, включая похищение детей, перестрелки, борьбу с мафией. В 2003 г. вышел последний роман культового писателя современной молодежи — «Привет, Нострадамус» (Hey Nostradamus).
Generation X — поколение разуверившихся во всем
Ныне это преуспевающий журналист, сотрудничающий с ведущими мировыми газетами и журналами, автор 10 романов, изданных в 30 странах на 22 языках. Во всех книгах он обнаружил недюжинную социальную находчивость, выявил себя опытным наблюдателем, подмечающим мельчайшие детали в поведении своих современников. Д. Коупленда называют кумиром «Поколения Икс», «Сэлинджером нового поколения», «Томом Вулфом девяностых».
|
|
Коупленду принадлежат и другие заслуги, так или иначе связанные с обогащением словаря XXI в. Крупнейшая мировая сеть ресторанов быстрого обслуживания McDonald's обиделась на составителей академического словаря Вебстера за то, что те «дали пощечину всему персоналу компании». Среди 10 тыс. новых слов, которые были внесены недавно в словарь, было слово «mcjob» (работа в «Макдональдс»), которое истолковывается, как «низкооплачиваемая бесперспективная работа» (low-paying and dead-end work)- Этот термин был создан (и зарегистрирован как торговая марка) в 1983 г., как название кампании по трудоустройству инвалидов. Однако позже слово ста-
31 Название «Microserfs» представляет собой придуманный Коуплендом неологизм, обозначающий младших служащих компьютерной корпорации Microsoft.
ло нарицательным, обозначавшим именно низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу, такую как в американских закусочных. В 1991 г. его окончательно утвердил в этом значении Д. Коупленд, использовав в романе «Поколение Икс». В русском тексте книги этот термин переведен, как «макрабство»32.
В романе «Рабы Майкрософта»33 автор критикует современные корпорации — на примере технологического лидера компании «Майкрософт» — за уничижительное отношение к людям, превращение личности в безмолвного раба. «Компьютерные» мальчики и девочки, вчерашние зануды-яппи, решившие покинуть безопасную гавань — «родную корпорацию» — и стать свободными, ее, свободу, как раз и не обретают. Критики писали об этой книге так: «Эта книга — гимн всем навязчивым песням, телепрограммам, торговым маркам и заголовкам, которые вторгаются в нашу внутреннюю жизнь... Роман этот — больше, чем просто исследование компьютерщиков и компьютерщины».
В романе «Планета шампуня»34 (1992) Дуглас Коупленд, летописец цивилизации после Бога, воссоздает один год жизни молодого обитателя заштатного американского городка, — год, который вмещает в себя утрату и обретение иллюзий, начало и конец бегства из родного дома, опыт любви и нелюбви, соотнесение себя с миром еще живой и уже погубленной прогрессом природы. «Пока подружка в коме»35 — роман о конце света, который наступает поначалу в духовном, а потом и в физическом смысле.
|
|
Сегодня, намного повзрослев, Коупленд отошел от ценностей своего поколения и уже не хочет именоваться «певцом поколения Икс». Пятнадцать лет, прошедшие с момента публикации знаменитого романа, многое изменили в жизни канадского журналиста. На смену его поколению пришло совершенно новое, которое, прочитав «Поколение Икс», как это ни странно, увидело в нем себя. Создается ощущение, что автор описал не самого себя и своих друзей, не последовавшее за хиппи и бэби-бум поколения, а дал некий собирательный социальный образ, под который подходит любая генерация двадцатилетних. Нынешняя молодежь приняла книгу на «ура», сказав, что она точно отражает их видение мира, одержимость прошлым и страх будущего36.
32 В названии романа идет игра слов: слово soft — мягкий, автор изменил на похожее serf— слуга, раб.
33 Коупленд Д. Рабы «Майкрософта». М., 2002.
34 Он же. Планета шампуня. М., 2003.
35 Он же. Пока подружка в коме. М., 2002.
36 Кузнецов С. Икс, неосмотрительно превращенный в крест // Коммерсант-daily. 1996. 22 авг.