В. Корочанцев Африканские имена

В именах живет ненаписанная история Африки со всеми ее чаяниями, представлениями о жизни, бедами и радостями. Хорошая книга об именах могла бы стать психологическим портретом каж­дого отдельного народа-племени, а в совокупно­сти и всего континента.

Есть целый класс имен, звучащих как призыв о помощи или некий намек, подсказка, которую надо услышать, понять: Вапигирики («Почему я должен быть объектом ненависти?»), Ндимубан-зи («Я окружен врагами»), Хабинкути («Благода­ря друзьям»). Что за драмы отражены в этих столь непривычных для европейского слуха на­званиях?

По традиции ребенок у народа бафутов (Африка) получает имя, когда ему исполняется восемь дней. Специальная церемония для этого события не предусмотрена, но существуют свои правила. Первую девочку обычно называют по имени ма­тери ее отца, а вторую — бабушки по матери. Со­ответственно первый мальчик получает имя отца матери, а второй — собственного родителя. Тре­тьему дается имя какого-нибудь мужчины из ма­теринской семьи. Младенец, появившийся на


свет без помощи повитухи, нарекался Васе. При­мерный эквивалент перевода: «что-то упавшее, неожиданно свалившееся». Если бафутка теряет несколько детей подряд, то предпринимается попытка обмануть рок. Дабы переломить судьбу, следующий отпрыск на­рекается Нкурину: «Чепуха, Мусор, Вздор» или того пуще — Ндунудуну: «Еще больший вздор». Можно ли себе представить, чтобы на обладате­ля такого презрительного имени, явно свиде­тельствующего, как мало ценят его родители, польстился хоть сколько-нибудь уважающий себя дух? Вот такие маленькие африканские хитрости...

В течение жизни имя у бафутов может меняться. Делается это с той же целью — запутать, сбить со следу недоброжелателей из мира духов. Если говорить о вельможе, то новое имя ему самолич­но подбирает вождь, и оно используется в преде­лах двора вождя, а в повседневной жизни, за воротами дворца употребляется старое. Близнецам бафутов заведено давать особые име­на, по которым определяется их семейный статус. Если оба новорожденных — девочки, их нарека­ют Лемнви и Бенви, если мальчики — Кунви и Фунви. Если девочка и мальчик, то мальчика зо­вут Кунви или Фунви, а сестру — Лемнви или Бен-

40 Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.

ком до истечения лунного месяца после рождения. У догон Западного Су­дана развитие от зачатия до рождения ребенка представлялось как период движения от «мифического прамира к людскому обществу». Развивающийся плод, как считали догоны, был подобен рыбе, а новорожденного соответ­ственно сравнивали с живой рыбой4'. У маленького народа бафутов в Камеру­не имя, как считается испокон веков, влияет на судьбу человека, придает смысл его жизни, защищает от види­мых и невидимых опасностей и даже налагает отпечаток на облик. Человек без имени представляет опасность и для себя, и для общества, поэтому родители в установленный обычаем срок спешат его наречь. В известном смысле это равнозначно таинству крещения: жизнь младенца обретает предназначение, направленность.

В некоторых обществах не было четкого порядка наречения детей. Напри­мер, у хиваро (Африка) в одних семьях отец давал имя и сыновьям и дочерям, в других отец давал имя сыновьям, мать — дочерям. Имя ребенку своего пола могут также давать отец отца и мать матери. Обычно ребенку давали имя умер­шего родственника из поколения родителей или дедов, сыну — имя родствен­ника, который много работал и убил врагов, девочке — имя женщины, ува­жаемой за трудолюбие42. Имена нередко являлись названиями животных и особенно птиц, иногда не имели никакой смысловой нагрузки.

ви. На этом именной ассортимент для близнецов исчерпывается. Если на свет будут появляться все новые двойни, они обречены носить те же имена. Представьте, какой неразберихой это чре­вато! Но мы уже знаем: чем больше путаница, тем надежнее.

Многие африканцы нынче выбирают христианс­кие имена вроде Джозефа, Питера, Джона, Мозе-

са, Абрахама. Это признак не столько набожнос­ти, сколько суеверия. Таким манером люди с тем­ной кожей, привыкшие завидовать богатству и


преуспеванию белого человека, пытаются прима­нить, а то и переманить к себе его фортуну. Одна­ко для надежности лучше не портить отношений и с региональными высшими силами. Поэтому на континенте так часто встречаются смешанные христиано-туземные имена, например, Джон Нди-фон, Джозеф Каке, Мартэн Мфомбе. Среди моих знакомых была женщина с таким же смешанным именем — Эстер Буйю (Хохотушка), и я дивился тому, как верно угадали родители ее будущий смешливый и оптимистичный нрав. Впро­чем, здесь возможен и обратный процесс — под-страивание характера под выбранное имя. По­пробовала бы Буйю-Хохотушка ныть и хнакать — да ее бы подняли на смех! Обретение имени — одно из важнейших событий в жизни любого черного африканца. По его убеж­дению, имя — пропуск в человеческий мир, сво­его рода удостоверение личности, если угодно, — путеводный знак.

При выборе имени — и в этом коренное отличие от европейской практики — отбрасываются

41 Roumeguere-EberhardtJ. Pensee et societe africaine. P., 1963. P. 27-28. Doke С The Lemba of Northern Rhodesia.
L., 1931. P. 134; Dieterlen С L'image du corps et les composantes de la personne chez les Dogon // La notion de
personne en Afrique Noire. P., 1973. P. 219-222. Цит. по: Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982.
С. 234-235.

42 Harner M. The Jivaro. P. 83-85.

В христианстве имянаречение определяло не только место человека в социальной, но также в сакральной иерархии, поскольку у каждого ребенка появлялся свой святой — его покровитель и заступник на небесах. Если имя отражало устоявшиеся в обществе традиции, правила и моду, определяя, так сказать, горизонтальный срез социализации, то фамилия, наследуемая от отца и деда, указывала на принадлежность ребенка к вертикальному стволу культуры — фамильной генеалогии, роду или племени. Наконец, собствен­ное имя и фамилия определяли право на обладание собственностью, в том

числе интеллектуальной. Вот почему имя Шекспира или Гомера обозначает не только совокупность принадлежа­щих данному лицу сочинений, но и высокое качество интеллектуального продукта, который является неотъем­лемой частью мирового культурного наследия.

Едва поженившись, молодые люди начинают гадать, как назовут будуще­го ребенка, придумывают имена для сына или дочери. Астрологи, чьи про­гнозы сегодня чрезвычайно популярны, советуют прежде чем дать имя, со­ставить для малыша индивидуальный гороскоп. Почитатели нумерологии — науки, основанной на теориях чисел Пифагора, предлагают сначала все хо­рошенько просчитать, чтобы число дня рождения совпало с числом имени. Но чаще всего имена присваивают, полагаясь на традицию — в честь деда или отца, а также на моду либо собственные пристрастия.

прочь эстетические и прочие суетные соображе­ния. Главное — забота о будущем ребенка, его судьбе. В старину антропонимика у ряда народов, в частности, у конго и луба, ограничивалась на­бором из 40-100 имен. Но все они были призва­ны помочь человеку, вступающему в жизнь, стать добрым, умным, сильным и стойким. Африкан­ские имена заключают в себе конкретный смысл-пожелание. При этом нередка привязка к живот­ным, престижным профессиям, символам матери­ального достатка.

В Зимбабве я знавал военнослужащего Харипот-са — «Тот, кто никогда, не промахивается». И он в самом деле точно метал копье и стрелял по ми­шеням. Где здесь причина, а где следствие, мож­но только догадываться.

А вот наиболее яркий пример «сбывшегося» име­ни. 18 июля 1918 г. на юге Африки в семье вождя народа тембу Генри Гадлы Манделы на свет по­явился мальчик, которого назвали Ролихлахла — Мятежный духом (на языке коса). Сегодня Нельсона Ролихлахлу Манделу, мужественного борца с апартеидом и первого темнокожего пре­зидента ЮАР, знает весь мир. Как удалось его родителям подобрать столь пророческое имя, никому неизвестно.

Африканские имена часто содержат в себе привяз­ки к конкретным историческим событиям или со­держат намек на некие обстоятельства, предше­ствовавшие или сопутствовавшие родам. Так, у буш-


менов на юге Африки мне встречался мальчик по имени Пылающий огонь и девочка Маленькая са­ранча. Обладая определенными познаниями о ме­стных обычаях, не трудно догадаться, что первый родился во время пожара, а вторая — в момент опустошительного налета пустынной саранчи. На западе Африки детей принято называть по дням недели, в которые они родились. В этом сокрыт некий сакральный смысл, отчасти напо­минающий астрологические прогнозы. По упомя­нутому признаку определяют, какой день недели или какая часть суток наиболее благоприятны носителю того или иного имени, а какие, напро­тив, грозят опасностью.

Между прочим, Генеральный секретарь ООН, га­нец по происхождению, Кофи Аннан родился в пятницу, на что указывает его имя. Я был знаком и с его тезкой, родившимся в тот же день неде­ли, — ганским гитаристом Кофи Нимо, который прославился исполнением так называемой «му­зыки пальмового вина», весьма поэтичной. По мере взросления человека его имя может уд­линяться, становиться сложно-составным, чтобы впитать новые биографические подробности. Так выстраивается, скажем, имя Коджо-Фонду (Поне­дельник-Заботливый), а через пару лет добавля­ется еще одна оценочная часть: Санатсу (Очень сильный).

Сокращено по источнику: Корочанцев В. Что в имени твоем? // Эхо планеты. 2001. № 42.

Таким образом, присвоение имени ребенку — неважно, происходит оно по традиционному сценарию многоступенчатого обряда или подчиненно ускоренной программе и ритмике постсовременного общества, — возникает на самых ранних этапах формирования семьи и жизни ребенка. Во многих культурах ему придают не меньшее значение, чем появлению на свет ново­го человечка.

Имянаречение — присвоение имени новорожденному — один из важнейших элементов социализации

Социологи и антропологи отмечают, что выбор имени в разных культу­рах, обществах и эпохах обусловлен не обязательно одним и тем же кругом обстоятельств. В христианстве выбор имени часто связывают с конкретным святым, у некоторых групп населения он продиктован требованиями астро­логии. У эвенков имянаречение раньше проводили, когда ребенок начинал «лепетать», угадыванием имени родственника, воплотившегося в нем. Эти имена, в детском возрасте, не членами семьи не применялись. В 3—5-лет­нем возрасте детей крестили и православное имя становилось официальным, а традиционное использовалось в домашнем обиходе.

В современном Непале детей называют как и богов — Крина, Вишну и др. Считается, что с подобными именами будет труднее грешить. Правда, имена богов присваивают целым коллективам — предприятиям, банкам, магазинам.

На Руси ребенка обычно называли именем святого, день памяти которо­го был ближайшим «наперед» (т.е. будущий). Другой распространенный принцип выбора имени — по умершим или живым родственникам, причем мальчика чаще всего называли именем деда. С помощью имени новорож­денный включался в ту или иную последовательность (святых или людей) и отождествлялся со всеми прежними носителями данного имени. Связь име­ни и человека распространяется не только на его поведение, но и на физи­ческое состояние. Имянаречение является наиболее важным механизмом включения новорожденного в культуру.

В своей семье греки при рождении получали только одно имя, фамилий же в современном значении этого слова, объединяющих весь род и перехо­дящих по наследству от отца к сыну, в Греции не было. Не было и общепри­нятого списка имен, из которого родители малыша могли бы выбрать одно для наречения им новорожденного. Так что имена детям давали совершен­но произвольно, часто придумывали новые, не встречавшиеся ранее, но связанные или с какими-либо обстоятельствами рождения ребенка, или с какой-нибудь характерной чертой, которая его выделяла уже при появлении на свет или же которую родители хотели в нем видеть впоследствии43. Часто мальчика называли просто в честь отца или деда, девочку — в честь матери

или бабки. Так, оратор Демосфен но­сил имя отца, и его звали Демосфен, сын Демосфена. Сын Перикла и Аспа-сии также получил имя отца, а дочь поэтессы Сафо — имя своей бабки. Софокл, Алкивиад, Аристид, Платон, Сократ — все это не имена, а фамилии. Антропологи, подробно изучившие социальный статус имени, выявили ряд удивительных особенностей. Изве­стны данные о примитивных племе­нах, где человек настолько сливался со своим именем, что боялся его поте­рять, в случае если его узнают недобро­желатели. Узнав подлинное имя, враг якобы может обрести власть над ним, а потому его следует держать в стро­жайшем секрете. В Нигерии и многих других районах континента исстари считается, что, услышав имя человека, колдуны могут наслать на него пор­чу. По этой причине африканцы крайне редко зовут друг друга по имени, очутившись в излюбленных, как считается, обиталищах духов: в сумрачных чащах, на болотах, реках или у водопадов. На произнесение имени больно­го обычно накладывается табу — это может его погубить.

Родители, как правило, очень серьезно подходят к выбору имени для сво­его ребенка. Особенно четко это обозначилось в последние годы, поскольку у нас во многих семьях ребенок только один. Естественно, ему отдается вся любовь, вся теплота, ласка и все это концентрируется в одном единственном слове — имени. Опрос молодых родителей показал, что они стремятся к тому, чтобы имя было красивым, современным, соответствующим духу эпохи.

Тем не менее с присвоением имени происходят самые разные, а порой и неожиданные ситуации. Некоторые пары во время регистрации новорож­денного так и не приходят к единому мнению: маме очень хочется назвать сына Денисом, а папа настаивает на Кирилле. Еще до рождения младенца в выборе ему имени могут участвовать папа, мама, бабушка, дедушка, а так­же многочисленные родственники и друзья. Довольно часто новорожден­ных называют в честь их бабушек и дедушек или в честь одного из родите­лей. Так появляются в доме два Николая или два Алексея. Во время транс-

43 Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

ляции фильма «Дикая Роза» просто отбоя не было от желающих назвать своих дочерей Розами. Потом предлагались имена Марианна, Иден. А один папаша непременно хотел назвать свою дочь Изаурой. Родители стараются выбрать благозвучные и достойные имена своим детям, роднящие их с вы­дающейся личностью, семейством и даже целым народом.

Понятно, что многим родителям хочется дать ребенку красивое и благо­звучное имя, да чтоб не такое, как у всех, а редкое. Так, в этом году в Сургу­те появились новорожденные с именами Даяна, Аурика, Элизабет, Рубин, Алмаз, Анита, Марета, Павлина, Боян, Вафа, Хрусталина, Елисей, Кристи­ан, пять Виолетт, четыре Лианы и три Миланы. Самыми популярными нын­че именами являются Александр, Ана­стасия, Дмитрий, Даниил, Владислав, Иван, Кирилл.

На протяжении 900 лет по церков­ному уставу имя ребенку нужно было давать на восьмой день после рожде­ния — при крещении. В начале 1920-х гг. коммунисты, упразднив крестины и обрезание, ввели так называемые ок-тябрины, на которых новорожденным дают вместо христианских или библей­ских имен — имена, взятые от револю­ции, т.е. от фамилий вождей, названий местностей, связанных с революцией: «Это был гражданский обряд, посвя­щенный рождению ребенка и нарече­нию ему имени. Одни из первых октяб-рин состоялись в 1922 г. на Урале, в го­роде Надеждинске (ныне Серов), в семье рабочих. Товарищи по работе пришли в одну семью, где родилась де­вочка, поздравили родителей, выбрали имя ребенку и преподнесли наказ: «Мы осеняем тебя не крестом, не святой водой и молитвой, а нашим Крас­ным знаменем борьбы и труда, пробитым пулями, разорванным штыком... Когда твой разум окрепнет, прочти эти строки, встань в ряды бойцов, раз­бей последние остатки рабства и страдания, в которых веками томилось человечество»44. Интимно-личному церковному обряду, на который допус­кался узкий круг родственников, советская власть противопоставила мас­совое агитационно-пропагандистское мероприятие, напоминавшее полити­ческий митинг. Проходил он примерно так. В переднем углу клуба отряд пионеров с алым стягом пел под негромкую дробь барабана: «Мы — моло­дая гвардия рабочих и крестьян». Потом к ребятам обращался председатель: «Товарищи пионеры, предлагаю вам отправиться за матерью и пригласить сюда». Пионеры с барабанным боем возвращались с матерью, которая не­сла на руках ребенка. Публика аплодировала, кричала «ура!». Когда все вхо­дили в клуб, мать заявляла: «Ребенок принадлежит мне только физически. Для духовного воспитания передаю его обществу». В ответ на ее слова раз­давались аплодисменты. Председатель брал ребенка на руки, пионеры раз-

44 Энциклопедия русских обычаев / Сост. Н.А. Юдина. М., 2000. С. 40-41.

вевали над ним полотнище знамени и говорили: «Мы, пионеры, даем клят­ву, что поможем новому члену пройти все три школы: пионерскую, комсо­мольскую и РКП — и стать честным гражданином. С честью мы принима­ем новорожденного в свой отряд».

Октябрины

Председатель зачитывал официальную грамоту, данную младенцу от жилищного товарищества, примерно такого содержания: «В день годовщи­ны Октября правление и трудящиеся дома торжественно принимают в чле­ны своего коллектива новорожденную и нарекают ее именем Майя в честь международного пролетарского праздника 1 Мая». Потом санячейка дома преподносила матери вторую грамоту о принятии шефства над ребенком45. В 1935 г. в одном из своих фельетонов И. Ильф и Е. Петров писали о том, что на октябрины новорожденному всегда дарили одно и то же — красное сати­новое одеяло. Но уж за это одеяло председатель месткома брал реванш: над люлькой младенца он произносил двухчасовой доклад о международном положении. Взрослые тоскливо курили, оркестр часто играл туш. Коммуни­стические октябрины так и не стали массовым обрядом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: