И этимология вопроса

Устаревшее ныне и почти забытое слово «призреть» означало приглядеть за убогим, помочь сироте, подвинуть душу к состраданию и милосердию. В толковых словарях мы можем узнать о том, что призирать означает бро­сать взор со вниманием и участием, поступать милосердно, откликаясь на нужды ближнего, дать приют и пропитание, взять под свое покровительство. Призрение, таким образом, одновременно значит попечение, опеку и соци­альную защиту. Беспризорный — это маленький человек, оставшийся без социальной помощи, а не бесконтрольный. А вот слово безнадзорный обо-

значает ту самую бесконтрольность, т.е. отсутствие родительского досмот­ра—в силу занятости на производстве, длительного пребывания в больни­це или отъезда, нежелания воспитывать детей и т.п.

Таким образом, безнадзорность обозначает невыполнение функций вос­питания и контроля со стороны агентов первичной социализации родите­лей и родственников. Беспризорность — это невыполнение социальной опеки со стороны государства и уполномоченных им социальных институ­тов над несовершеннолетними (т. е. неспособными еще зарабатывать на пропитание собственным трудом) гражданами в случае, когда те лишились помощи агентов первичной социализации. Запомним еще раз: безнадзор­ность — это дисфункция в системе агентов первичной социализации; беспри­зорность — дисфункция в системе институтов вторичной социализации. В до­революционной России надзор могла осуществлять не столько семья, сколь­ко поземельная община — первичная общность по месту жительства. Но термин «призрение» относился исключительно или преимущественно к го­сударственным ведомствам.

Понятие благотворительность имеет два значения. В узком смысле бла­готворительность означает оказание избирательной помощи нуждающим­ся из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей судьбе просящих. В широком смысле слова благотворитель­ность включает в себя и призрение, т.е. обязательную и организованную деятельность по оказанию помощи нуждающимся с учетом их реального положения. Как правило, делом призрения занимались специальные госу­дарственные и общественные учреждения, заведения.

Два понятия — беспризорность и призрение — имеют между собой не только много общего, но и происходят из одного корня. Действительно, сло­во «призревать» в русском языке значит опекать.

Специалисты включают в совокупность действий, при помощи которых осуществляется призрение, если оно мыслится как институциализированная со­циальная практика (осуществляемая официальными учреждениями под конт­ролем и управлением государства), следующие категории нуждающихся:

♦ дети-инвалиды;

♦ социальные сироты;

♦ дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей;

♦ беспризорные;

♦ дети, бежавшие от войны;

♦ дети с девиантным поведением.

Институт общественного призрения в нашей стране, получающий госу­дарственное субсидирование и включающий сотни тысяч штатных сотруд­ников и наемных работников — от социальных работников, нянечек и учи­телей до врачей-логопедов и сантехников, тысячи заведений, институтов, ла­бораторий, санаториев и т.п., осуществляет свои функции в следующих формах и типах учреждений:

♦ школы-интернаты;

♦ детские дома;

♦ трудовые и воспитательные колонии;

♦ приюты;

♦ временные приюты;

♦ семейные детские дома.

Детская беспризорность — отсутствие у детей и подростков места житель­ства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершен­нолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным. Его характеризуют такие признаки, как:

а) отсутствие постоянного места жительства (бездомность);

б) разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их),
родственниками, педагогами, воспитателями;

в) отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (се­
мьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и подобных им уч­
реждений);

г) незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).
Бездомными считаются люди, не имеющие жилья (ни собственного, ни

служебного, ни взятого в наем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками, друзьями, знакомыми), или пользующиеся досту­пом к жилью на эпизодической осно­ве и рискующие остаться без него в любой момент. Иными словами, это — «уличные» бродяги и бомжи. Их основ­ное место ночлега — вокзал, чердак, подвал, улица. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова бездомный трак­туется как «человек, не имеющий жилья, приюта». Синонимом термина «бездомный» в русском языке является термин «беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой». Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлый образ жизни». Бездом­ность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как про­живание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга. В России к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ноч­лежках и домах, предназначенных на снос; проживающие у друзей. Суще­ствует и скрытая бездомность — это семейные общежития, разведенные люди, молодые специалисты, люди, поехавшие на великие стройки, за за­работками на рыбную путину и не сумевшие там определиться и найти по­стоянное место работы и жительства.

Беспризорный это обычный ребенок, лишенный заботы родителей или семьи, не находящийся под опекой специализированного детского учрежде­ния, ведущий бездомный образ жизни. Сегодня беспризорников называют «дети улицы», «дети подземелья», т.е. люди, лишенные полноценной заботы. Беспризорными на Руси считали детей, бродяжничавших и побиравших­ся вместе с родителями, проживавших в сообществе воров и проституток. Тогда значение термина не было четко сформулировано, и употреблялся он как в отношении детей, так и взрослых. Но сегодня в эту категорию могут быть включены: оседлые семьи профессиональных нищих; беженцы и се­зонные рабочие, приезжающие на заработки с детьми, которые большую часть дня предоставлены сами себе и не посещают ни школу, ни другие дет­ские заведения1. Термин «беспризорный» возник еще в XVII в. с зарождением

1 Рудое А. Беспризорная Россия // Индекс/Досье на цензуру. 17/2002.

государственной заботы о нищих и бездомных. К концу XVIII в. им все чаще обозначают несовершеннолетних, преимущественно до 14—16 лет.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения ро­дителей. И в этом случае общество и государство берут на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия — сирота (сиротство) и социальный си­рота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических роди­телей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем (рис. 31). В этом случае заботу о детях берет на себя об­щество и государство2. Это и дети, родители которых юридически не лише­ны родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях3.

Рис. 31. Социальные сироты

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близ­кое к опеке. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)»4. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а

2 Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 192.

3 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.,1999. С. 299.

4 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 445.

его обязательства — опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним отно­сятся дети, родители которых:

♦ умерли;

♦ лишены родительских прав; ограничены в родительских правах;

♦ признаны безвестно отсутствующими;

♦ недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;

♦ обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

♦ уклоняются от воспитания детей;

♦ отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечитель­ство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования,

защиты их прав и интересов. Опека уста­навливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанав­ливается над этой категорией детей в воз­расте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, упот­ребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родите­лей, и социального сироту.

В русском языке словом «сирота» обычно называется ребенок, лишив­шийся одного или двух родителей. Но не только он. Согласно словарю В.И. Даля, диалектным словарям, также обозна­чается «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом зна­чении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и поби­рушек»5. В обиходе и фольклоре сиротой называются персонажи, лишившие­ся опекуна, защитника, например, девушка, оставленная любимым, или товар (дом) без хозяина. В Древней Руси сиротами назывались крестьяне. Историк Б.Д. Греков пишет, что «сиротами» на территории Северо-Восточной Руси на­зывались крестьяне-смерды6. Слово смерд М. Фасмер соотносит со смердеть, смородъ: «Это слово носит отпечаток презрения к земледелию, которое расце­нивалось как низменное занятие»7. «Сирота» становится синонимом слова «смерд» по той причине, что обозначает человека, стоящего на низкой ступени социальной лестницы. В России XVI—XVII вв. крестьянские сироты, выросшие в монастырях и кабально зависевшие от них, назывались детеныши.

Сиротами считаются все оставленные и прежде всего оставленные роди­телями дети, судьбой и удачей — нищие, мужьями — вдовы. Сиротами было принято также называть детей солдат. Применение слова «сирота» к детям солдат связано с тем, что рекруты и солдаты воспринимаются как социальная группа, занимающая пограничное положение между миром людей и миром мертвых, поскольку они отдалены от семьи8. Все они — оставленные, бро-

5 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1994. С. 164.

ь Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. С. 234.

7 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. III. M., 1971. С. 685.

8 Трофимов А.А. Сирота в славянском фольклоре, обрядах и верованиях (http://ivgi.rsuh.ru).

шенные, покинутые, т.е. относятся к категории социальных изгоев и, подоб­но слою неприкасаемых в кастовой системе Индии, русские сироты стоят вне классовой структуры. Поскольку они вызывают у народа жалость и со­страдание, обласканы русским фольклором, сказаниями и песнями, то по­мещать их на социальное дно, относить к андерклассу, как это делается с презираемой всеми кастой неприкасаемых, по всей видимости, нельзя. Маргинальность сирот выражается в том, что они стоят сбоку — на обочи­не полнокровной общественной жизни. У южных славян сирот не допуска­ют к участию в свадебном обряде. В Сербии муку для свадебного печенья могут просеивать только девушки, имеющие родителей. Считается, что это избавит молодую от одиночества и бед семейной жизни. В некоторых сва­дебных ритуалах обязательно должны участвовать мальчики, при этом сле­дят, чтобы их родители были живы9. В Болгарии не приглашают сироту на третий день после родов, когда задабривают наречниц (орисниц), которые определяют судьбу новорожденного. Столь же характерен сербский запрет

сиротам первый раз зажигать огонь в новом доме. Сирота может передать свою участь окружающим, поэтому в ряде обрядов его следует отстранить от участия в них. У гайлуитов (Британ­ ская Колумбия) вдовцам и вдовам, си­ротам и незамужним не позволяется есть первую семгу улова. Если бы они попробовали этой первой рыбы, ход семги оказался бы ничтожным10.

Не всегда причиной сиротства являлась смерть обоих родителей. Авст­ралийские аборигены звали «сиротой» и такого ребенка, у которого умерла только мать. Дети, потерявшие родителей, обычно не погибали и не голо­дали, однако «сирота», в представлении аборигенов, — это несчастный и плохо воспитанный ребенок, который вечно плачет и что-то просит. Образ сироты часто встречается в австралийском фольклоре; в мифах и сказках сирота — это ребенок, за которым плохо следят и который в конце концов доводит до беды и себя, и всех взрослых".

Положение сирот в обществе всегда являлось депривелегированным: девочки-сироты нанимались няньками, а мальчики шли в подпаски12. Со­гласно белорусской легенде, волков Бог создал специально для того, чтобы сироты могли пастушеством зарабатывать себе на жизнь. Восприятие сиро­ты как самого беззащитного и обездоленного в обществе отразилось в на­родном творчестве. За ним закрепилось понятие «недоля». В русском языке слово «доля» выражает не только количественную меру целого, но и право­вое понимание части наследуемого имущества. Поскольку без такого стар-

9 Бромлей Ю.В., Кашуба М.С. Брак и семья у народов Югославии. Опыт историко-этнографическо-
го исследования. М. 1984. С. 184, 188.

10 См.: Бромлей Ю.В., Кашуба М.С. Указ. соч.; Седакова И.А. Хлеб в традиционной обрядности бол­
гар: родины и основные этапы развития ребенка // Славянский и балканский фольклор. Верова­
ния. Текст. Ритуал. М., 1994; Харузина В.Н. Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни. //
ЭО. 1911. № 1.

1' Артемова О.Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные ме­тоды воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1992. С. 26. 12 Ефименко П.С. Договор найма пастухов. М., 1878.

тового капитала трудно надеяться на удачную карьеру, а у сироты нет того, что завещают ему родители, судьба его, согласно народным поверьям, ско­рее всего не сложится. Иными словами, его ждет «недоля». Отсюда и широ­ко распространенные представления о «сиротской недоли».

Мотив сиротства как устойчивая семантическая единица использовался широко и в устном народном творчестве и в художественной литературе. О че­ловеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, что­бы кого-нибудь разжалобить, говорят «казанская сирота». Поверья фиксиру­ют связь сирот с русалками, богинками. Покойные родители сирот в поверьях выступают как предки-покровители, а в быличках — как заложные покойни­ки, приносящие вред живым. Сирот­ство — одна из основных тем похорон­ных причитаний. В сказках, например в «Сивке-Бурке», главный герой — млад­ший сын-сирота. И в знаменитой «Зо­лушке» героиня — почти сирота (есть отец, но нет матери). В частушках «сиро­тами» называются собственно сироты, девушки, расставшиеся с любимыми, солдаты, их дети, жены, дома, хозяева которых уехали. Здесь сирота выражает чувство одиночества и оставленное™. Оно должно вызвать у слушателя сострадание к герою. Немало и баллад, в ко­торых действует сирота. В духовных стихах слово сирота обычно употребляет­ся в расширительном значении, так называются все оставленные и беззащит­ные. В рекрутских песнях довольно часто рисуется картина несправедливости по отношению к сиротам. Распространены песни, содержащие жалобы сирот на несчастливую судьбу, клевету со стороны окружающих. Есть и такие песни, в которых родные не велят брать замуж девушку-сироту13.

В традиционной культуре сирота часто оценивается негативно, поскольку может передать свое несчастье окружающим. Это проявляется в поверьях, запрещающих жениться на вдовце, имеющего грудного ребенка. Распрост­ранены запреты на участие сирот в свадебном, родильных ритуалах, посколь­ку оно может повлечь за собой негативные последствия для новорожденно­го или новобрачной. Подобного рода запреты распространяются и на пред­меты, название которых связано со словом сирота. Так, запрещено брать для строительства дома бревно с двойной сердцевиной — пасынком. В фольк­лоре образ сироты появляется в тех случаях, когда требуется вызвать жалость к герою или отметить, что он принадлежит к категории «оставленных», как в песнях, частушках. В былинах сиротство лежит в основе конфликта: сын-богатырь либо мстит за отца, либо, в случае «мнимого сиротства» с ним сра­жается. Содержание баллад — плохое отношение мачехи к падчерице, но справедливость баллада не восстанавливает. В лирические песни проника­ют два противоположных представления о сироте: о «недоле» с одной сто­роны, и о способности влиять на плодородие — с другой, песни последнего типа часто используются в обрядах. И, наконец, в песни и баллады прони­кают представления о «нерожденности» и «невоспитанности» сироты людь­ми, его рождают и воспитывают силы природы14.

13 Трофимов А.А. Сирота в славянском фольклоре, обрядах и верованиях (http://ivgi.rsuh.ru).

14 Трофимов А.А. Указ. соч.

В социальной опеке и призрении нуждается также такая категория детей, как «бродяжки». В отечественной литературе под термином «бродяжниче­ство» принято понимать систематическое перемещение лица в течение дли­тельного времени из одной местности в другую либо в пределах одной мест­ности (например, города) без постоянного места жительства с существова­нием при этом на нетрудовые доходы. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достой­ное место в обществе и оказались в самых низших его слоях15.

Мотив сиротства широко использовался в устном народном творчестве и художественной литературе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: