Милосердие и благотворительность корнями глубоко уходят в начало российской истории. У их истоков стояли великие киевские князья, монастыри, московские и петербургские цари. Еще тогда возникла благородная традиция: забота о престарелых, детях-сиротах, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, чуткости, внимании. Цари и императрицы открывали специальные дома «для нищих детей», устраивали в городах России госпитали и приюты для незаконнорожденных младенцев, помогали голодным и бездомным, которые содержались за счет городских доходов, пожертвований частных лиц и церкви.
Еще со времен Древней Руси верховная власть стремилась проявлять заботу о детях-сиротах. Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского учения, т.е. после 988 г. Забота о них сводилась в основном к подаче милостыни и кормлению сирот и возлагалась на князей и церковь. Не только государство, но и церковь, дворянство и купечество, обладавшие для этого необходимыми материальными ресурсами, устраивали пристанища для старых, бедных, больных, вдов и сирот, всех, кто нуждался в помощи. Попечительством о бедных, больных и бездомных отличалась еще великая княгиня Ольга. Ее доброта к немощным и неимущим отражена в русских летописях. О ее деятельности пишет, в частности, Нестор, автор «Повести временных лет». Своей щедростью прославился уже в X в. киевский князь Владимир Святославович, известный в народе как Владимир Красное Солнышко и получивший красивое прозвище именно за свою щедрость. Он был истинным отцом бедных и страждущих. Каждый убогий и нищий мог прийти на княжеский двор и получить там на «всякую потребу, питье и яствы, и от скотниц кунами». Для больных, которые не могли дойти до княжеского двора, князь велел слугам развозить по улицам хлеб, мясо и рыбу, мед, овощи и квас, и люди его, обходя город, спрашивали, где проживают нищие и недужные и наделяли их всем необходимым.
19 Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. М., 1913.
Но особое значение для общественного призрения и благотворительности как государственной структуры имел Устав (996) князя Владимира. Именно он определил общественное призрение как одну из основных функций государства и послужил началом к устройству благотворительных учреждений в России вплоть до XVIII в. Устав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдовицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют». Нормативные княжеские документы определяли десятину, которая шла на содержание монастыря и церквей, богаделен, больниц, странноприимных домов. Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д.20
Князь Владимир, равноапостольный
Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки — княгини Ольги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной он сооружает там же церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Владимир повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, странных, сирот и вдовиц. После победы над печенегами, как рассказывает летопись, князь «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». И произнес тогда князь Владимир: «Яко немощные и больные не могут долезти двора моего. И повелел пристроити кола (телеги) и всклад хлеба, и мясо, и рыбы, и овощи разно-личные, и мед в бочках, а в других квас возить по городу, вопрошающе: где больные и нищие, и немогущие ходить? И тем раздалху на потребу...»21
20 См.: Благотворительная Россия: История государственной благотворительности в России: В 2 т.
СПб., 1903; Благотворительность в России: В 3 т. СПб., 1907.
21 Горелова Л.И. «Скинулся» народ на похороны князя // Московская правда. 1994. 4 мая.
Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., остался верен традициям своего отца. Как говорит предание, Ярослав был «якоже и отец его христолюбив и нищелюбив». Одним из первых благотворительных деяний Ярослава было утверждение на его личные средства сиротского училища, где содержались и учились 300 воспитанников. Призрение страждущих было одной из главных обязанностей и великого князя Владимира Мономаха. Древние предания сохранили для потомков его основную заповедь: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя». И своим детям он завещал: «Избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». Дети князя строго соблюдали наказ отца. Внук Владимира Мономаха великий князь Ростислав Мстиславович после смерти своего дяди великого князя Вячеслава Владимировича (1154) все его имущество и казну раздал монастырям, церквям, бедным, вдовам и странникам. А его сын — князь Роман Ростиславович всю жизнь занимался благотворительностью, отдал всю свою казну, не оставил себе даже на погребение. Хоронили князя на... народные пожерт вования. За один день была собрана такая сумма, которая превосходила доход князя за целый год. Заботясь о беспомощных, желая, чтобы и правители обращали на них внимание, великий князь Александр Ярославович (известный как Александр Невский) в 1247 г. издал указ, в котором говорилось об обязанностях Совета бояр: «Принимайте под защиту вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы. Он с меня и с вас взыщет»22.
В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя, либо возлагалась на церковь. Русские монархи, вначале киевские князья, а после них московские цари, совершая акты благотворения, выступали не как олицетворение государства, а как частные лица. Централизованная система государственного призрения сирот возникла гораздо позже — в императорский период. «Огосударствление» общественного призрения завершилось к 1810 г. передачей губернских приказов общественного призрения под юрисдикцию Министерства полиции и продолжалось, таким образом, сто лет.