Киевская Русь

Милосердие и благотворительность корнями глубоко уходят в начало рос­сийской истории. У их истоков стояли великие киевские князья, монасты­ри, московские и петербургские цари. Еще тогда возникла благородная тра­диция: забота о престарелых, детях-сиротах, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, чуткости, внимании. Цари и императрицы откры­вали специальные дома «для нищих детей», устраивали в городах России госпитали и приюты для незаконно­рожденных младенцев, помогали го­лодным и бездомным, которые содер­жались за счет городских доходов, по­жертвований частных лиц и церкви.

Еще со времен Древней Руси верхов­ная власть стремилась проявлять заботу о детях-сиротах. Идея призрения детей-сирот возникла и развивалась на Руси вместе с торжеством христианского уче­ния, т.е. после 988 г. Забота о них своди­лась в основном к подаче милостыни и кормлению сирот и возлагалась на князей и церковь. Не только государство, но и церковь, дворянство и купечество, обла­давшие для этого необходимыми материальными ресурсами, устраивали приста­нища для старых, бедных, больных, вдов и сирот, всех, кто нуждался в помощи. Попечительством о бедных, больных и бездомных отличалась еще вели­кая княгиня Ольга. Ее доброта к немощным и неимущим отражена в русских летописях. О ее деятельности пишет, в частности, Нестор, автор «Повести временных лет». Своей щедростью прославился уже в X в. киевский князь Владимир Святославович, известный в народе как Владимир Красное Сол­нышко и получивший красивое прозвище именно за свою щедрость. Он был истинным отцом бедных и страждущих. Каждый убогий и нищий мог прийти на княжеский двор и получить там на «всякую потребу, питье и яствы, и от скотниц кунами». Для больных, которые не могли дойти до княжеского дво­ра, князь велел слугам развозить по улицам хлеб, мясо и рыбу, мед, овощи и квас, и люди его, обходя город, спрашивали, где проживают нищие и недуж­ные и наделяли их всем необходимым.

19 Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. М., 1913.

Но особое значение для общественного призрения и благотворительно­сти как государственной структуры имел Устав (996) князя Владимира. Именно он определил общественное призрение как одну из основных фун­кций государства и послужил началом к устройству благотворительных уч­реждений в России вплоть до XVIII в. Устав князя Владимира опирался на правила и законы Православной греческой церкви, «Правила поместного Собора» (347): «Епископы должны суть помогать сиротам и вдовицам; вдо­вицы и нищие, и пришельцы странны и от церкви да питаются, и всякое угодие да приемляют». Нормативные княжеские документы определяли де­сятину, которая шла на содержание монастыря и церквей, богаделен, боль­ниц, странноприимных домов. Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д.20

Князь Владимир, равноапостольный

Князь Владимир открывает, по примеру своей бабушки — княгини Оль­ги, ряд богаделен и странноприимных домов в Киеве. В честь своего брако­сочетания с сестрой византийского императора Анной он сооружает там же церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом всех страждущих. Владимир повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, стран­ных, сирот и вдовиц. После победы над печенегами, как рассказывает лето­пись, князь «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». И произнес тогда князь Влади­мир: «Яко немощные и больные не могут долезти двора моего. И повелел пристроити кола (телеги) и всклад хлеба, и мясо, и рыбы, и овощи разно-личные, и мед в бочках, а в других квас возить по городу, вопрошающе: где больные и нищие, и немогущие ходить? И тем раздалху на потребу...»21

20 См.: Благотворительная Россия: История государственной благотворительности в России: В 2 т.
СПб., 1903; Благотворительность в России: В 3 т. СПб., 1907.

21 Горелова Л.И. «Скинулся» народ на похороны князя // Московская правда. 1994. 4 мая.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 г., остался верен традициям своего отца. Как говорит предание, Ярослав был «якоже и отец его христолюбив и нищелюбив». Одним из первых благотво­рительных деяний Ярослава было утверждение на его личные средства си­ротского училища, где содержались и учились 300 воспитанников. Призре­ние страждущих было одной из главных обязанностей и великого князя Владимира Мономаха. Древние предания сохранили для потомков его ос­новную заповедь: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя». И своим детям он завещал: «Избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». Дети князя строго соблюдали наказ отца. Внук Вла­димира Мономаха великий князь Рос­тислав Мстиславович после смерти своего дяди великого князя Вячеслава Владимировича (1154) все его имуще­ство и казну раздал монастырям, церк­вям, бедным, вдовам и странникам. А его сын — князь Роман Ростиславо­вич всю жизнь занимался благотвори­тельностью, отдал всю свою казну, не оставил себе даже на погребение. Хо­ронили князя на... народные пожерт­ вования. За один день была собрана такая сумма, которая превосходила доход князя за целый год. Заботясь о беспомощных, желая, чтобы и прави­тели обращали на них внимание, великий князь Александр Ярославович (из­вестный как Александр Невский) в 1247 г. издал указ, в котором говорилось об обязанностях Совета бояр: «Принимайте под защиту вдов, сирот, всех сла­бых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы. Он с меня и с вас взыщет»22.

В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя, либо возлагалась на церковь. Русские монархи, вначале киевские князья, а после них московские цари, совершая акты благотворения, выступали не как олицетворение государства, а как частные лица. Централизованная система государственного призрения сирот возникла гораздо позже — в император­ский период. «Огосударствление» общественного призрения завершилось к 1810 г. передачей губернских приказов общественного призрения под юрис­дикцию Министерства полиции и продолжалось, таким образом, сто лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: