Советский период

После Октябрьской революции приюты перешли в подчинение Нарко­мата просвещения. Отныне все дети признавались «детьми молодого совет­ского государства и находились под его защитой». ВЦИК и Наркомпрос РСФСР издали закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорно-

'9 Горнов В.А. Из истории социального воспитания в России: Александровское дворянское заведе­ние в Рязани // Тр. Рязанского исторического общества: Вып. 3. Рязань, 1999. С. 120—132.

100 Малыгин Н.П. Указ. соч.

101 Горнов В.А. Общественное призрение в российской провинции второй половины XIX — начала
XX века (на материале Рязанской губернии) (www.rspu.ryazan.ru).

стью», согласно которому разрешалось назначать опеку по отношению к детям, передавать их на договорных началах в крестьянские семьи или ре­месленникам и кустарям, которые обязывались их содержать и научить своей специальности. По закону следовало оказывать адресную материальную помощь детям, находившимся на грани нищеты и беспризорности, кроме того, взрослых подростков следовало направлять на государственные заво­ды, где они могли освоить ту или иную профессию. Наркомпрос РСФСР узаконил на производстве бронь для подростков из детских домов102.

Все частные благотворительные общества и учреждения, существовавшие в царской России, были ликвидированы. Отныне существовала только го­сударственная система опеки. Во гла­ве стоял Наркомат государственного призрения РСФСР, принявший все дела, имущество и денежные средства прежних благотворительных учрежде­ний. Он выполнял следующие функции: социальное обеспечение трудящихся во всех случаях нетрудоспособности; охрана материнства и младенчества; попечение об инвалидах и престарелых и несовершеннолетних. Согласно тео­ретическим воззрениям Н. Крупской и А. Коллонтай, выступавших главными идеологами детского воспитания в Со­ветской России, государство должно было взять на себя воспитание и мате­риальное обеспечение всех без исключения детей, чтобы освободить их от влияния семьи и создать новый тип людей, способных создать коммунис­тическое общество. Кузнецей малолетних кадров нового общества виделись в том числе и детские приюты.

К сожалению, сил и средств на все не хватало. Вокруг — война и хозяй­ственная разруха, голод и разгул преступности. Каждый борется за выжи­вание как может, и с каждым борется во имя порядка государство. На фрон­те мародеры, в тылу — мешочники. В годы Гражданской войны 1918—1920 гг. главной проблемой стала массовая беспризорность детей. В 1921 г. в стране начался жестокий голод, в связи с которым была организована широкая аги­тация за сбор пожертвований в помощь брошенным детям.

После окончания Гражданской войны в стране насчитывалось до 8 млн беспризорных. 27 января 1921 г. Президиум ВЦИК утвердил Ф.Э. Дзержин­ского председателем вновь созданной Комиссии по улучшению жизни де­тей. Он был инициатором создания трудовых коммун и колоний для детей и подростков. В них вчерашние беспризорники получали кров, одежду, пи­тание, приобрели профессию, образование. По инициативе московских педагогов в сентябре 1922 г. при Московском отделе народного образования возникла Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью (ДЧК). Для детей были созданы особые пункты на всех вокзалах Москвы.

102 Федоров С, Хлобустов О. Детская беспризорность: опыт исторической борьбы // Государственная служба. 2001. № 3. С. 20-24.

В сентябре — ноябре 1922 г. сотрудники ДЧК подобрали на вокзалах и ули­цах города около 7 тыс. беспризорников103.

По всей стране начали устраиваться тысячи бараков, детских уличных сто­ловых и ночлежек, спасавших несчастных детей лишь от голода и физичес­кой смерти. Со временем стали организовываться приемники для оказания первой социальной помощи, детские дома для детей школьного и дошколь­ного возраста, а также специализированные: для дефективных и умственно отсталыхдетей. Лозунг новой эпохи — «Коллективизация, индустриализация, культурная революция!» Для данного периода характерны поиски новых под­ходов к организации и методам обучения, в том числе усиление внимания

педагогов к проблеме самостоятельной учебной работы школьников.

В 1920-е гг. в большинстве регионов страны создаются отделы по борьбе с детской беспризорностью, штат кото­рых комплектуется преимущественно из числа женщин, а также учебные за­ ведения, которые вели активную рабо­ту по поиску и апробации новых форм, методов и приемов обучения в единой трудовой школе. Опытные станции Наркомпроса РСФСР стали своеобразными лабораториями, центрами пе­дагогических исследований. Здесь трудились квалифицированные, опытные педагоги. В конце 1920 — начале 1930-х гг. начинается реорганизация и лик­видация опытных станций. Свертыванию системы подобных учреждений во многом способствовало внедрение административно-командных методов управления страной во второй половине 1920-х гг.

Ударной силой в борьбе с сиротством и беспризорностью в первые годы советской власти стали разновозрастные детские дома и трудовые колонии: вместе воспитывались дошкольники и ребята школьного возраста. Они раз­мешались в отобранных у буржуа и дворянства особняках — с большими на­делами земли, садами и огородами. При них устраивались швейные, столяр­ные, сапожные и переплетные мастерские. В детских домах были хор и духо­вой оркестр, клуб и библиотека. Перед детскими домами была поставлена задача «дать воспитанникам общее политехническое образование и практи­ческие трудовые навыки в целях подготовки их к общественно-полезной тру­довой деятельности». В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1918 г. -80 тыс., в 1919 г. - 125 тыс., в 1920 г. -400 тыс., в 1922 г. -540 тыс.104 Разворачивалась внешкольная работа с детьми в конкретных районах: беспризорных старались вовлечь в школьные занятия, кружки, самодеятель­ность; оборудовались общежития для одиноких матерей, которым также выделялась единовременная материальная помощь. 30 апреля — 6 мая 1923 г. была объявлена Неделя беспризорного и больного ребенка, когда повсеме­стно проводились денежные отчисления, тарелочные сборы в московских театрах, собирался 10%-ный налог с выручки буфетов. К началу 1925 г. в

103 Федоров С.Г. ВЧК и борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью // Безопасность. 1999.
№ 3/4. С. 243—249; Рябинина Н.В. Детская беспризорность и преступность в 1920-е годы: По мате­
риалам губерний Верх. Поволжья: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль,
1999.

104 Педагогическая энциклопедия. М., 1964. Т. 1. С. 193-194.

РСФСР было создано около 200 трудовых коммун для подростков. Самой известной из них стала коммуна им A.M. Горького, организованная А.С. Ма­каренко под Харьковом. В одной из таких коммун в селе Улукове Гомельской области в бывшей усадьбе было размещено 70 мальчиков и девочек в возра­сте 12—16 лет, для работы в их распоряжении находились 15 коров, столько же лошадей, сад, кузница, мельница и водопровод. Впрочем, сразу после принятия описанных мер, отмечает А. Постернак105, начался новый виток в усилении беспризорности 1930-х гг., когда государство стало прибегать к более жестким мерам, сводившимся, в частности, к организации «закрытых поселений», куда собирали беспризорников (например, получивший пе­чальную известность «101-й километр» от Москвы).

В трудовых коммунах и колониях 20-х годов бывшие беспризорники получали кров, одежду, питание, приобретали образование и профессию

С разрушением православной культуры и традиционного уклада жизни в 1917 г., стремлением советской власти уничтожить старый патриархальный быт, индустриализовать экономику и перестроить «мелкобуржуазную психо­логию крестьянства» (выражение В.И. Ленина) претерпели серьезные изме­нения семейные и межпоколенческие отношения. Непререкаемый культ стар­ших в семье по существу исчез, как исчезло и уважительное отношение млад­ших к старшим. Сын мог доносить на отца, а внук — на деда, если их подозревали в политической нелояльности. Образ Павлика Морозова — яр­кий символ эпохи 1920-х гг. Уже тогда формировалась общественная основа для будущего, ставшего в 1990-е гг. массовым явлением, социального сирот­ства, т.е. отказа родителей от воспитания своих детей. К середине XX в. совет­ское общество полностью изменилось: численность городского населения сравнялась с численностью сельских жителей, урбанизированный образ жиз­ни и взаимное отчуждение людей довершили окончательное разрушение пре-

105 Постернак А. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы // Нескучный сад. 2001. № 1.

жнего семейного уклада. К этому времени успела сформироваться новая пси­хология, которую специалисты называют социальным иждевенчеством: во всем полагаться на помощь государства, стремление передоверять ему все функции, в том числе по воспитанию и социализации детей.

Дом сирот Я. Корчака. Март 1937 г.

Статистики отмечают заметный рост так называемого «отказничества» и числа брошенных детей. В I960—70-е гг. государство как бы опомнилось и предприняло ряд мер по укреплению института семьи. Но было, видимо, уже поздно. Неблагополучных семей, спившихся родителей, беспризорных детей становилось все больше, а денег на социальную помощь семье — все меньше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: