Мы отворачиваемся, когда они жалостливыми голосами просят рубль на «хлебушек». Равнодушно проходим мимо, когда они, сбившись в стайку, по очереди опускают голову в кулек с ацетоном. Мы, озабоченные собственными проблемами, не замечаем их. Между тем, по некоторым данным, сегодня безнадзорных детей больше, чем в годы Гражданской войны. Конечно, наша власть кое-что делает, чтобы повлиять на ситуацию. Одной из мер в областном центре является ежемесячный рейд «Бродяжка», во время проведения которого безнадзорные дети изымаются с улиц и отправляются в приюты и детские дома. Но велика ли эффективность таких рейдов? Тесная комнатенка в опорном пункте милиции на Центральном рынке заполнена народом так, что и шагу ступить некуда. Приведенные дети ведут себя по-разному. Одни испуганно жмутся по углам, зыр-кая глазенками, другие, развалившись на скамейках,
чему-то смеются. В числе последних — три смугленькие девочки лет тринадцати-пятнадцати. Их взяли на рынке, когда они продавали самсу и чай.
— Почему нас задержали? — довольно нагло спрашивает самая старшая из них у милиционера.
— По закону вы не имеете право торговать. Малы еще. Сами откуда приехали?
— Из Киргизии.
— А регистрация у вас имеется?
— Мы же маленькие, — пожимает плечами девочка. — Нам регистрация не нужна.
Одну из девчушек посылают за родителями. Если у них в документах не окажется штампа о регистрации на территории России, то детей отправят в приют, а родителей — в спецприемник. Тем временем внимание милиционера привлекает мальчуган с мутными глазами, который прячет лицо в воротник куртки.
— Давай сюда, — протягивает руку милиционер.
— Да нет ничего у меня!
После небольшого диалога из куртки извлекается зеленая пластмассовая бутылка с прозрачной
муж. В итоге ребенок оказался лишним.) Опасна криминальная среда, в которую они попадают. Ежегодно милиция регистрирует около 17 тыс. заявлений по поводу исчезновения детей: более 92% беглецов находят144. Это как раз и есть безнадзорные и беспризорные дети. Родители многих пьют, бьют, не работают. Но существуют и другие мнения. Найти удается лишь ничтожную часть пропавших. Если до 1992 г. пропадал ребенок, то буквально на следующий, я подчеркиваю, уже на следующий день его искали три системы: социальная служба, школа и инспекция по делам несовершеннолетних. В настоящее время, по официальным данным, у нас в стране ежегодно пропадает 60—70 тыс. человек, и добрая половина из них — это дети145.
Криминальные элементы проявляют к беспризорникам неподдельный интерес. Такой ребенок легко находит себе «приют» в различного рода группах сверстников асоциальной направленности. На начало 1996 г. в Петербурге состояло на учете 959 таких групп и 2 568 несовершеннолетних участников в них. В 1995 г. в городе зарегистрирован рост преступности несовершеннолетних на 7,1 %. В том числе на 90% возросло число тяжких преступлений, в 6,1 раза увеличилось число краж из дач и садоводств, на 74,3% — краж транспортных средств. Те, кто уже прошел школу «уличной жизни», сами «зарабатывают». Естественно, криминальным путем. Они одеваются, питаются и даже снимают при этом жилье, но все же по сути остаются беспризорными146.
Известно, что и в Петербурге, и в Москве, и в других городах современной России существуют подпольные притоны, где на положении рабов держат похищенных детей. Их не выпускают из четырех стен и принуждают удовлетворять сексуальные потребности в основном двух категорий населения: во-первых, бандитов и, во-вторых, высокопоставленных особ.
Проблема с укоренением беспризорных в обществе заключается в том, что они никогда не видели перед собой положительных примеров социали-
жидкостью, которая издает резкий запах. Чистейший ацетон.
Милиционер заводит в помещение еще двоих оборванных мальчиков лет двенадцати. — У входа на рынок клей нюхали, — говорит он. — Но клей я не успел забрать — выкинули, как меня увидели.
Один из парнишек садится на скамейку, другой забивается в угол, спрятав лицо в воротник куртки. После предварительного допроса с детьми начинает работать психолог. Его задача: установить личность ребенка, выяснить причины, почему он появился на улице и определить его дальнейшую судьбу. Если у ребенка не окажется родителей, то его либо направят в один из пяти городских цен-
тров социальной реабилитации, либо в областной центр социальной адаптации.
— Наша главная цель: убедить ребенка, что в приюте его ждет теплая постель и четырехразо-вое питание, — говорит инспектор подразделе-
Нестерова О. Горчайшая из бед // Труд. 2002. 16 янв.
Сукало А., Титов Б. В каменных джунглях России // Советская Россия. 2003. 15 февр. Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. №3. С. 120.
зации, не накопили позитивного социального опыта, а кроме того этим детям некуда возвращаться.
Бродяжки
Специалисты едины в своих выводах: социальные последствия бездомности очень тяжелы. Это и снижение статуса, потеря себя как личности, невозможность воспользоваться правами Конституции: нет прописки — не можешь голосовать, найти работу, получить полис медицинского страхования. Проблемы бездомного вызывают депрессии, суицид, преступления, проституцию, агрессию, разводы.
ния по делам несовершеннолетних УВД Перми Елена Бессонова. — И это бывает весьма эффективно. Но, к сожалению, очень много подростков, которые, сколько их ни лови, все равно будут убегать. Для них улица перевешивает все блага.
— На сегодняшний день «в бегах» тридцать два
воспитанника центров социальной адапта
ции, — продолжает начальник отдела социали
зации комитета по образованию и науке адми
нистрации города Перми Мария Дунаева. —
Кроме этого, в Перми четыреста семьдесят
один ученик не посещает школу. Чтобы выло
вить их, каждый месяц проводится общегородс
кая акция «Бродяжка». В ней принимают участие
психологи, наркологи, представители отдела со
циальной защиты, городской администрации и
другие специалисты.
Между тем подростки продолжают прибывать.
— Чё мы сделали, чё нас сюда привели? — возму
щаются трое парнишек в грязной рваной одежде.
— Нюхали сегодня что-нибудь? — спрашивает
Елена Бессонова.
Двое начинают мяться, третий утвердительно кивает.
— Ты чё? — тыкает его в бок самый здоровый,
судя по всему главарь. — Взял, сдал нас!
Тут же он начинает плакать, вытирая слезы грязным кулаком:
— Я домой шел, к маме. Отпустите меня.
— Натурально ревет, — говорит мне Елена Бессонова. — Прямо как профессиональный актер. Тот, кто его не знает, может и поверить. На самом деле ни к какой маме он не шел. И он, и двое его приятелей — из центра социальной адаптации. Они уже не первый раз сбегают.
— У нас тоже проблема с воспитанниками, которые постоянно убегают, — рассказывает Алексей Пьянков, директор специальной школы-интерната № 126. — И ничего с ними поделать невозможно. Воспитатели их чуть не за руку водят до клас-