Постсоветские времена

Экономический кризис начала 1990-х гг. явился завершением происхо­дивших в недрах общества негативных процессов. Складывалось впечатле­ние, будто бы прорвало плотину: улицы, подвалы, вокзалы, чердаки и люки тепломагистралей заполнили толпы брошенных или сбежавших детей. На­чалась самая настоящая эпидемия социального сиротства — болезнь, от которой общество до сих пор не может оправиться и средства лечения ко­торой специалисты так и не могут найти.

Трагизм ситуации рубежа тысячелетий выражается, на наш взгляд, в двой­ной деформации воспитания106: 1) за годы советской власти целиком и пол­ностью уничтожен традиционный уклад семейной жизни и общинные ин­ституты опеки над сиротами; 2) в постсоветскую эпоху успели разрушить новые, созданные при советской власти, институты социализации и воспи­тания детей, сформировавшиеся или еще только формирующиеся механиз-

106 Поскольку оба события наложились друг на друга, увеличив общий негативный результат, хроно­логически следовали друг за другом, разрушая остатки предыдущих практик воспитания, двой­ную деформацию можно еще именовать деформационной спиралью социализации. Мы не упот­ребляем его лишь потому, что на русском языке составленный неологизм звучит несколько слож­новато.

мы социальной опеки сирот. Действительно, как пишет Н.Д. Никандров, с разрушением коммунистической системы воспитания было устранено вос­питание как задача образования. Была разрушена привычная система цен­ностей, в том числе система патриотического воспитания107. С разрушени­ем плановой советской экономики исчезла и централизованная система вос­питания, т.е. тотальная практика государственного «призора», присмотра и контроля за детьми. Вместе с ней погибла и централизованная система со­циальной зашиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и

детства. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало та­кое явление как отказ от ребенка в свя­зи с отсутствием возможности его про­кормить.

В отличие от императорской России в постсоветские времена благотвори­тельности перестали уделять внимание на самом высоком государственном уровне. В старые времена органами, руководившими благотворительными учреждениями, зачастую заведовали «первые дамы империи» — супруги российских императоров, члены императорской фамилии. «Коронованные особы» ныне не заглядывают в гости к «генералам песчаных карьеров». Бес­приютными детишками активно занимаются только журналисты и телере­портеры, организующие реальную помощь — телемарафоны и специальные программы со сбором денег, подарков и выездом в приюты, например «Дети нашего «Времячка» на ТВЦ. Издательский дом «Аргументы и Факты», Ми­нистерство образования правительства Московской области проводят в Под­московье благотворительный марафон «Не оставим детей без детства». Каж­дый день журналисты вместе с клоунами, актерами-мимами — дипломан­тами всероссийских и международных конкурсов — приезжают к детям и устраивают для них веселое цирковое представление, с раздачей сладких подарков и книг — комплекта детских энциклопедий.

Время мы вроде бы переживаем мирное, а условия существования детей как во время войны. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Резко возросло число безработ­ных, малообеспеченных семей, количество лиц без определенного места жительства, беженцев, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и семей с отрицательным психологическим климатом. Параллельно пошел кризис современной семьи, недоверие населения ко всем социальным ин­ститутам (за исключением церкви), рост социального сиротства и увеличе­ние числа детдомов, колоний для несовершеннолетних преступников, дет­ских приютов и интернатов.

В итоге в 2003—2004 гг. наше общество начинает решать проблему сиротства и социального сиротства как бы с чистого листа. С одной стороны, нет ника­кой возможности восстановить в новых условиях старые — дореволюционные и советские — институты попечительства, с другой — необходимо учитывать, а то и прямо заимствовать современные зарубежные практики опеки, поскольку

Никандров Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания // Православие в современном обществе. Тула, 1999. С. 6.

страна, интегрированная в мировое сообщество, открытая настежь передвиже­нию информации и потоков людей («утечка мозгов», зарубежные командиров­ки, эмиграция, культурные контакты, обучение за рубежом, международный туризм), не может существовать в отрыве от него, не учитывая и не приспосаб­ливаясь к требованиям международного сообщества, в том числе в области за­щиты прав ребенка. Вот почему многое из того, что ныне входит в практику социальной опеки и попечительства пришло к нам из-за рубежа, и лишь малая часть сохранилась из нашего культурного прошлого.

Поскольку нарушение процессов социализации началось давно, социаль­ное сиротство достигло чрезмерно больших масштабов, негативные тенден­ции ощущаются еще долгое время и тогда, когда экономика страны восста­новилась либо существенно оздорови­лась, а общество — стабилизировалось. Так и случилось в начале XXI в., когда в России ежегодный прирост промыш­ленности достиг мирового рекорда (5—7%), инфляция остановилась, заметно вырос материальный уровень жизни, в страну пошли иностранные инвес­тиции, а преступность тем не менее растет и каждый день ряды социальных сирот пополняются тысячами новобранцев. И это не окончится через два-три года. В обществе не уничтожены другие причины роста социального сиротства. В том числе духовный кризис.

Не уничтожены и социальные истоки сиротства, а именно кризисные яв­ления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; регио­нальное и стратификационное неравенство, в том числе сохранение низкого жизненного уровня в провинции и у социальных низов108; ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жес­токого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при сниже­нии ответственности за их судьбу. Наконец, не разработано эффективное за­конодательство, которое, с одной стороны, до максимума повышает ответ­ственность родителей за воспитание своих детей, с другой — предоставляет максимум прав и юридической поддержки социально приобретаемым роди­телям: опекунам, патронантным семьям, усыновителям и др. Зачастую при­нимаются хорошие законы, которые совершенно не обеспечены ни финан­совыми ресурсами, ни механизмами для практической реализации. Но и при этом возникает немало проблем: хорошие законы и эффективные (на бума­ге) механизмы так никудышно воплощают в жизнь современные чиновники, что от них один только вред.

Возникшие в последнее время формы устройства сирот можно разделить на четыре категории:

♦ семейные (опека (попечительство), усыновление);

♦ государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты раз­личного типа);

108 К примеру, по данным комитета статистики Пермской области, 71% сельского населения области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Численность зарегистрированных безработных жите­лей сельской местности с 2000 г. увеличилась почти вдвое и составила 4 919 чел. (www.social.perm.ru).

♦ государственно-общественные, сочетающие элементы семейного вос­
питания с сохранением части опекунских обязанностей у государства
(приемные семьи (семейные детские дома), патронатные семьи, дет­
ские общины, приюты, социальные гостиницы);

♦ негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты и др.)109.

Классическими, или традиционными, формами государственного при­зрения сегодня (раньше их было больше, в частности трудовые колонии 1930-х гг.) считаются три — детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты.

В детском доме

Дом ребенка — учреждение здравоохранения, предназначенное для воспи­тания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и де­тям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка вос­питываются дети от рождения до трех лет, дети с дефектами физического или психического развития — до четырех лет. Дети попадают в дом ребенка из род­домов (отказные дети), из больниц и семей. Основная деятельность дома ре­бенка — воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и иг­рушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.

Детский дом — государственное образовательно-воспитательное учреж­дение закрытого типа, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся по­печения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспита-

109 Бурлакова Т.Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философе -ко-педагогических идей Л.Н.Толстого в практике Яснополянского детского дома. Тула, 2001. С. 26.

нии. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3—7 лет), школь­ного возраста (7—18 лет) и смешанного типа. Выпускники детского дома мо­гут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для

поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники дет­ского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей об­щеобразовательной школе.

Школа-интернат — государственное учреждение, которое обеспечивает со­держание, обучение, развитие и воспи­тание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих про­блемы в развитии или обучении. Разли­чают несколько типов интернатов:

♦ интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;

♦ вспомогательные интернаты для де­тей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находят­ся в ведении Министерства образова­ния и науки РФ);

♦ интернаты для детей с глубокой ум­ственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства здравоохране­ния и социального развития.

В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. Се­годня в России более 150 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28 тыс. детей; 178 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 22 тыс. детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.

В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов. А всего государ­ственных учреждений, где обитает более 200 тыс. детей, насчитывается около 2 тыс.110.

По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь 6% детей-сирот при пере­воде их из домов ребенка в детские дома можно признать практически здо­ровыми; до 50% воспитанников домов ребенка имеют перинатальную (внутриутробную) патологию. Более 20% детей рождаются недоношенны­ми. А дети, помещенные в дома ребенка, из-за чрезмерной перегрузки и нехватки персонала, продолжают жить в неблагоприятных условиях. Дей-

11,1 Инновации в российском образовании. Система предупреждения социального сиротства. 2000. М„ 2000. С. 5.

ствительно, в группах на одну нянечку или медсестру приходится 15—20 детей грудного возраста. В результате дефицита общения с детьми у них на­блюдается задержка речевого, психического или интеллектуального разви­тия, вследствие чего неквалифицированные медики ставят ошибочный ди­агноз: «олигофрения».

Поданным В.В. Белякова, распределение сирот по трем видам учрежде­ний (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты) выглядит сле­дующим образом (табл. 25).

Таблица 25 Распределение сирот, человек

Год Возврат в биологическую семью (чел.) Усыновление (чел.) Передано под опеку (чел.) Передано в приемную семью (чел.)
         
         

Источник: Семья Г.В. Дети-сироты в России. Экспертное обозрение // Начало пути. — Иные роди­тели, иная семья (формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). М., 2001.

В ходе всероссийского исследования «Проблема детей-сирот в обще­ственном мнении»1", проведенного компанией CSR по заказу организации «Кидсейв Интернешнл» в июне 2003 г., выяснилось, что большинство рос­сиян (78%) считают неблагополучие сирот актуальной проблемой. Однако лишь треть опрошенных когда-либо встречалась с детьми-сиротами. Из них более 35% описывают их как «хороших» или «обычных» детей, 16% чувству­ют к ним жалость, 15% считают, что «сироты — хорошие дети, но с психо­логическими проблемами». Лишь 16% оценивают сирот негативно: «агрес­сивные, дерзкие, грубые, плохие дети». На вопрос о том, кто должен оказы­вать помощь воспитанникам сиротских учреждений, 90% опрошенных ответили, что помогать должно государство; около 40% назвали родствен­ников оставленных детей. Мнение о том, что помогать должны обществен­ные организации, высказали 38% респондентов.

К новым формам, как ни странно, относятся приюты. Как мы помним, они возникли до революции 1917 г. Затем их уничтожили, поскольку счита­лось, что при советской власти не может быть ни беспризорных, ни безра­ботных людей. Те и другие, разумеется, существовали — росчерком пера социальную проблему не решишь, —но под другими именами. А в 1990-е гг. идеологические клише отпали и можно было называть вещи своими имена­ми. Тут-то и выяснилось, что в России миллионы беспризорников, для ко­торых нужны тысячи мест временного содержания. Если хотите — ночлежек.

Приют — государственное специализированное учреждение системы со­циальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественны­ми организациями. Приют — учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психо­лого-педагогической поддержки, их социализация, а также — определение

11 Опрошено 3 200 респондентов в 14 регионах РФ.

дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе доб­ровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предо­ставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организато­рами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Он рас­считан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризис­ных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основная задача — выяснение ситуации, обследование ребенка и определение его

дальнейшей судьбы. В подобные при­юты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учрежде­ний. Первый современный приют «Дом милосердия» был открыт в Санкт-Пе­тербурге. Там же действует приют ноч­лежного типа «Синяя ворона», в кото­ром находят ночлег, питание и заботу 30 ребят. В 1995 г. при Комитете соци­альной защиты открылся Детский при­ют «Гнездышко» в г. Клин Московской области. Сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети Рос­сии» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.

Сегодня многие образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создают особые условия для жизни, образования, воспитания, формирова­ния трудовой мотивации воспитанников — приучают не только к ответ­ственному отношению к учебе, но и к общественно полезной работе. Детс­кие дома и школы-интернаты владеют сотнями гектаров обрабатываемой земли; минипекарнями, станками, швейным оборудованием. Если учесть, что им передаются транспортные средства, врачебные и физкультурно-оз­доровительные кабинеты, то общая сумма вложений получится не такая уж и маленькая. Укрепление материально-технической базы учреждений — яв­ление отрадное, но до решения задач коррекции развития детей, подготов­ки к самостоятельной жизни, пока еще далеко. Для того чтобы оценить ре­зультативность деятельности учреждений, можно проследить жизненные пути выпускников и их проблемы (табл. 26).

Проведенные исследования по социальной адаптации выпускников в постинтернатный период (рук. Г.В. Семья) позволяют утверждать, что ре­зультатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в так называемом социально-психологическом статусе выпускника таких характеристик, как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера (необходимость экспер­та, советчика в жизни), повышенный уровень виктимности (возможность

стать жертвой)112. Чтобы помочь выпускникам, сейчас создаются центры постинтернатной адаптации, вводится институт кураторов-наставников, строятся социальные гостиницы. Минобразования России разрабатывает межведомственную программу заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций по социальной защищенности выпускников. Многие регионы приступили к созданию банков данных по этой катего­рии детей.

Таблица 26 Постинтернатская карьера выпускников

Год выпуска Число выпускников, из них детей-сирот Устроились на работу Поступили в ПТУ Поступили всуз Поступили в вуз Направлены в спецПТУ
  9611/8706          
  9488/8139          

Источник: Семья Г.В. Дети-сироты в России. Экспертное обозрение // Начало пути. — Иные роди­тели, иная семья (формы устройства цетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). М„ 2001.

Сегодня общественность и государство, кажется, проснулись. Например, в одном из сибирских городов жены первых руководителей организовали бес­платную столовую для беспризорных, а потом при ней и школу-интернат. В Москве на базе одной из больниц создан реабилитационный центр для брошен­ных на произвол судьбы детей. В Тобольске функционирует благотворительная столовая, в которой за прошлый год смогли пообедать более пяти тысяч гавро-шей. В Тюмени, на свой страх и риск, беспризорным помогает клуб «Дзержи­нец», куда могут прийти совсем отчаявшиеся дети. Но это капля в море.

Сиротство превратилось в глобальную опасность для России. Назрела необходимость принимать экстренные меры. Специалисты, работники уч­реждений, уже прикладывают немалые усилия для того, чтобы создать бла­гоприятные стартовые условия для воспитанников детдомов и интерна­тов. Проводимые Министерством об­разования и науки РФ конкурсы вос­питательных программ учреждений де­монстрируют разнообразные формы работы с детьми, многие из которых являются уникальными. Особенно ви­димые изменения произошли за после­дние пять лет. Теперь уже общеприз­нанными считаются:

♦ условия, приближенные к семейным (проживание малыми компакт­ными группами в отдельных помещениях-квартирах);

♦ воспитание в разновозрастных группах;

♦ совместное проживание братьев и сестер;

♦ постоянство состава воспитателей и его ограниченность (это необхо­димо для формирования чувства привязанности, доверия);

2 Семья Г.В. Указ. соч.

♦ наличие психологов или психологической службы в учреждении;

♦ развивающая предметно-игровая и природная среда в учреждении, наполненная в том числе и предметами домашнего быта, специальны­ми игрушками (никого сейчас не удивляет выполнение требований психологов: наличие личных вешей у ребенка, мест для уединения, вариативности режима и мероприятий и т.п.);

♦ открытость и взаимодействие с остальным социумом"3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: