Начало литургии

Перед началом литургии все трижды кланяются с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго…». Архиерей с воздеянием рук читает положенные молитвы перед началом литургии. Вместе с ним священники и диаконы тайно молятся и делают положенные поклоны. По молитвенном поклонении все делают поклон Архиерею. После этого протодиакон говорит: «Время сотворити Господеви, Преосвященнейший Владыко, благослови». Архиерей благословляет всех обеими руками со словами «Благословен Бог...» и дает десницу первенствующему священнику. Получив благословение, священник входит в алтарь через южную дверь. После первенствующего священника подходят к Архиерею за благословением протодиаконы и диаконы попарно. Протодиакон вполголоса произносит: «Аминь. Помолимся о нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя, говорит: «Да исправит Господь стопы ваша». Протодиакон: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя обеими руками, произносит: «Да помянет вас...». Диаконы отвечают: «Аминь», целуют руку Архиерея, кланяются и отходят за кафедру, выстраиваясь в один ряд; протодиакон идет на солею и становится пред иконой Спасителя.

По окончании молитвы Шестого Часа иподиаконы открывают Царские врата. Первенствующий священник, стоя перед Престолом, а протодиакон на солее, одновременно совершают молитвенное поклонение перед началом литургии. Оно совершается следующим образом: священник творит два крестных знамения с поклонами на восток, прикладывается к Евангелию и Престолу, творит третье крестное знамение с поклоном, затем, вместе с протодиаконом поклонившись Архиерею, снова разворачивается лицом к Престолу и ставит Евангелие для крестообразного осенения им антиминса.

Протодиакон возглашает: «Благослови, Владыко». Первенствующий священник возглашает: «Благословенно Царство...», подняв над святым антиминсом Евангелие и делая им крест, затем, положив Евангелие на Престол, один раз крестится, кланяется на восток, целует Евангелие и Престол и, поклонившись Архиерею вместе с протодиаконом и иподиаконами, отходит вправо, становится на своё место первого священника. Протодиакон произносит великую ектенью. На прошении «О Великом Господине…», во время слов «и о Господине нашем…» первенствующий священник и остальное духовенство, которое в этот момент находится возле кафедры, вместе с протодиаконом и иподиаконами кланяются сначала на восток, затем Архиерею. На прошении «О избавитися нам...» диаконы выходят из-за кафедры и идут посередине между рядами священников на солею и становятся на ней в ряд лицом на восток. Первенствующий священник произносит возглас у Престола (сбоку от Престола): «Яко подобает Тебе...» — и кланяется в Царских вратах Архиерею (по-центру). Одновременно с ним кланяются Архиерею протодиаконы с диаконами и второй священник. Протодиакон с солеи уходит за кафедру, становится позади, справа от Архиерея; второй священник северною дверью входит в алтарь, дважды крестится, целует Престол, еще раз крестится и кланяется Архиерею через Царские врата и становится на своё место, против первенствующего священника.

После малой ектеньи второй священник в алтаре произносит возглас: «Яко Твоя держава...» — и кланяется Архиерею (по-центру). Одновременно с ним кланяются два иерея (или один), стоящие у кафедры, они уходят боковыми дверями в алтарь, целуют Престол, кланяются через Царские врата Архиерею, друг другу и становятся на свои места (по бокам Престола).

Аналогично уходят в алтарь оставшиеся клирики и иподиаконы после второй малой ектеньи и очередного возгласа «Яко Благ и Человеколюбец...».

Во время пения третьего антифона или «Блажен» совершается малый вход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: