Малый вход

Иподиаконы берут трикирий и дикирий, рипиды, два диакона – кадила (стоят на Горнем месте). Во время пения пятой заповеди «Блажени милостивии…» первенствующий священник, сотворив перед Престолом поклон и поклонившись вместе с протодиаконом Архиерею, берет Евангелие и отдает его протодиакону, который становится с ним за Престолом, лицом на запад. В это время все иереи, совершив поясные поклоны, целуют Престол, а диаконы и иподиаконы кланяются на восток, затем все вместе кланяются Архиерею и выходят из алтаря северною дверью в следующем порядке: свещеносец, посошник, два диакона с кадилами, иподиакон с дикирием, первый рипидчик, протодиакон с Евангелием, второй рипидчик, трикирий и иереи по старшинству. Иподиаконы и диаконы обходят кафедру вокруг, а священники[10] ещё на амвоне разделяются на два ряда и становятся у кафедры в таком же порядке, как стояли до малого входа, но лицом к алтарю. Придя к кафедре, иподиаконы становятся на свои места, диаконы с кадилами становятся за Евангелием. Сделав один поклон на восток, все берут общее благословение Архиерея. Архиерей и иереи во время шествия читают тайно молитву «Владыко Господи, Боже наш... ». Протодиакон, перекладывая Евангелие на левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх и говорит вполголоса: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход». Архиерей, благословляя, произносит: «Благословен вход святых Твоих всегда ныне, и присно, и во веки веков». Протодиакон: «Аминь» — и подаёт Архиерею Евангелие для целования, затем становится перед кафедрой лицом на восток. Иподиаконы у кафедры передают Архиерею трикирий и дикирий. Протодиакон, поднимая немного вверх Евангелие, возглашает: «Премудрость, прости» — и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно: «Приидите, поклонимся...». Диаконы сначала кадят Евангелие, затем Архиерея, когда протодиакон с Евангелием разворачивается лицом к Архиерею, а Архиерей медленно совершает поклонение перед святым Евангелием и осеняет затем трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей.

Архиерей осеняет трикирием и дикирием народ на запад, юг и север. Первая пара помогает владыке спуститься с кафедры и подняться на амвон. В это время протодиакон в предшествии диаконов вносит святое Евангелие в алтарь через Царские врата и полагает его на Престоле; все остальные церковнослужители входят в алтарь через северную и южную двери, а священники остаются внизу под солеёй.

Архиерей сходит с кафедры и восходит на амвон (здесь ему помогает первая пара священников), где осеняет при пении певчими «Спаси ны, Сыне Божий...» народ трикирием и дикирием на две стороны и идет в алтарь. У Царских врат его встречает протодиакон, принимает от него трикирий и становится за Престолом. Архиерей же, поцеловав иконы на столпах Царских врат, Престол и приняв кадило от второго протодиакона, начинает каждение.

Вслед за Архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в Царских вратах на своей стороне.

Архиерей при медленном пении священнослужителей «Спаси ны, Сыне Божий...» в предшествии протодиакона с трикирием кадит Престол, Дары на жертвеннике, Горнее место, иереев на правой и левой сторонах, церковнослужителей и исходит на солею. В тот момент, когда Архиерей прошел мимо Престола, духовенство прикладывается к Престолу и кланяется Архиерею (на запад), затем становятся на свои места. Хор тихо поёт: «Ис полла эти дэспота». Архиерей кадит Царские врата, иконостас, клиросы, народ, местные иконы, входит в алтарь, снова кадит Престол с передней стороны, иереев и протодиакона, а протодиакон, приняв от Архиерея кадило, кадит Архиерея трижды по трижды. После того как хор пропел «Ис полла…», духовенство повторяет его громко и торжественно один раз. Протодиакон, иподиаконы с дикирием и трикирием и пономарь вместе кланяются Горнему месту, Архиерею и расходятся по своим местам.

На клиросе поют тропари и кондаки по Уставу. В это время иподиаконы приготавливают аналой на кафедре для чтения Евангелия. Протодиаконы, диаконы, иподиаконы и пономари выстраиваются на Горнем месте, и по команде протодиакона всё духовенство, находящееся в алтаре, поёт: «И ныне… Взбранной воеводе…» (или кондак праздника), по пении с Горнего места никто не расходится, т.к. ещё предстоит петь Трисвятое.

После пения протодиакон целует Престол и испрашивает благословение Архиерея: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго»; выходит на солею и против образа Спасителя произносит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Архиерей произносит свой первый возглас: «Яко свят еси Боже наш... ныне и присно». Протодиакон произносит: «Господи, спаси благочестивыя», «И услыши ны», «И во веки веков»[11], проведя орарем от левой стороны к правой, на уровне своих плеч. Певчие поют «Аминь» и затем «Святый Боже...». Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подаёт его Архиерею; в алтаре все поют: «Святый Боже...». Архиерей творит дикирием крест над Евангелием. Во время пения Трисвятого духовенством второй священник, находящийся по левую сторону от Архиерея, подаёт ему Крест следующим образом: крестится, кланяется Престолу один раз, прикладывается, берёт Крест за верхнюю и нижнюю части (не поворачивая священными изображениями к Престолу), подаёт его Архиерею, целуя руку, затем отходит на своё место.

Архиерей, с крестом в левой руке, в правой – с дикирием, по пении хором Трисвятого выходит на амвон и произносит: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя», и благословляет народ Крестом и дикирием на три стороны. По произнесении этой молитвы хор поёт: «Агиос о феос…». Священники в алтаре становятся ближе к Престолу, лицом к Архиерею, а протодиаконы, диаконы и иподиаконы остаются на Горнем месте. После благословения народа Архиерей поворачивается лицом к духовенству и благословляет его. Духовенство отвечает поклоном и возвращается на свои места.

Архиерей входит в алтарь. Хор поёт: «Святый Боже...». Архиерей, отдав Крест второму иерею у Царских врат и поцеловав Престол, идёт на Горнее место, благословляет его дикирием и отдаёт дикирий иподиакону. Второй священник принимает Крест от Архиерея и, поцеловав руку, полагает его на Престол.

Во время отхождения Архиерея к Горнему месту все сослужащие священники обычным порядком прикладываются к Престолу и подходят к Горнему месту, становясь по чину (старшие ближе к Горнему месту).

Протодиакон, стоя у Горнего места, слева от Престола, читает тропарь: «Троицы явление во Иордане бысть, Само бо Пребожественное естество Отец возгласи: Сей крещаемый Сын Возлюбленный Мой; Дух же прииде к Подобному, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки». Иподиакон подает трикирий Архиерею, который осеняет им с Горнего места на три стороны при пении всех сослужащих «Святый Боже...». После этого хор заканчивает Трисвятое, начиная со «Слава, и ныне».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: