Великий вход

На Херувимской песни иподиаконы с лоханью и полотенцем выходят к Царским вратам для омовения рук Архиерея.

Архиерей, прочитав молитву: «Никтоже достоин...», идет к Царским вратам, произносит молитву над водой, благословляет воду и умывает руки. После омовения иподиаконы целуют руки Архиерея и идут в алтарь. Архиерей становится перед Престолом, протодиаконы возлагают на него малый омофор. Архиерей молится (три поклона) и с воздеянием рук читает трижды: «Иже Херувимы...», как на священнической службе [12]. Протодиакон снимает с Архиерея митру и полагает её на блюдо. Архиерей, поцеловав антиминс и Престол, благословив сослужащих и народ, отходит к жертвеннику; второй протодиакон подает ему кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдаёт кадило второму протодиакону и возлагает на его левое плечо воздух.

Протодиакон отходит от Архиерея, кадит Царские врата, местные иконы, клиросы и народ.

После Архиерея иереи подходят попарно к Престолу спереди, делают два поклона, целуют антиминс и Престол, делают ещё один поклон, затем кланяются народу и друг другу со словами «Протоиерейство (или: священство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем...» и отходят к жертвеннику. Архиерей в это время творит поминовение на просфорах у жертвенника. После слов Архиерея «Помяни Господи и сослужащую со мною братию» иереи по старшинству, протодиакон, диаконы, иподиаконы и пономари подходят к Архиерею с правой стороны, говоря (так, чтобы было слышно Архиерею): «Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иерея, диакона, иподиакона (имярек)», и целуют его в правое плечо; то же самое делает диакон, совершавший каждение. Помянув о здравии, Архиерей берет заупокойную просфору и поминает усопших.

По окончании архиерейской проскомидии иподиаконы снимают с Архиерея омофор и полагают его на блюдо с находящейся на нем митрой. Протодиакон, став на правое колено, говорит: «Возми, Преосвященнейший Владыко».

Архиерей берет обеими руками дискос, целует его, даёт целовать дискос и руку свою протодиакону и, поставляя при челе протодиакона дискос (протодиакон приемлет его обеими руками), произносит: «В мире возмите руки ваша во святая...». Протодиакон отходит. К Архиерею подходит первый иерей, принимая от Архиерея святой потир, целует его и руку Архиерея, говоря: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Второй священник подходит, держа в наклонном положении Крест (верхний конец вправо) обеими руками и произнося: «Архиерейство твое да помянет...», целует руку Архиерея, который полагает её на рукоятку Креста, и целует Крест. Остальные иереи, говоря те же слова и целуя руку Архиерея, принимают от него священные предметы жертвенника – лжицу, копие и проч.

Совершается Великий вход. Впереди идут через северные двери диакон с митрой и омофором на блюде, свещеносец, посошник, диакон с кадилом, иподиаконы с дикирием и трикирием, первая рипида, дискос, потир, вторая рипида и остальные священники.

Свещеносец и посошник становятся перед солеёй. Диакон с митрой идёт в алтарь и останавливается у левого угла Престола. Рипидчики и иподиаконы с трикирием и дикирием становятся по обеим сторонам орлеца перед Царскими вратами, постланного на солее, протодиакон – перед орлецом, став на одно колено, второй протодиакон с кадилом, покадив Престол с четырёх сторон – у Царских врат с правой руки Архиерея, иереи – в два ряда, обратившись лицом друг к другу по старшинству, старшие ближе к Царским вратам, причём священник с потиром становится справа от Царских врат, за рипидчиком.

Архиерей идет к Царским вратам, благословляет диаконов, несших митру с омофором, и возлагает на предметы руки, целует только митру. Диаконы в то время, пока Архиерей идет от жертвенника к Престолу, произносят «Архиерейство твое…», поцеловав каждый со своей стороны руку Архиерея один раз, отходят в сторону. Митра ставится на Престол иконкой Спасителя на запад. Затем Архиерей берёт кадило у второго протодиакона и кадит Дары. Старший протодиакон говорит тихо: «Архиерейство твое...», Архиерей берёт дискос, совершает поминовение по чину и уносит дискос на Престол. Первенствующий иерей становится пред орлецом и тихо говорит Архиерею во время каждения чаши: «Архиерейство твое...». Второй протодиакон, приняв от Архиерея кадило, отходит к правой стороне Престола; первенствующий иерей, поцеловав руку Архиерея, становится на своё место. Архиерей совершает поминовение по чину и уносит Чашу на Престол; за Архиереем в алтарь входят иереи[13]. Читая положенные тропари, Архиерей, сняв покровцы, воздухом покрывает дискос и Чашу, затем надевает митру и после каждения Даров говорит: «Братие и сослужителие, помолитеся о мне». Ему отвечают: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Протодиакон: «Помолися о нас, Владыко святый». Архиерей: «Да исправит Господь стопы ваша». Протодиакон: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей, благословляя протодиаконов и диаконов: «Да помянет вас Господь Бог...». Протодиакон: «Аминь», и все протодиаконы и диаконы попарно целуют руки Архиерея, каждый со своей стороны.

После благословения второй протодиакон, став у восточного правого угла Престола, кадит Архиерея трижды по трижды, отдаёт кадило пономарю, и вместе с учиненным диаконом, который будет произносить ектенью, молится к востоку, кланяются Архиерею, и диакон выходит на солею. Архиерей на солее благословляет народ дикирием и трикирием. Певчие поют: «Ис полла...». Царские врата по Великом входе при архиерейском служении не затворяются. Посошник и свещеносец становятся на свои места у Царских врат.

Диакон произносит ектенью: «Исполним молитву нашу Господеви». Во время ектеньи Архиерей и иереи читают тайно молитву: «Господи Боже, Вседержителю...». Возглас: «Щедротами Единороднаго Сына Твоего...». После ектеньи, когда диакон говорит: «Возлюбим друг друга», все делают три поясных поклона, говоря тайно: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое». Протодиакон снимает митру с Архиерея; Архиерей целует дискос, говоря: «Святый Боже», Чашу: «Святый Крепкий» и Престол: «Святый Безсмертный, помилуй нас», становится возле Престола, с правой стороны, на орлеце. Все священники также целуют дискос, потир и Престол с теми же словами и подходят к Архиерею. На его приветствие «Христос посреде нас» они отвечают: «И есть, и будет» — и целуют Архиерея в правое плечо, затем в левое плечо и руку и, облобызавшись таким же образом между собой (иногда, при большом количестве сослужащих, целуют друг у друга только руку), становятся около Престола на свои места. Слова «Христос посреде нас» всегда говорит старший.

После того как диакон возгласит: «Двери, двери, премудростию вонмем» и начнется пение: «Верую...» — иереи берут воздух за края и веют им над Дарами и над преклоненною главой Архиерея, первенствующий священник читает «Символ веры» вполголоса. По прочтении Символа веры Архиерей целует крест на воздухе, иерей кладет воздух слева на жертвеннике, протодиакон подаёт митру Архиерею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: