Чин посвящения в чтеца и певца

Чтец и певец – низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий, готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия) в чтеца, певца и иподиакона не является таинством, а лишь торжественным обрядом выделения наиболее достойного по благочестию из среды мирян для прислуживания при храмовом богослужении. Обычно посвящаемый за всенощным бдением читает шестопсалмие и Первый Час.

Посвящение может совершаться на всенощном бдении (на кафизмах или на каноне или на Первом Часе) или на Часах перед литургией. В любом случае, чинопоследование остаётся неизменным, есть лишь незначительные практические особенности. Ставленник, если не имеет благословения носить подрясник, должен испросить его у Архиерея. Если хиротесия будет происходить за всенощным бдением, то на пении «Блажен муж…», когда духовенство берёт благословение у Архиерея, ставленник творит три земных поклона с крестными знамениями на Горнее место и три земных поклона Архиерею, но без крестных знамений. Берёт благословение, сложив руки следующим образом: на левой ладони лежит сложенный подрясник с поясом, поверх него полагает правую руку ладонью вверх (как на благословение стихаря). По благословении Архиерея отходит в сторону и одевается. Затем творит один земной поклон с крестным знамением Горнему месту и один земной поклон Архиерею, без крестного знамения. Встаёт на своё место. Если хиротесия будет совершаться перед литургией на Часах, то благословение на подрясник испрашивается у Архиерея в начале встречи, когда духовенство прикладывается ко кресту. Ставленник подходит после последнего священника в рясе, но перед священников, держащим блюдо для креста, со сложенным в руках подрясником, как это было описано выше, без каких-либо поклонов, и заходит в алтарь за иподиаконом, несущим посох. В Алтаре он одевает подрясник и ждет момента выхода на середину храма. Выходит из алтаря северной дверью и становится у кафедры следом за иподиаконом с чиновником и становится возле младшего священника (находящегося ближе к Алтарю).

По облачении Архиерея иподиаконы приводят избранного в должность чтеца и певца на Горнее место, если хиротесия будет происходить на всенощном бдении, или на середину церкви, если хиротесия будет происходить перед началом литургии. Он творит три земных поклона с крестными знамениями на восток, затем творит три земных поклона, но без крестных знамений Архиерею. Подходит к Архиерею, преклоняет главу, которую тот осеняет крестным знамением и, возложив руки на посвящаемого, читает две молитвы. Поскольку чтец и певец одновременно исполняет должность свещеносца, то в первой молитве Архиерей просит Бога: «Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинством изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами». Затем протодиакон читает тропари апостолам: «Апостоли святии, молите милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим», потом святителям, составителям литургий — свт. Иоанну Златоусту: «Уст твоих, яко же светлость огня, возсиявши благодать...», свт. Василию Великому: «Во всю землю изыде вещание твое...», свт. Григорию Двоеслову: «Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы...», на «Слава, и ныне» читается тропарь: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко Един щедр».

После окончания тропарей Архиерей постригает крестовидно волосы свещеносца, произнося при первом пострижении: «Во имя Отца».— «Аминь»,— отвечает протодиакон. При втором пострижении: «И Сына».— «Аминь»,— отвечает протодиакон. При третьем пострижении: «И Святаго Духа».— «Аминь»,— отвечает протодиакон. И завершает пострижение при словах: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

В знак посвящения Богу чтец или певец облачается в короткую фелонь. Когда Архиерей подаёт короткую фелонь свещеносцу, тот крестится и целует фелонь, затем руку Архиерея, а иподиаконы одевают его в фелонь. Потом Архиерей опять трижды благословляет его главу, возложив на нее руки, читает вторую молитву о нем, как чтеце и певце: «И даждь ему, со всякою мудростию и разумом, божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его в непорочном жительстве».

По окончании этой молитвы чтецу повелевают прочитать отрывок из Апостола в знак первой его обязанности — чтения. Принимая Апостол от Архиерея, он крестится и целует Апостол и руку Архиерея. При чтении он обращается лицом к востоку. Протодиакон: «Премудрость», чтец: «К Римляном послания святаго Апостола Павла чтение» (к примеру, на самом деле может оказаться любое чтение), протодиакон: «Вонмем», и чтец читает отрывок послания лицом на восток, указанный Архиереем до того момента, пока его не остановят. После остановки он разворачивается лицом к Архиерею, Архиерей берет из его рук Апостол, ставленник крестится, целует открытый Апостол и руку Архиерею. Затем с него снимается короткая фелонь, и Архиерей трижды благословляет его. Потом Архиерей осеняет крестным знамением подаваемый ему стихарь, а поставляемый, перекрестившись и поцеловав вышитый на нем крест и руку Архиерея, облачается в него с помощью иподиаконов. Архиерей читает ему поучение об обязанности чтеца (из архиерейского чиновника): «Чадо, первый степень священства чтеца есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественныя Писания прочитовати, да слушающий, зряще тя, пользу и назидание приимут, и тебе самому вящший степень притвориши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо, и свято, и праведно жительствуя, и Человеколюбца Бога милостива возъимаши, и вящшаго сподобишися служения во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава во веки веков. Аминь».

После поучения Архиерей говорит: «Благословен Господь. Се, бысть раб Божий (имярек), чтец Святейшия Церкви…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: