Причащение

Протодиакон (стоя справа от Архиерея ): «Раздроби, Владыко, Святый Агнец».

Архиерей: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий...».

Протодиакон, указуя орарем на потир: «Исполни, Владыко, святый потир». Архиерей опускает часть «Иисус» в потир, произнося: «Исполнение Духа Святаго». Протодиакон отвечает: «Аминь» — и, поднося теплоту, говорит: «Благослови, Владыко, теплоту». Архиерей благословляет теплоту, глаголя: «Благословенна теплота Святых Твоих...».

Протодиакон: «Аминь»; вливая теплоту в потир крестовидно, говорит: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго, аминь». Здесь совершается переливание Св. Крови на несколько потиров, если много причастников – это делает старший священник или первый протодиакон.

Архиерей раздробляет часть «Христос» по числу причащающихся священнослужителей. Протодиаконы и диаконы становятся в это время между Горним местом и Престолом. Архиерей, обращаясь ко всем, говорит: «Простите ми...». Сослужащие, кланяясь Архиерею, отвечают: «Бог простит ти, Владыко святый, прости и нас, благослови и помолися о нас». Архиерей, благословив и поклонившись вместе со всеми перед Престолом со словами «Се, прихожду...», берёт частицу Святого Тела Господня, читает вместе со священнослужителями: «Верую, Господи, и исповедаю...» — и причащается Святого Тела, а затем и Крови Господней.

При Причащении Архиерея от Чаши протодиакон обычно говорит: «Аминь, аминь, аминь. Ис полла эти дэспота», а затем, обращаясь к иереям и диаконам, возглашает: «Архимандрити, протоиерее... иерее и диакони, приступите». Есть обычай, что старший протодиакон при этом произносит: «Христос посреде нас», а младшие отвечают: «И есть и будет» и целуют друг друга в правое плечо. Все подходят к Архиерею с северной стороны Престола со словами «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему...» и «Преподаждь ми Преосвященнейший Владыко, недостойному иерею или священнодиакону (имярек) честное…» и причащаются Святых Тела и Крови Господних по обычаю.

Все причащаются Тела Христова на левой стороне Престола. Священников и диаконов Святой Крови Господней Архиерей причащает на правой стороне Престола.

Один из священников раздробляет части НI и KA и опускает их в потир для причащения мирян. Если совершалось переливание Даров на несколько потиров, то в тот потир, который не будет использован для причастия народа, заранее погружаются частицы с дискоса, и потир покрывают покровцом.

Архиерей становится в алтаре на правой стороне от Престола, протодиакон читает молитву: «Благодарим Тя, Владыко...». Архиерей вкушает антидор и теплоту, омывает уста и руки и выслушивает чтимые иподиаконом благодарственные молитвы. Священник выходит на произнесение проповеди. Оставшееся духовенство в алтаре берёт благословение у Архиерея.

По окончании проповеди открываются Царские врата, и Архиерей, надев митру, даёт потир протодиакону, который, поцеловав руку Архиерея, становится в Царских вратах и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор: «Благословен Грядый во имя Господне...». Архиерей читает молитву свт. Иоанна Златоуста: «Верую, Господи, и исповедую…». Затем Архиерей, взяв потир, на амвоне причащает прихожан при пении народа: «Тело Христово приимите...».

Совершавшему исповедь священнику нужно находиться рядом с Чашей. Он должен следить за тем, чтобы не подходили люди, не допущенные до Причастия или не прошедшие исповедь. Так же он должен не позже пения «Верую…» сообщить настоятелю о количестве причастников.

После Причащения Архиерей ставит Святую Чашу на Престол, выходит на солею, принимает от иподиаконов трикирий и дикирий и благословляет народ со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Хор: «Ис полла...», «Видехом свет истинный...». Кто-либо из священнослужителей в это время опускает частицы с дискоса в потир, читая тайно положенные молитвы (если на службе был всего один потир и переливания Даров не было).

Архиерей, став у Престола, берёт у второго протодиакона кадило и кадит Святые Дары, произнося тихо: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя», отдаёт ему кадило и дискос. Второй протодиакон, кадя дискос, переносит его на жертвенник. Архиерей берёт Чашу со словами «Благословен Бог наш» (тихо). Первенствующий иерей, целуя руку Архиерея, принимает от него Чашу обеими руками, идёт к Царским вратам, где возглашает, приподняв потир: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков...», а затем идёт к жертвеннику, второй протодиакон кадит Чашу. Хор: «Аминь. Да исполнятся уста наша...».

По поставлении Чаши на жертвеннике первый иерей кадит Святые Дары, и возжигается свеча пред Святыми Дарами. После этого первый священник, второй протодиакон и диакон (обычно младший), читающий ектенью «Прости приимше…», кланяются Архиерею и отходят на свои места. Диакон произносит ектенью «Прости приимше…» на амвоне – в это время один из иереев, поцеловав антиминс и губку, слагает антиминс и ставит около него Евангелие. После этого иерей, читающий заамвонную молитву, возгласе Архиерея «Яко Ты еси, освящение наше…» прикладывается к Престолу, кланяется Архиерею, исходит Царскими вратами за амвон и читает заамвонную молитву. Диакон во время молитвы стоит у иконы Спасителя лицом на север и, приклонив главу, указует орарём к востоку. Затем становится у Царских врат, кланяется на восток и священнику, читающему заамвонную молитву. Заходит в алтарь северными дверями и приклоняет главу на Престол вместе с остальными диаконами для получения благословения Архиерея на потребление Св. Даров. Иерей, прочитав заамвонную молитву, входит в алтарь Царскими вратами, затем целует Престол, кланяется Архиерею и становится на своё место,.

Окончание литургии

Окончание литургии совершается таким же образом, как и на священнической службе. Отпуст Архиерей произносит лицом к народу, держа в руках трикирий и дикирий, и, крестообразно осенив ими молящихся, входит в алтарь, целует Престол и разоблачается справа от него. По отпусте перед входом в алтарь бывает проповедь Архиерея. По окончании проповеди Архиерея младшие священники берут Кресты с Престола и исходят на солею, они преподают Кресты на целование народу.

Хор: «Ис полла...» и многолетствование: «Великаго Господина...».

Остальные иереи, поцеловав Престол и поклонившись Архиерею, также разоблачаются.

Иподиаконы, поставив трикирий и дикирий на места, снимают с Архиерея священные одежды и полагают их на блюдо. Протодиакон читает положенные при этом молитвы («Ныне отпущаеши...», тропари и проч., отпуст малый). Архиерей надевает рясу, возлагает на себя панагию, надевает клобук, принимает четки. По малом отпусте Архиерей становится перед Престолом, священники выстраиваются, как на литургии, но уже в рясах, все вместе прикладываются к Престолу, Архиерей благословляет общим благословением всех присутствующих в алтаре и исходит в Царские врата на солею. Архиерей благословляет прихожан общим благословением. Посошник подаёт ему посох. Хор поёт короткое «Ис полла…». После этого Архиерей благословляет народ по пути к притвору храма, духовенство по старшинству следует за Архиереем. Хор: «Тон дэспотин…».

После благословения Архиерей идёт к западным дверям, становится на орлец, всё духовенство поворачивается к востоку, крестится, кланяется, кланяется Архиерею и велегласно поёт «Ис полла…». Архиерей ещё раз всех благословляет и следует к выходу. Звонарь начинает трезвон.

ХИРОТОНИИ И НАГРАЖДЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: