Современная государственная политика в области таможенного дела исходит из того, что общественное производство, внешнеэкономическая деятельность, торговое и таможенное дело требуют рационального размещения их организаций, планомерного и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечения комплексного развития экономики страны.
В соответствии со статьёй 405 ТК РФ таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.
Согласно статьи 402 ТК РФ создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
|
|
Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Размещение таможенных органов строится на основе следующих принципов:
а) планомерное размещение таможенных органов, обеспечивающее достижение общественного производства в целом. То есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов экономических районов России;
б) рациональное территориальное разделение труда между экономическими районами России. Специализация конкретных экономических районов на развитии отраслей народного хозяйства, которые обеспечивают наибольший вклад данного района в достижение эффективности производства;
в) комплексное развитие экономических районов и формирование в них необходимых территориально-производственных комплексов, промышленных, аграрных и других объединений.
Оптимальное размещение таможенных органов представляет собой непростую, многоплановую задачу, от решения которой во многом зависит дальнейшее развитие внешнеэкономических связей Российской Федерации[6].
|
|
При размещении таможенных органов необходимо также учитывать природные, экономические, социально-исторические, организационные факторы (рис. 1.).
Критерием экономической эффективности размещения таможенных органов является повышение производительности общественного труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленного труда, так и живого труда работников, обеспечивающих таможенное обслуживание и транспортировку товаров. Такое снижение может происходить при выборе единственного варианта размещения объекта таможенной инфраструктуры. Задача оптимального размещения внутри экономического района может решаться в следующих направлениях:
1) определение территориального места расположения нового таможенного органа из многих возможных вариантов относительно географического расположения экономического района, населенных пунктов и основных транспортных магистралей;
2) определение места расположения объекта таможенной инфраструктуры относительно расположения таможенных постов и основных транспортных магистралей в целях ускорения оформления перемещаемых товаров;
3) определения расположения управляющего таможенного подразделения относительно концентрации таможен и таможенных постов в целях ускорения документальных и информационных потоков.
Рис.1. Факторы, влияющие на размещение таможенных органов
Важнейшим показателем эффективности размещения таможенных органов должно быть снижение стоимости таможенного обслуживания участников ВЭД и транспортировки товаров.
К оглавлению