Основным требованием при формировании нового таможенного органа является определение целесообразности его расположения на основе анализа транспортных, информационных и грузовых потоков (рис. 2.)
- таможенные органы (региональные управления, таможни, таможенные посты);
- грузоотправители;
- грузополучатели;
- материальные и информационные потоки
Рис.2. Схема рационального расположения таможенных органов.
Региональное таможенное управление или таможенная лаборатория должны быть размещены таким образом, чтобы пути от таможен и таможенных постов были минимальны. В этом случае достигается наиболее эффективная работа с подразделениями.
Каждый экономический район, отраженный на карте, можно представить как точку на плоскости. Применив Декартову систему координат, можно определить расположение каждой таможни или таможенного поста с помощью системы координат – Х,У. (рис.3.)
Координаты точки (Х, У), в окрестностях которой рекомендуется организовывать работу таможенного подразделения, можно определить по формулам:
|
|
где: Zi – вес признака, например, количество ГТД, оформляемых на таможенном посту, объему или стоимость товара;
Хi, Yi – координаты таможенного поста в искусственно созданной системе координат;
n – количество таможенных постов, находящихся (рассеянных) на территории исследуемого экономического района.
Рис.3. Карта района обслуживания
Точка территории, обеспечивающая минимум транспортных затрат от таможенного поста к таможенному управлению или таможенной лаборатории, в общем случае может не совпадать с вычисленной, поскольку определяются Х и Y как центры тяжести. Однако она находится в окрестности найденного центра тяжести. При уточнении координат искомой точки следует оценить транспортную доступность местности, размер и конфигурацию возможного участка, а также учесть перспективный план развития экономического района.
Транспортные расходы определяют по формуле:
Т = 2 ∙ а ∙ d ∙ Цп ∙ V,
где а – поправочный коэффициент, характеризующий прямолинейность пути транспортировки;
d – расстояние от таможенного поста до таможенного управления или таможенной лаборатории;
Цп – стоимость перевозки;
V – объем перевозимого материала.
Расстояние от таможенного поста до таможенного управления по известным координатам Х и Y определяется по формуле:
,
где , n – количество таможенных постов, находящихся в исследуемом экономическом районе.
Эффективность изменений в размещении объектов таможенной инфраструктуры выражается системой качественных и количественных показателей.
|
|
К качественным показателям относятся:
а) содействие таможенного дела росту экономического потенциала России, а также решению важных задач социально-экономического развития;
б) создание благоприятных условий для вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, без которых невозможно наращивание производства определенных видов продукции;
в) оказание помощи экономическому и социальному развитию ранее отсталых районов.
К количественным показателям относятся все капитальные и текущие затраты, возникающие в связи с размещением данного таможенного объекта в данном конкретном районе.
Экономическая эффективность создания и функционирования нового таможенного объекта определяется по формуле приведенных затрат:
З = С+Еп· К Еп = 1/ Тн
где С - текущие затраты, Еп – нормативный коэффициент эффективности; К- капитальные затраты; Тн – нормативный срок окупаемости.
Эффект от формирования новых или совершенствования действующих таможенных органов достигается путем:
- оптимального использования природных условий и ресурсов;
- наиболее полного использования прогрессивных форм организации таможенного дела в конкретных районах;
- создания единых для группы таможен и постов вспомогательных и обслуживающих производств;
- более рационального использования трудовых ресурсов.
К оглавлению
Контрольные вопросы
1. Как классифицируются факторы размещения таможенных органов?
2. Какие факторы размещения таможенных органов относятся к экономическим?
3. Какие факторы размещения таможенных органов относятся к организационным?
4. Определите экономические принципы, влияющие на размещение таможенных органов.
К оглавлению