VI. Социальная ориентация

Формула этого уровня говорит об отсутствии рефлексии и невариативном отражении внешнего мира с помощью умозаключений. Социальный человек не открывает новых закономерностей, но использует в своей практике те, которые открыты абстрактником. По мере заполнения уровня соцориентации развивается конкретное мышление, дающее возможность видеть действие этих закономерностей в новых аспектах действительности. Таким образом, в рассуждениях социального человека появляется элемент абстрагирования, творческого использования известных законов. Социальный человек нередко более успешно, чем абстрактник, умеет приложить к практике открытые последним закономерности. На это указывает знак вариативного порождения между верхней и нижней частями умозаключения в формуле соцориентации.

Конкретная и абстрактная формы мышления связаны между собой и являются искусственно выделенными сторонами одного и того же вида познания - через разум. В конкретном мышлении абстрагирование проявляется как умение видеть скрытые от других стороны и свойства явлений, что свойственно человеку с развитой соцориентацией. Социальный человек обладает хорошей наблюдательностью и повышенным вниманием к тем жизненным явлениям и процессам, которые могут способствовать реализации его планов. Его мышление носит практический и прагматический характер, характеризуется изобретательностью, гибкостью, хитростью и ловкостью в решении жизненных проблем.

Развитая соцориентация даёт человеку комплекс знаний, навыков и умений, позволяющих добиться успехов в обществе, материального благополучия. Выгода для него важнее самолюбия. Рефлексия и отношение к своему эго при отсутствии других уровней отражения отсутствует, поскольку отсутствует нравственность. Этика социального человека основана только на социальных, а не на природных законах.

Развитие соцориентации связано с проработкой закона «не западать». Чтобы достигнуть успеха, надо научиться управлять своими эмоциями (например, подавить негативное отношение к вышестоящему лицу). Социальный человек подчиняет свои желания и чувства соображениям выгоды. Выгода для него важнее, чем самолюбие. Социальный человек не обижается на отрицательные оценки, которые его поведение может встретить у окружающих. Он легко преодолевает гордыню и почти не может преодолеть жадность.

Заполнение уровня соцориентации связано с развитием коммуникативных способностей. На низком уровне социальный человек умеет избегать конфликтов с теми, кто сильнее его, от кого он зависит, располагать к себе «нужных» людей. Он по-разному относится к людям в зависимости от их социального положения и возможностей. Более высокий социальный человек умеет избегать конфликтов с кем бы то ни было, умеет располагать к себе людей из любых социальных слоев, так как ему может потребоваться их поддержка. Он старается добиться популярности. Стремясь сделать приятное людям, часто потакает их недостаткам и слабостям ради своей выгоды.

По мере развития социальный человек учится распознавать слабости других людей, их страсти и западения, и через них управлять людьми. На высоком уровне развития соцориентации появляются организационные способности, умение добиться лидерства, увлечь и вести за собой людей. На низком уровне социальный человек не признает значения духовных ценностей и потребностей, а об уровне развития другого человека судит по его материальному благополучию, особенно по положению в социуме.

Проработка закона «Не западать» - необходимое условие для построения отношений с людьми, поэтому заполнение соцориентации - важный этап духовного развития.

Определение Гуру Ар Сантэма: «Социальная ориентация — видение законов общества, практическое мышление, хватка, руководство людьми (с детства занимаются коммерцией)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: