Физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст охватывает детей и подростков от 11-12 до 15-16 лет (5-9 классы). Этот возраст характеризуется глубокой перестройкой всего организма – это трудный период как для окружающих, так и для самого подростка.

Задачи физического воспитания детей среднего школьного возраста:

1. Укрепление здоровья, закрепление правильной осанки, укрепление сердечно-сосудистой системы, закаливание, активизация обменных процессов, укрепление нервной системы, содействие гармоническому физическому развитию, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.

2. Обучение основам базовых видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание). Закрепление школы движений и обогащение двигательного опыта.

3. Дальнейшее развитие двигательных качеств с акцентом внимания на координационные способности, на развитие быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости.

4. Расширение и пополнение сведений о пользе физических упражнений, способах их выполнения, о видах спорта, правилах личной гигиены, способах оказания помощи при травмах, правилах безопасного поведения на занятиях, приемах самоконтроля. Выработка организаторских и судейских навыков.

5. Приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями, формирование интереса к определенным видам спорта. Формирование представлений о физической культуре личности.

6. Воспитание позитивных черт личности (дисциплинированности, инициативности, ответственности). Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Анатомо-физиологические особенности организма средних школьников:

Опорно-двигательный аппарат: интенсивный рост и увеличение размеров тела; продолжается окостенение скелета; позвоночник очень подвижен; быстро растут кости верхних и нижних конечностей; активно развивается мышечная система; растет сила мышц.

Сердечно-сосудистая система: развитие внутренних органов происходит неравномерно; сосуды отстают от роста сердца; система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично.

Дыхательная система: сила легких возрастает, но ребенок еще не способен работать в условиях нехватки кислорода.

Главным биологическим фактором является половое созревание подростков. Оно вносит серьезные изменения в жизнь организма: нарушается внутреннее равновесие, отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость.

Выделяют 4 стадии полового созревания, которые обусловливают особенности физического воспитания:

1) Препубертатная – относительно спокойное развитие детей.

2) Активизация гипофиза – у девочек в 10-12 лет, у мальчиков – в 12-13 лет. Увеличивается напряженность в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Аэробные возможности уменьшаются (можно развивать скоростно-силовые способности, но не выносливость).

3) Этап активизации половых желез: у девочек – 12-14 лет, у мальчиков – 13-15 лет. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы улучшают свою работу, уже можно развивать общую выносливость, но снижаются показатели силовых и скоростно-силовых качеств.

4) Наибольшая активность половых желез: девушки – 14-15 лет, юноши – 15-16 лет. В этом возрасте возможно комплексное развитие физических качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: