Учет анатомо-физиологический и психологических особенностей в физическом воспитании средних школьников

Учет анатомо-физиологических особенностей:

1. Объем двигательной активности для правильного физического развития подростков должен быть: 11-12 лет – не менее 13 часов в неделю; 13-15 лет – 12 часов. Структура двигательной активности – уроки физической культуры, внеклассные занятия, спортивные часы, малые формы занятий физической культурой, самостоятельные занятия.

2. При воспитании физических качеств и общих координационных способностей следует учитывать сенситивные периоды развития этих качеств – гибкость (весь период, кроме 11-13 лет), силовые способности (Д– 11-12 лет, М – 14-15 лет), скоростно-силовые способности (11-15 лет), скоростные способности (Д – 11-12 лет, М – 13-15 лет), общая выносливость (Д – 12-14 лет, М – 13-15 лет).

3. Особенности методики проведения занятий:

а) основное направление – углубленное изучение базовых видов спорта;

б) увеличение индивидуально-отличительных особенностей развития и половых различий требуют дифференцирования задач, содержания, темпа обучения, применяемых средств и методов;

в) соотношение практических методов (игровой, соревновательный, строго регламентированный) примерно равны;

г) особенности методики развития физических качеств:

Воспитание силовых способностей – целесообразно параллельно развивать мышечную силу и мышечную выносливость с использованием массы собственного тела и отягощений. Параметры нагрузки: величина отягощения – средняя, выше среднего; количество повторений – 8-20 раз; количество подходов – 2-3; интервал отдыха – 40-60 секунд; метод развития – повторных усилий; метод организации – круговая тренировка.

Воспитание скоростно-силовых способностей – прыжки, выпрыгивания, метания, броски, спортивные игры, эстафеты. Параметры нагрузки: интенсивность – выше среднего, околопредельная; количество повторений – от 3-4 до 12; интервал отдыха – 10-20 секунд; количество серий – 2-3; метод развития – повторный, игровой.

Воспитание скоростных способностей – следящие упражнения, эстафеты, подвижные игры. Параметры нагрузки: интенсивность – околопредельная, предельная; продолжительность одного повторения – 10 секунд; количество повторений в одной серии – 3-5 раз; интервал отдыха – 10-30 секунд; количество серий – 2; интервал отдыха между сериями – 80-100 секунд.

Воспитание общей выносливости – циклические упражнения, игры. Параметры нагрузки: метод развития – стандартно-непрерывный (работа с умеренной и частично большой интенсивностью – 130-150 уд/мин; продолжительность – не менее 3-5 минут), стандартно интервальный (непрерывная работа с переменной интенсивностью – 60-70% от max; количество повторений – от 2-3 до 3-4 минут; интервал отдыха – от 150-180 до 120-150 секунд).

Воспитание гибкости – маховые упражнения, выпады с максимальной амплитудой. Параметры нагрузки: интенсивность – максимальная; количество повторений: 30-40 раз (позвоночный столб), 30-35 раз (тазобедренный, плечевой сустав), 20-25 раз (лучезапястный сустав), 15-20 раз (коленный, голеностопный сустав).Темп: 1 повторение в 1 секунду – активная гибкость, 1 повторение в 1-2 секунды – пассивная гибкость, задержка в статической позе – 1 раз в 4-6 секунд.

Учет психологических особенностей:

1. При автоматизации двигательного навыка правильно настроить подростков, объяснить, что те явления, которые происходят у них в организме – проходящие.

2. В работе над волевыми качествами особое внимание уделяется развитию смелости.

3. Необходимо опираться на взрослый уровень интересующего в развитии подростка; в методику обучения включать объяснения, которые раскрывают закономерности физических упражнений.

4. Однообразная работа вызывает утомление и как следствие упрямство, раздражительность, поэтому необходима эмоциональная разрядка (подвижные игры, эстафеты).

5. Главное помнить правило – Больше требований к человеку, больше уважения к нему, не нужно подчеркивать бесперспективность подростка, чаще внушать положительное.

6. Все поощрения и наказания более действенны, если они исходят не от учителя, а от коллектива.

Основные средства физического воспитания в среднем школьном возрасте:

1. Гимнастические и акробатические упражнения – построения и перестроения; ОРУ с предметами и без; висы и упоры; акробатические, танцевальные, на снарядах.

2. Легкоатлетические упражнения – бег, кросс, прыжки в длину и высоту, метания.

3. Лыжная подготовка – классические ходы, подъемы и спуски, торможения, повороты в движении.

4. Плавание – специальные упражнения; повторное проплывание 25, 50, 100, 150 метров; игры на воде.

5. Элементы единоборств для юношей – подводящие упражнения для овладения приемами греко-римской борьбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: