Для лиц, систематически занимающихся оздоровительной физической тренировкой или массовыми видами спорта (не менее 6 мес.), с целью определения ФК аэробной способности и получения достоверной информации о МПК можно проводить тестирование общей выносливости. Между показателями МПК и уровнем развития общей выносливости существует высокая степень связи — коэффициент корреляции более 0,8.
Корреляция между результатами 12 минутного бегового теста Купера (км) и МПК (мл/кг/мин), соответственно, составляет: менее 1,6 км – менее 25,0 мл/мкг/мин.; 2,01 – 2,0 км – 25-33,7; 2,01-2,4; 2,41-2,8 – 42,6- 51,5; более 2,8 км – 51, 6 и более МПК мл/кг/мин.
Корреляция между результатами 12-минутного теста и МПК | |
Расстояние (км.),преодоленное за 12 мин | МПК, мл/кг/мин |
Менее 1,6 1,6—2,0 2,01—2,40 2,41—2,8 Более 2,8 | Менее 25,0 25—33,7 33,8—42,5 42,6—51,5 51,6 и более |
На этом основании Купером были предложены беговые тесты (1,5-мильный и 12-минутный), по результатам которых определяют функциональный класс аэробной способности. Подобная же шкала оценок аэробных способностей разработана для детей и подростков.
Градации максимальной аэробной способности (функциональные классы) в зависимости от расстояния, пробегаемого за 12 минут (км) по Куперу представлены в таблице:
Функциональ ный класс аэробных способностей и физическое состояние | Возраст, годы | |||||||||
моложе 30 | 30 - 39 | 40 - 49 | 50 лет и старше | |||||||
М | Ж | м | ж | м | ж | М | Ж | |||
ФК I — очень плохое | Менее | 1,5 | Менее | 1,4 | Менее | 1,2 | Менее | 1,0 | ||
1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,3 | |||||||
ФК II — плохое | 1,6- | 1,5- | 1,5- | 1,4 - | 1,4 - | 1,2- | 1,3- | 1,0- | ||
2,0 | 1,8 | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 1.5 | 1.6 | 1,3 | |||
ФК Ш — удовлетворительное | 2,01- | 1,81- | 1,81- | 1,71- | 1,71 - | 1,51- | 1,61 - | 1,31- | ||
2,4 | 2,1 | 2,2 | 2,0 | 2,1 | 1,8 | 2,0 | 1,7 | |||
ФК IV — хорошее | 2,41- | 2,11- | 2,21- | 2,01- | 2,11 - | 1,81- | 2,01 - | 1.71- | ||
2,8 | 2,6 | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 2,3 | 2,4 | 2,2 | |||
ФК V — отличное | Более | Более | Более | Более | Более | Более | Более | Более | ||
2,8 | 2,6 | 2,6 | 2,5 | 2,5 | 2,3 | 2,4 | 2,2 | |||