Структура финансовой системы Австралии

Организационное построение финансовой системы Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.

В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перерас­пределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, отно­сительно невелики.

На финансы федеральных органов власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.

Расходы федерального правительства.

Важнейшей статьей расходов федерального правительства являются расходы на оборону и содержание административно-управленческого аппарата. Военные мероприятия являются исключительной прерогативой федерального правительства.

Вторую важную группу расходов федерального бюд­жета составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. Основными статьями в дан­ной группе являются пенсии по старости или инвалид­ности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п.

Значительно возросли затраты федерального бюджета на образование и здравоохранение. Лишь за первое пятилетие 90-х годов доля статьи «образование» в общей сумм расходов увеличилась с 3,8 % до 15,4 %.

Важной статьей расходов федерального бюджета ос­тается экономика, хотя доля этой статьи неуклонно сни­жается. Большая часть ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную ин­фраструктуру. Государство играет активную роль в сти­мулировании экспорта, в первую очередь продукции от­раслей обрабатывающей промышленности.

Австралия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров сельскохозяйственной про­дукции. Страна занимает первое место по экспорту шерсти, третье - пшеницы.

Система оказания помощи сельскому хозяйству в Австралии включает полтора десятка различных прог­рамм прямого и косвенного субсидирования, стабилиза­ции цен, государственных закупок продукции фермеров по фиксированным ценам, предоставления займов. Госу­дарство берет на себя проведение научных исследований в области сельского хозяйства.

Велика роль федеральных финансов в развитии про­изводственной инфраструктуры. В условиях Австралий­ского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнерге­тический комплекс в Снежных горах) требуют колос­сальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.

Отличительной чертой финансовой системы Австралии является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций штатам и местным органам власти (в отдельные годы - от 25 до 30 %).

Доходы федерального правительства.

Через федеральные финансы перераспределяется 4/5 доходов, мобилизуемых органа­ми государственной власти всех уровней. Доходы феде­рального бюджета на 92 - 96 % формируются из налого­вых поступлений, среди которых основными являются подоходный налог с населения, налог на прибыли ком­паний, акцизы, налог с продаж.

Подоходный налог в Австралии, как и в других капи­талистических странах, играет решающую роль в бюд­жетных поступлениях.

Подоходный налог с населения в Австралии взима­ется двумя способами: «у источника» (в этом случае налог вычитается из заработной платы рабочих и служащих бухгалтерией частного или государственного пред­приятия и перечисляется финансовым органам), по на­логовой декларации (этим способом пользуются при обложении налогом доходов лиц свободных профессий - художников, писателей, деятелей театра и кино, врачей).

Размер подоходного налога в Австралии определяется следующим образом. Из валовой суммы доходов, полученных физическим лицом в течение года, делаются вычеты сумм, не подлежащих обложению (некоторые виды пенсий и пособий), а также специальные льготные вычеты (проценты по некоторым видам потребительских ссуд, скидки на содержание иждивенцев, сомнительные долги и т.п.).

Вторым и третьим по значению источником поступлений федеральных органов являются косвенные налоги - акцизы и налог с продаж.

Группа «другие налоги» содержит около десятка различных налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды, налог на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые сборы, налог на сельскохозяйственную продукцию, налог на заработную плату, отчисления в фонды специального страхования для выплаты пособий на детей и некоторые другие.

Финансы штатов.

В расходах штатов преобладают затраты на образование, на экономику - в основном электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение. На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий но охране окружающей среды.

Доходная часть бюджетов штатов на 60 % формируется за счет субсидий федерального правительства, что свидетельствует о высоком уровне финансовой централизации в Австралии (для Франции и США аналогичный показатель равен 20 %, для Японии – 42 %, для Англии - 52 %). Остальная часть доходов почти исключительно состоит из налогов, среди которых преобладают налог на заработную плату (отчисления в фонды социального страхования и обеспечения), сборы и лицензии за регистрацию и использование личного транспорта почтовые сборы, налоги на азартные игры. Правительства штатов активно используют финансы для привлечения новых инвестиций.

Финансы местных органов власти.

На органы местного самоуправления Австралии возложены основном экономические функции: строительство и экс­плуатация объектов производственной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог, жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели идет около 2/3 рас­ходов местных органов. Их доходная часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость. Ввиду ограниченной собственной финансовой базы местных органов власти важную роль играют субсидии штатов и федерального правительства.

Финансы государственных предприятий.

Государственная собственность не получила в Австралии широкого распространения только в четырех отраслях - связи, воздушном и морское транспорте, торговле. Они почти все сосредоточены в низкоприбыльных инфраструктурных отраслях, без кото­рых не может функционировать народное хозяйство. Невысокие прибыли государственных предприятий объ­ясняются также политикой государства, которое отпус­кает монополиям продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным. Исключительно высока роль государственных предприятий в капиталовложениях.

Государственный долг.

С момента своего возникновения государственные займы и государственный долг были характерными чертами экономического развития Австралии. Займы, полученные в Великобритании, служили основным средством финансирования всех социально-экономических мероприятий, осуществляемых правительствами. В XXI в. в связи с интенсивным развитием австралийского хозяйства все большее значение стали приобретать внутренние источ­ники финансирования, в первую очередь налоги и доходы от государственных предприятий.

Все три административных подразделения имеют право самостоятельно заниматься эмиссионными операциями. Однако в Австралии практи­куется выпуск ценных бумаг федеральным правительством для покрытия дефицита бюджетов штатов, которые мобилизуют таким образом до 3/4 заемных средств. Поэтому, когда говорят о выпуске ценных бумаг феде­ральным правительством или о ценных бумагах, не оп­лаченных федеральным правительством, имеют в виду выпуск, предназначенный для покрытия дефицита не только федерального бюджета, но и в значительной степени бюджетов штатов.

Основными видами ценных бумаг, выпускаемых федеральным правительством, являются именные облига­ции (inscribed stock), не обращающиеся на рынке, каз­начейские билеты и векселя (treasury bills and notes), предназначенные для покрытия краткосрочных, напри­мер сезонных, потребностей бюджета, и специальные облигации (special bonds), которые выпускаются обычно в связи с расходами, имеющими целевой характер. Все выпуски с точки зрения валюты погашения и места размещения делятся на два вида: выпускаемые в австралийской и иностранной валюте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: