Понятие парламента и его структура полномочия

Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.

В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:

формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;

его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;

обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);

реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;

парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе. Структура парламента и его палат

Разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.

В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).

Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).

Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии (вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий). Комитеты (комиссии) подразделяются на:

- постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности): финансово-бюджетные; по иностранным делам; по правительственной деятельности; по ассигнованиям; по обороне и безопасности; по вопросам гражданской службы; по делам местного самоуправления; по торговле и промышленности; по вопросам образования и труда; по аграрным вопросам и т.д.

- временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем): следственные; специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса); комитеты всей палаты; согласительные.

Виды парламентов по объему компетенции. Полномочия парламента

По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:

1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией - характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией - т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).

3. Парламенты с относительно определенной компетенцией - т.е. границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).

Основные полномочия парламентов.

1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции):

• право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);

• принятие законов (либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом);

• принятие бюджета и иные финансовые полномочия (налоговые полномочия, принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.).

Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.

При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).

Две палаты создаются для представительства:

интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);

политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).

В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты.

Более двух палат формируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и может быть понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалистического самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент).

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.). Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов.

Парламент имеет свои внутренние органы. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР). Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената). Полномочия парламента

Полномочия парламента. Из конституционного статуса парламен­та и его функций вытекает и компетенция парламента, т.е. совокуп­ность его полномочий. В конституциях стран мира компетенция пар­ламента определяется по-разному: в одних странах она формулируется очень четко и определенно (например, в США, Испании, Франции, Сенегале, Габоне, Мадагаскаре и др.); в других — она частично опреде­лена достаточно четко, но в той или иной мере содержит и положения, делающие пределы полномочий парламента достаточно неопределен­ными, подвижными (например, в Швейцарии); в третьих — компетен­ция парламента остается совершенно неопределенной и ничем не огра­ниченной, поскольку в своей законодательной деятельности в любом вопросе он не связан никаким конституционным актом (Великобрита­ния, Япония, Италия, Новая Зеландия, Ирландия и др.). В отдельных монархических мусульманских странах (Саудовская Аравия, ОАЭ) полномочия парламента носят в основном консультативный характер.

Вместе с тем, говоря обобщенно, парламенту свойственны обычно следующие основные полномочия.

1. Законодательные полномочия, обеспечивающие выполнение главной функции парламента — принятие законов. Тот факт, что в законодательном процессе могут в той или иной мере и форме участ­вовать и другие государственные органы (президент, конституционный суд и др.), не отменяет то, что прерогативой именно парламента является, как правило, принятие законов, которое поэтому составляет основное содержание его компетенции и практической деятельности. Это находит свое выражение в обсуждении законопроектов в комите­тах, комиссиях и на пленарных заседаниях палат парламента и в при­нятии законов. Хотя не во всех странах парламентарии обладают пра­вом законодательной инициативы, в большинстве государств (Вели­кобритания, Италия и др.) они имеют такое право. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочие приня­тия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов.

2. Полномочия в области финансов — это прежде всего полномочия парламента по утверждению бюджетных доходов и расходов государ­ства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по спе­циальной процедуре, отличной от принятия обычных законов. В ряде стран (США, Великобритания, Япония и др.), принимается не закон о государственном бюджете, а финансовые программы, осуществляемые через серию отдельных законов об ассигнованиях и доходах. Через закон о государственном бюджете парламент уполномочивает правительство расходовать государственные средства в утвержденном объе­ме и согласно росписи расходов, а также возлагает на него обязанность собрать необходимые для этого налоги и другие поступления. В финан­совую компетенцию парламента входит обычно и утверждение отчета правительства об исполнении бюджета. В компетенцию парламента включается также установление налогов и сборов, налоговых льгот. Иногда сюда относятся полномочия по принятию решений по внешним и внутренним займам государства, о денежной эмиссии, о создании многообразных внебюджетных фондов и т.д.

3. Полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самостоятельно и непосредственно решает эти вопросы; в других — дает согласие на выдвинутые иными органами кандидатуры или ут­верждает их. Как уже отмечалось, в ряде стран парламент избирает президента страны или участвует в его избрании более широким орга­ном. Нередко парламент избирает или назначает премьер-министра и даже образует правительство в целом. Парламент или одна из его палат формирует конституционный суд и верховный суд или участвует в их формировании, назначает генерального прокурора и т.д.

4. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполни­тельной власти и других высших государственных органов. Как выс­ший орган народного представительства парламент наделен и такими высокими полномочиями, хотя, конечно, они значительно шире в пар­ламентских республиках и монархиях, нежели в президентских рес­публиках и дуалистических монархиях. Особенно важное место зани­мает здесь контроль парламента за деятельностью правительства, но он распространяется и на главу государства, на органы судебной влас­ти, органы местного самоуправления и др. По отношению к прави­тельству парламентский контроль носит политический характер, что находит свое выражение в вынесении вотумов доверия или недоверия правительству или его отдельным министрам, в то время как по от­ношению к другим органам этот контроль является чисто юридичес­ким, что находит свое выражение в деятельности парламентских ко­митетов и комиссий по расследованию особо важных вопросов на предмет установления, были ли нарушены какие-либо правовые нормы. Основными формами парламентского контроля за деятель­ностью прежде всего правительства являются: а) постановка вопросов к правительству, министрам и другим высшим должностным лицам в устной и письменной форме; б) интерпелляция, т.е. обращение к правительству по поводу его деятельности на пленарном заседании, предполагающее дачу объяснения со стороны главы правительства или его министра, его обсуждение и принятие решения на основе го­лосования (используется в парламентских республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках); в) дебаты по общей политике правительства или заранее определенным вопросам, не предполагающие вынесение оценки деятельности правительства; г) постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (используется обычно в странах с парламентской формой правления и отчасти в полупрезидентских респуб­ликах); д) доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат; е) парламентские слушания прежде всего в президентских и полупрезидентских республиках (особенно в США) с целью привлечь к вопросам большой общественной значимости внимание государственных органов и общественности; ж) парламентские расследования, о которых уже шла речь выше.

5. Полномочия по ратификации и денонсации международных дого­воров связаны с тем, что именно парламент дает окончательное согла­сие соответственно на заключение такого договора или выражает волю государства, направленную на его расторжение.

6. Полномочия в области обороны и безопасности воплощаются в первую очередь в праве парламента объявлять воину, состояние войны или состояние обороны, а также в праве заключать мир.

7. Полномочие по назначению референдума отражает тот факт, что во многих странах, согласно конституции, либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава государства обладает правом назначения референдума.

8. Судебные или квазисудебные полномочия выражаются в том, что в ряде стран конституционно закрепляется право парламента осущест­влять процедуру импичмента, о которой говорилось в предшествую­щей главе. К числу данных полномочий надо отнести также право со­здания и деятельности отмеченных выше следственных комитетов и комиссий парламента и его палат, право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц, а также право объявления амнистии парламентом.

Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат:

• посредством непрямых выборов (косвенных или многостепенных выборов) - Франция;

• посредством прямых выборов, но отличающихся от системы формирования нижних палат - Италия, США, Австрия;

• путем назначения - Канада, Германия;

• на невыборной основе (наследственный способ) - Великобритания;

• смешанный - Бельгия, Ирландия.

Однопала́тная парла́ментская систе́ма в государстве — функционирование одной парламентской палаты. Таким образом, однопалатный парламент, или однопалатное законодательное собрание — это законодательный орган, состоящий из одной палаты. Зачастую страны, в которых функционируют однопалатные законодательные органы, являются небольшими однородными унитарными государствами, для которых необходимость в верхней, или второй палате отсутствует. Однопалатные законодательные органы

Примерно половина суверенных государств мира имеют в настоящее время однопалатную парламентскую систему, причём к ним относятся как самые многонаселённые (Китайская Народная Республика), так и карликовые (Ватикан) государства.

Многие административные единицы стран имеют однопалатные законодательные органы. К ним относятся, например, Небраска, Гуам и Виргинские острова в США, большинство российских регионов, Гонконг, все провинции и территории Канады, все германские земли, все итальянские регионы и все испанские автономные сообщества.

В Великобритании однопалатными являются шотландский парламент, Национальное собрание Уэльса и Ассамблея Северной Ирландии.

Почти все городские законодательные органы также являются однопалатными: городские советы не разделяются на две палаты,— хотя до XX века в США преобладали двухпалатные городские советы.

Страны с двухпалатными законодательными органами

Страны с однопалатными законодательными органами

Нет законодательных органов

[править]Местные органы

[править]Федерации

Парламент Квинсленда и законодательные собрания территорий Австралии

Все законодательные органы и законодательные советы областей и сообществ Бельгии

Народная скупщина Республики Сербской

Все законодательные органы штатов Бразилии

Все ландтаги земель Германии

Парламенты нескольких индийских штатов — Аруначал-Прадеш, Химачал-Прадеш, Западная Бенгалия, Мадхья-Прадеш, Раджастхан, Гуджарат, Орисса, Керала, Ассам, Пенджаб, Харьяна, Джаркханд, Трипура, Нагаленд, Манипур, Мегхалая, Гоа, Мизорам, Сикким, Уттаркханд, Пондичери, Дели и Чхаттисгарх

Все законодательные собрания провинций Канады

Все законодательные собрания штатов Малайзии

Законодательные органы 79 субъектов Российской Федерации

Законодательное собрание Небраски и Совет Вашингтона (округ Колумбия, США)

Провинциальные законодательные органы провинций ЮАР

Следует отметить также парламенты с особой структурой. Это относится к Стортингу Норвегии. Сначала он избирается целиком, затем 1/4 из его состава выбирается в верхнюю часть — Лагтинг, остальные же депутаты составляют нижнюю часть — Одельстинг. При этом соотношение политических сил в обеих частях одинако­во. Все вопросы, кроме принятия законопроектов, решаются пар­ламентом в целом. Постоянные комиссии являются общими для всего парламента. Поэтому Стортинг нельзя безоговорочно отнес­ти к двухпалатному парламенту. До недавнего времени такую же структуру имел Альтинг Исландии. В настоящее время он являет­ся однопалатным органом. Общие сведения

Местопребыванием стортинга является столица Норвегии — Осло. Количество депутатов, избираемых в норвежский парламент, составляет 169 человек, 150 из которых избираются по партийным спискам от провинций (фюльке), а оставшиеся 19 получают так называемые «уравнительные» мандаты.

Формально стортинг состоит из 2 палат — одельстинг и лагтинг. Однако в 2007 году было принято решение, что после следующих выборов, в 2009 году, стортинг станет однопалатным. Возглавляет стортинг президент стортинга. В настоящее время (с 2009 г.) это представитель Рабочей партии Даг Терье Андерсен. Кроме него, в президиум парламента входят вице-президент стортинга, президент и вице-президент одельстинга, и президент и вице-президент лагтинга. Места в президиуме распределяются пропорционально, согласно представленным в стортинге партиям. Заседают депутаты в пленарном зале не фракционно, а группами от провинций.

Основными задачами стортинга являются:

издание законов

принятие бюджета

контроль над работой правительства

169 депутатов стортинга в настоящее время входят в 7 партийных фракций. Каждая фракция имеет своего председателя, официального представителя и правление. Члены фракционных правлений автоматически являются также членами парламентских комиссий по иностранным делам и по конституционному праву.

В стортинге работает 13 комиссий. Каждый депутат парламента участвует в работе какой-либо комиссии. В комиссиях пропорционально представлены как партии, так и провинции страны. Согласно законодательству. в каждую комиссию должен входить хотя бы 1 депутат лагтинга. В комиссии входят от 11 до 20 депутатов, после её создания члены выбирают председателя, официального представителя и секретаря. Заседания комиссий проходят в открытом режиме. Комиссии также имеют право приглашать на свои заседания представителей правительства, каких-либо организаций и частных лиц, если это требуется для лучшего освещения рассматриваемого вопроса.

В стортинге не существует такого понятия, как «императивный мандат». Каждый депутат пользуется правом личной неприкосновенности. На 2002 год годовая зарплата депутата стортинга составляла примерно 70 тысяч евро. Депутаты не имеют права добровольно вернуть свои мандаты. Исключение делается лишь для случаев, когда депутат парламента назначается министром. Любой гражданин может наблюдать за ходом дебатов в стортинге, находясь на специальной галерее, а депутат, который голосует «против», не только нажимает на соответствующую кнопку, но и встает со своего места, демонстрируя свое несогласие с происходящим[2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: