В процессе формирования ценой политики компании могут руководствоваться различными целями.
Эти цели могут быть сформированы по трем основным направлениям:
1. Компании стремятся увеличить объемы продаж.
2. Компании добиваются максимизации прибыли.
3. Компании ставят своей целью стабилизировать свое рыночное положение.
4. Если в качестве цели выбран захват рынка, то чаще всего используют так называемые цены проникновения. Использование цен проникновения должно обязательно сопровождаться снижением собственных затрат. В противном случае компания, захватившая новый рынок, не сможет его удержать в силу отсутствия средств необходимых для увеличения объема производства.
5. При стремлении компании максимизировать прибыль могут использоваться престижные цены. Подобные цены могут устанавливаться на товары, устойчиво характеризующиеся высоким качеством, а также уникальностью параметров.
Кроме вышеназванных характеристик высока и должна быть и репутация фирмы производителя.
В случае если компания стремится стабилизовать свое рыночное положение, ей необходимо:
-избегать всякого рода производственных и бытовых катаклизмов;
-избегать бытовых спадов (связанных с забастовками на производстве);
-постоянно контролировать движение цен братьев-конкурентов.
Помимо вышеперечисленных стратегий ценообразования можно выделить также и стратегии ценообразования, которые формируются исходя из издержек, спроса и конкуренции.
При планировании цен на издержки компании рассчитывают свои возможные затраты и приплюсовывая к ним необходимую прибыль получают цены реализации. Так формируются цены, которые мы назвали престижными.
Если в качестве базы для установления цены используется спрос, то компании на основе изучения рыночного спроса стараются вводить цены доступные и предпочтительные для большинства потребителей. Соответственно издержки и прибыль планируются исходя из этих цен.
Стратегия ценообразования, базирующаяся на оценке конкуренции, предполагает учет конкретной рыночной ситуации, учет насыщенности рынка товарами, учет уровня цен на рынке, а также учет качества торгового и сервисного обслуживания благожелательности потребителей к продукции компании-производителя.
Помимо вышеназванных цен в рыночной экономике используются стандартные, гибкие (эластичные), успокаивающие цены, цены-лидеры на рынке и цены «снятия сливок».
На товары повседневного спроса, как правило, на длительный срок, устанавливаются так называемые стандартные цены. Как правило, это цены на товары, оставляющие основу потребительской корзины. При росте собственных затрат компании-производители стремятся сохранить уровень этих цен, изыскивая резервы повышения эффективности своего спроса, не существенно меняя в сторону ухудшения качество производимой продукции, размеры упаковок и т.д.
Гибкие (эластичные) цены используются в случае, когда компании стремятся учитывать рыночную конъектуру. Эти цены более применимы к товарам, жизненный цикл которых короток (одежда, обувь, косметика и т.д.). Часто гибкие цены используются в прямом смысле этого слова. Т.е.продавец видя желание покупателя произвести тот или иной товар, имеет возможность сделать скидку в пределах возможных установленных ему границ. Это относится к недвижимости, к дорогостоящим товарам, торговле дорогими автомобилями, торговле ювелирными изделиями.
Успокаивающие цены – цены ниже каких-либо круглых величин.
Цены-лидеры – цены, устанавливаемые компаниями-производителями, доминирующими на данном рынке. Все другие участники рынка вынуждены ориентировать свои цены на данную продукцию, исходя из цен-лидера, т.е.из цен главного конкурента.
Цена «снятия сливок» – цена, которая используется некоторыми ведущими компаниями, являющиеся законодателями в производстве той или иной продукции.