Экономика образования. 2010. №1

Сегодня отношение к возможностям образования стало более трезвым. Экономисты отмечают ряд недостатков теории «человеческого капитала»:

• умаление культурной ценности образования;

• низведение человека до уровня машины;

• излишне технократический подход к человеку.

На современном этапе экономического развития образование пере­стали воспринимать как панацею почти от всех социальных зол. В обра­зовательной политике установка на чисто количественный рост сменилась установкой на совершенствование обучения.

Советская экономика образования

Несколько другой научный подход к экономике образования, чем у теоретиков «человеческого капитала», был у советских экономистов. Дело в том, что теорию «человеческого капитала» достаточно сложно применить к советской и российской действительности, особенно в части разработки вопросов «внутренней отдачи», т.е. влияния образования на повышение заработной платы. Исторически в нашей стране сложилась экономическая система, при которой разница между квалифицированным и неквалифи­цированным трудом была не такой большой, как в странах Запада. Тем более не такой существенной была разница в заработках людей, занятых интеллектуальным и физическим трудом. Советская идеология воспевала физический труд рабочего у станка или крестьянина в поле как самый важ­ный, лучший и почетный труд. Интеллектуальный же труд «по качеству» был ниже физического, соответственно и оплачивался в лучшем случае так же, как и физический. Но несмотря на это, в обществе устойчиво жило стремление к повышению образования. О чем свидетельствует неуклонно растущее количество людей, стремящихся в высшие и средне-специальные учебные заведения (с 1950 по 1964 гг. ежегодный прирост численности сту­дентов вузов составлял 14%) [3, с. 293].

Анализируя экономическую мысль советского периода, необходимо учитывать тот факт, что исследователи исходили из реалий существовав­шего социально-политического строя; в их трудах паргийно-государствен- ное руководство рассматривалось как решающее условие, обеспечивающее современный уровень развития всей системы образования и подготовки специалистов. В свою очередь, при освещении блока социально-экономи­ческих проблем они руководствовались изначально заданными концепту­альными положениями о характере действия экономических законов при



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: