Рынок аграрного труда

Развитие рыночных отношений в аграрной сфере предполагает формирование и рынка труда, являющегося, наряду с рынками средств производства, товаров и земли, важной составной частью рыночной экономики.

Рынок труда — это общественно-экономическая форма движе­ния рабочей силы, занятой в аграрной сфере. Рынок труда пред­ставляет собой систему отношений по поводу обмена рабочей силы (индивидуальных способностей к труду) на фонд жизненных благ, необходимых для ее воспроизводства, по законам товарного производства и обращения.

Как и любой товарный рынок, он основан на спросе и предло­жении. Спрос в данном случае выступает в форме вакантных рабо­чих мест и имеющихся работ, а предложение — в виде наличия не­занятой рабочей силы и людей, желающих изменить место рабо­ты. Спрос и предложение выравниваются в ходе конкурентной борьбы между работниками за занятие того или иного рабочего

места (или за выполнение работы) и между работодателями — за привлечение рабочей силы необходимого качества.

Рынок труда является весьма специфическим рынком, для ко­торого характерны следующие особенности. Во-первых, если рабо­чая сила в процессе труда создает стоимость, то все рабочие виды ресурсов лишь переносят свою стоимость на новую продукцию са­мим трудом. Во-вторых, предложение рабочей силы определяется

демографическими факторами — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозраст­ной структурой. В-третьих, серьезное влияние на динамику рабо­чей силы оказывает иммиграция. В-четвертых, потребность в рабочей силе зависит от темпов развития научно-технического про­цесса. Все эти особенности необходимо учитывать при форми­ровании и развитии рынка труда в аграрной сфере.

В процессе становления рынка аграрного труда обостряются проблемы занятости и возникают новые, обусловленные проводи­мыми преобразованиями в сельском хозяйстве. Сокращается есте­ственный прирост населения в сельской местности в результате снижения рождаемости и повышения смертности, расширяется скрытая безработица, сокращается количество высококвалифици­рованных работников и специалистов сельского хозяйства, умень­шается численность населения в трудоспособном возрасте, увели­чивается средний возраст работников аграрного сектора. Вместе с тем существенно сократилась миграция населения из села в го­род. Произошло это не из-за улучшения ситуации в деревне, а из-за падения спроса на рабочую силу в городах.

Опыт развитых стран показывает, что рынок аграрного труда способен значительно улучшить использование трудовых ресурсов села, резко сократить потребность в них в сельском хозяйстве. В то же время рыночные отношения ведут к целому ряду негатив­ных социальных последствий, наиболее болезненными из кото­рых является безработица.

На Западе нормальным основанием роста масштабов безрабо­тицы является исчерпание товарного рынка, когда дальнейшее расширение занятости привело бы к перепроизводству продовольственных товаров, а значит, и к снижению эффективности отрас­ли. В сельском хозяйстве России пока нет фактора перенасыще­ния и, следовательно, могут создаваться новые рабочие места для высвобождения из сельского хозяйства работников; препятствием является отсутствие инвестиций. Следовательно, в ближайшие годы рынок аграрного труда будет в значительной мере разбалансированным, то есть одновременно будут иметь место проблемы как дефицита кадров, так и безработицы.

На формирование рынка аграрного труда большое влияние оказывает сезонность производства в сельском хозяйстве. На сель­скохозяйственных предприятиях резко возрастает потребность в рабочей силе в весенне-летний период. Особенно высока такая

потребность у хозяйств, занимающихся возделыванием сельско­хозяйственных культур с низким уровнем механизации работ — овощных, плодовых, ягодных и др. Например, на уборку семеч­ковых плодов крупные садоводческие хозяйства привлекают до 2 тыс. сезонных и временных рабочих, что в 3—4 раза превышает численность их постоянных работников. На сельскохозяйствен­ных работах в этот период используется много работников про­мышленных предприятий, находящихся в отпусках без сохране­ния заработной платы, что способствует сокращению безработи­цы. Но в осенне-зимний период многие постоянные работники сельскохозяйственных предприятий, особенно растениеводческих, работой не обеспечены. Это важный фактор роста скрытой безра­ботицы на селе.

Следует отметить, что в сельской местности наблюдаются более высокие, чем в городах, темпы роста числа высвобождае­мых работников. Обострение безработицы в сельском хозяйстве — следствие продолжающегося спада производства. Другим ее ис­точником является наличие незанятого населения (домохозяй­ки и др.). В сельской местности на их долю приходится 12 % тру­доспособного населения. Именно эти незанятые начинают по­полнять ряды безработных. Численность зарегистрированных без­работных в сельской местности составила около 520 тыс. чел., или 27 % от общего их количества.

Безработица в сельской местности искусственно сдерживается руководителями сельскохозяйственных предприятий, которые, не­смотря на спад производства, стараются удержать имеющиеся кад­ры путем сокращения вакансий, назначения минимальных долж­ностных окладов работающим, принудительного отправления ра­ботников в длительные отпуска без сохранения заработной платы, то есть имеет место скрытая безработица. Пополняют ряды безра­ботных и обанкротившиеся фермеры, которые в условиях прово­димой налоговой, ценовой, кредитной политики нередко разоря­ются. Масштабы безработицы увеличиваются за счет беженцев и переселенцев.

Стабилизации рынка труда в аграрной сфере будет способство­вать создание дополнительных рабочих мест за счет развития раз­личных видов индивидуальной трудовой деятельности, мелкого бизнеса, организации новых форм хозяйствования. Для этого не­обходимы поддерживающие меры со стороны государства.

Следует отметить, что условия формирования рынка труда оста­ются сложными. Анализ демографического состава безработных показывает, что 2/3 их составляют женщины, более 67 % — молодежь в возрасте 16—19 лет. Преобладание в составе сельских безработных женщин связано прежде всего с сокращением объемов производства животноводческой продукции, уменьшением численности специалистов и служащих на сельскохозяйственных предприятиях, а также с разрушением социально-культурной сферы села.

Службы (центры) занятости не обладают достаточным по­тенциалом для решения столь сложных задач. На них к тому же возложена задача переподготовки кадров с учетом конъюнкту­ры рынка труда.

В процессе развития рыночных отношений произойдут опреде­ленные сдвиги в структуре занятости сельского населения, в каче­ственном составе, в соотношении управленцев, специалистов и рабочих кадров. В связи с этим перед сельскими службами занято­сти, администрациями районов стоит важная задача — обеспечить переход от одной структуры занятости к другой.

Государственная политика на рынке труда должна включать меры по поддержке трудоспособного сельского населения, поте­рявшего работу, но желающего эффективно трудиться и активно ищущего новые виды деятельности. Основными направлениями государственного регулирования в этой сфере являются: стимули­рование роста занятости и увеличение числа рабочих мест в госу­дарственном секторе; подготовка и переподготовка рабочей силы; содействие найму работников; выделение средств на пособия по безработице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: