В экономической литературе нет единого определения понятия «цена», их известно несколько. Согласно одному из них, цена есть денежное выражение стоимости товара, которая определяется затратами труда на его производство, то есть имеет трудовую природу. Однако такое определение обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого определения не представляется возможным устанавливать цены предметов, не являющихся результатом человеческого труда — например земли и природных богатств. Согласно трудовой теории стоимости, они не могут иметь цену в собственном смысле слова.
Другое определение цены имеет более широкое, рыночное толкование. Цена — это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Другими словами, вне рынка, без купли-продажи о цене говорить нельзя, ее способен установить только рынок. Этот подход представляется более универсальным и конструктивным.
|
|
Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития отечественного производства. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и прибыль сельскохозяйственного предприятия. Существующий в России уровень цен обусловливает низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в большинстве предприятий.
В условиях рынка высокая эффективность сельскохозяйственного производства возможна только при наличии экономически обоснованной системы цен и ценообразования, поскольку цена устанавливается в соответствии не только с рыночным равновесием, но и с равновесием между издержками производства сельскохозяйственной продукции и экономическими возможностями товаропроизводителей.
Для товаропроизводителя важно, чтобы цены реализации позволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. Однако ныне на многие виды сельскохозяйственной продукции действуют цены, которые не всегда обеспечивают должный уровень рентабельности аграрного производства, а нередко, особенно в животноводстве, не позволяют оплатить вложенный труд и возместить материальные затраты.
В последние годы крайне неблагоприятно складывалось соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства (табл. 24). За годы аграрной реформы цены на промышленную продукцию росли более высокими темпами, чем на сельскохозяйственную. Так, цена 1 т зерна возросла в 3,5 раза, а цена 1 т минеральных удобрений — в 6 раз. Таким образом образовался и углубился так называемый диспаритет цен.