Уединение (хальва)

Суфизм: его последователи призывают к уединению, и говорят: «Поистине, когда человек остается наедине с собой, живет в темноте, мало ест и мало спит и не употребляет в пищу все, в чем есть дух[306], очищается его дух, и освещается его сердце, и он приобретает истинную проницательность, и исчезает перед ним завеса, и дается ему способность творить чудеса, и он становится готовым к созерцанию Аллаха в этом Мире, принятию Его щедрости, великодушия и Его тайн».

Говорит Ибн ‘Араби: «Готовящийся (мутааххиб), если он погружается в зикр, пребывает в уединении, полностью отдавшись размышлениям, и сидит бедняком, не имея ничего, у двери Господа Своего, тогда Всевышний Аллах одаряет его, дает ему знание, открывает Божественные тайны и одаряет его мистическим познанием. И Он даровал это Хидру (мир ему). Сказал Всевышний: «…одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и даровали ему знание от Нас» (Пещера, 65). И сказал Он: «Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас» (Корова, 282).

И спросили аль-Джанида (да будет доволен им Аллах): «Как приобрел ты то, что приобрел?» Он ответил: «Путем сидения под этой лестницей в течение тридцати лет»[307].

И сказал Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тастари: «Абдаль[308] достигли этой ступени не иначе как из-за четырех вещей: держания себя впроголодь, бессонных ночей, молчания и отдаления от людей»[309].

И уединение, как говорит аль-Газали, «не осуществляется иначе, как в затемненном помещении, если же он не найдет затемненного места, он должен засунуть головы в вырез рубашки или завернуться в одежду или кусок ткани, и в таком виде внимать призыву Истины (т.е. Аллаха) и созерцать величественность Божественного собрания»[310].

Уединение у суфиев именуется «арба’иниййа». Это уединение, ограниченное определенным сроком, а именно – сорока днями. Это наименьший период уединения для тех, кого его душа и его дети отвлекают от того, чтобы провести в уединении всю свою жизнь. Они говорят: «Поистине, Сахль ибн ‘Абдуллах ел во все дни своего уединения (т.е сорок дней) одну и ту же пищу»[311]. Идею уединения они приписывают Дауду (мир ему), говоря: «Когда он совершил проступок, он пал ниц перед Аллахом, и пребывал в этом положении сорок дней – до тех пор, пока не пришло к нему прощение от Его Господа»[312].

В качестве доказательства законности уединения в Шариате они приводят хадис, приписываемый Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто отдался поклонению Аллаху в течение сорока дней, забьют родники мудрости из его сердца и достигнут его языка»[313].

Ахлю-с-Сунна: говорят: нет в Исламе уединения, о котором говорят суфии, и нет никакого подтверждения его предписанности ни в Коране, ни в Сунне, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не совершал подобного, и никто из сподвижников и выдающихся имамов не делал этого. Это нововведение (бид’а), внесенное в Ислам уже после праведных предков (салафов). От Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) же пришло только упоминание и’тикафа, неотлучного пребывании в мечети, но оно совершенно не похоже на уединение суфиев.

Суфийское уединение противоречит духу Ислама, который сделал индивидуума сильным, и общество сильным, целостным, сплоченным и взаимодействующим. Уединение же заставляет человека покидать джама’ат, отказываться от посещения пятничного намаза, визита к больному, участия в заупокойных молитвах (джаназа), общения с учеными и посещения братьев в Исламе, - все эти блага человек теряет по причине суфийского уединения.

Поистине, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не побуждал нас к уединению, но, напротив, побуждал нас к общению с людьми. Сказал он (да благословит его Аллах и приветствует): «Верующий, который поддерживает связь с людьми и терпит обиды, которые они ему причиняют, лучше, чем верующий, который не общается с людьми и не терпит наносимых ими обид» [314].

Далее, суфии поставили условие, что место уединения должно быть затемненным. Секрет этого понятен: ведь темноту и темные места любят джинны и шайтаны, и ночью они проявляют большую активность, чем днем, и затемненное место требуется для установления связи с ними.

Что же касается вышеупомянутых слов аль-Газали: «… в таком виде внимать призыву Истины (т.е. Аллаха) и созерцает величественность Божественного собрания», - то Мухаммад Фахр Шафака комментирует их следующим образом: «Посмотрите на эти указания: как же может давать их ученый-факых?! И где ему внимать зову Истины и созерцать величие Божественного присутствия, и кто дает ему гарантию, что то, что он видит и слышит, не является наущениями Шайтана и плодами больного воображения? Так обычно случается с теми, кто начинает потреблять очень мало пищи – ими овладевает меланхолия»[315].

Суфии также приводят в качестве аргумента уединения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его поклонение в пещере Хира. Но ведь это было до начала его посланнической миссии. Никто не передавал нам, что Посланник делал то же самое после этого события или побуждал к этому других. А то, что делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) до начала своей миссии и не делал после, не является узаконенным для нас, с этим согласны все ученые нашей Уммы.

Поистине, уединение суфиев позаимствовано из древних религий, основанных на телесных упражнениях – как христианство, буддизм и йога. И длительное голодание, которое практикуют суфии во время своего уединения, позаимствовано у представителей этих религий. Все мы видим, что их аскеты проводят долгое время без еды, а иногда и без питья.

И если мы внимательно рассмотрим подобные суфийские предписания, мы обнаружим, что они являются причиной уничтожения здорового и сильного исламского индивидуума и разрушения сильного и благополучного исламского общества. Ведь в уединении, например, ослабление тела и воздержание от работы, что приводит к бедности, и отсутствие интереса к родственникам и детям, и удобный случай для Шайтана завладеть человеком. Ведь Шайтан один, и от двоих он дальше, как говорится в хадисе…

Мы нуждаемся в сильном и благополучном исламском обществе, имеющим силу и энергию, знание и богатство для борьбы с отвратительным Шайтаном, строящим козни, и с сильным врагом-кяфиром, и поэтому сказал Всевышний: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага» (Добыча, 60).

И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, и в каждом из них благо…» [316]. Более того, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не разрешил поститься всю жизнь без перерыва и не разрешил поститься два дня подряд без ифтара. Самое большое, на что он дал позволение - пост через день. Это для сохранения силы тела мусульманина и его здоровья.

И, наконец, мы говорим: если уединение – благо, то все люди должны уединятся. А если они это сделают, кто же останется, чтобы работать? Представьте, к чему придет, в конце концов, наше общество… Что же губительнее для мусульманского общества, чем это?!..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: