Невозможность диктовать цену рынку

Однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

На данном рынке каждая из многочисленных фирм производит настолько незначительную долюобщего рыночного объема продукции, что увеличение или уменьшение ее производства не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, на рыночную цену, складывающуюся на основе взаимодействия спроса и предложения. Фирма воспринимает рыночную цену как цену, заданную извне, является «ценополучателем», она приспосабливается к рыночной цене, т.е. соглашается с ней, а не диктует ее. Поэтому цена на продукцию отдельной фирмы не будет падать по мере увеличения ею своих продаж, а кривая спроса для отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной оси абсцисс.

Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции.

4. Отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль новых производителей и выхода из нее, т.е. существует полная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов, которые без проблем перемещаются из одной отрасли в другую. При отсутствии барьеров имеют место абсолютная гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

5. Наличие совершенной информации о рынке.

Всем участникам рынка совершенной конкуренции доступна полная рыночная информация, т.е. продавцы и покупатели располагают необходимой информацией для принятия решения о производстве и покупке товара. На таком рынке не существует коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.

6. Автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов. Это означает, что их сговор в какой-либо форме исключается.

3. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция является распространенным типом рынка несовершенной конкуренции.

При несовершенной конкуренции производитель приобретает известную степень влияния на рынок, он или полностью контролирует цену на свой продукт, или в определенной мере осуществляет такой контроль. Степень контроля зависит от формы несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции он невелик и связан только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров.

В условиях монополистической конкуренции осуществляется производство товаров в легкой и пищевой промышленности, розничная торговля и многие другие виды деятельности, поскольку фирмы в этих отраслях производят дифференцированные товары в услуги.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерны следующие черты:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: